"Золотая" и "незолотая" молодежь 1 половины 19 века в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
"Золотая" и "незолотая" молодежь 1 половины 19 века в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Урок литературы в 9 классе на тему: ""Золотая" и "незолотая" молодежь 1 половины 19 века в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"" направлен на исследование молодого поколения в произведении. В ходе исследования молодое поколение в комедии мы условно делим на золотую и незолотую молодежь, детально рассматриваем каждый образ, создаем портретную и психологическую характеристику, делаем выводы. Также в итоге урока мы рассматриваем молодое поколение с позиции века нынешнего и века минувшего. Урок сопровождается презентацией, схемой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Золотая" и "незолотая" молодежь 1 половины 19 века в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" »
Тема: «Золотая» и «незолотая» молодежь 1 половины 19 века
в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Молодые люди не знают, чего хотят,
но полны решимости, добиться этого.
Федерико Феллини
Цель: исследование молодого поколения в комедии.
Задачи:
Образовательная - продолжить формирование навыков анализа драматического произведения;
Развивающая – развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся.
Воспитательная – воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация, текст комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Ход урока
Организационный момент
Сегодня мы с вами продолжаем изучение комедии А.С Грибоедова «Горе от ума», будем говорить о молодом поколении фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мысли молодого поколения на те или иные вещи.
Работа над темой урока
Анализ молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Говоря о молодом поколении в комедии Грибоедова, мы будем разделять его на «золотую» и «незолотую» молодежь.
В.: Как вы сами понимаете, что такое «золотая молодежь»? (учащиеся высказывают мнения)
«Золотая молодежь» - нарицательное название молодых людей, чью жизнь и будущее, в основном, устраивали их влиятельные или высокопоставленные родители, из-за чего она стала легкой и беззаботной, а сами они ее прожигателями.
«Незолотая молодежь» - это представители искусства, науки, в какой-то мере творческие люди, стремящиеся принести пользу своему отечеству и народу.
В.: Кого мы относим к золотой молодежи»?
О.: Репетилов, Скалозуб, Молчалин, Софья.
В.: А к «незолотой молодежи»?
О.: Чацкий, князь Федор, профессоры Петербургского педагогического института.
образ Репетилова
В.: Когда, а главное как появляется Репетилов в комедии?
О.: Вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется! И при этом сразу начинает говорить (чтение монолога)
В.: Что из этого становится понятно о Репетилове?
О.: Он поспешен, смешон, увлечен.
В.: Каков эффект от речи Репетилова?
О.: Высказывается полно, его монологи «заселены», дает яркие характеристики. Складывается такое ощущение, что говорит не он один, а сразу несколько людей.
В.: Он говорит, что входит в английском клубе в Секретный союз. О чем говорят они в нем?
О.: О камерах, присяжных. О Бейроне, ну о материях важных.
В.: Почему же тогда Чацкий считает, что надо «взашей прогнать и вас, и ваши тайны»?
О.: Опошление понятий.
Комментарий: В 1 половине 19в. в дворянском обществе царила мода на либерализм, пустоту и шумную деятельность (а точнее бездеятельность). Поэтому Грибоедов здесь разоблачает псевдолиберализм именно в Репетилове.
В.: Какое главное качество в Репетилове?
О.: Доброе сердце.
ЗВ.: Способен ли Репетилов и ему подобные что-либо изменить?
О.: «Шумите вы? и только?»
ЗВ.: Действительно ли Репетилов подвержен влиянию общественного мнения?
О.: Очень сильно, весть о безумии Чацкого. Мода. Быть всегда в центре этой моды. Это маска.
В.: Таким образом, каков Репетилов?
О.: Это человек очень сильно подвержен общественному мнению, смешон, увлечен.
В.: Кто также как Репетилов стремится к достижению высшего положения?
О.: Скалозуб.
Скалозуб Сергей Сергеич, полковник
В.: Как впервые мы знакомимся со Скалозубом?
О.: В начале комедии Лиза характеризует его как «золотой мешок, и метит в генералы» т.е. богатый и военный, потенциальный жених для Фамусова.
В.: К чему стремится Скалозуб, и какими путями он этого добивается?
О.: К генеральскому чину. Пути, которые он выбирает не всегда достойные:
«То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты»
Получает награды не за боевые заслуги.
Комментарий: 3 августа не было военных действий, было заключено перемирие и за это вручили всем награды, его брату – Святого Владимира 4 степени, а Скалозубу – орден Святой Алины 3 степени.
В.: Как относится к праздному образу жизни?
О.: Явно осуждает такой разгульный образ жизни, предпочитает военный порядок.
В.: Каковы его принципы?
О.: Лесть, угодничество, сластолюбие. Его девиз: « оказаться в правильное время в правильном месте».
ЗВ.: Достигнет ли Скалозуб своей цели? (Аргументируйте)
В.: Какой же Сергей Сергеич Скалозуб?
О.: Полковник, карьерист, хвастлив, прямолинеен, хотя это ему не вредит (как Чацкому), продвигается по службе за счет товарищей, беспринципен.
Молчалин Алексей Степанович
В.: Чем отличается Молчалин от других представителей «золотой молодежи»?
О.: Он не богат в отличие от других, не тка знатен, у него нет влиятельных родителей.
В.: Как вы охарактеризуете Молчалина?
О.: Милый молодой человек. Влюблен в Софью. Секретарь у Фамусова. Обладает деловыми качествами, достаточно образован.
В.: Как по мере развития сюжета происходит динамика образа Молчалина?
О.: «С барышней скромны, и с горничной повеса»
«ее по должности люблю» т.е. даже отношения строятся на выгоде.
О.: Нет. У него 2 таланта: умеренность и аккуратность и больше ничего. Она его слишком идеализирует.
В.: По каким критериям судит (оценивает) людей?
О.: По балам, праздникам (по богатству).
В.: Что из этого следует?
О.: Что он действительно относится к «золотой молодежи» фамусовского общества.
В.: Каковы же его принципы?
О.: Мне завещал отец…
«И награжденья брата, и весело пожить». Т.е. он привык всем угождать для достижения своих целей.
ЗВ.: Способен ли социальный потенциал Молчалина проложить ему дорогу в «верхи»?
ЗВ.: Нужны ли Молчалины обществу? (Аргументируйте)
Молчалин – молодой человек, с определенным уровнем образования и воспитания, достаточно умный, услужливый и т.д.
Софья.
В.: Охарактеризуйте Софью.
О.: Дочь Фамусова, девица 17 лет, дворянка, невеста на выданье. Страстная натура, чувствительна, прямолинейна.
В.: Каковы же ее идеалы?
О.: стр.57.
ЗВ.: Можно ли расценивать жизнь Софьи как роман? (аргументировать)
В.: Но чем он отличается от ее французских романов?
В.: Кто же из героев, по рождению и воспитанию должен принадлежать к «золотой молодежи», но принадлежит к «незолотой»?
Чацкий Александр Андреевич.
В.: Почему Чацкий, по происхождению принадлежащий к «золотой молодежи», по другую сторону фамусовского общества?
О.: Он путешествовал. Видел другие государства, другие системы правления. Он увидел все несовершенство этого общества, устаревшие ценности и идеалы. Поэтому он рад «служит делу, а не лицам», «служить бы рад, прислуживаться тошно». «И дым отечества нам сладок и приятен».
ЗВ.: Разумно ли Чацкий критикует фамусовское общество?
ЗВ.: По какому праву он позволяет себе это делать?
О.: Он сам его представитель и видит все изнутри. Также он путешествовал.
князь Федор и другие.
Не думаете что Чацкий – это один воин. И нет у него союзников. Это не так, так, например, князь Федор, племянник княгини, который занимается ботаникой и химией. Т.е., уже начинают появляться люди, которые стремятся к науке и хотят сделать существенный вклад в свое Отечество.
Схема:
Молодое поколение
«Золотая молодежь» «незолотая молодежь»
Репетилов Чацкий
Скалозуб князь Федор
Молчалин профессоры Петербургского
Софья педагогического института
Подведение итогов.
Все они – люди одного поколения, но они представляют две совершенно различные общественные группировки.
«век минувший» «век нынешний»
Высшее счастье получать чины, выступают против реакционного
«и награжденья брата и весело пожить» общества в защиту свободы,
Это приспособленцы, чинопочитатели, просвещения, национальной
душители ума. культуры.
Домашнее задание. Познакомиться со статьей И.А.Гончарова «Мильон терзаний» и сделать тезисный конспект по следующим вопросам: