1.Организационный момент 2.Стадия вызова 3.Стадия осмысления 4.Стадия рефлексии 5.Домашнее задание и выставление оценок за урок | Беседа «Яркое пятно» Прием ассоциаций Знакомство с писательницей Обсуждение темы и целей урока Приём “Чтение с остановками”. Вопросы классу (“Ромашка Блума”). Работа в группах Прием прогнозирования Беседа Работа в группах Фронтальная беседа Прием идентификации Составление кластера Прием прогнозирования Беседа СМС – сообщения Работа с цитатами | Приветствие, проверка готовности к уроку, оформление записи числа, темы в тетради. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке внеклассного чтения по литературе мы, я надеюсь, сможем плодотворно поработать, интересно пообщаться и поговорить о важных проблемах. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый…». Как ребята относятся к герою мультфильма? Почему? Какие ассоциации возникают у вас при слове «Рыжий»? Сравните свои ассоциации со значением слова «рыжий» в толковом словаре Ожегова. Сегодня я хочу вам предложить познакомиться с рассказом современной писательницы Е. В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Елена Васильевна Габова - автор книг для детей и подростков. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов, утверждающих доброту, совестливость и уважение к людям. Нашему уроку я дала такое имя: «Человеком надо быть всегда». Как вы понимаете эти слова? Подумайте, какие вопросы мы будем обсуждать на уроке? (выбрать вопросы, названные детьми, и прикрепить к магнитной доске) Прослушайте отрывок из рассказа Е. В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Чтение первого отрывка (до слов “… Может, она и не знала, что мешает кому-то”). 1) Простые вопросы: - Назовите действующих лиц. Как одноклассники называют Свету Сергееву? О чем это говорит? Кто, на ваш взгляд, является главным героем рассказа? 2) Уточняющие вопросы: - Вы считаете, что именно этот герой главный в рассказе? Почему вы так считаете? - Какие средства создания образов рассказа помогает нам понять взаимоотношения героев? (Средства создания образов рассказа: в портрете, пейзаже, речи героев). Проанализируйте по инструкции портрет (1 группа), пейзаж (2 группа), речь (3 группа), отметив ключевые слова, изобразительно-выразительные средства. Поменяйтесь листами с соседом, проведите взаимопроверку. Сообщите о результатах своих наблюдений, а теперь сравните с записями на экране. - Как портретное описание раскрывает образ Светы? - Что можем сказать о рассказчике? Как описание природы его характеризует? - Как ведут себя одноклассники по отношению к Свете? Как можно объяснить их поведение? Как речь характеризует их самих? - Предположите, как будут развиваться события дальше? Почему вы так думаете? Чтение второго отрывка рассказа (от слов “После последнего экзамена …» до слов «А ещё через пять лет произошла вот такая история») подготовленным учеником. - Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему? - Насколько он соответствует вашим предположениям? Проследите динамику поведения героев рассказа, подчеркнув ключевые слова в тексте, характеризующие: 1 группа – Свету Сергееву; 2 группа – рассказчика; 3 группа – одноклассников. Поделитесь результатом своей работы. Сверьтесь со слайдом. Оценочные вопросы: - Как эти фразы характеризуют героев рассказа? - Как вы можете оценить поведение Светы в этом эпизоде? - Как вы можете оценить рассказчика в этом эпизоде? - Как вы можете оценить одноклассников в этом эпизоде? Представьте, что вы являетесь героем произведения: 1 группа – Света Сергеева, 2 группа – рассказчик, 3 группа – одноклассники (например, Женька). Как вы можете описать чувства своего героя в данном фрагменте текста? Выскажите чувства от имени своего героя в данной ситуации (3-4 предложения). Составьте кластер о взаимоотношениях Рыжухи и одноклассников. У вас на листе заданий есть пустые кружки. Напишите в них имена героев и соедините круги стрелками, указывающими на их отношения друг к другу. Кто бы хотел составить кластер на доске? Объясните, почему вы именно так расположили героев рассказа? Как вы думаете, можем ли мы на кластере отразить отношение автора к героине? Совпадает ли оно с мнением рассказчика? Где бы вы расположили автора? Почему? А вот как я составила кластер. Давайте спрогнозируем, как дальше будут развиваться события? - Выскажите свои предположения и аргументируйте их. - Какую судьбу рассказчику вы предсказываете? - Какую судьбу Свете Сергеевой приготовили? Одноклассникам? Ребята, а вам хотелось бы узнать, чем закончился рассказ? Чьи предположения окажутся верными? Тогда я предлагаю прочитать дома самостоятельно рассказ Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» и узнать, как дальше будут развиваться события. - Какие вопросы мы сегодня обсудили на уроке? Кто в рассказе всегда был человеком? Почему вы так считаете? Возможна ли ситуация, описанная Габовой в рассказе, в вашем классе или в классе ваших знакомых? Какие пути решения этой проблемы вы можете предложить для одноклассников Светы? А для самой Светы Сергеевой? Напишите Свете Сергеевой, рассказчику или их одноклассникам (на ваш выбор) СМС - сообщение, в котором дайте совет, как им поступать в подобной ситуации. А теперь послушайте советы психологов в данной ситуации. Советы Свете Сергеевой и одноклассникам (на слайдах). Выберите из предложенных высказываний то, которое наиболее точно, на ваш взгляд, подытожит все сказанное нами сегодня на уроке. Объясните свой выбор. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. (А.Н.Радищев) Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. (Д.И. Писарев) Люди, которые не знают сострадания, отвратительны. (А. Цвейг) Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех. (Стендаль) Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей. (В.А.Сухомлинский) Берегите в себе человека. (А.П.Чехов) В качестве домашнего задания я предлагаю вам: 1) написать сочинение на тему «Встреча выпускников», в котором вы от имени Светы Сергеевой, повествователя или кого-то из одноклассников расскажите о том, что с героями рассказа произошло через 10 лет после окончания школы; 2) написать сочинение на тему: «А как бы я поступил на месте рассказчика?» Оценки за урок Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, были активны, любознательны. Мне было очень интересно с вами работать. Спасибо вам за урок! Всего доброго! До свидания! | Создание хорошего микроклимата Ведет беседу по просмотренному мультфильму Работа с лексическим значением слова «рыжий» Рассказывает о писательнице, показывает презентацию Побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации. Читает фрагмент рассказа Ведет беседу Организует работу в группах Беседа по вопросам Совет учителя: подчеркивать ключевые фразы карандашом помогает сделать вывод Организует беседу Следит за порядком в классе, дополняет выступающих Организует обсуждение составленных кластеров Организует беседу Организует обсуждение цитат Дает домашнее задание, проставляет оценки, комментирует, благодарит за урок | Просматривают мультфильм Отвечают на вопросы, работают со словарем Слушают рассказ учителя Объясняют тему урока, определяют цели Слушают чтение Отвечают на вопросы Работают в группах по инструкции, отвечают Делают вывод Делают предположения Слушают чтение ученика Отвечают на вопросы Работают в группах Отвечают на вопросы Рассказывают о чувствах от имени героев Составляют кластер, обсуждают Делают предположения Отвечают на вопросы Обсуждают предложенные цитаты Записывают домашнее задание в дневник |