kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» «К вам Александр Андреевич Чацкий» (работа над I действием комедии)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»

«К вам Александр Андреевич Чацкий»

(работа над I  действием комедии)

Цель: выявление первоначального восприятия учащимися комедии «Горе от ума»; работая над текстом, выявить проблемы, которые ставит в комедии драматург; определить роль экспозиции и завязки драматического конфликта; развитие приемов устного словесного рисования, мизансценирования.

Оборудование: портрет драматурга, комедия «Горе от ума».

                                                   Эпиграф

                                                    В «Горе от ума» Грибоедова

                                                           поражает широта проблематики.

                                                                                        В.Г.Белинский

 

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

        Опрос учащихся по домашнему заданию:

  1. Что поразило вас в биографии А.С.Грибоедова?
  2. Был ли он знаком с декабристами?
  3. Какие слова велела высечь на надгробном памятнике жена Грибоедова Нина Чавчавадзе?
  4. Почему дела его бессмертны? ( «У меня государево дело первое и главное, а мои собственные ни в грош не ставлю» (Грибоедов)
  1. Мотивация учебной деятельности. Тема и цель урока.

Итак, ребята, мы вспомнили биографию писателя, а теперь продолжим знакомиться с творчеством Грибоедова, а именно будем работать над 1-ым действием комедии «Горе от ума». Задача наша – выяснить, какие проблемы и вопросы ставит в своем произведении Грибоедов и как он решает их через систему образов.

  1. Работа над темой урока.
    1. Слово учителя. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия Грибоедова «Горе от ума» занимает особое место. Она полна яркими характеристиками.
    2. История создания. ( сообщение учащихся)
    3. Жанр – стихотворная комедия
    4. Конфликт комедии – борьба нового, передового со старым, отживающим.
    5. Сюжет комедии несложен. После долгого отсутствия в Москву возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий.

                  Итак, обратимся к комедии. Было ли смешно вам, когда читали комедию?           ( Ответы: да, смешно: портреты и характеристики героев, их действия и рассуждения, очень много комических положений – перевод стрелки часов. Меткие и остроумные

 характеристики Чацкого о Скалозубе, Молчалине.  Нет, потому что автор показывает, как людей меняют на собак, отрывают детей от семьи, потом продают их – это уже не смешно.) Вывод: значит, комичное и серьезное соединились в пьесе.

     - Комедия называется «Горе от ума». Почему? Разве ум приносит горе?

     Ответ учащихся: Чацкий умный, свободолюбивый, в представлении окружающих он чудак, странный, а затем его вообще называют безумцем.

     - Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. «Ум» в грибоедовское время понимался как интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятием «умный» связывалась тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых взглядов, убеждений. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусовых, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Не такой, как они.

          6. Работа по 1-ому действию.

В 1-ом действии у Грибоедова уже намечены все проблемы, которые раскрываются в пьесе. Какие же они? Рассмотрим по порядку.

           7. Беседа по вопросам.

- Где происходит действие?

- С какими героями мы встретились, о ком услышали?

- Кто из персонажей сразу завоевывает ваши симпатии? Почему? Докажите текстом.

- Кто такой Фамусов? Как он ведет себя с Лизой? С Молчалиным?

- Расскажите об отношении к службе, к книгам, что говорит о воспитании, как оценивает людей.

- Что можно сказать о Софье?

- Теперь о Чацком. С появлением главного героя события разворачиваются в очень быстром темпе. Сам герой оживлен встречей. От кого узнали о нем?

- Чтение по ролям, явление 7.

- Каково психологическое состояние героя? ( Он взволнован, возбужден, произносит монолог с волнением и горячностью.

- Что указывает на это? ( Лексика «с жаром», речевое оформление указывает на определенную эмоциональную окрашенность речи).

 - Задание. Докажите, какой текст взволнованнее?

1)  Чуть свет, уж на ногах,

      И я у ваших ног. (целует руку)

      Поцелуйте же. Не ждали, говорите.

       Что ж, ради, нет, в лицо мне посмотрите.

      Удивлены, и только,       Вот прием.

2)   Чуть свет, уж на ногах!

      И я у ваших ног. ( с жаром целует руку)

      Поцелуйте же! Не ждали? Говорите!

      Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

      Удивлены? и только?       Вот прием!

Взволнованное состояние Чацкого выражается через определенный подбор слов (с жаром, ну, что ж, вот), через краткость реплик, паузы, между которыми дают герою возможность всмотреться в лицо Софьи, заглянуть ей в глаза. Вопросительные и восклицательные знаки не всегда обозначают вопрос и восклицание. Говорите! -  восклицательный знак выражает нетерпение, желание скорее услышать милый и дорогой голос Софьи. А в короткой реплике «Нет?»  не вопрос, а сколько убеждение и сомнение в том, что не может этого быть, что Софья не рада ему. 1-ый текст передает содержание речи, но не ее колорит, характер и состояние героя.

    -  Одна из тем разговора Чацкого с Софьей – «гоненье на Москву». Что не нравится Чацкому? Докажите текстом.

    -   Чацкий, как и Фамусов, говорит о воспитании. Но его возмущает что?

    -    Чем еще возмущается Чацкий? Докажите текстом.

  IV.  Итог урока.

   В беседе с Софьей Чацкий дает характеристику московскому барству, отмечая пустоту, ничтожность интересов, пошлость и застой его жизни. Есть еще два героя, о которых мы не сказали. Расскажите о Молчалине и Скалозубе.

    - Какие же проблемы ставит Грибоедов уже в 1-ом действии?

( о службе, о просвещении,  о воспитании, о рабском подражании всему иностранному, о крепостном праве)

   V. Домашнее задание: прочитать 2-ое действие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» «К вам Александр Андреевич Чацкий» (работа над I действием комедии) »

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»

«К вам Александр Андреевич Чацкий»

(работа над I действием комедии)

Цель: выявление первоначального восприятия учащимися комедии «Горе от ума»; работая над текстом, выявить проблемы, которые ставит в комедии драматург; определить роль экспозиции и завязки драматического конфликта; развитие приемов устного словесного рисования, мизансценирования.

Оборудование: портрет драматурга, комедия «Горе от ума».

Эпиграф

В «Горе от ума» Грибоедова

поражает широта проблематики.

В.Г.Белинский


Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Опрос учащихся по домашнему заданию:

    1. Что поразило вас в биографии А.С.Грибоедова?

    2. Был ли он знаком с декабристами?

    3. Какие слова велела высечь на надгробном памятнике жена Грибоедова Нина Чавчавадзе?

    4. Почему дела его бессмертны? ( «У меня государево дело первое и главное, а мои собственные ни в грош не ставлю» (Грибоедов)

  1. Мотивация учебной деятельности. Тема и цель урока.

Итак, ребята, мы вспомнили биографию писателя, а теперь продолжим знакомиться с творчеством Грибоедова, а именно будем работать над 1-ым действием комедии «Горе от ума». Задача наша – выяснить, какие проблемы и вопросы ставит в своем произведении Грибоедов и как он решает их через систему образов.

  1. Работа над темой урока.

      1. Слово учителя. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия Грибоедова «Горе от ума» занимает особое место. Она полна яркими характеристиками.

      2. История создания. ( сообщение учащихся)

      3. Жанр – стихотворная комедия

      4. Конфликт комедии – борьба нового, передового со старым, отживающим.

      5. Сюжет комедии несложен. После долгого отсутствия в Москву возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий.

Итак, обратимся к комедии. Было ли смешно вам, когда читали комедию? ( Ответы: да, смешно: портреты и характеристики героев, их действия и рассуждения, очень много комических положений – перевод стрелки часов. Меткие и остроумные

характеристики Чацкого о Скалозубе, Молчалине. Нет, потому что автор показывает, как людей меняют на собак, отрывают детей от семьи, потом продают их – это уже не смешно.) Вывод: значит, комичное и серьезное соединились в пьесе.

- Комедия называется «Горе от ума». Почему? Разве ум приносит горе?

Ответ учащихся: Чацкий умный, свободолюбивый, в представлении окружающих он чудак, странный, а затем его вообще называют безумцем.

- Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. «Ум» в грибоедовское время понимался как интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятием «умный» связывалась тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых взглядов, убеждений. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусовых, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Не такой, как они.

6. Работа по 1-ому действию.

В 1-ом действии у Грибоедова уже намечены все проблемы, которые раскрываются в пьесе. Какие же они? Рассмотрим по порядку.

7. Беседа по вопросам.

- Где происходит действие?

- С какими героями мы встретились, о ком услышали?

- Кто из персонажей сразу завоевывает ваши симпатии? Почему? Докажите текстом.

- Кто такой Фамусов? Как он ведет себя с Лизой? С Молчалиным?

- Расскажите об отношении к службе, к книгам, что говорит о воспитании, как оценивает людей.

- Что можно сказать о Софье?

- Теперь о Чацком. С появлением главного героя события разворачиваются в очень быстром темпе. Сам герой оживлен встречей. От кого узнали о нем?

- Чтение по ролям, явление 7.

- Каково психологическое состояние героя? ( Он взволнован, возбужден, произносит монолог с волнением и горячностью.

- Что указывает на это? ( Лексика «с жаром», речевое оформление указывает на определенную эмоциональную окрашенность речи).

- Задание. Докажите, какой текст взволнованнее?

1) Чуть свет, уж на ногах,

И я у ваших ног. (целует руку)

Поцелуйте же. Не ждали, говорите.

Что ж, ради, нет, в лицо мне посмотрите.

Удивлены, и только, Вот прием.

2) Чуть свет, уж на ногах!

И я у ваших ног. ( с жаром целует руку)

Поцелуйте же! Не ждали? Говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? и только? Вот прием!

Взволнованное состояние Чацкого выражается через определенный подбор слов (с жаром, ну, что ж, вот), через краткость реплик, паузы, между которыми дают герою возможность всмотреться в лицо Софьи, заглянуть ей в глаза. Вопросительные и восклицательные знаки не всегда обозначают вопрос и восклицание. Говорите! - восклицательный знак выражает нетерпение, желание скорее услышать милый и дорогой голос Софьи. А в короткой реплике «Нет?» не вопрос, а сколько убеждение и сомнение в том, что не может этого быть, что Софья не рада ему. 1-ый текст передает содержание речи, но не ее колорит, характер и состояние героя.

- Одна из тем разговора Чацкого с Софьей – «гоненье на Москву». Что не нравится Чацкому? Докажите текстом.

- Чацкий, как и Фамусов, говорит о воспитании. Но его возмущает что?

- Чем еще возмущается Чацкий? Докажите текстом.

IV. Итог урока.

В беседе с Софьей Чацкий дает характеристику московскому барству, отмечая пустоту, ничтожность интересов, пошлость и застой его жизни. Есть еще два героя, о которых мы не сказали. Расскажите о Молчалине и Скалозубе.

- Какие же проблемы ставит Грибоедов уже в 1-ом действии?

( о службе, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному, о крепостном праве)

V. Домашнее задание: прочитать 2-ое действие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кривошей Ирина Степановна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 136128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства