kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Человек есть тайна. Анализ образа Печорина(по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ образа Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Анализ главы «Княжна Мери». Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.

Цели: продолжить работу над романом, дополняющую знания учащихся о его идейном содержании, составить характеристику главного героя в ходе анализа его поступков, «чтения» страниц печоринского дневника; обратить внимание учащихся на особенности композиции романа;  развивать умения учащихся в постижении скрытого смысла литературного произведения, создать условия для выражения учениками собственной точки зрения.

Оборудование: запись на доске,  листы с заданиями для работы в группах.

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

В главе «Княжна Мери» Печорин показан во взаимоотношениях с людьми своего круга. Система образов выстроена так, что способствует раскрытию характера главного героя.

- В отношениях с кем раскрывается его внутренняя жизнь? (Вернер, Вера)  В этой части мы узнаём о лучшей части его души.

- Какие герои помогают раскрыть внешнюю сторону его жизни? (Грушницкий, Мери)

В привычном окружении Печорин демонстрирует всю силу  своих способностей. Здесь ему понятно и доступно любое желание, он легко предсказывает события и осуществляет свои планы. Каждого человека Печорин заставляет задуматься, открыть своё истинное лицо, сбросить маску. НО! и сам он  вынужден, проводя нравственные эксперименты, испытывать новые нравственные нормы.

- В каких строчках Печорин признаётся в бесконечных противоречиях?

Уже первые воспоминания о нём других героев фиксируют странность и двойственность впечатления, которое он производит.

Постановка проблемного вопроса урока.

Какой он, Печорин? Что мешает этому человеку жить счастливо?

  Постановка темы и цели урока. 

На сегодняшнем уроке мы должны определить, в чем противоречия натуры главного героя, что раскрывается  перед читателем в ходе самоанализа Печорина?

Работа над темой урока.

Фронтальная беседа

1. Одинаков ли Печорин в обществе и наедине с собой?

2. Как герой воспринимает «общество на водах»?

3. Почему люди, за которыми он наблюдает, вызывают в нём иронию?

 ( главное для них не внутренняя жизнь, а внешний лоск)

Учитель: Для Печорина важно заглянуть человеку в глаза, у остальных же  - в руках лорнет, исключающий духовный контакт. Но ведь и сам Печорин наводит лорнет на Мери, скажете вы и будете правы. В этом парадоксальность нашего героя: критично относиться к людям и жить по их законам- в отсутствие настоящего дела это хоть какая-то способность действовать. Игра – это суть Печорина, его маска. Тем интереснее нам будет сегодня разобраться в правилах его игры.

Работа в группах

       Печорин и Грушницкий

Почему Печорин столь непримирим в отношении Грушницкого?

Верно ли, что есть моменты, когда и Печорин ведёт себя подобно Грушницкому?

Печорин во многом виноват, но  симпатии читателя часто на его стороне. Почему?

Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

Микроитог: Герои сходны, но одновременно являются и противоположными: Печорин в конфликте с обществом, Грушницкий – его часть, Печорин не находит себе достойной деятельности,  Грушницкий  стремится к показной. Слабость характера может привести к преступлению, и тогда нет оправдания человеку, который только слаб. Поэтому мы  и не можем жалеть Грушницкого, поэтому Печорин снова представляется нам человеком благородным.     

Печорин и Вернер

В чем сходство этих героев? (большие интеллектуальные запросы)

В чем отличия? (Вернер – эгоист сознательный, принципиальный, он не стремится к более высокой нравственности, т.к. не видит реальной возможности её осуществить, он лишён внутренней активности Печорина)

Как объясните фразу: «Вот люди, все они таковы…»  (эгоистическая подоплёка ещё больше упорядочилась в сознании Печорина)

Вера

Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее?

Чем она не похожа на Мери?

Почему и для Веры он ничем не жертвует?

Проанализируйте сцену погони: представьте, что Печорин догнал Веру, стал бы он счастливым? Сделал бы её счастливее?

Микроитог: Нет! Печорин не может быть счастливым и не может никому дать счастья – в этом его трагедия. «…и если бы…кто-нибудь меня увидел. Он бы с презрением отвернулся…» - вот почему Печорин не может быть счастливым.едва проснётся в нём подлинное, настоящее, он оглядывается: не видел ли кто? Сам герой отворачивается от лучшего в себе.

Обобщение.

Каким мы увидели Печорина? Каково ваше отношение к герою?

Почему читателю жаль Печорина? ( при всём знании людей для него закрыто главное: он лишён счастья жалеть и любить безрассудно)

Как сам Печорин объясняет невозможность ступить на путь, где «тихие радости»? ( «тихие радости» нужны тому, у кого есть и бури, и страсти, а он обременён своей ненужностью, ему некуда приложить свои силы, спокойствие не осчастливит, а ещё более отяготит)

Композиция романа .

Что даёт читателю необычное построение романа? (заинтересованность читателя судьбой героя, мы можем проследить историю его внутренней жизни, можем увидеть героя сразу в двух планах)

Домашнее задание.

Подготовиться к комментированному чтению главы «Фаталист»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Человек есть тайна. Анализ образа Печорина(по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени") »

Тема: Человек есть тайна…

Анализ образа Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Анализ главы «Княжна Мери». Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.

Цели: продолжить работу над романом, дополняющую знания учащихся о его идейном содержании, составить характеристику главного героя в ходе анализа его поступков, «чтения» страниц печоринского дневника; обратить внимание учащихся на особенности композиции романа; развивать умения учащихся в постижении скрытого смысла литературного произведения, создать условия для выражения учениками собственной точки зрения.

Оборудование: запись на доске, листы с заданиями для работы в группах.

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

В главе «Княжна Мери» Печорин показан во взаимоотношениях с людьми своего круга. Система образов выстроена так, что способствует раскрытию характера главного героя.

- В отношениях с кем раскрывается его внутренняя жизнь? (Вернер, Вера) В этой части мы узнаём о лучшей части его души.

- Какие герои помогают раскрыть внешнюю сторону его жизни? (Грушницкий, Мери)

В привычном окружении Печорин демонстрирует всю силу своих способностей. Здесь ему понятно и доступно любое желание, он легко предсказывает события и осуществляет свои планы. Каждого человека Печорин заставляет задуматься, открыть своё истинное лицо, сбросить маску. НО! и сам он вынужден, проводя нравственные эксперименты, испытывать новые нравственные нормы.

- В каких строчках Печорин признаётся в бесконечных противоречиях?

Уже первые воспоминания о нём других героев фиксируют странность и двойственность впечатления, которое он производит.

Постановка проблемного вопроса урока.

Какой он, Печорин? Что мешает этому человеку жить счастливо?

Постановка темы и цели урока.

На сегодняшнем уроке мы должны определить, в чем противоречия натуры главного героя, что раскрывается перед читателем в ходе самоанализа Печорина?

Работа над темой урока.

Фронтальная беседа

1. Одинаков ли Печорин в обществе и наедине с собой?

2. Как герой воспринимает «общество на водах»?

3. Почему люди, за которыми он наблюдает, вызывают в нём иронию?

( главное для них не внутренняя жизнь, а внешний лоск)

Учитель: Для Печорина важно заглянуть человеку в глаза, у остальных же - в руках лорнет, исключающий духовный контакт. Но ведь и сам Печорин наводит лорнет на Мери, скажете вы и будете правы. В этом парадоксальность нашего героя: критично относиться к людям и жить по их законам- в отсутствие настоящего дела это хоть какая-то способность действовать. Игра – это суть Печорина, его маска. Тем интереснее нам будет сегодня разобраться в правилах его игры.

Работа в группах

Печорин и Грушницкий

Почему Печорин столь непримирим в отношении Грушницкого?

Верно ли, что есть моменты, когда и Печорин ведёт себя подобно Грушницкому?

Печорин во многом виноват, но симпатии читателя часто на его стороне. Почему?

Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

Микроитог: Герои сходны, но одновременно являются и противоположными: Печорин в конфликте с обществом, Грушницкий – его часть, Печорин не находит себе достойной деятельности, Грушницкий стремится к показной. Слабость характера может привести к преступлению, и тогда нет оправдания человеку, который только слаб. Поэтому мы и не можем жалеть Грушницкого, поэтому Печорин снова представляется нам человеком благородным.

Печорин и Вернер

В чем сходство этих героев? (большие интеллектуальные запросы)

В чем отличия? (Вернер – эгоист сознательный, принципиальный, он не стремится к более высокой нравственности, т.к. не видит реальной возможности её осуществить, он лишён внутренней активности Печорина)

Как объясните фразу: «Вот люди, все они таковы…» (эгоистическая подоплёка ещё больше упорядочилась в сознании Печорина)

Вера

Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее?

Чем она не похожа на Мери?

Почему и для Веры он ничем не жертвует?

Проанализируйте сцену погони: представьте, что Печорин догнал Веру, стал бы он счастливым? Сделал бы её счастливее?

Микроитог: Нет! Печорин не может быть счастливым и не может никому дать счастья – в этом его трагедия. «…и если бы…кто-нибудь меня увидел. Он бы с презрением отвернулся…» - вот почему Печорин не может быть счастливым.едва проснётся в нём подлинное, настоящее, он оглядывается: не видел ли кто? Сам герой отворачивается от лучшего в себе.

Обобщение.

Каким мы увидели Печорина? Каково ваше отношение к герою?

Почему читателю жаль Печорина? ( при всём знании людей для него закрыто главное: он лишён счастья жалеть и любить безрассудно)

Как сам Печорин объясняет невозможность ступить на путь, где «тихие радости»? ( «тихие радости» нужны тому, у кого есть и бури, и страсти, а он обременён своей ненужностью, ему некуда приложить свои силы, спокойствие не осчастливит, а ещё более отяготит)

Композиция романа .

Что даёт читателю необычное построение романа? (заинтересованность читателя судьбой героя, мы можем проследить историю его внутренней жизни, можем увидеть героя сразу в двух планах)

Домашнее задание.

Подготовиться к комментированному чтению главы «Фаталист»



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Рыжкова Лилия Викторовна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства