Терминологический диктант на уроке литературы в 5 классе
Терминологический диктант на уроке литературы в 5 классе
Терминологические диктанты – это такой вид работы, который дает возможность быстро и всесторонне проверить знания учеников по теме, которую изучают, знание текста литературного произведения. Терминологические диктанты подобны тестовым заданиям: можно сразу же проверить правильность выполненной работы. Но в отличие от тестов, где необходимо выбрать один или несколько правильных ответов, предлагаемый вид работы предполагает дать ответ самостоятельно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Терминологический диктант на уроке литературы в 5 классе»
Диктанты на уроках литературы в 5 классе
Автор: Мерзлякова М.И, учитель МАОУ «СОШ №134» г. Перми
Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при анализе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.
Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей.
Диктанты по литературе в 5 классе имеют различные форматы. Чаще всего провожу терминологические диктанты и литературные диктанты.
Остановлюсь на терминологическом диктанте.
Терминологические диктанты – это такой вид работы, который дает возможность быстро и всесторонне проверить знания учеников по теме, которую изучают, знание текста литературного произведения. Терминологические диктанты подобны тестовым заданиям: можно сразу же проверить правильность выполненной работы. Но в отличие от тестов, где необходимо выбрать один или несколько правильных ответов, предлагаемый вид работы предполагает дать ответ самостоятельно.
Подготовку к диктанту проводим заранее. Комментируя художественное произведение на уроке, знакомим учащихся с жанром и родом литературы, особенностями стиля писателя и выразительными средствами. Обращаем особое внимание на статьи учебника, в которых авторы учебника дают определения терминов. Комментируем эпизод, в котором использовано, например, данное средство выразительности. На последующих уроках проверяем, как учащиеся запомнили новые термины. В качестве домашнего задания учащиеся письменно объясняют значения терминов, данных учителем, и приводят примеры.
На следующем уроке проводится терминологический диктант по изучаемому произведению или по ранее изученным.Учитель читает термины, ученики правильно записывают слова и объясняют их значение. После проверки проводится работа над ошибками диктанта.
Терминологические диктанты, как правило, проводятся в начале урока (проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний) или в конце (итог, обобщение).
Терминологические диктанты дают возможность оценить практически всех учащихся, экономно используя при этом время.
Терминологический диктантдля 5 класса
Аллегория – (иносказание), иносказательное изображение предмета, явления.
Баллада – стихотворение, в основе которого историческое событие, предание.
Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, где
есть иносказание, а главный герой – животные, растения, вещи.
Былина – героическая песня о богатырях и исторических событиях.
Герой литературного произведения – действующее лицо, персонаж.
Идея – основная мысль художественного произведения.
Пейзаж – картина природы в художественном произведении.
Портрет – изображение внешности героя в художественном произведении.
Рассказ – небольшое эпическое произведение о событии в жизни человека.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, фантастических событиях
и приключениях.
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления (сравнения)
с другим.
Тема – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
Фольклор – произведения устного творчества, созданного народом.
Эффективность словарной работы усиливается всевозможными дополнительными заданиями (словарными диктантами, интеллектуальными играми, тестами и т.п.). В итоге появляется возможность выйти на анализ художественного произведения.
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}