Конспект урока по теме "Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока по теме "Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова"
Молитва как «жанр» в лирике М.Ю.Лермонтова.
Цели : определить основные мотивы поэзии М.Ю.Лермонтова;
учить понимать и интерпретировать поэтические тексты поэта;
ознакомить с оценками творчества поэта, высказанными Г.Белинским,
А.А.Ахматовой, современными литературоведами.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв…
I.Выступление ученика на тему « Молитва как жанр религиозной литературы».
II.Слово учителя:
У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный..») (1829) – первое произведение с таким названием. Оно относится к ранней лирике поэта. Далее следует шуточная «Юнкерская молитва»(1833-1834). Затем - стихотворение «Молитва»( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..», 1837), посвященное В.Лопухиной, и стихотворение «Молитва»(« В минуту жизни трудную..», 1839) посвященное М.Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение «Благодарность»(1840), которое завершает этот смысловой ряд.
III.Чтение стихотворения «Молитва» ( «Не обвиняй меня, Всесильный..») и его анализ.
- Как в стихотворении «Молитва» выражается отношение лирического «я» и Бога? О чем просит поэт Бога?
( В стихотворении пятнадцатилетнего Лермонтова тема поэта и поэзии решается в философском аспекте. Герой стихотворения – живой, земной человек, занятый своим любимым делом – стихотворчеством. «Лава вдохновения» «клокочет» в его груди. Ему близок земной мир «с его страстями», но «дикие волнения» жизни «мрачат стекло» его очей. Самое сильное из земных переживаний – тяга к творчеству. Она занимает всю его душу, не оставляя там места для «живых речей» Всевышнего. Не оттого ли, что ум поэта бродит далеко от Божьей дороги, сам он в «заблужденье»? Конфликт стихотворения в том, что юному поэту «тесен» мир земной, но он боится приникнуть к миру Божьему, потому что «звуком грешных песен» молится не ему. Душа лирического «я»не в силах совладать с талантом, данным ему свыше. Поэт молит Всесильного освободить его от «жажды песнопенья», обратив его сердце в «камень». Только это поможет вернуться на «тесный путь спасенья». Юный поэт начинает осознавать силу своего таланта, но любит он не царство Божье, а «могильный» «мрак земли», где царят страсти, заблуждения, «дикие волнения», «звуки грешных песен».
Стихотворение звучит богоборчески. Поэт пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков «земном мире». Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от Божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта – значит лишить его жизни, то получается, что путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт).
•Чтение стихотворения «Юнкерская молитва» и его анализ.
-Как создается иронический пафос в стихотворении «Юнкерская молитва»? Как содержание стихотворения связано с биографией Лермонтова?
( В стихотворении отразились факты биографии Лермонтова, связанные с его двухлетней учебой в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров(1832-1834). В письме поэта к М.А.Лопухиной читаем: « Я всё ещё не могу представить себе, какое впечатление произведет на вас моя большая новость: я, живший до сих пор для литературной карьеры, столько принесший в жертву моему неблагодарному кумиру, я становлюсь воином; может быть, такова особая воля провидения! – может быть, это путь наиболее короткий, и если он меня не ведет меня к моей первой цели, может быть, приведет меня к последней цели всего существующего. Умереть с пулею в сердце это стоит медленной агонии старика». Впоследствии А.П.Шан-Гирей напишет об этом времени в жизни Лермонтова : «Два злополучные года пребывания в школе».
Комический пафос стихотворения создается канонической трехчастной композиции молитвы и ее содержания. Все просьбы лирического «я» к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно.
Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: « от куртки тесной», «маршировки», «парадировки», «упражнений» в «манеже», необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: «Царю Небесный», « спаси». «глас», «моленье», «Царь Всевышний»,- а с другой стороны, разговорные слова и обороты: «тесной», «как от огня», «Алехин глас». Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он «хорош уж тем», что никогда не надоест Богу «просьбой лишней». Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического «я» к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без Божьей помощи.
-В стихотворении «Молитва»( «В минуту жизни трудную..»)говорится, что «есть сила благодатная в созвучье слов живых..». Как вы понимаете эти строки?
•Чтение стихотворения «Молитва» ( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..») и его анализ.
- Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к «Божьей Матери», Богородице?
-Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе «девы невинной»?
- На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
-Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?
-Почему все прилагательные в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?
•Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Молитва» ( «Я, Матерь божия, ныне с молитвою..») с другими стихотворениями Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического «я» все меньше просьб к Богу?
•Чтение стихотворения «Благодарность» и его анализ.
- В первой редакции стихотворения слово «тебя» писалось с заглавной буквы. Как выбор буквы влияет на смысл?
- Какие переживания опустошили душу лирического героя?
- Каков общий пафос стихотворения? Какими способами он выражается? Какой смысл придают стихотворению иронические тона и многочисленные паузы?
-В чем « богоборческий» смысл финала стихотворения?
•Итог урока:
«Жанр» молитвы в творчестве М.Ю.Лермонтова претерпевает эволюцию. В лирике 1829-1832 годов «молитвы» поэта построены по каноническому образцу, и лирический герой действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно. Но и в ранней лирике, например в стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), и, особенно, в конце творческого пути в «молитвах» поэта появляются богоборческие мотивы, злая ирония, дерзость и просьбы о смерти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова" »
Молитва как «жанр» в лирике М.Ю.Лермонтова.
Цели : определить основные мотивы поэзии М.Ю.Лермонтова;
учить понимать и интерпретировать поэтические тексты поэта;
ознакомить с оценками творчества поэта, высказанными Г.Белинским,
А.А.Ахматовой, современными литературоведами.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв…
I.Выступление ученика на тему « Молитва как жанр религиозной литературы».
II.Слово учителя:
У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный..») (1829) – первое произведение с таким названием. Оно относится к ранней лирике поэта. Далее следует шуточная «Юнкерская молитва»(1833-1834). Затем - стихотворение «Молитва»( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..», 1837), посвященное В.Лопухиной, и стихотворение «Молитва»(« В минуту жизни трудную..», 1839) посвященное М.Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение «Благодарность»(1840), которое завершает этот смысловой ряд.
III.Чтение стихотворения «Молитва» ( «Не обвиняй меня, Всесильный..») и его анализ.
- Как в стихотворении «Молитва» выражается отношение лирического «я» и Бога? О чем просит поэт Бога?
( В стихотворении пятнадцатилетнего Лермонтова тема поэта и поэзии решается в философском аспекте. Герой стихотворения – живой, земной человек, занятый своим любимым делом – стихотворчеством. «Лава вдохновения» «клокочет» в его груди. Ему близок земной мир «с его страстями», но «дикие волнения» жизни «мрачат стекло» его очей. Самое сильное из земных переживаний – тяга к творчеству. Она занимает всю его душу, не оставляя там места для «живых речей» Всевышнего. Не оттого ли, что ум поэта бродит далеко от Божьей дороги, сам он в «заблужденье»? Конфликт стихотворения в том, что юному поэту «тесен» мир земной, но он боится приникнуть к миру Божьему, потому что «звуком грешных песен» молится не ему. Душа лирического «я»не в силах совладать с талантом, данным ему свыше. Поэт молит Всесильного освободить его от «жажды песнопенья», обратив его сердце в «камень». Только это поможет вернуться на «тесный путь спасенья». Юный поэт начинает осознавать силу своего таланта, но любит он не царство Божье, а «могильный» «мрак земли», где царят страсти, заблуждения, «дикие волнения», «звуки грешных песен».
Стихотворение звучит богоборчески. Поэт пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков «земном мире». Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от Божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта – значит лишить его жизни, то получается, что путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт).
•Чтение стихотворения «Юнкерская молитва» и его анализ.
-Как создается иронический пафос в стихотворении «Юнкерская молитва»? Как содержание стихотворения связано с биографией Лермонтова?
( В стихотворении отразились факты биографии Лермонтова, связанные с его двухлетней учебой в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров(1832-1834). В письме поэта к М.А.Лопухиной читаем: « Я всё ещё не могу представить себе, какое впечатление произведет на вас моя большая новость: я, живший до сих пор для литературной карьеры, столько принесший в жертву моему неблагодарному кумиру, я становлюсь воином; может быть, такова особая воля провидения! – может быть, это путь наиболее короткий, и если он меня не ведет меня к моей первой цели, может быть, приведет меня к последней цели всего существующего. Умереть с пулею в сердце это стоит медленной агонии старика». Впоследствии А.П.Шан-Гирей напишет об этом времени в жизни Лермонтова : «Два злополучные года пребывания в школе».
Комический пафос стихотворения создается канонической трехчастной композиции молитвы и ее содержания. Все просьбы лирического «я» к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно.
Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: « от куртки тесной», «маршировки», «парадировки», «упражнений» в «манеже», необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: «Царю Небесный», « спаси». «глас», «моленье», «Царь Всевышний»,- а с другой стороны, разговорные слова и обороты: «тесной», «как от огня», «Алехин глас». Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он «хорош уж тем», что никогда не надоест Богу «просьбой лишней». Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического «я» к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без Божьей помощи.
-В стихотворении «Молитва»( «В минуту жизни трудную..»)говорится, что «есть сила благодатная в созвучье слов живых..». Как вы понимаете эти строки?
•Чтение стихотворения «Молитва» ( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..») и его анализ.
- Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к «Божьей Матери», Богородице?
-Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе «девы невинной»?
- На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
-Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?
-Почему все прилагательные в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?
•Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Молитва» ( «Я, Матерь божия, ныне с молитвою..») с другими стихотворениями Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического «я» все меньше просьб к Богу?
•Чтение стихотворения «Благодарность» и его анализ.
- В первой редакции стихотворения слово «тебя» писалось с заглавной буквы. Как выбор буквы влияет на смысл?
- Какие переживания опустошили душу лирического героя?
- Каков общий пафос стихотворения? Какими способами он выражается? Какой смысл придают стихотворению иронические тона и многочисленные паузы?
-В чем « богоборческий» смысл финала стихотворения?
•Итог урока:
«Жанр» молитвы в творчестве М.Ю.Лермонтова претерпевает эволюцию. В лирике 1829-1832 годов «молитвы» поэта построены по каноническому образцу, и лирический герой действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно. Но и в ранней лирике, например в стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), и, особенно, в конце творческого пути в «молитвах» поэта появляются богоборческие мотивы, злая ирония, дерзость и просьбы о смерти.