kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Я последний поэт деревни..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  « Я последний поэт   деревни …»

Цель:  показать значение социальных потрясений в судьбе человека на примере лирического   

            героя С.Есенина

  1. Организационная часть.
  2. Вступительное слово учителя
  3. Теория литературы

Тема – предмет художественного изображения; круг событий, явлений, жизненных вопросов, творчески воплощенных в тексте произведения. Тема связана с идеей и образует с ней смысловое единство , содержательный уровень текста.

Мотив – значимый компонент литературного текста, сопутствующий теме, идее. Может воплощаться в образах, смысловых фрагментах, действии, понятиях или словах, повторяющихся в произведении.

4.  Дооктябрьская лирика Есенина

 Родина кроткая …

Выписка из метрической книги о рождении С.Есенина

Анализ стихотворений

Родился я с песней в травном одеяле

Зори меня вешние в радугу свивали.    

«Матушка в купальницу по лесу ходила…» 1912

Пахнет рыхлыми драчёными

У порога  в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоке.

                                «В хате». 1914

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа …

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю !»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

 

Я пастух; мои палаты –

Межи зыбистых полей,

По горам зеленым – скаты

С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка.

Светят зелено в сутёмы

Под росою тополя.

Я – пастух ; мои хоромы –

В мягкой зелени поля …

«Я пастух, мои     

                      палаты…». 1914

 Ведущая тема – любовь к России, русской природе , поэтизация патриархальной деревни.

Первый сборник «Радуница» (1916г)

«Я  - странник убогий»

«Шел Господь пытать людей в любови…»

«Топи да болота»

«Край ты мой заброшенный…»

«Ты поила коней из горстей в поводу…»

«Чую радуницу Божью…» и др.

  1. Октябрьские события

Сойди, явись нам, красный конь !

Впрягись в земли оглобли.

Нам горьким стало молоко

Под этой веткой кровлей.

Пролей, пролей нам над водой

Твое глухое ржанье

И колокольчиком-звездой

Холодное сиянье.

Мы радугу тебе – дугой,

Полярный круг – сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Хворостом земле ты прицепись,

С зари отчалься гривой.

За эти тучи, эту высь

Скачи к стране счастливой.

«Пантократор». 1919

Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал. Тесно в нём.

С.Есенин

Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

«Иорданская голубица».

  1.  

 

Главная тема –темареволюции.

Неописуемый восторг Есенина после Октября вылился в стихах.

В бурные революционные времена поэт говорит уже о “воспрянувшей Руси”, грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту ( “О Русь, взмахни крыльями”), обретающей “иную крепь”, счищающей с себя старый чёрный дёготь. Появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и одновременно новые муки и страдания. Есенин с отчаянием записывает: “Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал”. И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в “Исповеди хулигана” он вновь повторяет:

Я люблю Родину.

Я очень люблю Родину!

В стихотворении “Русь уходящая” Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но “они о новой жизни говорят”. Автор всматривается в кипение изменившейся жизни, в “новый свет”, который горит ”другого поколения у хижин”. Поэт не только удивляется , но и хочет вобрать в сердце эту новь. Правда, и теперь в стихотворения он вносит оговорку:

Приемлю всё.

Как есть всё принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

И всё же Есенин протягивает руку новому поколению, молодому, незнакомому племени. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы России выражена поэтом в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” и “Несказанное, синее, нежное…”

 

 

Разруха и голод.1920 – е годы

 

  1. Послеоктябрьская лирика.

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

«Сорокоуст». 1920

«Я последний поэт деревни…»

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берег.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час…

«Я последний поэт

  •  
  •  

  « Кажется мне – осыпаются липы,
Белые липы в нашем саду…»

Я усталым таким еще не был…

Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, но зато то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.

10 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора  Дункан отправились в путешествие по Европе и Соединенным Штатам.  Попав за границу, не зная иностранных языков, поэт все больше и больше ощущал свое одиночество.

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

        «Я усталым таким еще не   был»

 

 

…Тоска смертельная, невыносимая, чую себя чужим и ненужным, а как вспомню про Россию…

 

      7. Отношение Есенина к изменениям, связанным     с Октябрьской революцией. Анализ стихотворений.

       а) «Я последний поэт деревни…»

       б) «Я усталым таким еще не был …»

       в) Москва кабацкая.

       г)  Русь Советская

       д) Персидские мотивы.

 

8. Лирика последних лет.

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

 

9. Анализ стихотворения.

Проанализируйте стихотворение по выбору:

- метафоричность

- ассоциативность

- синтаксическая стройность и

простота

- песенность (напевность,

  народность, мелодичность)

- автобиографичность ("Что

  касается автобиографических

  сведений, - они в моих стихах:" (С. Есенин)

«Песнь о собаке»

«Письмо матери»

«Топи да болота…»

«Запели тесаные дроги…»

«Эта улица мне знакома…»

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

«Больные думы»: «Я ль виноват, что я поэт…»

 

10. Основные мотивы лирики  С.Есенина.

Тема Родины   

Тема деревни

Тема природы

Тема дома

Тема революции

Тема поэта и поэзии

Философская тема

Тема любви

 

11.  Заключение.

Сергей Есенин,

Синеглазый, вольный,

Любил родные просторы, искал свое место в жизни, но не нашел…

Стал последним поэтом деревни…

В книге Ходасевича упоминается высказывание поэта Д. Семеновского, хорошо знавшего Есенина, свидетельствующего: “… он говорил, что всё его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов”. И это было именно так. Все произведения Есенина – венок из песен, сплетённый Родине.[[1]]

 

 

 

 

 

 

[1] В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Я последний поэт деревни..." »

« Я последний поэт  деревни …»    Интегрированный урок в 11 классе

« Я последний поэт

деревни …»

 

Интегрированный урок в 11 классе

Цель: показать значение социальных потрясений в судьбе человека на примере лирического героя С.Есенина  План урока:  Дооктябрьская лирика Есенина 3. Октябрьские события 4. Послеоктябрьская лирика.  Отношение Есенина к изменениям, связанным  с Октябрьской революцией.  а) «Я последний поэт деревни…»  б) «Я усталым таким еще не был …»  в) Москва кабацкая.  г) Русь Советская  д) Персидские мотивы. 5. Лирика последних лет. 6. Анализ стихотворения. 7. Основные мотивы лирики С.Есенина. 8. Заключение.

Цель: показать значение социальных потрясений в судьбе человека на примере лирического героя С.Есенина

План урока:

  • Дооктябрьская лирика Есенина

3. Октябрьские события

4. Послеоктябрьская лирика.

Отношение Есенина к изменениям, связанным

с Октябрьской революцией.

а) «Я последний поэт деревни…»

б) «Я усталым таким еще не был …»

в) Москва кабацкая.

г) Русь Советская

д) Персидские мотивы.

5. Лирика последних лет.

6. Анализ стихотворения.

7. Основные мотивы лирики С.Есенина.

8. Заключение.

Теоретические понятия Тема – предмет художественного изображения; круг событий, явлений, жизненных вопросов, творчески воплощенных в тексте произведения. Тема связана с идеей и образует с ней смысловое единство , содержательный уровень текста.

Теоретические понятия

  • Тема – предмет художественного изображения; круг событий, явлений, жизненных вопросов, творчески воплощенных в тексте произведения. Тема связана с идеей и образует с ней смысловое единство , содержательный уровень текста.

  • Мотив – значимый компонент литературного текста, сопутствующий теме, идее. Может воплощаться в образах, смысловых фрагментах, действии, понятиях или словах, повторяющихся в произведении.
Родина кроткая … Выписка из метрической книги о рождении С.Есенина Родился я с песней в травном одеяле Зори меня вешние в радугу свивали. «Матушка в купальницу по лесу ходила…» 1912 Пахнет рыхлыми драчёными У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоке.  «В хате». 1914

Родина кроткая …

Выписка из метрической книги о рождении С.Есенина

Родился я с песней в травном одеяле

Зори меня вешние в радугу свивали.

«Матушка в купальницу по лесу ходила…» 1912

Пахнет рыхлыми драчёными

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоке.

«В хате». 1914

Дооктябрьская лирика Есенина Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа … Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю !» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Я пастух; мои палаты – Межи зыбистых полей, По горам зеленым – скаты С гарком гулких дупелей. Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Светят зелено в сутёмы Под росою тополя. Я – пастух ; мои хоромы – В мягкой зелени поля … «Я пастух, мои  палаты…». 1914 М.Нестеров. Лель. 1933

Дооктябрьская лирика Есенина

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа …

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю !»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Я пастух; мои палаты –

Межи зыбистых полей,

По горам зеленым – скаты

С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка.

Светят зелено в сутёмы

Под росою тополя.

Я – пастух ; мои хоромы –

В мягкой зелени поля …

«Я пастух, мои

палаты…». 1914

М.Нестеров. Лель. 1933

Ведущая тема – любовь к России, русской природе , поэтизация патриархальной деревни.
  • Ведущая тема – любовь к России, русской природе , поэтизация патриархальной деревни.
Первый сборник «Радуница» (1916г)

Первый сборник «Радуница» (1916г)

  • «Я - странник убогий»
  • «Шел Господь пытать людей в любови…»
  • «Топи да болота»
  • «Край ты мой заброшенный…»
  • «Ты поила коней из горстей в поводу…»
  • «Чую радуницу Божью…» и др.
Октябрьские события Сойди, явись нам, красный конь ! Впрягись в земли оглобли. Нам горьким стало молоко Под этой веткой кровлей.  Пролей, пролей нам над водой Твое глухое ржанье И колокольчиком-звездой Холодное сиянье.  Мы радугу тебе – дугой, Полярный круг – сбрую. О, вывези наш шар земной На колею иную.  Хворостом земле ты прицепись, С зари отчалься гривой. За эти тучи, эту высь Скачи к стране счастливой.  «Пантократор». 1919

Октябрьские события

Сойди, явись нам, красный конь !

Впрягись в земли оглобли.

Нам горьким стало молоко

Под этой веткой кровлей.

Пролей, пролей нам над водой

Твое глухое ржанье

И колокольчиком-звездой

Холодное сиянье.

Мы радугу тебе – дугой,

Полярный круг – сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Хворостом земле ты прицепись,

С зари отчалься гривой.

За эти тучи, эту высь

Скачи к стране счастливой.

«Пантократор». 1919

Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал. Тесно в нём.  С.Есенин Рисунок на обложку книжки «Исус младенец» Художник Е.Гурова. 1918 Небо – как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик.  «Иорданская голубица».  1918 Титульный лист сборника «Голубень».1918

Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал. Тесно в нём.

С.Есенин

Рисунок на обложку книжки

«Исус младенец»

Художник Е.Гурова. 1918

Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

«Иорданская голубица».

1918

Титульный лист сборника «Голубень».1918

Главная тема – тема революции.  Неописуемый восторг Есенина после Октября вылился в стихах.

Главная тема – тема революции.

Неописуемый восторг Есенина после Октября вылился в стихах.

Разруха и голод. 1920 – е годы

Разруха и голод. 1920 – е годы

Послеоктябрьская лирика Оттого-то в сентябрьскую склень На сухой и холодный суглинок, Головой размозжась о плетень, Облилась кровью ягод рябина.  «Сорокоуст». 1920

Послеоктябрьская лирика

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

«Сорокоуст». 1920

« Я последний поэт деревни…» Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берег.  Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час…  «Я последний поэт  деревни…»  1920

« Я последний поэт деревни…»

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берег.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час…

«Я последний поэт

деревни…»

1920

« Кажется мне – осыпаются липы,  Белые липы в нашем саду…»

« Кажется мне – осыпаются липы, Белые липы в нашем саду…»

Я усталым таким еще не был… Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, но зато то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.    10 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан отправились в путешествие по Европе и Соединенным Штатам. Попав за границу, не зная иностранных языков, поэт все больше и больше ощущал свое одиночество. Я усталым таким еще не был. В эту серую морозь и слизь Мне приснилось рязанское небо И моя непутевая жизнь.  «Я усталым таким еще не  был…»  1923

Я усталым таким еще не был…

Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, но зато то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.

10 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан отправились в путешествие по Европе и Соединенным Штатам.

Попав за границу, не зная иностранных языков, поэт все больше и больше ощущал свое одиночество.

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

«Я усталым таким еще не

был…»

1923

Москва кабацкая

Москва кабацкая

… А жизнь кипит. Вокруг меня снуют И старые и молодые лица. Но некому мне шляпой поклониться, Ни чьих глазах не нахожу приют.  «Русь Советская». 1924

А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни чьих глазах не нахожу приют.

«Русь Советская». 1924

«Милый, милый, смешной дуралей,  Ну куда он, куда он гонится?  Неужель он не знает, что живых коней,  Победила стальная конница?» «Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою…»

«Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней, Победила стальная конница?»

«Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою…»

Персидские мотивы Шаганэ ты моя, Шаганэ ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Шаганэ Тертерян 1920 г С.Есенин с П.Чагиным.Баку. Фото. 1924

Персидские мотивы

Шаганэ ты моя, Шаганэ !

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Шаганэ Тертерян

1920 г

С.Есенин с П.Чагиным.Баку. Фото. 1924

Я навек за туманы и росы Полюбил и березки стан, И ее золотые косы, И холщовый ее сарафан…  «Ты запой мне ту песню,  что прежде…» 1925

Я навек за туманы и росы

Полюбил и березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан…

«Ты запой мне ту песню,

что прежде…» 1925

Лирика последних лет

Лирика последних лет

Проанализируйте стихотворение по выбору: - метафоричность - ассоциативность - синтаксическая стройность и простота - песенность (напевность,  народность, мелодичность) - автобиографичность (

Проанализируйте стихотворение по выбору:

- метафоричность

- ассоциативность

- синтаксическая стройность и

простота

- песенность (напевность,

народность, мелодичность)

- автобиографичность ("Что

касается автобиографических

сведений, - они в моих стихах:" (С. Есенин)

«Песнь о собаке»

«Письмо матери»

«Топи да болота…»

«Запели тесаные дроги…»

«Эта улица мне знакома…»

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

«Больные думы»: «Я ль виноват, что я поэт…»

Основные темы и мотивы творчества А.Есенина Тема Родины Тема природы Тема дома Тема деревни Тема поэта и поэзии Философская тема Тема революции Тема любви

Основные темы и мотивы творчества А.Есенина

Тема Родины

Тема природы

Тема дома

Тема деревни

Тема поэта и поэзии

Философская тема

Тема революции

Тема любви

Сергей Есенин, Синеглазый, вольный, Любил родные просторы, искал свое место в жизни, но не нашел… Стал последним поэтом деревни.

Сергей Есенин,

Синеглазый, вольный,

Любил родные просторы, искал свое место в жизни, но не нашел…

Стал последним поэтом деревни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Я последний поэт деревни..."

Автор: Давыдова Оксана Егоровна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Интерактивная игра  по творчеству С. А. Есенина "Я последний поэт деревни" "
    ["seo_title"] => string(80) "intieraktivnaia-ighra-po-tvorchiestvu-s-a-iesienina-ia-posliednii-poet-dierievni"
    ["file_id"] => string(6) "218168"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433686866"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "« Я последний поэт деревни…» Жизнь, личность, творчество С.А. Есенина."
    ["seo_title"] => string(64) "ia_poslednii_poet_derevni_zhizn_lichnost_tvorchestvo_s_a_esenina"
    ["file_id"] => string(6) "650667"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1715837732"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Тема родины в лирике С.Есенина "
    ["seo_title"] => string(34) "tiema-rodiny-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "139325"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417698862"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок литературы в 9 классе "Слово о С.Есенине""
    ["seo_title"] => string(44) "urok_literatury_v_9_klasse_slovo_o_s_esenine"
    ["file_id"] => string(6) "629701"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1681652996"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Легла дорога в Константиново"
    ["seo_title"] => string(31) "lieghla-dorogha-v-konstantinovo"
    ["file_id"] => string(6) "251812"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447304626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства