kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Терминологический диктант на уроке литературы в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Терминологические диктанты – это такой вид работы, который дает возможность быстро и всесторонне проверить знания учеников по теме, которую изучают, знание текста литературного произведения. Терминологические диктанты подобны тестовым заданиям: можно сразу же проверить правильность выполненной работы. Но в отличие от тестов, где необходимо выбрать один или несколько правильных ответов, предлагаемый вид работы предполагает дать ответ самостоятельно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Терминологический диктант на уроке литературы в 5 классе»

Диктанты на уроках литературы в 5 классе

Автор: Мерзлякова М.И, учитель МАОУ «СОШ №134» г. Перми

Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при анализе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.

Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей.

Диктанты по литературе в 5 классе имеют различные форматы. Чаще всего провожу терминологические диктанты и литературные диктанты.

Остановлюсь на терминологическом диктанте.

Терминологические диктанты – это такой вид работы, который дает возможность быстро и всесторонне проверить знания учеников по теме, которую изучают, знание текста литературного произведения. Терминологические диктанты подобны тестовым заданиям: можно сразу же проверить правильность выполненной работы. Но в отличие от тестов, где необходимо выбрать один или несколько правильных ответов, предлагаемый вид работы предполагает дать ответ самостоятельно.

Подготовку к диктанту проводим заранее. Комментируя художественное произведение на уроке, знакомим учащихся с жанром и родом литературы, особенностями стиля писателя и выразительными средствами. Обращаем особое внимание на статьи учебника, в которых авторы учебника дают определения терминов. Комментируем эпизод, в котором использовано, например, данное средство выразительности. На последующих уроках проверяем, как учащиеся запомнили новые термины. В качестве домашнего задания учащиеся письменно объясняют значения терминов, данных учителем, и приводят примеры.

На следующем уроке проводится терминологический диктант по изучаемому произведению или по ранее изученным.Учитель читает термины, ученики правильно записывают слова и объясняют их значение. После проверки проводится работа над ошибками диктанта.

Терминологические диктанты, как правило, проводятся в начале урока (проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний) или в конце (итог, обобщение).

Терминологические диктанты дают возможность оценить практически всех учащихся, экономно используя при этом время.

Терминологический диктант для 5 класса


Аллегория – (иносказание), иносказательное изображение предмета, явления.

Баллада – стихотворение, в основе которого историческое событие, предание.

Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, где

 есть иносказание, а главный герой – животные, растения, вещи. 

Былина – героическая песня о богатырях и исторических событиях.

Герой литературного произведения – действующее лицо, персонаж.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств предмета. 

Жанр – вид художественного произведения. 

Идея – основная мысль художественного произведения.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. 

Портрет – изображение внешности героя в художественном произведении.

Рассказ – небольшое эпическое произведение о событии в жизни человека.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, фантастических событиях

               и приключениях.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления (сравнения)

                      с другим. 

Тема – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.

Фольклор – произведения устного  творчества, созданного народом. 

Эффективность словарной работы усиливается всевозможными дополнительными заданиями (словарными диктантами, интеллектуальными играми, тестами и т.п.). В итоге появляется возможность выйти на анализ  художественного произведения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Терминологический диктант на уроке литературы в 5 классе

Автор: Мерзлякова Марина Ивановна

Дата: 23.06.2022

Номер свидетельства: 610468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Презентация к урокам литературы "Краткий словарь литературных терминов""
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiiakurokamlitieraturykratkiislovarlitieraturnykhtierminov"
    ["file_id"] => string(6) "280223"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453350024"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Адаптированная программа по алтайской литературе"
    ["seo_title"] => string(49) "adaptirovannaia_programma_po_altaiskoi_literature"
    ["file_id"] => string(6) "595903"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1640252846"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Художественный мир М. Ю. Лермонтова"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_khudozhiestviennyi_mir_m_iu_liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "454685"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517754812"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
    ["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "113459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410262669"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок развития речи в 5 классе "Повествовать - значит рассказывать""
    ["seo_title"] => string(66) "urok-razvitiia-riechi-v-5-klassie-poviestvovat-znachit-rasskazyvat"
    ["file_id"] => string(6) "276413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452711848"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства