kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема любви в поэзии русской и родной литературы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, то есть показать, что тема любви – одна из основных в поэзии писателей разных  веков, и проследить, что включает поэт в это понятие;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема любви в поэзии русской и родной литературы)»


Дисциплина «Литература»


Тема 1.3.1 Обзор русской поэзии второй половины XIX века. (Тема любви в поэзии русской и родной литературы).


Цель урока: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, то есть показать, что тема любви – одна из основных в поэзии писателей разных веков, и проследить, что включает поэт в это понятие;


Задачи:

Образовательные:

  • анализируя стихотворения, помочь студентам понять чувства лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей;

  • организовать исследовательскую деятельность студентов с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства любовной лирики писателей;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирического стихотворения.

Развивающие:

  • формировать у обучающихся умение целеполагания;

  • развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус у студентов, а также интерес к произведениям русской и родной литературы и любовь ко всему земному.

  • развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

  • воспитывать читательскую культуру обучающихся.


Тип урока : Урок комплексного применения знаний


Междисциплинарные связи: родная литература, МХК.


Оформление:

1) Компьютерная презентация;

2) Выставка книг, рисунков и других творческих работ студентов.

3) Музыкальное оформление: «Лунная соната», «К Элизе» Бетховен, «Осенняя песня» Чайковский, «Ave Maria», «Епу tame епу were», X. Глюк «Орфей и Эвридика», романсы на стихи С. Есенина: «Отговорила роща золотая», «Вы помните», «Письмо матери» и др.

4) Портреты писателей и картины художников.

5) Стол для жюри, бланки документов для конкурса чтецов.





Ход урока.

    1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока.

    1. Актуализация знаний. Вступительное слово преподавателя:

Звучит мелодия: «Лунная соната». Выходит студент и читает стихотворение: «Поэты не рождаются случайно» (отрывок).

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты...

Преподаватель: Наш сегодняшний урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – это источник поэзии. Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души: “ Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод. Но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет – не отворите его , явись хоть второй Пушкин”.

Как вы думаете, когда написано письмо?

(Ответы студентов)

Преподаватель: Да, очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал “Современник” 150 лет назад, верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – “ отворять душу” для лучших человеческих качеств, побуждений.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение…

“Жизнь сердца” у Ф.И.Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что “несет в своей крови это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие, эту жажду любви…”

“Жизни блаженство в одной лишь любви” - эта строка из стихотворения Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике писателей.

Звучит романс “Я встретил Вас…” 1 часть.


    1. Начальная мотивация учебной деятельности. Беседа со студентами:

Преподаватель: Ребята, не всегда любовь ассоциируется с противоположным полом. Давайте посмотрим на нашу выставку под названием «Любовь бывает многоликой». Что мы видим? Какие выводы можем сделать?

(Ответы студентов)

Читает студент : ст. «Она бывает разной»

Любовь – она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей.


    1. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Преподаватель: Правильно, любовь, как в жизни, так и в поэзии бывает многоликой, разной! Это любовь к матери, к детям, к Родине, к своему родному краю, к природе, к труду, к своей профессии и тд. ( Рассматриваем работы студентов, комментируем, даем оценку)

Любовь… Она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.

    1. Усвоение образца комплексного применения ЗУН

Слушают стихотворения , записывают в тетрадь информацию :

А) Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край…

1. Какие картины возникли у вас перед глазами?

2.Какие слова и выражения особенно подчеркивают счастье эти двух юных людей?

3.С каким жанром литературы хочется сравнить это стихотворение?

Примерные ответы:

1. Замок, Дунай, закат, холмы, фея, пара влюбленных, покрытые мхом гранитные камни и теплые лучи заходящего солнца. Они оставили в душе поэта очень яркое воспоминание.

2. Весна, когда яблони осыпаны цветом, время золотое, счастливый день…

3. С рассказом, потому что есть сюжет и содержание.

Б) Я встретил Вас и все былое
В отжившем сердце ожило…

Романс -- 2 часть.

1.Что вы почувствовали, о чем думали, услышав этот шедевр? (Тоску, печаль о несбывшейся мечте)

2.В этом стихотворении упоминаются времена года. С какой целью?

Ответ 1. после неожиданной встречи в его сердце растаял лед, и сердце погрузилось в удивительно прекрасный мир счастья, «во время золотое»

Ответ 2: Описание природы весной, сравниваемое с молодостью человека. Тютчев противопоставляет осень (свой возраст) весне (молодости). Как весна пробуждает природу от зимней спячки, так и любовь пробуждает поэта к жизни, наполняя его энергией и жизнелюбием. Со встречей с любимой к поэту приходит оживляющая душу весна.

В) Стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний”

1.Какие чувства переданы в стихотворении?

Г) Стихотворение “О, как убийственно мы любим”...(1851). Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце Ф.И.Тютчева.

- Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения? (Лирический монолог поэта насквозь проникнут горечью, мукой от осознания своей вины перед возлюбленной).

    1. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Проводится конкурс выразительного чтения стихотворений из русской и родной литературы (студенты заранее приготовили стихотворения по теме (наизусть) с кратким анализом)

Жюри: Романова А.В, Ференц АЮ, Филиппова С.А.

Преподаватель по очереди представляла каждого конкурсанта. Жюри внимательно слушали и выставляли оценки.

После всех выступлений ребята на листочках (анонимно) записали претендентов на 1 , 2, 3 места и «Приз зрительских симпатий».

Жюри подвели итоги конкурса.

Награждение победителей.

Преподаватель: рассказ о студенческом клубе «Лира». Рекламное выступление о 1 и 2 книгах стихотворений (собственного сочинения) студентов БлПТ.

    1. Подведение итогов урока.

Преподаватель: Сегодня наш урок «Любовь бывает многоликой» был посвящен разным отголоскам слова «ЛЮБОВЬ»: любовь к женщине, к Родине, к родному краю, к другу, к матери, к своей семье, к работе.

Чувство любви - это возрождение, пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Любовь творит всё. Любовь творит счастье, мир человека, жизнь. Поэтому любовь даёт энергию писателю, чтобы творить.


    1. Домашнее задание («Проба пера»- сочинить стихотворение)














Приложение 1



















Урок комплексного применения знаний

Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Алгоритм урока:

  • актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний;

  • обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;

  • усвоение образца комплексного применения ЗУН;

  • применение обобщенных ЗУН в новых условиях;

  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема любви в поэзии русской и родной литературы)

Автор: Марина Ильинична Сюбаева

Дата: 06.04.2023

Номер свидетельства: 629109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок литературы в 5 классе на тему "Образ родного дома в стихах С.А.Есенина" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-tiemu-obraz-rodnogho-doma-v-stikhakh-s-a-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "207004"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430317166"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Нить притяжения" Мотивы лирики русских поэтов в творчестве Абая"
    ["seo_title"] => string(70) "nit-pritiazhieniia-motivy-liriki-russkikh-poetov-v-tvorchiestvie-abaia"
    ["file_id"] => string(6) "255442"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447935775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка урока по литературе в 10 классе Жанровое многообразие лирики  А.С. Пушкина "
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-litieraturie-v-10-klassie-zhanrovoie-mnoghoobraziie-liriki-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "219876"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434397562"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства