kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема дуэли в художественной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Многие писатели ХIХ века используют в своих произведения эпизоды дуэли,  уделяя внимание не только поединкам. но и героям, участвовавшим в них. Подобранный материал поможет подготовиться к экзамену по литературе на сопоставление (задание 6)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема дуэли в художественной литературе»

Тема дуэли в художественных произведениях

Дуэль, во всем многообразии своих проявлений, запечатлена в русской литературе XIX века, проявлявшей особый интерес к способности дуэли лишать ее участников свободы, воли. Эпизоды дуэлей являются яркими страницами многих произведений, авторы уделяют большое внимание дуэльным поединкам и героям, участвовавшим в них. Писатели делали акцент на душевном состоянии дуэлянта, на его поведении во время поединка.

Дуэль в повести «Капитанская дочка» В «Капитанской дочке» поединок изображен иронически. Ирония начинается с эпиграфа Княжнина к главе: - Ин изволь и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Гринев дерется за честь дамы, а Швабрин заслуживает наказания, но дуэльная ситуация выглядит забавно: «Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. “А, Петр Андреич! - сказал он, увидя меня. - Добро пожаловать! Как это вас Бог принес? по какому делу, смею спросить?” Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. “Вы изволите говорить, - сказал он мне, - что хотите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить”. - “Точно так”. - “Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли? Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разойдитесь; а мы уж вас помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?”». Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут дворянского жизненного стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла. А с позиции бытового здравого смысла дуэль, не имеющая оттенка судебного поединка, а призванная только потрафить самолюбию дуэлянтов, несомненно, абсурдна. С другой стороны, рыцарские, хотя и смутные, представления Гринева не совпадают со столичным гвардейским цинизмом Швабрина, для которого важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это против правил. Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринев, если бы не внезапное появление Савельича. Вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар. Именно такой поворот дела и показывает оттенок отношения Пушкина к стихии «незаконных», неканонических дуэлей, открывающих возможности для убийств, прикрытых дуэльной терминологией.

Дуэль в романе «Евгений Онегин» Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина гибели Ленского гораздо глубже: Ленский с его наивным миром не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, сила "общественного мненья". Носитель этой силы ненавистен Пушкину:

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек:

Так исправляется наш век!

Онегин и Зарецкий - оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому что видит в дуэли забавную, порой и кровавую историю, предмет сплетен и розыгрыше. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, он вел дело с большими упущениями, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка окончить дело миром также входила в прямые его обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было, и всем, кроме Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка. Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся. «Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первый имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника». Онегин опоздал более чем на час. А Ленский поручает Зарецкому отвезти Онегину "приятный, благородный, короткий вызов иль картель".Поэтический Ленский все принимает на веру, искренне убежден в благородстве Зарецкого, считает его "злую храбрость" мужеством, уменье "расчетливо смолчать" -- сдержанностью, "расчетливо повздорить" - благородством... Вот эта слепая вера в совершенство мира и людей губит Ленского. Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Пушкин очень полно рисует состояние Онегина: "обвинял себя", "был должен", "он мог бы", "он должен был обезоружить младое сердце..." Вот мысли Онегина:

... в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист...

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов...''

Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

"Наедине с своей душой" Онегин все понимал. Но в том беда, что умение остаться наедине со своей совестью, "на тайный суд себя призвав", и поступить так, как велит совесть, - это редкое уменье. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.Мир, убивший душу Чацкого, всей своей тяжестью наваливается на Онегина. И нет у него нравственных сил, чтобы противостоять этому миру, - он сдается. Ленский всего этого не понимает. Нарастает трагедия, а Ленский все играет в жизнь, как ребенок играет в войну, похороны, свадьбу, - и Пушкин с горькой иронией рассказывает об игре Ленского:

Теперь ревнивцу то-то праздник!

Он все боялся, чтоб проказник

Не отшутился как-нибудь,

Уловку выдумав и грудь

Отворотив от пистолета.

В дуэли Ленского и Онегина все нелепо, противники до последней минуты не испытывают друг к другу настоящей вражды: "Не засмеяться ль им, пока не обагрилась их рука?" Быть может, нашел Онегин в себе смелость засмеяться, протянуть другу руку, переступить через ложный стыд - все повернулось бы иначе. Но Онегин этого не делает, Ленский продолжает свою опасную игру, а в руках у секундантов уже не игрушки:Теперь они окончательно стали врагами. Идут, поднимая пистолеты, несут смерть... Так долго, так подробно Пушкин описывал подготовку к дуэли, а теперь все происходит с непостижимой быстротой:

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает...

Перед лицом смерти Пушкин уже очень серьезен. Когда Ленский был жив, можно было, любя, посмеяться над его наивной мечтательностью. Но теперь случилось непоправимое:

Недвижим он лежал, и странен

Был томный мир его чела.

Под грудь он был навылет ранен;

Дымясь, из раны кровь текла.

Тому назад одно мгновенье

В сем сердце билось вдохновенье,

Вражда, надежда и любовь,

Играла жизнь, кипела кровь...

Горюя о Ленском, жалея его, Пушкин в шестой главе еще больше жалеет Онегина.

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится...

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

Что ж, если вашим пистолетом

Сражен приятель молодой?

Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Неумение и нежелание, думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить... Смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина.

Таким образом, Пушкин хотел показать читателю, что «незаконная» дуэль может открыть возможность для убийств, для мести, а не для отстаивания собственной чести. Для Пушкина в дуэли были главными суть и результат. Обряды и правила были свойственны европейским дуэлям, Пушкин же хотел показать все черты типичной русской дуэли, ее особенности, ее стихийность, ее жестокость.

Дуэль Печорина и Грушницкого в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Главным героем романа «Герой нашего времени» является Печорин – человек крайне сложный и противоречивый. Он – русский дворянин, из тех, чья «молодость прошла в свете». И, разочаровавшись в этом «свете», он становиться столь агрессивным по отношению к окружающим. На Кавказ его отправляют за какую-то нашумевшую историю в Петербурге. Сюда же приезжает и Грушницкий залечивать на водах свои раны. Он вместе служили раньше, и относятся друг к другу как старые приятели.

Их конфликт развивается в главе «Княжна Мери». Оба почти одновременно знакомятся с княжной Мери. И если романтик Грушницкий потом всерьез увлекается княжной, то Печорин же просто развлекается с ней от скуки и от желания лишить Грушницкого счатливых иллюзий. Княжна покорилась Печорину: его характер, яркая индивидуальность привликают ее куда больше, чем напыщенность и романтичность Грушницкого. Однако сам Печорин ведет двойную жизнь. Он возобновляет взаимоотношения с Верой.

Эта женщина, несомненно, сильнее, чем княжна Мэри. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мэри. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом. Любовь Веры сильна, она разрушает ее изнутри, и она ничего не может с этим поделать.

Грушницкий никогда не будет вызывать к себе таких чувств. Он не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мэри полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление.

Чем больше княжна увлекается Печориным, тем шире становится пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый «друзьями», Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.

Дуэль – это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». И с тоской заметил, что он не угадал своего «назначения высокого», «утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы». Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: «…один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…».

И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жестокие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его. Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: «Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено», Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: «Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу… Нам на земле вдвоем нет места…». Печорин не промахнулся.

Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков.


Дуэль Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения нигилиста Базарова и консерватора Павла Петровича Кирсанова не заладились с самой их первой встречи: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всем, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось, и нужен был только легкий повод, чтобы завязалась настоящая «война».

И этим поводом стала ревность Павла Кирсанова, когда тот застал Фенечку целующейся с Базаровым. На следующий же день была назначена дуэль. Причина, по словам Кирсанова было такова: «Полагаю... неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?» Оба решили, что секундантов у них не будет, только свидетель Петр. Базаров ранит в ногу Кирсанова, и, несмотря на то, что дуэль дожна продолжаться, Базаров кидается к Павлу Петровичу и помогает ему перевязать ногу. После этого оба немного успокаиваются и говорят остальным, что повздорили из-за политики.

Несмотря на то, что Базаров побеждает в дуэли, это вовсе не указывает на то, что его взгляды лучше и важнее мнения Кирсанова. Победа Базарова – удача, не более, в этом поединке он мог и проиграть. После дуэли оба осознали глупость своего поступка.

