kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Золотая" и "незолотая" молодежь 1 половины 19 века в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе на тему: ""Золотая" и "незолотая" молодежь 1 половины 19 века в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"" направлен на исследование молодого поколения в произведении. В ходе исследования молодое поколение в комедии мы условно делим на золотую и незолотую молодежь, детально рассматриваем каждый образ, создаем портретную и психологическую характеристику, делаем выводы. Также в итоге урока мы рассматриваем молодое поколение с позиции века нынешнего и века минувшего. Урок сопровождается презентацией, схемой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Золотая" и "незолотая" молодежь 1 половины 19 века в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" »


Тема: «Золотая» и «незолотая» молодежь 1 половины 19 века

в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»


Молодые люди не знают, чего хотят,

но полны решимости, добиться этого.

Федерико Феллини


Цель: исследование молодого поколения в комедии.

Задачи:

  1. Образовательная - продолжить формирование навыков анализа драматического произведения;

  2. Развивающая – развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся.

  3. Воспитательная – воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).


Вид урока: урок-исследование.


Оборудование: презентация, текст комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».



Ход урока


  1. Организационный момент

Сегодня мы с вами продолжаем изучение комедии А.С Грибоедова «Горе от ума», будем говорить о молодом поколении фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мысли молодого поколения на те или иные вещи.


  1. Работа над темой урока

Анализ молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


Говоря о молодом поколении в комедии Грибоедова, мы будем разделять его на «золотую» и «незолотую» молодежь.


В.: Как вы сами понимаете, что такое «золотая молодежь»? (учащиеся высказывают мнения)


«Золотая молодежь» - нарицательное название молодых людей, чью жизнь и будущее, в основном, устраивали их влиятельные или высокопоставленные родители, из-за чего она стала легкой и беззаботной, а сами они ее прожигателями.


«Незолотая молодежь» - это представители искусства, науки, в какой-то мере творческие люди, стремящиеся принести пользу своему отечеству и народу.


В.: Кого мы относим к золотой молодежи»?

О.: Репетилов, Скалозуб, Молчалин, Софья.

В.: А к «незолотой молодежи»?

О.: Чацкий, князь Федор, профессоры Петербургского педагогического института.

образ Репетилова

В.: Когда, а главное как появляется Репетилов в комедии?

О.: Вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется! И при этом сразу начинает говорить (чтение монолога)

В.: Что из этого становится понятно о Репетилове?

О.: Он поспешен, смешон, увлечен.

В.: Каков эффект от речи Репетилова?

О.: Высказывается полно, его монологи «заселены», дает яркие характеристики. Складывается такое ощущение, что говорит не он один, а сразу несколько людей.

В.: Он говорит, что входит в английском клубе в Секретный союз. О чем говорят они в нем?

О.: О камерах, присяжных. О Бейроне, ну о материях важных.

В.: Почему же тогда Чацкий считает, что надо «взашей прогнать и вас, и ваши тайны»?

О.: Опошление понятий.

Комментарий: В 1 половине 19в. в дворянском обществе царила мода на либерализм, пустоту и шумную деятельность (а точнее бездеятельность). Поэтому Грибоедов здесь разоблачает псевдолиберализм именно в Репетилове.

В.: Какое главное качество в Репетилове?

О.: Доброе сердце.

ЗВ.: Способен ли Репетилов и ему подобные что-либо изменить?

О.: «Шумите вы? и только?»

ЗВ.: Действительно ли Репетилов подвержен влиянию общественного мнения?

О.: Очень сильно, весть о безумии Чацкого. Мода. Быть всегда в центре этой моды. Это маска.

В.: Таким образом, каков Репетилов?

О.: Это человек очень сильно подвержен общественному мнению, смешон, увлечен.

В.: Кто также как Репетилов стремится к достижению высшего положения?

О.: Скалозуб.

Скалозуб Сергей Сергеич, полковник

В.: Как впервые мы знакомимся со Скалозубом?

О.: В начале комедии Лиза характеризует его как «золотой мешок, и метит в генералы» т.е. богатый и военный, потенциальный жених для Фамусова.

В.: К чему стремится Скалозуб, и какими путями он этого добивается?

О.: К генеральскому чину. Пути, которые он выбирает не всегда достойные:

«То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты»

Получает награды не за боевые заслуги.


Комментарий: 3 августа не было военных действий, было заключено перемирие и за это вручили всем награды, его брату – Святого Владимира 4 степени, а Скалозубу – орден Святой Алины 3 степени.


В.: Как относится к праздному образу жизни?

О.: Явно осуждает такой разгульный образ жизни, предпочитает военный порядок.

В.: Каковы его принципы?

О.: Лесть, угодничество, сластолюбие. Его девиз: « оказаться в правильное время в правильном месте».

ЗВ.: Достигнет ли Скалозуб своей цели? (Аргументируйте)

В.: Какой же Сергей Сергеич Скалозуб?

О.: Полковник, карьерист, хвастлив, прямолинеен, хотя это ему не вредит (как Чацкому), продвигается по службе за счет товарищей, беспринципен.

Молчалин Алексей Степанович

В.: Чем отличается Молчалин от других представителей «золотой молодежи»?

О.: Он не богат в отличие от других, не тка знатен, у него нет влиятельных родителей.

В.: Как вы охарактеризуете Молчалина?

О.: Милый молодой человек. Влюблен в Софью. Секретарь у Фамусова. Обладает деловыми качествами, достаточно образован.

В.: Как по мере развития сюжета происходит динамика образа Молчалина?

О.: «С барышней скромны, и с горничной повеса»

«ее по должности люблю» т.е. даже отношения строятся на выгоде.

В.: Как его характеризует Софья?

О.: Трудолюбивый, покладистый, добрый, уважает старших, умен в меру, уступчив, скромен, тих.

В.: Действительно ли Молчалин настолько идеален?

О.: Нет. У него 2 таланта: умеренность и аккуратность и больше ничего. Она его слишком идеализирует.

В.: По каким критериям судит (оценивает) людей?

О.: По балам, праздникам (по богатству).

В.: Что из этого следует?

О.: Что он действительно относится к «золотой молодежи» фамусовского общества.

В.: Каковы же его принципы?

О.: Мне завещал отец…

«И награжденья брата, и весело пожить». Т.е. он привык всем угождать для достижения своих целей.

ЗВ.: Способен ли социальный потенциал Молчалина проложить ему дорогу в «верхи»?

ЗВ.: Нужны ли Молчалины обществу? (Аргументируйте)

Молчалин – молодой человек, с определенным уровнем образования и воспитания, достаточно умный, услужливый и т.д.

Софья.

В.: Охарактеризуйте Софью.

О.: Дочь Фамусова, девица 17 лет, дворянка, невеста на выданье. Страстная натура, чувствительна, прямолинейна.

В.: Каковы же ее идеалы?

О.: стр.57.

ЗВ.: Можно ли расценивать жизнь Софьи как роман? (аргументировать)

В.: Но чем он отличается от ее французских романов?

В.: Кто же из героев, по рождению и воспитанию должен принадлежать к «золотой молодежи», но принадлежит к «незолотой»?

Чацкий Александр Андреевич.

В.: Почему Чацкий, по происхождению принадлежащий к «золотой молодежи», по другую сторону фамусовского общества?

О.: Он путешествовал. Видел другие государства, другие системы правления. Он увидел все несовершенство этого общества, устаревшие ценности и идеалы. Поэтому он рад «служит делу, а не лицам», «служить бы рад, прислуживаться тошно». «И дым отечества нам сладок и приятен».

ЗВ.: Разумно ли Чацкий критикует фамусовское общество?

ЗВ.: По какому праву он позволяет себе это делать?

О.: Он сам его представитель и видит все изнутри. Также он путешествовал.

князь Федор и другие.

Не думаете что Чацкий – это один воин. И нет у него союзников. Это не так, так, например, князь Федор, племянник княгини, который занимается ботаникой и химией. Т.е., уже начинают появляться люди, которые стремятся к науке и хотят сделать существенный вклад в свое Отечество.

Схема:

Молодое поколение


«Золотая молодежь» «незолотая молодежь»

Репетилов Чацкий

Скалозуб князь Федор

Молчалин профессоры Петербургского

Софья педагогического института


  1. Подведение итогов.

Все они – люди одного поколения, но они представляют две совершенно различные общественные группировки.


«век минувший» «век нынешний»

Высшее счастье получать чины, выступают против реакционного

«и награжденья брата и весело пожить» общества в защиту свободы,

Это приспособленцы, чинопочитатели, просвещения, национальной

душители ума. культуры.

  1. Домашнее задание. Познакомиться со статьей И.А.Гончарова «Мильон терзаний» и сделать тезисный конспект по следующим вопросам:

  1. О комедии «Горе от ума».

  2. Образ Чацкого.

  3. Образ Софьи.

  4. Взаимоотношения Чацкого и Софьи.

  5. Драма Софьи

  6. Онегин – Печорин – Чацкий.

  7. Кто Чацкий – победитель или побежденный?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Золотая" и "незолотая" молодежь 1 половины 19 века в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Автор: Середникова Ксения Владимировна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157958


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства