Цель урока: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, то есть показать, что тема любви – одна из основных в поэзии писателей разных веков, и проследить, что включает поэт в это понятие;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема любви в поэзии русской и родной литературы)»
Дисциплина «Литература»
Тема 1.3.1 Обзор русской поэзии второй половины XIX века. (Тема любви в поэзии русской и родной литературы).
Цель урока: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, то есть показать, что тема любви – одна из основных в поэзии писателей разных веков, и проследить, что включает поэт в это понятие;
организовать исследовательскую деятельность студентов с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства любовной лирики писателей;
совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирического стихотворения.
Развивающие:
формировать у обучающихся умение целеполагания;
развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы;
Воспитательные:
воспитывать эстетический вкус у студентов, а также интерес к произведениям русской и родной литературы и любовь ко всему земному.
развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
воспитывать читательскую культуру обучающихся.
Тип урока : Урок комплексного применения знаний
Междисциплинарные связи: родная литература, МХК.
Оформление:
1) Компьютерная презентация;
2) Выставка книг, рисунков и других творческих работ студентов.
3) Музыкальное оформление: «Лунная соната», «К Элизе» Бетховен, «Осенняя песня» Чайковский, «Ave Maria», «Епу tame епу were», X. Глюк «Орфей и Эвридика», романсы на стихи С. Есенина: «Отговорила роща золотая», «Вы помните», «Письмо матери» и др.
4) Портреты писателей и картины художников.
5) Стол для жюри, бланки документов для конкурса чтецов.
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока.
Актуализация знаний. Вступительное слово преподавателя:
Звучит мелодия: «Лунная соната». Выходит студент и читает стихотворение: «Поэты не рождаются случайно» (отрывок).
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты...
Преподаватель: Наш сегодняшний урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – это источник поэзии. Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души: “ Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод. Но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет – не отворите его , явись хоть второй Пушкин”.
Как вы думаете, когда написано письмо?
(Ответы студентов)
Преподаватель: Да, очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал “Современник” 150 лет назад, верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – “ отворять душу” для лучших человеческих качеств, побуждений.
Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение…
“Жизнь сердца” у Ф.И.Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что “несет в своей крови это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие, эту жажду любви…”
“Жизни блаженство в одной лишь любви” - эта строка из стихотворения Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике писателей.
Звучит романс “Я встретил Вас…” 1 часть.
Начальная мотивация учебной деятельности. Беседа со студентами:
Преподаватель: Ребята, не всегда любовь ассоциируется с противоположным полом. Давайте посмотрим на нашу выставку под названием «Любовь бывает многоликой». Что мы видим? Какие выводы можем сделать?
(Ответы студентов)
Читает студент :ст. «Она бывает разной»
Любовь – она бывает разной. Бывает отблеском на льду. Бывает болью неотвязной, Бывает яблоней в цвету. Бывает вихрем и полетом. Бывает цепью и тюрьмой... Мы ей покоем, и работой, И жизнью жертвуем самой! Но есть еще любовь такая, Что незаметно подойдет И, поднимая, помогая, Тебя сквозь годы поведет И будет до последних дней Душой и совестью твоей.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Преподаватель: Правильно, любовь, как в жизни, так и в поэзии бывает многоликой, разной! Это любовь к матери, к детям, к Родине, к своему родному краю, к природе, к труду, к своей профессии и тд. ( Рассматриваем работы студентов, комментируем, даем оценку)
Любовь… Она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.
Усвоение образца комплексного применения ЗУН
Слушают стихотворения , записывают в тетрадь информацию :
А) Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край…
1.Какие картины возникли у вас перед глазами?
2.Какие слова и выражения особенно подчеркивают счастье эти двух юных людей?
3.С каким жанром литературы хочется сравнить это стихотворение?
Примерные ответы:
1. Замок, Дунай, закат, холмы, фея, пара влюбленных,покрытые мхом гранитные камни и теплые лучи заходящего солнца.Они оставили в душе поэта очень яркое воспоминание.
2. Весна, когда яблони осыпаны цветом, время золотое, счастливый день…
3. С рассказом, потому что есть сюжет и содержание.
Б) Я встретил Вас и все былое В отжившем сердце ожило…
Романс -- 2 часть.
1.Что вы почувствовали, о чем думали, услышав этот шедевр? (Тоску, печаль о несбывшейся мечте)
2.В этом стихотворении упоминаются времена года. С какой целью?
Ответ 1. после неожиданной встречи в его сердце растаял лед, и сердце погрузилось в удивительно прекрасный мир счастья, «во время золотое».
Ответ 2:Описание природы весной, сравниваемое с молодостью человека. Тютчев противопоставляет осень (свой возраст) весне (молодости). Как весна пробуждает природу от зимней спячки, так и любовь пробуждает поэта к жизни, наполняя его энергией и жизнелюбием. Со встречей с любимой к поэту приходит оживляющая душу весна.
В) Стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний”
1.Какие чувства переданы в стихотворении?
Г)Стихотворение “О, как убийственно мы любим”...(1851). Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце Ф.И.Тютчева.
- Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения? (Лирический монолог поэта насквозь проникнут горечью, мукой от осознания своей вины перед возлюбленной).
Применение обобщенных ЗУН в новых условиях; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Проводится конкурс выразительного чтения стихотворений из русской и родной литературы(студенты заранее приготовили стихотворения по теме (наизусть) с кратким анализом)
Жюри: Романова А.В, Ференц АЮ, Филиппова С.А.
Преподаватель по очереди представляла каждого конкурсанта. Жюри внимательно слушали и выставляли оценки.
После всех выступлений ребята на листочках (анонимно) записали претендентов на 1 , 2, 3 места и «Приз зрительских симпатий».
Жюри подвели итоги конкурса.
Награждение победителей.
Преподаватель: рассказ о студенческом клубе «Лира». Рекламное выступление о 1 и 2 книгах стихотворений (собственного сочинения) студентов БлПТ.
Подведение итогов урока.
Преподаватель: Сегодня наш урок «Любовь бывает многоликой» был посвящен разным отголоскам слова «ЛЮБОВЬ»: любовь к женщине, к Родине, к родному краю, к другу, к матери, к своей семье, к работе.
Чувство любви - это возрождение, пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Любовь творит всё. Любовь творит счастье, мир человека, жизнь. Поэтому любовь даёт энергию писателю, чтобы творить.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}