- Сказки: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
- Стихи: «Унылая пора! очей очарованье…!», «Уж небо осенью дышало…»,
«И с каждой осенью я расцветаю вновь…»
Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):
Интеграция задач ОО.
1. ОО «Развитие речи»
Задачи:
Упражнять детей выстраивать диалогическое взаимодействие с взрослым и сверстниками.
Формировать и развивать средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.
Упражнять в умении составлять короткий повествовательный рассказ по содержанию литературного произведения, выделять его главную мысль.
2. ОО «Познавательное развитие»
Задачи:
Обобщить и углубить представления детей о жизни и творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина; показать, как отдельные факты жизни отражаются в его произведениях; продолжать воспитывать интерес к истории своей Родины.
Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к поэзии, способствовать углублению и дифференциации интересов.
Упражнять в умении анализировать результат совместной деятельности с позиции персональной ответственности за качество конечного продукта в целом.
3. ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта).
Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Развивать интерес к совместной со сверстниками деятельности.
Умение оценивать возможности и трудности партнеров в работе, осуществлять целесообразную помощь друг другу с учетом особенностей партнера и ситуации взаимодействия.
4. ОО «Чтение художественной литературы»
Задачи:
Развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение, оценку, делать обобщения и выводы.
Воспитывать интерес к стихотворениям А.С. Пушкина, желание их слушать, заучивать и читать наизусть.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
- Письмо, пришедшее по почте от Незнайки с портретом А. С. Пушкина (просьба рассказать кто это? и почему его называют «Великим человеком России»)
2. Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
- магнитная доска
материальные средства для деятельности детей:
- аудиозапись (музыкальное произведение);
- стихи; (приложение 1)
- мяч;
- украшенная коробочка;
- отрывки из сказок;
- конверт с письмом.
3. Дидактический материал:
- портреты: А.С. Пушкина, Арины Родионовны, жены поэта; (приложение 1)
- репродукции картин художников; (приложение 2)
- иллюстрации сказок; (приложение 3)
- иллюстрации: «Пушкин читает свои стихи друзьям», памятников А. С. Пушкину, рукописей; (приложение 1)
- сборники стихов и поэм.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей.
Методы и приемы:
1. Игровой момент:
- Приход по почте письма от Незнайки с просьбой рассказать о «Великом человеке А.С. Пушкине»
2. Беседа «Жизнь и творчество поэта»
Рассказ воспитателя:
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.
Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка. Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать, был очень скор и резок в движениях (воспитатель зачитывает стихи о няне). Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село — это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками: Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям.
После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: «Времена года»).
Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений).
У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушки".
Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы еще много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы.
. Вопросы.
3. Дидактическая игра с мячом «Вспомни сказку»
Отрывки из сказок:
- «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах…»
- «Долго у моря ждал он ответа,
не дождался к старухе воротился…»
- «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»
- «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб…»
- «Тут соседи беспокоить стали старого царя,
Страшный вред ему творя…»
4. Дидактическая игра «Сказочный сундучок»
Иллюстрации к сказкам:
- «Сказка о золотом петушке»;
- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Образец рассказа:
«В сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» рассказывается о том, как дед жил с бабкой на берегу моря в ветхой землянке и было у них разбитое корыто. Дед ловил рыбу, а бабка пряла пряжу. Дед поймал «золотую рыбку» и отпустил её. Золотая рыбка сказала, что выполнит желания деда за его доброту. Он ничего не просил, а бабка заставила деда просить рыбку: дать им избу, сделать её дворянкой, царицей, владычицей морской. Рыбка сначала выполняла желания, но служить старухе не захотела и оставила её опять у разбитого корыта. Эта сказка учит тому, что много хотеть и просить нельзя, а то ничего не получишь».
5. Уточнение при составлении рассказа.
6. Чтение стихов об осени.
7. Беседа «Наш рассказ для Незнайки»
8. Беседа «Как мы работали»?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сказки: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
- Стихи: «Унылая пора! очей очарованье…!», «Уж небо осенью дышало…»,
«И с каждой осенью я расцветаю вновь…»
Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):
№ п/п
Задание
(Действие и его содержание)
Способы предъявления задания
Способ презентации результатов выполнения задания
1.
Познакомиться с краткими биографическими данными А.С. Пушкина.
Словесный
- рассказ
- ответ
2.
Узнать и назвать сказку по отрывку.
Словесный
- чтение
- ответ
3.
Составить краткое содержание сказки; сформулировать главную мысль произведения.
Словесный
- образец
- рассказ
4.
Прочитать выразительно стихотворение.
Словесный
- образец
- чтение
Интеграция задач ОО.
1. ОО «Развитие речи»
Задачи:
Упражнять детей выстраивать диалогическое взаимодействие с взрослым и сверстниками.
Формировать и развивать средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.
Упражнять в умении составлять короткий повествовательный рассказ по содержанию литературного произведения, выделять его главную мысль.
2. ОО «Познавательное развитие»
Задачи:
Обобщить и углубить представления детей о жизни и творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина; показать, как отдельные факты жизни отражаются в его произведениях; продолжать воспитывать интерес к истории своей Родины.
Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к поэзии, способствовать углублению и дифференциации интересов.
Упражнять в умении анализировать результат совместной деятельности с позиции персональной ответственности за качество конечного продукта в целом.
3. ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта).
Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Развивать интерес к совместной со сверстниками деятельности.
Умение оценивать возможности и трудности партнеров в работе, осуществлять целесообразную помощь друг другу с учетом особенностей партнера и ситуации взаимодействия.
4. ОО «Чтение художественной литературы»
Задачи:
Развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение, оценку, делать обобщения и выводы.
Воспитывать интерес к стихотворениям А.С. Пушкина, желание их слушать, заучивать и читать наизусть.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
- Письмо, пришедшее по почте от Незнайки с портретом А. С. Пушкина (просьба рассказать кто это? и почему его называют «Великим человеком России»)
2. Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
- магнитная доска
материальные средства для деятельности детей:
- аудиозапись (музыкальное произведение);
- стихи; (приложение 1)
- мяч;
- украшенная коробочка;
- отрывки из сказок;
- конверт с письмом.
3. Дидактический материал:
- портреты: А.С. Пушкина, Арины Родионовны, жены поэта; (приложение 1)
- репродукции картин художников; (приложение 2)
- иллюстрации сказок; (приложение 3)
- иллюстрации: «Пушкин читает свои стихи друзьям», памятников А. С. Пушкину, рукописей; (приложение 1)
- сборники стихов и поэм.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- магнитофон; ноутбук.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
Мотивациионно-целевой
Демонстрирует письмо, пришедшее по почте, зачитывает его содержание. Предлагает познакомиться с жизнью поэта, вспомнить его произведения, рассказать о них и послать Незнайке звуковое письмо.
Знакомятся с содержанием присланного письма. Обсуждают содержание ответного звукового письма.
Содержательно-деятельностный
Рассказывает краткие биографические данные А. С. Пушкина. Предлагает рассмотреть портреты, иллюстрации и репродукции картин. Организует обсуждение в ходе беседы. Отвечает на интересующие вопросы.
Предлагает поиграть в игру с мячом: объясняет игровые действия, предлагает повторить их; читает отрывок из сказки; бросает мяч ребёнку. Побуждает к оказанию помощи не ответившему ребёнку.
Предлагает разделиться на пары.
Организует следующую игру: знакомит с игровыми действиями; предлагает повторить их; даёт образец рассказа. Осуществляет контроль и помощь во время составления рассказов.
Побуждает к оказанию помощи во время рассказывания.
Предлагает вспомнить и рассказать стихи об осени. Напоминает о выразительности. Читает образец рассказывания. Обеспечивает музыкальный фон чтения стихов.
Рассматривают портреты, иллюстрации и репродукции картин. Участвуют в обсуждении, задают вопросы.
Повторяют игровые действия: ловят мяч, называют название сказки. Оказывают помощь тем, кто затрудняется.
Делятся на пары.
Повторяют игровые действия, достают картинку, за столами совместно в паре составляют рассказ, выходят к доске, называют сказку, рассказывают краткое содержание, высказывают главную мысль.
Оказывают помощь тем, кто затрудняется.
Выразительно читают стихи.
Оценочно-рефлексивный
Организует обсуждение информации для Незнайки. Конкретизирует достижения каждого ребёнка и пары.
Подводит к выводу
Делает общий вывод о работе и хвалит детей.
Обсуждают информацию для письма. Высказываются о затруднениях при выполнении задания. Делают вывод о значении творчества поэта для русской литературы. Благодарят друг друга за оказанную помощь.
Методы и приемы:
1. Игровой момент:
- Приход по почте письма от Незнайки с просьбой рассказать о «Великом человеке А.С. Пушкине»
2. Беседа «Жизнь и творчество поэта»
Рассказ воспитателя:
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.
Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка. Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать, был очень скор и резок в движениях (воспитатель зачитывает стихи о няне). Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село — это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками: Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям.
После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: «Времена года»).
Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений).
У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушки".
Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы еще много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы.
. Вопросы:
- Кто изображён на портрете?
- Где родился поэт?
- Что писал А.С. Пушкин?
- Каким человеком был поэт?
- О каком времени года любил писать поэт?
- Кто побудил поэта писать сказки?
- Что люди назвали в честь А.С. Пушкина?
3. Дидактическая игра с мячом «Вспомни сказку»
Отрывки из сказок:
- «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах…»
- «Долго у моря ждал он ответа,
не дождался к старухе воротился…»
- «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»
- «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб…»
- «Тут соседи беспокоить стали старого царя,
Страшный вред ему творя…»
4. Дидактическая игра «Сказочный сундучок»
Иллюстрации к сказкам:
- «Сказка о золотом петушке»;
- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Образец рассказа:
«В сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» рассказывается о том, как дед жил с бабкой на берегу моря в ветхой землянке и было у них разбитое корыто. Дед ловил рыбу, а бабка пряла пряжу. Дед поймал «золотую рыбку» и отпустил её. Золотая рыбка сказала, что выполнит желания деда за его доброту. Он ничего не просил, а бабка заставила деда просить рыбку: дать им избу, сделать её дворянкой, царицей, владычицей морской. Рыбка сначала выполняла желания, но служить старухе не захотела и оставила её опять у разбитого корыта. Эта сказка учит тому, что много хотеть и просить нельзя, а то ничего не получишь».
5. Уточнение при составлении рассказа:
Вопросы:
- Кто герои сказки?
- Как начинается сказка?
- какие события происходили в сказке?
- Чем закончилась сказка?
- Чему учит эта сказка?
6. Чтение стихов об осени:
- «Унылая пора! очей очарованье…!»;
- «Уж небо осенью дышало…»;
- «И с каждой осенью я расцветаю вновь…».
7. Беседа «Наш рассказ для Незнайки»
Вопросы:
- О жизни и творчестве, какого великого человека мы сегодня узнали и рассказали?
- Где родился А. С. Пушкин?
- Почему А. С. Пушкина называют «Великим поэтом России»?
- Какие литературные произведения писал А.С. Пушкин?
8. Беседа «Как мы работали»?
Вопросы:
- Кто сегодня узнал что-то новое о А. С. Пушкине?
- Кому было легко выполнить все задания?
- Кто испытывал затруднения при выполнении задания?