Автор описывает утреннюю природу, на фоне корой шли Базаров с Петром, как бы показывая, что они, чудаки, рано встали, разбудили природу и пришли на поляну заниматься «глупостью», зная, что ничем хорошим это не закончится. Также автор показывает особое поведение Павла Петровича перед дуэлью: «Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью», что говорит о том, что он хотел выиграть дуэль, очень надеялся на это, хотел поквитаться, наконец, с «нигилистом». «Он мне прямо в нос целит, и как щурится старательно, разбойник!» - подумал во время дуэли Базаров.

Тургенев призывает нас задуматься над тем, что нельзя идти на поводу у собственного гнева и раздражения, ведь это впоследствии может закончится очень плохо.


Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир». В сцене дуэли Долохова с Пьером Безуховым Л.Н.Толстой правдиво и логично приводит мысль о прдназначении судьбы человека. "Сугубо штатский" человек Пьер Безухов, вовсе не умеющий стрелять и обращаться с оружием, тяжело ранит профессионального дуэлянта Долохова, который промахивается, хотя растерянный граф Безухов даже не пытается закрыться от выстрела. Следует разобраться, что же стало причиной противостояния двух героев и что сам Толстой хотел показать этим эпизодом.

После успешных действий русской армии возле деревни Шенграбен под командованием князя Багратиона высший свет Москвы признает его истинным героем. Граф Ростов дает в его честь пир в Английском клубе. Среди приглашенных был сам Багратион, Нарышкин, Денисов, Долохов с молодым Ростовым и Пьер Безухов с женой Элен. Весь обед Пьер был задумчив, мрачен и старался не смотреть в сторону Долохова, сидящего напротив. Причиной было присланное Пьеру анонимное письмо, «в котором было сказано, ... что он плохо видит сквозь свои очки, что связь его жены с Долоховым есть тайна только для него одного». И повод для сомнений Пьера не был пустым: Долохов поселился у своего старого знакомого Пьера и, часто видея его жену, отпускал сомнительные комментарии в сторону Элен. А во время самого обеда Долохов произнес весьма странный тост «за здоровье красивых женщин и их любовников». Но окончательно Пьера вывело то, что Долохов выхватил записку, принесенную Безухову официантом, и начал читать ее вслух. Пьер не выдержал и вызвал Долохова на дуэль. Вызов был принят. Оба пока не осознают, к чему может все это привести. За ночь до события Долохов пропадает в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в своих силах и в своей победе. Пьер же «имеет вид человека занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела». Но все равно Пьер, как человек добрый и миролюбивый, сомневается в правильности своего поступка. Он не знает, что делать: убежать или довести все до конца. Но в день дуэли Безухов даже не желает мириться с Долоховым, считая это глупостью. Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности, поступка, которую Лев Николаевич Толстой характеризует так: «Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали».

И вот дуэль начинается. Когда соперники начинают расходится, Пьер словно «убегает», показывая этим желание побыстрее все закончить, в то время как Долохов идет медленным, уверенным шагом. И вот Безухов, встав на свою позицию, успевает выстрелить первым. Он ранит Долохова. Следом выстрелил Долохов, но промахнулся. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем наступает развязка, в которой описываются переживания героев: Пьер ничего не понимает; он полон раскаяния и сожаления; едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад, куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же не беспокоится за себя, он боится за мать, которой причиняет страдания.

В исходе дуэли, по мысли Толстого, совершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер. – Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?» Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу – убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен.

Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только снаружи, а на самом деле «…этот буян, бретер… был самый нежный сын и брат…». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. В этом эпизоде Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо.

Великий философ Лев Толстой учит быть гуманными справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».


Сравнительная характеристика дуэлей в произведениях А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Критерии

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»

А.С.Пушкин

«Капитанская дочка »

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Повод для дуэли

Воображаемая измена Ольги.

Защита чести дамы

Защита чести дамы

Причина дуэли


Общественное мнение

Любовь

Печорину скучно жить

Вызов на дуэль и ответ.


Прибыл и Онегин, поддавшись уговорам Ленского, но “девы томной заметя трепетный порыв”, решил он другу отомстить — весь вечер ухаживал за Ольгой. Ленский ускакал домой и отправил Зарецкого к Онегину с вызовом на дуэль. Евгений принимает вызов.

Петр назвал Швабрина мерзавцем и лжецом, на что Швабрин ответил вызовом на дуэль. Гринев не мог не заступиться за честь любимой девушки, он не мог снести нанесенного ему оскорбления, и принял вызов.

Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.

Анализ наблюдений: Герои считали отказ от дуэли невозможным. Но обыкновенно поединок в литературных произведениях был проявлением неслучайной вражды, а столкновением антагонистов( непримиримый противник).

Условия дуэли, соответствие кодексу


Поединок равный, с соблюдением всех правил

Отсутствие секундантов.



Нарушение правил, фактическая попытка убийства противника


Отношение главных героев к дуэли



Сначала Онегин равнодушен к ней, потом его мучает совесть


Гринев сильно желал мести, испытывал волнение



Дуэль - развлечение.

«Что ж? умереть так умереть…

Поведение перед дуэлью.

Онегин спал всю ночь «мертвым сном» и проснулся, когда давно надо было выехать к месту дуэли.

«…осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать…»

В ночь пред дуэлью он «не спал ни минуты», писать не мог, потом сел и открыл роман Вальтера Скотта…»

Анализ наблюдений: Ночь перед дуэлью была беспокойной для каждого из героев.

Секунданты.

Онегин делает своим секундантом слугу, во-первых, так как больше не к кому обратиться, во-вторых, этим он выражает свое несерьезное, пренебрежительное отношение к дуэли.

Отсутствие секундантов.

Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно». Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому».Здесь видно насколько опасен секундант юнкера.

Роль секундантов

Секундант способствует проведению дуэли

_______

Секундант подталкивает на убийство



Анализ наблюдений: секунданты должны были иметь равный социальный статус. Много нарушений дуэльного кодекса.

6.Поединок.

«Свой пистолет тогда Евгений, не переставая наступать, стал первый тихо подымать, и Ленский жмуря левый глаз, стал также целить -но как раз Онегин выстрели….поэт роняет, молча пистолет»

Гринев ведет себя смело, не уступает противнику (“…я стал с живостью на него наступать и загнал его почти в самую реку”),Швабрин же наоборот подл,бесчестен(воспользовался невнимательностью Гринева,ранил его)

Печорин готов простить своего противника и говорит: «Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено». Грушницкий, сверкнув 1 глазами, ответил: «Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу... Нам на земле вдвоем нет места...» Печорин не промахнулся.

Анализ наблюдений: Герои ведут себя сдержанно, они явились на поединок, нарушают дуэльный кодекс.

Состояние и поведение героя после поединка.

В тоске сердечных угрызений,

Рукою стиснув пистолет,

Глядит на Ленского Евгений.

«Ну, что ж? убит», — решил сосед.

Убит!.. Сим страшным восклицаньем

Сражен, Онегин с содроганьем

Отходит и людей зовет.

После дуэли Гринев простил «несчастного соперника», а Швабрин продолжал коварно мстить Гриневу и написал донос его родителям. Гринев сохранил верность долгу и чести. Швабрин нарушил дворянский долг и человеческий.

Печорин стоит, полуобернувшись, правая рука его, только что выронившая пистолет, устало вытянута вдоль тела, левой рукой он осторожно придерживает саблю. В позе его ощущаются усталость и расслабленность после только что пережитого напряжения, а в выражении лица – понимание неправильности случившегося, какое-то недоумение и печальное сознание

Итог дуэли


Смерть Ленского

Ранение Гринева

Смерть Грушницкого

Последствия дуэли

Перерождение главного героя.

Гринев признается Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой.

Главный герой снова разочаровывается в жизни.


Роль дуэли в произведении

Дуэль - кульминация в произведении.

Дуэль нужна, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль.

Дуэль - один из ключевых моментов в романе.



Анализ наблюдений: Дуэль изменила многое в жизни главных героев. В каждом произведении дуэль сыграла важную роль.



Анализ эпизодов дуэли


Произведение

Характер дуэли

Дуэлянты

Поведение дуэлянта

Поведение дуэлянта


Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Странная» (нелепая) дуэль

Онегин и Ленский

Безнравственное поведение Онегина:

1.Месть Ленскому: ухаживание за его невестой Ольгой. Причина: состояние скуки, недовольство приглашением на бал, общение с неинтересными для него людьми;

2.Трусость, нежелание отказаться от дуэли, пойти против «мнений света»;

3.Оскорбительное поведение - сознательное нарушение правил дуэли (секундант – слуга-француз, а не дворянин, как это было принято).

Рыцарское поведение Ленского-романтика: защита своей чести и чести своей возлюбленной.



Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Ироническое изображение дуэли

Гринев и Швабрин

Рыцарское поведение Петра Гринева:

1.Защита чести Маши Мироновой;

2.Желание не убить, а лишь наказать обидчика;

3.Способность пожертвовать собой ради другого человека.

Безнравственное поведение Швабрина:

1.Цинизм в отношении к окружающим людям;

2.Стремление обязательно убить соперника;

3.Несоблюдение правил чести;

4.«Предательский удар» во время дуэли.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Повесть «Княжна Мери»

Справедливая дуэль

Печорин и Грушницкий

1.Благородство и мужество Печорина во время дуэли;

2.Желание «перевоспитать» Грушницкого,спасти от верной гибели;

3.Умение простить обидчика.

Безнравственное поведение Грушницкого:

1.Бесчестное поведение – подлый сговор с капитаном 2.Духовная слабость, глупость, трусость;

3.Неумение пойти на компромисс, признать себя побежденным.


Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

Дуэль как возмездие

Пьер Безухов и Долохов

1.Благородство и великодушие по отношению к Долохову;

2.Способность и желание простить обиду, нанесенную Долоховым;

3.Мысль о невозможности убить человека, ценности человеческой жизни.

1.Циничное, бесчестное поведение Долохова по отношению к Безухову;

2.Желание убить во что бы то ни стало;

3.Отчаяние от того, что не убил.




Сопоставление двух дуэлей: Онегина с Ленским ( А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), I половина XIX века и Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым (И.С.Тургенев «Отцы и дети» ),II половина XIX века.

Критерии

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»

И.С.Тургенев

«Отцы и дети»

1.Причина

Дуэли.

Воображаемая измена Ольги.

«Не в силах Ленский снесть удара…

…Пистолетов пара,

Две пули – больше ничего

Вдруг разрешат судьбу его».

Фенечка.

Человеческая страсть, чувство к женщине, в которой Павлу Петровичу привиделись роковые для него черты княгини Р.

2.Вызов на дуэль и ответ.

«Короткий вызов, иль картель» передает Зарецкий, умеющий

…Друзей поссорить молодых

И на барьер поставить их,

Онегин,

Оборотясь, без лишних слов

Сказал , что он всегда готов.

Принял вызов по-светски.

На дуэль вызывает сам Павел Петрович при личной встрече: «Я решил драться с вами.»

«…Я вас терпеть не могу, я вас презираю… - говорит Павел Петрович. Принимаю ваш вызов тоже по-джентльменски»

3.Поведение перед дуэлью.

Евгений «был недоволен сам собой»

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь…







Базаров Евгений воскликнул:

«Фу-ты черт! Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали !... А отказать было бы невозможно; ведь он меня,

чего добро, ударил бы, и тогда…»

Базаров побледнел при одной этой мысли: вся его гордость так и поднялась на дыбы.

4.Место и время дуэли.

Они на мельницу должны

Приехать завтра до рассвета…

Дуэль начинается с опоздания. Ленский «давно нетерпеливо ждал».Идет Онегин с извиненьем.

Предлагает Павел Петрович: «Драться завтра рано, в шесть часов, за рощей…»

Дуэль начинается с опоздания. Первым приехал Базаров. Потом Павел Петрович со словами: «Извините, я, кажется, заставил вас ждать»

5.Секунданты

На дуэль Евгений Онегин берет с собою в качестве секунданта слугу француза Гильо, и этот выбор неприятно удивляет секунданта Ленского Зарецкого.

На недоуменный вопрос Зарецкого о Гильо Евгений отвечает:

Хоть человек он неизвестный, Но уж, конечно, малый честный.

Это - прямое оскорбление, намек на бесчестность секунданта Ленского. Сам Зарецкий намек понял, так как «губу закусил», но оставил это оскорбление без последствий. Хотя Зарецкий – отставной офицер, дворянин, помещик.

Петр, камердинер Кирсанова. Он перепугался насмерть, когда Базаров сказал ему, какой услуги ждет от него. «Экая глупая физиономия!»-говорит о нем Павел Петрович.

Но дворянин Кирсанов поклонился Петру перед дуэлью, уважая в нем секунданта, сохраняя форму дуэли.

Базаров, предлагая Петра на эту роль, говорит Павлу Петровичу: «Секундантов у нас не будет, но может быть свидетель». «Он человек, стоящий на высоте современного образования, и исполнит свою роль…»

Павлу Петровичу и Базарову не хотелось иметь свидетелей дуэли.


6.Подготовка к поединку.

Дуэлянты все готовят сами. Совещаются секунданты, заряжаются пистолеты…

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной, Друзей развел по крайний след,

И каждый взял свой пистолет

Враги стоят, потупя взор.

Дуэлянты все готовят сами.

Базаров: «Заряжайте вы, а я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее…»

- «Довольно?- промолвил он, обращаясь к Павлу Петровичу,- или еще два шага накинуть?»

-Как угодно,- проговорил тот, заколачивая вторую пулю.

-Ну, накинем еще два шага.

То есть сами решают, на сколько шагов отойти от барьера.

Базаров обращает внимание своего противника на то, что «поединок…необычен до смешного».

Но Павел Петрович подчеркивает, что «намерен драться серьезно» Базаров же все время нарушает торжественность момента, пытается и в своем сопернике пробудить чувство юмора.

«Так-то: Вы мне по- французски, а я вам по- латыни»

7. И вот поединок.

Противники сходятся.

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени…

Вот пять шагов еще ступили…

Последние минуты перед дуэлью окрашены трагедийно.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не переставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить - но как раз

Онегин выстрелил…

…поэт

Роняет молча пистолет.


Онегин стрелял на ходу - не потому, что он боялся выстрела противника- он торопился потерять свое право первого выстрела, причём в самых невыгодных для себя обстоятельствах. Пистолеты Лепажа прекрасно «прилажены» по руке - говорят, они так удобно ложатся в руку, как будто служат её естественным продолжением, и они бьют почти без промаха, но только если стрелять с места. На ходу даже опытный стрелок никогда не попадает в цель, потому что эти пистолеты имели ствол гладкий, без нарезки, и пуля, не получая первоначального вращения, легко отклонялась от цели. Современникам было понятно, что выстрел Онегина стал смертельным для Ленского только по роковой случайности.

- Вы готовы?- спросил Павел Петрович.

- Совершенно.

- Можем сходиться.



От начала и до конца выдерживается фарс.

«Он мне прямо в нос целит,- подумал Базаров,- и так щурится старательно, разбойник!

(Обычно - целятся в сердце).

Павел Петрович выстрелил мимо. Базаров «ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку»


8.Состояние и поведение героев после поединка.

Мгновенным холодом облит

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его…

напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец

Под грудь он был навылет ранен;

Дымясь, из раны кровь текла

… Онегин с содроганьем

Отходит и людей зовет.


Секундант Зарецкий везет домой «страшный клад».


Базаров бросил пистолет и приблизился к своему противнику.

Павел Петрович напомнил, что по условию дуэли «каждый имеет еще по одному выстрелу». Раненный, он по-прежнему остается джентльменом.

Павел Петрович дрогнул, хватился рукою за ляжку. От пушкинского образа смерти остается лишь струйка крови на белях, как снег, панталонах.

Базаров же отвечает, что он «уже не дуэлист, а доктор» и должен осмотреть рану. Сделал перевязку.

Создалась неловкая ситуация. «Павел Петрович старался не глядеть на Базарова;… он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного дела». Обоим было нехорошо.

9. Можно ли было избежать дуэли?

Зачем Онегину нарушать правила дуэли? Только ли для того, чтобы выказать свое неуважение Зарецкому? Наверное, нет. Поступок Евгения при строгом соблюдении неписанного дуэльного кодекса был бы основанием для отмены поединка. Возможно, Онегин не желает стреляться, но не смеет отвергнуть вызов Ленского и поэтому нарушает одно из важных правил.

В этом Евгений не преуспел: Устроитель дуэлей Зарецкий пренебрёг этим отступлением от правил.

А если бы Онегин демонстративно первым выстрелил в строну или вверх, предполагая, что Ленский поступит таким же образом?

Этот поступок первого из стрелявших должен был вызвать подозрения в трусости.

Конечно, Онегин мог бы предотвратить гибель соперника, предоставив право первого выстрела Ленскому. Но ведь Ленский, одержимый идеей мести, готов был произвести прицельный выстрел. Так что благородное поведение Онегина могло быть на грани самоубийства.

Рисковать своей жизнью ради бывшего приятеля Евгений не готов.

Но каждый «сознавал, что другой его понимает»


И.С. Тургенев в роли дуэлянтов показал героев разных эпох. Отцы и дети… Их противоречия непримиримы.

Недруги сошлись на другом уровне, более высоком, значительнее сословно- идеологических, бытовых отношений людей. Это, по Тургеневу, уровень общечеловеческий, «вечный».

Для Павла Петровича дуэль- дело чести, для Базарова - комедия, он принял вызов, так как создалось безвыходное положение.

Сам автор, показывая, утренний пейзаж, полный покоя; мужика, который встал рано, да занят делом,- подчеркивает нелепость дуэли.

Да и во время поединка нарушались практически все условия дуэли.

10.Итоги поединка.

И вот Онегин, «Всем сердцем юношу любя», убил его на дуэли. Толкнуло его на это ложное понятие о дворянской чести. Преставление о «светской чести» оказывается значительнее нравственного долга - и он платит страшную цену за допущенную ошибку: на нем навеки кровь убитого им приятеля.

Ленский, по словам Герцена, «последний крик совести Онегина».

Думаю, теперь Евгений не может не научиться тому, что раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить. Конечно, смерть Ленского - толчок к перерождению Онегина.

Но оно еще впереди.

С поединком открылась Павлу Петровичу человеческое благородство Базарова, не равного ему происхождением. В момент дуэли психологически они казались в одном лагере.

Это человеческая сообщность , взаимопонимание, пусть и сложное, не снимает политический антагонизм, но придает ему все же лишь относительный характер с этого момента в облике Базарова на первый план будут выдвигаться индивидуальные, психологические свойства личности.

Павлом Петровичем овладела мысль о нелепости дуэли. Он испытывает неловкость и стыд за свое поведение. Пришел к выводу, что такой способ защиты чести безнадежно устарел. Павел Петрович потерял уважение к себе, почувствовал, что он архаическое явление. «Да он и был мертвец»,- неслучайные слова. Это приговор.

Это результат острой психологической борьбы во время поединка.

Базаров и Кирсанов П.П. пришли каждый к своему выводу, но дуэль показала, что внешнее несходство людей способно обернуться потенциальным внутренним подобием.

Базаров теоретически изменить себя, «других ломать». А практически , как показал поединок, не может уничтожать себе подобных!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема дуэли в художественной литературе

Автор: Наталья Александровна Озорнина

Дата: 19.02.2022

Номер свидетельства: 600662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..." "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-9-klassie-i-snitsia-chudnyi-son-tat-ianie"
    ["file_id"] => string(6) "187814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426586095"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «А. С. Пушкин – великий русский поэт» "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-piedaghogha-i-dietiei-nod-po-tiemie-a-s-pushkin-vielikii-russkii-poet"
    ["file_id"] => string(6) "242504"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445475816"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Образ слуги в литературных произведениях "
    ["seo_title"] => string(47) "obraz-slughi-v-litieraturnykh-proizviedieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "222532"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436429722"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект урока по литературе на тему М. Ю. Лермонтов.  Личность поэта. Стихотворе¬ние «Тучи». Мотивы оди¬ночества и тоски поэта-изгнанника."
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-lichnost-poeta-stikhotvorie-niie-tuchi-motivy-odi-nochiestva-i-toski-poeta-izghnannika"
    ["file_id"] => string(6) "303959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626026"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства