kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Тарас Бульба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.

Методические приемы: лекция учителя, сообщения учеников, работа с учебником, составление плана, комментированное чтение.

Оборудование урока: портрет писателя; издания его произведений; репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести «Тарас Бульба».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Тарас Бульба" »

ТЕМА: Н.В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА». ЭПОХА И ГЕРОИ


Цель урока: углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.


Методические приемы: лекция учителя, сообщения учеников, работа с учебником, составление плана, комментированное чтение.


Оборудование урока: портрет писателя; издания его произведений; репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести «Тарас Бульба».


Литература к уроку: И. Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о Н.В. Гоголе. М., 1987; Г.А. Гуковский. Реализм Гоголя; В.В. Вересаев. Как работал Гоголь; Ю.В. Манн. Поэтика Гоголя; Снежневская М.А. Методическое руководство к учебнику-христоматии «Родная литература. 6 класс». М., 1990.


Ход урока


I. Слово учителя

Николай Васильевич Гоголь – одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX века, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайнее» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.

Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы – отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы. Творчество Гоголя, воодушевленное жаждой познания России и русского человека – живое явление современности. Оно и сейчас вызывает столкновение мнений, споры, имеющие общественное и нравственное значение. Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему – «заколдованному месту» русской литературы – может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги.

– Какие произведения Гоголя вы читали?


II. Работа со статьей учебника и реализация индивидуальных заданий

Заранее подготовленные ученики рассказывают об отдельных эпизодах биографии Гоголя по ходу чтения статьи учебника (стр.139-141) и составления ее плана.

Примерный план статьи.

1. Родина и родители Н.В. Гоголя.

Сообщение ученика.

Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей («Вечера на хуторе…»). Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Матреной (Марией). В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.

2. Нежинская гимназия высших наук.

Сообщение ученика.

Здесь, в гимназии проявилась, многосторонняя одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» так же пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он связывает с государственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о писательстве.


2


3. Встреча с Пушкиным

Сообщение ученика.

По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831 г. У Плетнева он был представлен Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе…»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия…!»

В 1831-1834 гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими. Гоголь делится и обсуждает с поэтом свои творческие планы, пишет статью о Пушкине, где определяет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в свою очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывал темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подал Гоголю Пушкин.

4. Повесть «Тарас Бульба».

Сообщение ученика.

Повесть «Тарас Бульба» - результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя историей. В начале 30-х гг. он был адъюнкт-профессором в Петербургском университете. Занятия историей шли параллельно возникновению художественных замыслов. В 1835 г. Он написал первый вариант «Тараса Бульбы», вошедший в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести Гоголь подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народов. (Зачитывается монолог Тараса о любви русского человека к своей земле.)

5. «Ревизор» - великая комедия Гоголя об общественных нравах и о чиновничьей России.

Комментарий учителя.

Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

6. Отъезд Гоголя за границу. «Мертвые души» - поэма в прозе.

7. Возвращение на родину. Творческий кризис. Смерть Гоголя. Художественное своеобразие Гоголя – в мастерстве языка и создании художественной детали.

Комментарий учителя.

Смерть Гоголя потрясла русское общество. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии. От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Донском монастыре гроб несли на руках профессора и студенты университета. После революции 1917 г. Останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище.

Гоголь, оказал исключительно сильное влияние на русскую литературу. Его называли основателем «натуральной школы»., позднее другой писатель, Ф.М. Достоевский, скажет о «двух направлениях в русской литературе: пушкинском и гоголевском».


III. Лекция учителя

Историческая основа повести «Тарас Бульба».

Вы прочитали повесть «Тарас Бульба», но это лишь начало знакомства с произведением и его знаменитым героем. Гоголь писал об эпохе, которую отделяло от него несколько веков. Почему писатель обратился к столь давним временам? Кто такие запорожские казаки?

Обратимся сначала к древней истории нашей страны.

Монгольское нашествие в середине XII века привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (будущая Великороссия) оказались под игом ордынских ханов, позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши. Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе литовского княжества, - это теперешняя Белоруссия.

Поляки и литовцы по вероисповеданию были католиками, и официальной религией в польско-литовском государстве был католицизм.


3


Но большая часть Белоруссии и Украины оставалось православной. Кроме того, со временем многие польские дворяне (по-польски их называли шляхтичами, и это слово прижилось на Украине и в Белоруссии) обзавелись на Украине земельными владениями, и множество украинских крестьян превратилось в их крепостных. Многие украинские и белорусские шляхтичи принимали католичество и воспринимали польский язык и культуру.

В 1596 годе в городе Брест-Литовском была заключена уния (то есть объединение) православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако значительная украинского населения пойти на это не захотела. Начались преследования тех, кто отказался признать унию. Таким образом, к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества было Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польского короля и самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Отношение польского правительства к казакам было двойственное. В случае войны оно было не прочь использовать прекрасную казацкую пехоту (запорожцы того времени сражались обычно в пешем, а не в конном строю), но в период мира опасались самостоятельных действий казаков, которые могли спровоцировать ненужную войну с турками, - и вообще смотрело на них как на опасных смутьянов, в любое время готовых обратить оружие против Речи Посполитой.

Таков краткий исторический комментарий.

Второй важный вопрос: как и для чего использовал Гоголь в своей повести реальные исторические события.

Н.В. Гоголь намеренно отнес действие «Тараса Бульбы» к XV столетию. Но происходить подобные события должны были или в конце XVI или в первой половине XVII веков. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью. Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, что конечно, не мешало им во время войн с поляками заниматься грабежом и совершать жестокие убийства. Их противники, впрочем, гуманностью тоже не отличались, что вполне было в духе того сурового времени. Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, скрывая их зачастую свирепые дела, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в то время (и даже во времена Гоголя) украинцы чаще называли себя «русскими». «Русскими» они называли также свой язык и свою веру. Это неудивительно, так как понятие «Русь» связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России. Именно украинские земли были ядром Киевской Руси, и предания об этом сохранились в исторической памяти восточнославянских народов. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины (в то время она именовалась Малороссия), что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским (но в то же время и украинским) писателем.

Повесть написана в 1835 году. Это был особый и довольно сложный период в польско-русских отношениях. К тому времени положение дел коренным образом изменилось. В результате казацких восстаний в середине XVII века и разделов Польши в конце XVIII столетия белорусские и большая часть украинских земель вошли в состав русского государства, а позднее

4


там же оказалась и значительная часть польских земель – и в положении угнетенного народа оказались сами поляки. В 1830 году они восстали, стремясь отвоевать независимость. Русское общество отнеслось к повстанцам враждебно, рассматривая их как бунтовщиков и подозревая в желании отобрать у России Украину и Белоруссию. Среди осудивших восстание были Пушкин, Гоголь и многие другие деятели культуры. Появилось множество сочинений, в которых поляки и католики представали в зловещем или смешном виде, как извечные враги всего русского. Повесть Гоголя, казалось бы, входила в их число. Но почти все эти произведения теперь забыты, а повесть «Тарас Бульба» стала одним из классических произведений русской литературы. Гениальный и искренний писатель создал нечто гораздо большее, чем очередное «патриотическое» произведение антипольской направленности. Более того, Гоголь показал и то, что польское господство на западнорусских землях основывалось не только на грубой силе, но и на притягательности польской (то есть западной) культуры для многих представителей тогдашнего западнорусского общества. Пример того – трагическая судьба Андрия.


IV. Знакомство с героями повести. Комментированное чтение первых глав

По ходу чтения поясняем непонятные слова и бытовые реалии описываемой эпохи.


V. Беседа по вопросам

– Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем оно проявляется? В чем вы видите различие?

– Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы рисуются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.

– Почему характеристика Тараса возникает на фоне образа «бедной старушки»? Какие качества героя подчеркивает автор?

– Почему в описании Тараса Бульбы автор столь подробно рассказывает о причинах, породивших такую натуру?

– Как в авторской характеристике сочетаются черты личностные, национальные и исторические?


Примечание:

Найдем фрагменты авторского монолога, обратим внимание на следующие отрывки: «Это был один из тех характеров…» (типизация), «…могли возникнуть только в тяжелый XV век…» (историческая типизация). Подчеркнем, что Гоголь считает казачество скорее выражением «русского духа» (способность к крайним проявлениям – от 2мирного» до «разгульного»), нежели историческим или национальным слоем.



Домашнее задание

  1. Составить рассказ о Тарасе Бульбе по I главе.

  2. Найти в повести эпизоды, где проявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность.

  3. Опережающее задание: подобрать материал доя характеристики героев повести







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Тарас Бульба"

Автор: Туренко Татьяна Александровна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 197011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока на тему "Главные достоинства рыцаря" (Образ Тараса Бульбы в одноимённой повести Н.В. Гоголя). 7-й класс "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glavnyie-dostoinstva-rytsaria-obraz-tarasa-bul-by-v-odnoimionnoi-poviesti-n-v-gogholia-7-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "148536"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419766642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "конспект урока по литературе на тему "Тарас Бульба" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-taras-bul-ba"
    ["file_id"] => string(6) "122061"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414146964"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Образ Тараса в повести»Тарас Бульба»"
    ["seo_title"] => string(36) "obraz_tarasa_v_poviesti_taras_bul_ba"
    ["file_id"] => string(6) "420814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496818146"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока литературы в 7 классе  "Образ матери в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-litieratury-v-7-klassie-obraz-matieri-v-proizviedienii-n-v-gogholia-taras-bul-ba"
    ["file_id"] => string(6) "165901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422888372"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Урок литературы на тему: "Тарас Бульба""
    ["seo_title"] => string(38) "urok_litieratury_na_tiemu_taras_bul_ba"
    ["file_id"] => string(6) "436062"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509550798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства