II этап: основная часть.
1. Постановки темы урока Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. 2.Моделирование обложки. Цель: включение каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирование специальных читательских умений.
3. Словарная работа. Цель: подготовка к восприятию произведения.
3.Постановка проблемы. Цель: активизация мыслительной деятельности. 4.Первичное восприятие текста. Цель: создать условия для более точного понимания прочитанного и эмоциональной отзывчивости учащихся. 5. Физкультминутка. Цель: сменить вид деятельности и снять эмоциональное напряжение 6. Моделирование обложки. Цель: ввести понятие легенда и новый символ, обозначающий заменитель жанра.
7. Выборочное чтение. Цель: конкретизировать понимание текста. 8. Работа в группах. Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
9. Проверка выполненной работы. Цель: составление схематического плана произведения. | Работа с деформированной пословицей. Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение. Кто из вас может доказать, что это предложение? А можете ли вы определить жанр этого предложения? А какое ключевое слово есть в пословице? А какие ассоциации возникают у вас со словом «матушка»? Ребята, подумайте, а на какую тему будет произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке? Сегодня, действительно, мы будем работать с произведением И.Панькина «Легенда о матерях». - Попробуем составить модель обложки, возьмите на своих столах наборы для составления модели обложки. - Что на данный момент мы можем разместить на модели обложки? - Где будет расположено название произведения? - Назовите название нашего произведения. - А что еще мы можем сейчас разместить на модели обложки? - Где на модели обложки размещается имя автора произведения? - Назовите автора произведения «Легенда о матерях».
Иван Федорович Панькин (1921-2000) – писатель-фольклорист, является практически нашим земляком. Он родился в крестьянской семье, в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области. В раннем детстве стал сиротой. Был моряком, во время войн сражался в морской пехоте. В зрелом возрасте закончил Литературный институт. После войны, став профессиональным писателем, жил в Туле. Писал он всегда о том, что знал и видел сам, не понаслышке. И всегда своеобразно, жизнерадостно, неожиданно. Книги Панькина изданы на многих языках общим тиражом более 3 млн. экземпляров. Ребята, как вы понимаете значение слова фольклорист?
- Ребята, в произведении встретятся слова, значение которых вам может быть непонятно. Как вы понимаете значение слов? ПОБЕРЕ́ЖЬЕ, ПУЧИ́НА МОРСКА́Я, Непту́н ВАЛ . МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ - водоросли, морская трава. Она имеет длинные и упругие стебли длиной около 2 метров. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы очень прочны, красивы. Применяются при изготовлении мебели. Ребята, а сейчас внимательно послушайте произведение И. Панькина «Легенда о матерях». И в конце урока вы должны будете ответить на вопрос «Откуда у моряков взялась сила?»
- Возьмите на своих столах учебные хрестоматии по литературному чтению и откройте их на странице 146. Читает произведение. -Понравилось ли вам это произведение? - Какие чувства вы испытали, слушая легенду?
Показывает электронную физминутку.
Возвратимся к модели обложки. - Что мы уже указали на ней? - А, что осталось определить? - Как вы думаете, в какой форме представлено это произведение? - Что изобразим в середине модели обложки? ) - Прочитайте название произведения. -Какое слово в названии произведения вызывает у вас затруднение? - Прочитайте значение слова «легенда» в хрестоматии на с.152? - Укажем, в середине круга, букву Л. Итак, мы ввели новый символ: - круг с изображением буквы Л, при помощи которого мы будем изображать жанр – легенда. - А что сказочного в этом произведении? - А что является реальным? - Каким цветом раскрасим круг? - Почему именно синим цветом?
-Ребята, а теперь откройте рабочие тетради на с.41-42. Выполним упражнение №1. Прочитайте начало текста и подчеркните ответ на вопрос, когда и где происходили описанные в легенде события.
- Ребята, скажите, сколько раз Нептун угрожал женщинам? - Сейчас я вам предлагаю продолжить работу в группах, заполнить таблицу. У каждой группы на столах лежат 3 конверта с карточками (угроза Нептуна, решение женщин и действия сыновей). I группа найдёт в тексте и прочитает «про себя» описание 1 угрозы Нептуна, выберет необходимые карточки и прикрепит их к таблице, II группа прочитает описание 2 угрозы Нептуна и выберет нужные карточки, III группа поработает с 3 угрозой Нептуна и прикрепит соответствующие карточки. И каждая группа заполняет свою часть таблицы в тетради (задание №2) Прослушаем ответы I группы. - Какова была первая угроза Нептуна? - Какое решение приняли женщины? - Расскажите о действиях сыновей.
Прослушаем ответы II группы. - Чем теперь угрожал Нептун? - Какое решение приняли женщины? - Почему матери отдали свою красоту дочерям Нептуна?
- Каковы были действия сыновей? Прослушаем ответы III группы. - Какова же последняя угроза Нептуна?
- Какое решение приняли матери?
Как вы понимаете выражение, отдать свет своих глаз? - Каковы были действия сыновей? | Нет такого дружка как родимая матушка. Данное высказывание имеет законченную мысль. Первое слово предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Пословица. Один из жанров УНТ. Называют ключевое слово («Матушка») Матушка – мама, близкий, родной, самый любимый человек. Это произведение о маме.)
Составляют модель обложки.
Название произведения. Внизу («Легенда о матерях».) Кладут на белый лист на парте, заменяющий модель обложки, прямоугольник, обозначающий название произведения. Фамилию, имя автора. Вверху. Иван Панькин Размещают еще один прямоугольник сверху, он обозначает имя автора. Слушают рассказ учителя.
Изучал произведения народного творчества, писал произведения, схожие с произведениями устного народного творчества.
Слушают учителя. Высказывают свои предположения
Слушают учителя.
Слушают учителя. отвечают на вопрос.
Выполняют упражнения, имитируя движения животных.
(Имя автора и название.) (Жанр произведения) (В форме сказки.) Дети обращаются к памятке.
(«Легенда о матерях») (легенда) (Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.)
Волшебство и троекратное повторение. (Морской царь – Нептун превращал своих дочерей в чаек, женщины отдавали силу, красоту, свет своих глаз.) (Женщины- матери готовы отдать все лучшее, что у них есть: силу, красоту, здоровье, свет своих глаз ради счастья, жизни своих детей.)
(Синим.) Произведение о волшебстве и приключениях.) Читает вслух один ученик, остальные следят. Подчёркивают ответ на вопрос (очень давно на побережье Чёрного моря)
(3 раза)
Работают в группах. Находят в тексте нужный отрывок, ищут необходимую карточку и прикрепляют.
1 ученик защищает проект. Нептун собирался похоронить в пучине моря юношей. Отдать силу сыновьям. Сыновья подошли к морю, Нептун бросил им навстречу громадный вал, но юноши устояли и не побежали домой. 1 ученик защищает проект. Порвать руки юношам. Отдали свою красоту дочерям Нептуна. Дочери Нептуна обещали матерям юношей достать со дна моря манильских трав и свить из них жилы для их сыновей. Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах. 1 ученик защищает проект. Сыновья потеряются в морской пучине и будут там блуждать вечно. Отдали свет своих глаз звездам для того, чтобы они ярче светили и помогали их детям вернуться домой. Ослепнуть. Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой. | Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
групповая | Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: выделять необходимую информацию Познавательные: развивать умение строить алгоритм решения проблемы.
Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова; способствовать нравственно-этической ориентации учащихся,
Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы. Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.
Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.
Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе. Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.
Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе. Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы. | 3мин
5 мин
3 мин
1 мин
5 мин
2 мин
3 мин
2 мин
5 мин
5 мин |
III. Подведение итога. Рефлексия.
Домашнее задание
Выставление оценок
| - Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. - Откуда у моряков взялась сила? - Найдите в тексте и прочитайте главную мысль нашего произведения. Выполним в тетрадях задание №3. Почему стали сильными? Почему моряки любуются чайками? - А почему И.Панькин назвал свое произведение «легендой»? - Можно ли поступок матерей назвать героическим?
- Как вы думаете, что ваша мама отдает для каждого из вас?
- Как мы должны относиться к маме?
- Очень скоро женщины во всём мире будут отмечать замечательный праздник – 8 марта - международный женский день. Не забудьте поздравить своих мам, подарите им свою заботу, ласку, внимание, оказывайте посильную помощь. Будьте достойны своих мам, цените, любите, берегите их, хорошо учитесь и примерно ведите себя в школе, чтобы ваши мамы могли вами гордиться. Любите мать! Любите как святыню! Любите крепче самого себя! Она нам жизнь дала и воспитала. ЛЮБИТЕ МАТЬ, ОНА У НАС ОДНА!!! Перечитать произведение и выполнить задание №2 в тетради на с.42
| Моряки постоянно получали помощь своих матерей
(Последний абзац в произведении. Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.) Матери отдали сыновьям все лучшее, что имели. Чайки носят красоту их матерей. Сказочная форма и рассказывается о героическом событии. Да, матери совершили героический поступок, они ценой собственного здоровья смогли спасти жизни своих детей.) Все самое лучшее, что есть у мамы (силу, здоровье, любовь, ласку, внимание) они отдают своим детям. Мамы безгранично посвящают всю себя своим детям. Мы должны с особым уважением, трепетом, любовью относиться к маме, заботиться о ней, быть чуткими и внимательными по отношению к ней. Ценить и беречь маму, стараться дарить ей как можно больше приятных мгновений, радовать своими успехами и достижениями.
Проводят анализ своей работы на уроке.
Записывают домашнее задание | Индивидуально-групповая | Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. | 2 мин |