kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока математики "Задачи на увеличение числа в несколько раз" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта соответствует  современному  уроку по ФГОС НОО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики "Задачи на увеличение числа в несколько раз" 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №4 имени А.А.Леонова» город Гагарин

Смоленская область





Урок литературного чтения по теме

«А.С. Пушкин "Няне"».

4-й класс





Изотова Татьяна Викторовна,  учитель



















2023 год



Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка книг, аудио запись, учебник по чтению, тетради для словарной работы, простые карандаши, ластики.

Ход урока

1.Эмоциональный настрой

(СЛАЙД 1)

Сегодняшний наш урок чтения мне хочется открыть словами великого поэта:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

-Кто автор этих строк? (Узнаете позже)

-Как вы понимаете слова поэта? (Мы учимся в школе, где царит дух просвещения, образования. Знания будут прочнее, если приобретены нами самостоятельно, на своём личном опыте. Опыт мы приобретаем, когда? Когда делаем ошибки. На ошибках учатся – об этом тоже напоминает автор.)

* Гений – высшая творческая способность или человек, обладающий такой способностью.

* Парадокс – явление или мнение, кажущееся невероятным и неожиданным.

- Я надеюсь, что и сегодня на уроке мы совершим новые открытия, расширим свой кругозор, чему-то удивимся и порадуемся.

(СЛАЙД 2)

- Посмотрите на экран. Знакома ли вам эта картина? Кто в своем литературномтворчестве затрагивал тему Спящей красавицы? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

-Скажите, о творчестве, какого поэта, мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)

-Слова, которые я вам прочла в начале урока-принадлежат Пушкину.

- Вот такое письмо когда-то получил А. С. Пушкин .

Ученик (Арина Родионовна):

«Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я здорова, целую ваши ……………. ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

- Кто автор этих строк ? (ответы детей)

2.Целеполагание.

-Давайте попробуем сформулировать тему урока. Почему я прочитала письмо именно от няни (ответы детей)

- Совершенно верно, и я немножко уточню тему урока

(СЛАЙД 3)



Тема: А.С. Пушкин. «Няне»

- Мы знаем тему урока, теперь должны сформулировать вопросы и задачи урока. Продолжите мысль. (ответы детей)

Познакомиться с ………….с историей написания ………..

Какой была?............(Арина Родионовна)

Почему Пушкин……………(посвящал ей стихи?)

Какие чувства…………(выразил поэт?)

Каковы особенности жанра…………

-СЕЛИ РОВНО!

Отметь знаками + и знакомую (+) и незнакомую(-) информацию.

Знаешь ли ты:

В начале урока

В конце урока

Судьба Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой



Роль няни Арины Родионовны в судьбе Александра Сергеевича Пушкина



Отношение Александра Сергеевича Пушкина к няне Арине Родионовне



Особенности лирического стихотворения «послание»





(СЛАЙД 4)

3. Актуализация знаний.

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского

Общества вечная благодарная память”. И.С. Аксаков

Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 г. 

-Почему эти слова посвящены не матери поэта, а его няне?

-Сегодня на этот вопрос мы также постараемся найти ответ.

4. Беседа с обучающимися о жизни и творчестве писателя.

-А теперь давайте заглянем в литературную гостиную. Так кажется говорят о Пушкине.

Ученик: Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В раннем детстве Саша не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к своей крепостной няне.

(СЛАЙД 5)



Ученик : Милейший, а знаете ли Вы , что Арина Родионовна, сначала была няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена к Саше? Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех проказах. Она так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и очень образным.

Ученица: Вы правы, мой друг! Хочется добавить, что Арина Родионовна Яковлева была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая и страстно любящая своего питомца».

Ученик: Она родилась в 1758г в Петербургской губернии в семье крепостных крестьян.

Но даже отказалась от вольной, когда ей предложили освободить ее семью от крепостной зависимости.

Ученик: Ох уж эта няня! Благодаря ей Александр Сергеевич окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала. А как она пела колыбельные песни!…

(СЛАЙДЫ 6-8)

Учитель: Стихотворение, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его вторая ссылка за свободолюбивые стихи..

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня Арина Родионовна становится в этот период самым близким другом для Александра Сергеевича. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки. Пушкин писал одному из друзей:… вечерами слушаю сказки моей няни, …она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.

Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер.

5. Анализ стихотворения

-Первичное слушание стихотворения в исполнении Василия Ивановича Качалова., артиста Московского Художественного театра.

–Понравилось ли вам стихотворение?

- Кому посвящено стихотворение?(няне)

- От чьего лица написано стихотворение?(написано от лица поэта)

-На что оно похоже? (на письмо. Герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно)

–Каким настроением пронизано это стихотворение? ( грустное, печальное, тоскливое)

Жанр этого произведения –лирическое стихотворение -послание. Оно действительно написано от лица лирического героя. Лирический герой-личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении.

-Итак, как ты понял, что такое лирическое стихотворение?

Повторное чтение про себя.

-Прочитайте про себя стихотворение и отметьте слова, которые вам незнакомы, непонятны.

Голубка – ласковое обращение к женщине.

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости.

Светлица – светлая парадная комната в доме.

Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно (теснят грудь) – постоянно.

Горюешь будто на часах.-т.е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.

Чтение по частям с анализом

 — Как вы понимаете следующие слова и выражения...? 
      Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.

-Читаем 1-2 строчки.


      «Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.


-Читаем 3-4 строчки.


      «Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
    

 -Читаем 5-6 строчки.


 «Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.

 

-Читаем 7-8 строчки.

«Медлят поминутно спицы..»-вяжет и останавливается, чтобы прислушаться и приглядеться, не едет ли к ней ее любимец.


-Читаем 9-10 строчки.


      «Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота.


-Читаем 11-12 строчки.


      «Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.


- В чем он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете? (Он говорит о том, что она всегда переживала за него, с раннего детства)



-А теперь откроем ещё один секрет этого стихотворения – посмотрите на слайд.

(СЛАЙД 9)

-Что заметили? (А. С. Пушкин написал 13 строчек, а не 12, как в учебнике.)

-Как вы думаете, зачем эта 13 строчка? Обратите внимание на знак препинания…

“То чудится тебе…”. ( Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. И его нелегкая судьба….)

- Можно ли сделать вывод, что герой остался самым близким человеком для няни? Докажите.

- Выберите на карточке те слова, которые могут охарактеризовать чувства героя к няне. Подтвердите свой выбор словами из стихотворения.

Карточка №2.


Чувства, которые

- привязанность,

- любовь,

- жалость,

- сострадание,

- нежность, (голубка, моя)

- уважение,

- восхищение,

- забота, (горюешь, будто на часах)

- тоска,

- страдание от разлуки,

- чувство вины за долгое отсутствие, (давно,давно, тоска, предчувствия, забытые ворота)

- признательность за время, проведённое вместе,

- благодарность,

- настроение одиночества и тревоги,

- затерянность, заброшенность,

- тихая радость,

-светлая печаль,

- радость, восторг

7. Работа над выразительностью чтения. 

-Прочитайте еще раз первые две строчки. Объясните постановку знаков препинания. (запятая-однородные обращения, ! – по интонации предложение восклицательное). Прочитайте так, чтобы интонацией передать ласковое обращение и восклицательную интонацию)

-Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? Каким тоном нужно его читать?

-Есть ли здесь звуки, подчеркивающие тишину ожидания? (ждешь, глушь, горюешь)

-Найдите ключевые слова в каждой строчке стихотворения, чтобы при чтении стихотворения выделить их голосом. Объясните свой выбор.

-Что главное надо передать при чтении стихотворения? (любовь, теплые чувства)

1-2 строки нужно читать с нежностью и уважением

Остальные- грустно, спокойно, в раздумье.

(1-2 человека читают стихотворение под музыку Чайковский «Осень»)

-Найдите в тексте литературные приемы.

Эпитет — слово или целое выражение, которое, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.

Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

Сравнение: горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания

Противопоставление: светлый — черный (“ты под окном своей светлицы” — “на черный отдаленный путь”).

лексические повторы-давно, давно

А теперь вспомним русский язык.

-К каким словам можно подобрать синонимы? (суровых-тяжелых, дряхлая-старая, горюешь- страдаешь, медлят- тормозят, путь-дорога, теснят-сдавливают, тоска-грусть)

- К каким словам можно подобрать антонимы? (дряхлая- молодая, давно-недавно, горюешь-радуешься., медлят- торопятся, отдаленный-приближенный)

-Чтобы уместить в короткой форме свои мысли, чувства-составим синквейн.

Синквейн.

    1. Няня

    2. Любящая, добрая

    3. Ждет, тоскует, скучает

    4. Арина Родионовна любит Пушкина

    5. Подруга

8. Итог.

А теперь давайте ответим на вопросы, которые были для нас трудны в начале урока.

  1. Да будет же ей, этой няне, и от лица русского

Общества вечная благодарная память”. И.С. Аксаков

-Почему эти слова посвящены не матери поэта, а его няне?

2. Заполним таблицу.

-Смогли ли вы узнать то, что не знали в начале урока?

9. Рефлексия

Запишите букву, если это утверждение сейчас к вам относится.

Р - работал с удовольствием.

У - у меня многое получилось.

К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.

О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.

- Из этих букв сложите слово. Что получилось?(урок)

-Спасибо всем за урок!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Изотова Татьяна Викторовна

Дата: 29.01.2025

Номер свидетельства: 664429

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Технологическая карта урока математики, 1 класс, УМК "Школа России", Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"
    ["seo_title"] => string(142) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-1-klass-umk-shkola-rossii-zadachi-na-uvielichieniie-umien-shieniie-chisla-na-nieskol-ko-iedinits"
    ["file_id"] => string(6) "253899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447679629"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз "
    ["seo_title"] => string(55) "uvielichieniie-i-umien-shieniie-chisla-v-nieskol-ko-raz"
    ["file_id"] => string(6) "157669"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421624740"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Технологическая карта урока по математике по теме "Решение задач на увеличение числа в несколько раз""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_po_matiematikie_po_tiemie_rieshieniie_zadach_n"
    ["file_id"] => string(6) "441456"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512005130"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Технологическая карта урока математики "Задачи на увеличение числа в несколько раз" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_matematiki_zadachi_na_uvelichenie_chisla_v_nesk_1"
    ["file_id"] => string(6) "664765"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1738771108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства