kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Темы и мотивы философской лирики М. Ю. Лермонтова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы с вами снова погружаемся в мир поэзии М. Ю. Лермонтова, снова будем стараться понять его лирического героя – этого странного человека: сильного и в то же время слабого, злого и доброго, любящего и ненавидящего одновременно. 

Просмотр содержимого документа
«Темы и мотивы философской лирики М. Ю. Лермонтова.»

10 класс (угл. уровень)

Урок 8. Темы и мотивы философской лирики М. Ю. Лермонтова.

Цели: учащиеся должны услышать и понять, как в стихах Лермонтова решаются проблемы счастья, жизни и смерти, любви и ненависти; постичь мир лирического героя Лермонтова.



Эпиграф к уроку: Тем я несчастлив, добрые люди,

Что звезды и небо – звезды и небо!

А я – человек…

М. Ю. Лермонтов

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели урока.

Сегодня мы с вами снова погружаемся в мир поэзии М. Ю. Лермонтова, снова будем стараться понять его лирического героя – этого странного человека: сильного и в то же время слабого, злого и доброго, любящего и ненавидящего одновременно. Вчитайтесь в тему.

- Почему такая постановка темы оправдана, если мы говорим о лирике Лермонтова?

(Всякое чувство у него проходит не только через сердце, но и через голову.)


II.Новый материал.

Философские проблемы:

Добро и зло;

Жизнь и смерть;

Смысл человеческой жизни;

Счастье;

Любовь и ненависть;

Природа и человек.


- Что такое философия?

( Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления). Основной вопрос философии – что первично: материя или сознание?


- Что лежит в основе лирики Лермонтова? Идея (душа) или что-то материальное? В чем он ищет опору?

Обратитесь к эпиграфу, который поможет вам в поиске ответа на вопрос.

- Прежде, чем говорить о том, как думают Лермонтов и его лирический герой, нужно попытаться разобраться, что же он за человек.

В. Г. Белинский сказал о поэте: «Нет, это не Пушкин, это другой».

- Почему же он не Пушкин? Не Байрон? В чем проявляется то, что он другой?

Человек, живущий в эпоху реакции, вынужденный скрывать свои чувства и мысли, пишет стихи. Именно в них раскрывает свою душу. Что таится в ней?

- Проанализируйте стихотворения, попытайтесь проникнуть в мир лирического героя, понять его мысли и состояние. Кроме того, среди предложенных картин найдите одну, наиболее близкую по духу.

-Ваши ответы запишите в таблицу . Главное требование к ответам – обоснованность, обращение к тексту.

Стихотворение

М. Ю. Лермонтова

Картина, соответствующая

настроению лирического героя

произведения

«Родина»


«Пленный рыцарь»


«Я не хочу, чтоб свет узнал»


«Дума»


«Я не для ангелов и рая»




  1. Тема добра и зла.

Вы все, конечно, почувствовали, каким противоречивым характером обладал М. Ю. Лермонтов. Какие стороны, светлые или темные, преобладают в его характере? Давайте попробуем, основываясь на внимательном чтении и анализе стихотворений, определить: добрым или злым человеком является лирический герой? Тема урока: философские проблемы. Тема добра и зла – одна из них.



Учащиеся читают и анализируют стихи М. Ю. Лермонтова: «Как часто пестрою толпою окружен…», «Я не для ангелов и рая».

Обратите внимание на фразу:

О, как мне хочется

Смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза

Железный стих, облитый горечью и злостью!



-«Не для ангелов и рая», - заявляет лирический герой.

Кто (что) противостоит ангелам и раю в лирике Лермонтова? (Демон.)



- Сам Демон, какой он? (Злой ду х. Не может быть счастлив . Не может никому принести счастья).

-А теперь обратите внимание на репродукции картин М. Врубеля «Демон сидящий», «Демон поверженный». (слайды 1 – 2)

- Какая из этих картин наиболее близка по духу лирике Лермонтова?

Прочитайте ещё раз эпиграф к уроку и ответьте на вопросы:

- К чему ближе лирический герой? К добру? Ко злу?

- Кто такой лирический герой Лермонтова? Идеалист? Материалист?

  1. Тема жизни и смерти.

- Жизнь и смерть… Это великие таинства. Людей всегда интересовал вопрос: зачем приходит в мир человек? Если жить, - то для чего? Для себя? Для других? Стоит ли жертвовать чем-то ради других?

- Что чувствует и переживает по этому поводу лирический герой М. Ю. Лермонтова? Вновь обращаемся к стихам поэта.

Учащиеся читают и анализируют стихотворения поэта с точки зрения поставленной проблемы: «Я жить хочу…», «Смерть», «Для чего я не родился…» и делают выводы.

-Перед вами репродукция картины И. Крамского «Христос в пустыне». (Слайд 3)

- Кто это? Только ли Христос?

- Что терзает его? Какую задачу пытается решить? Между чем пытается сделать выбор?

Учащиеся высказывают свои предположения. Например:

а) Стоит ли оправдывать свою жизнь ради людей, которые били, бросали камнями? Нужно ли отдавать свое тело пыткам, предать себя поруганию, но спасти человечество?

б) Что такое добро? Какова его сущность? Что это за истина, требующая такого страшного выкупа?

- Какой вопрос сложнее? Что важнее для нашей жизни?

- Чем герой картины Крамского близок лирическому герою Лермонтова?

(Оба находятся в поисках смысла жизни).


- Можно прочитать много стихотворений М. Ю. Лермонтова и в каждом находить, открывать какие-то чувства, мысли, новые черточки лирического героя. Но… есть у него стихотворение, которое, даже если вы прочитали только его и больше ничего, ярче всего и точнее всего передает характер лирического героя Лермонтова. Вы не нашли такого стихотворения? Если нашли, то что вас больше всего поразило? Мне кажется, что это было стихотворение « Выхожу один я на дорогу».

- Как вам открылась душа лирического героя? Какая это душа?

- Есть ли в нем звезды и небо? Есть ли в нем человек? (См. эпиграф.)

- Обратили ли вы внимание на насыщенность стихотворения образами? Что это за образы?

(Дорога, звездное небо, земля и посреди этого бескрайнего простора одинокий путник.)


- Какие краски вы увидели в этом произведении? Уютно ли вам в этом мире, созданном поэтом? (Цвета: синий, голубой, черный.)

- Все понятно и ясно лирическому герою? Есть ли умиротворенность в его душе?

(Настроение и мысли лирического героя противоречивы : «жду ль чего? Жалею ли о чем?», « уж не жду», «свобода и покой». Может быть, ему нужны свобода и покой?)


-Каков путь лирического героя? (Кремнистый путь.)

- Как вы понимаете это словосочетание?

- Идеалист или материалист лирический герой?

(Нет ответа на этот вопрос, поэтому в стихотворении есть и земля, и космос, небо.)


- Какие звуки слышатся?

­-Однажды в нашу страну прибыла делегация из Австралии. Среди них был коммерсант русского происхождения. Он уже не знал русского языка, но всем рассказывал, что мать пела какую-то песню, но он все забыл: и мелодию, и слова. Одно лишь первое слово прочно врезалось в память. Очень просил найти эту песню. Нашли. По первому слову: «выхожу».

IV. Подведение итогов.

- Всего 20 строк, а какой глубокий смысл! Всего 20 строк – и целый портрет, бездна чувств. Кто же такой лирический герой Лермонтова?

- Идеалист или материалист? К чему стремится его душа?

- В чем философский смысл лирики Лермонтова? Что важно для поэта?

( Жизнь . Земля. Россия. Вечность жизни и человеческого бытия ).


- Как вы думаете, какое стихотворение в лирике М. Ю. Лермонтова программное, то есть выражает всю сущность его представлений о мире?

Давайте вновь обратимся к эпиграфу:

Тем я несчастлив, добрые люди,

Что звезды и небо- звезды и небо! –

А я – человек…

Звезды и небо. И человек в стремлении к их единению есть смысл человеческого существования на Земле.

Главная проблема философских размышлений поэта о жизни – это проблема вечного противостояния добра и зла.

Парус его души остался одиноким. Но это – в земной жизни. А в том космически – безмерном океане, где белеет этот парус, в пространстве русской вечности он не одинок, хотя и недосягаем. Пока живет русский язык, пока бьются русские сердца – их будет звать к себе парус Лермонтова.

Чтение стихотворения «Парус»

Я от всей души желаю каждому из вас в этой непростой жизни найти свой парус; а в минуту жизни трудную пусть на помощь вам придет М. Ю. Лермонтов.

Домашнее задание: учить наизусть стихотворение на философскую тему





Дополнительный материал.

 В конце жизни ощущение трагического одиночества и разлада с миром, как социальным, так и вселенским, становится одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Основной пафос стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...» заключен в драматическом противоречии мира поэта и окружающей его бездушной действительности.


      Вопросы и задания к стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...»


      1. Какие два мира владеют чувствами лирического «я»?


      2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?

(Внешний мир подобен маскараду: все в нем лживо, неестественно. Этот мир наполнен неприятными для лирического «я» резкими звуками, а его зрительные очертания неясны, туманны; он видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад лишен красок, он черно-белый.)


      3. Как характеризует реальный мир глагольная лексика?

(Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Сравните: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)


      4. 1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется?

(Это говорит о нерасчлененности, монолитности уродливого и дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.)


      5. Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется?

(Мир как бы неуклонно сужается; руки «красавиц городских» касаются рук лирического «я», и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)


      6. Каким предстает внутренний мир лирического «я», мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального?

(Мир воображаемый виден отчетливо, ясно. Лирический субъект ощущает его детали, подробности (3—4-я строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он полон красок, звуков, запахов.)


      7. Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты?

(Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты».)


      8. Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово «люблю» повторяется дважды.)

9. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?

(Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что мир мечты лишен «тягостных сомнений и страстей».)


      10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ толпы? В чем конфликт лирического «я» и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы?

(В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «нéзваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» бездушной толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие.

Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)

 Приступая к анализу стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», вершине философской лирики Лермонтова подумайте о вопросах, которые станут главными при толковании этого текста. В случае затруднения можно ответить на вопросы.

      Вопросы и задания к стихотворению «Выхожу один я на дорогу...»
      1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?
      2. Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий?
      3. В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического «я» во 2-й строфе?
      4. Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?
      5. Какие элементы художественной формы 1—3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
      6. Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4—5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь?
      7. Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.
      8.  Задание. Сопоставьте стихотворения Лермонтова 1841 г. «Выхожу один я на дорогу...» и «Любовь мертвеца». В чем разница в отношении лирического «я» к Богу в этих стихотворениях?

 Вывод: В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями. Устремленность к вечной жизни, наполненной красотой и гармонией, соединяется с осознанием невозможности достижения «свободы и покоя». Поэтому лирический герой Лермонтова мыслится личностью вселенского масштаба, равной мирозданию, подобной Творцу, что объясняет стремление поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное и бесконечное.
  Анализируя стихотворения, следует помнить, что в истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические уровни. Их изучение ведет к более глубокому пониманию лирики, помогает ее восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Темы и мотивы философской лирики М. Ю. Лермонтова.

Автор: ГОЛОВАЧ ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА

Дата: 07.10.2018

Номер свидетельства: 479870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Нить притяжения" Мотивы лирики русских поэтов в творчестве Абая"
    ["seo_title"] => string(70) "nit-pritiazhieniia-motivy-liriki-russkikh-poetov-v-tvorchiestvie-abaia"
    ["file_id"] => string(6) "255442"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447935775"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по теме "Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-molitva-kak-zhanr-liriki-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "130420"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415897273"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика."
    ["seo_title"] => string(50) "a_a_akhmatova_ochierk_zhizni_i_tvorchiestva_lirika"
    ["file_id"] => string(6) "443545"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512977895"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Я последний поэт деревни..." "
    ["seo_title"] => string(28) "ia-posliednii-poet-dierievni"
    ["file_id"] => string(6) "120317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413697648"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Внеурочная деятельность учащихся "
    ["seo_title"] => string(43) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "217890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433506467"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства