Мотивационный этап. Цели: активизировать умственную деятельность уч-ся; развивать умение работать над понятием и устную монологическую речь. | Беседа: Часто ли нам приходится в жизни произносить слово ГЕРОЙ? А что вы вкладываете в это понятие? Задание: Создайте кластер или денотатный граф по теме «ГЕРОЙ» Продемонстрируйте свои работы На какие два представления о герое мы вышли? -Сегодня на уроке мы тоже будем говорить о герое лермонтовского романа. Откройте тетради и запишите тему урока « Смысл названия романа «Герой нашего времени» | Предполагаемые ответы: -НЕТ -Какая-нибудь исключительная личность -Уч-ся делятся на группы и выполняют задания по выбору -Уч-ся представляют свои работы. Предполагаемый кластер Герой - исключительная личность (способная на подвиг, решительный поступок); герой-антигерой (носит иронический смысл) -Записывают тему урока. |
Цель: умение выделять главное, аргументировать свой ответ. Операционно-деятельностный этап. Цели: развивать логическое мышление, умение критически мыслить по теме. | -Обратимся к эпиграфу: Может быть, некоторые читатели захотят узнать мнение о характере Печорина. Мой ответ-заглавие этой книги. М.Ю.Лермонтов (из предисловия к «Журналу Печорина) -Выделите ключевые слова в эпиграфе. -Конкретизируйте: заглавие книги-ответ на что? (здесь учитель знакомит учащихся с определением философско - психологического романа, акцентируя внимание учащихся на то, что в центре здесь будет личность в неразрывной связи с обществом). -Сформулируйте цель урока. -Почему так важно нам разобраться в этом? -Прошу вас заполнить дискуссионную карту: ДА | Печорин-герой или антигерой? | НЕТ | 1. | | 1 | 2 | | 2 | 3 | | 3 | -Обсудите ваши аргументы в группах. После обсуждения каждый из вас должен записать только один аргумент(либо «ДА», либо «НЕТ») в среднюю колонку дискуссионной карты. -Прошу вас разделиться на группы: одна группа будет представлять « внутреннее кольцо», все другие- «внешнее кольцо». | -Читают эпиграф. -Выделяют и называют ключевые слова: «характер Печорина», «ответ-заглавие книги» -Ответ на вопрос: каков характер Печорина? -Герой ли он в буквальном смысле или антигерой? -Формулируют цель: разрешить дилемму - Печорин-герой или антигерой? -Решив эту проблему, мы выйдем на осмысление названия романа. -Заполняют карту(индивидуально) -Обсуждают аргументы, записывают один аргумент в среднюю колонку (склоняясь либо к «ДА», либо к «НЕТ». -Учащиеся получают инструкцию по ведению дискуссии по принципу «Двойного кольца Сократа». -Учащиеся «внутреннего кольца» обсуждают проблему урока; учащиеся «внешнего кольца» создают модели по полученной информации. |
Рефлексивно-оценочный этап. Цель: развивать умение создавать связный текст, стимулировать обмен мнениями. Домашнее задание: | -Предлагаю вам написать эссе по темам (на выбор): «Так что же Лермонтов хотел сказать читателю названием своего романа?» или «Какие черты личности Печорина определяются эпохой и позволяют назвать его героем своего времени?» -Отобрать высказывания критиков о Печорине (2-3); составить пятистишия, обобщив информацию по критическим высказываниям в нескольких словах (по форме пятистишия) | по полученной от учащихся «внутреннего кольца» информации; они также высказывают свое собственное видение проблемы. -Учащиеся пишут эссе на заданную тему (тем самым реализуется личностно-ориентированный подход к теме урока). -Обсуждают работы в группах. Лучшие работы (по мнению ребят) зачитываются в классе (по данным творческим работам учитель выставляет оценки за урок). -Записывают домашнее задание. |