Чтение по смысловым частям, анализ произведения | - Прочитайте первую строфу вслух. - Нарисуйте к ней словесную картинку. Что бы вы нарисовали? Расскажите. - Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать эти строчки? - Прочитайте вторую строфу вслух. - Нарисуйте к ней словесную картинку. Что бы вы нарисовали? Расскажите. - Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать эти строчки? - Прочитать третью строфу. - Расскажите, что бы вы нарисовали к этому четверостишию? - С какой интонацией надо читать эти строчки? Прочитайте четвёртую строфу вслух. - Нарисуйте к ней словесную картинку. Что бы вы нарисовали? Расскажите. - Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать эти строчки? Чтение рифмованных слов по учебнику. - Какой тип рифмы в этом стих-и? - Какие средства художественной выразительности использовал поэт? Докажите примерами из текста. - От чьего имени написано стихотворение? - Почему К.Бальмонт пишет стихотворения от себя-ребёнка? - Какие чувства хотел выразить поэт? | Ожидание, надежда Ожидание чуда, завороженность, таинственность Надо прочитать весело Весело, задорно сквозистый кататься пушистый раздаваться листы на льду с высоты на пруду Эпитеты, метафоры |
Работа над стихотворением «Снежинка» | - Что больше всего мы ждем в начале зимы? - Что такое снег? - Из чего он состоит? Первичное восприятие - А вот какая бывает снежинка, вы узнаете, прослушав стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» (прослушивание) https://www.youtube.com/watch?v=93-T7XtBjCY - Какое настроение возникло у вас после прослушивания? Словарная работа - Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста. Бурною – резкий, стремительный. Лазурную – цвет лазури, светло синий. Веющим – дуть, обдувать дуновением. Взметается – подниматься высоко кверху. Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то. Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе. Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае “звезда кристальная” – построенная в форме кристалла). Чтение по смысловым частям, анализ произведения - Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем: 1-е четверостишие -Назовите эпитеты, которые использует поэт для описания Снежинки? - Почему поэт подобрал именно эти эпитеты, что хотел подчеркнуть поэт? /Обращается внимание на окончания – лёгкость снежинки/ - Как вы понимаете эпитет чистая? - Почему Снежинка смелая мы узнаем с вами дальше. 2-е четверостишие - Какая часть речи появилась? - Снежинка, появившись на свет начала своё движение. - О какой дороге говорит поэт? -Какой синоним можно подобрать к слову дорога? - Снежинка начала свой жизненный путь. 3 и 4-е четверостишия - Кого повстречала Снежинка на своём жизненном пути, на своей бурной дороге ? - Что происходит со снежинкой? 5-е четверостишие -О чём говорит поэт? 6-е четверостишие - Какие эпитеты относятся к Снежинке? - В чём её умение? - Какое ещё препятствие она преодолевает на своём пути? - Как вы понимаете эпитет сохранно-белая? 7-е четверостишие - Какова тема этого четверостишия? - Снежинка преодолела нелёгкий жизненный путь, бурную дорогу, преодолевая трудности, встречающиеся на её пути – ветер, солнечные лучи. - Какой видит поэт снежинку, как называет её? - Какое это средство художественной выразительности? 8-е четверостишие - Давайте сравним с вами первое и последнее четверостишие. - Какой видит поэт снежинку? - Пройдя весь жизненный путь, Снежинка осталась чистой, пушистой, белой. - С какой целью поэт поменял местами эпитеты «смелая» и «белая»? - Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения? - Как будем читать стихотворение? - Какую рифму использовал поэт? Обобщение полученных результатов составлением кластера. Чистая, белая | Чистая душа | Просится | Сознательно стремится | Бурная дорога | Бурная жизнь | Безвестная страна | Будущее | Сохранно-чистая | Сохранить чистой душу | Ветер | Неожиданные повороты | Конец пути | Достижение цели | Чистая, белая | Чистая душа | - Какой можно сделать вывод? | Снег Снег – это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой Из снежинок Светлое, лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое Светло-пушистая, белая, чистая, смелая Проносится – двигается очень быстро, стремительно Дорогой бурною Путь, жизненный путь Ветер веющий /веет, дует/ Взметается – поднимается высоко вверх Лазурь чудесную покинула – покинула родной дом – небо. -В безвестную страну низринула – устремилась в неизвестное будущее. В лучах блистающих – солнце, солнечные лучи. Конец жизни Звезда кристальная - всё преодолела, но осталась чистой Метафора 1-е – начало пути, появление на свет, рождение; Последнее – конец жизненного пути Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой В начале – восхищается; в конце – грустит Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе перекрёстную За внешним реалистическим смыслом скрыт второй символический: рассказ о душе человека, прошедшего через жизненные испытания, но сохранившего чистоту и красоту души. |