Литература 8 класс
Тема: Образ Тараса в повести»Тарас Бульба»
Цель:
Образовательные:
формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся; актуализировать знания ; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
Развивающие :
развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
патриотическое воспитание.
Оборудование: с лайдовая презентация, текст повести «Тарас Бульба»
Форма: урок-размышление, работа в группах.
Ход урока
1.Психологический настрой урока.
2.Вводное слово учителя:
- Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор?
Ответы учащихся.
3.Тема урока-Образ Тараса Бульбы.(слайд)
- Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести. А что такое патриотизм? Любовь к Родине, отчизне, батьковщине. Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они как и греческое слово Патриотизм-образованы от слова Отец. Сравните.
- Это связано с теми далекими временами, когда отец был главой рода. От слова род в русском языке образовались и слова родители родня, родина.т.е. слово Родина тесно связано с понятиями родни и рода. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всем произведении.
4.Проверка домашнего задания:
Героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение.
- Каким мы видим Тараса с первых страниц повести?
Ответы учащихся.
5.Слайд-Встреча Тараса с сыновьями.
Прослушивание грамзаписи встречи.
- По-мнению Тараса, мужчина должен быть мужественным, выносливым и верным.
1.Согласны ли вы с мнением Тараса?
2. Почему Тарас Начал биться с Остапом?
6. Работа с текстом: Описание горницы
Бульба повёл сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты. Они, как видно, испугались приезда паничей, не любивших спускать никому, или же просто хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и броситься опрометью, увидевши мужчину, и потому долго закрываться от сильного стыда рукавом. Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющих более на Украине бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию. Всё было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами,-всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время; приходившим потому, что у них не было ещё коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом. У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий казак, носивший оружие. Бульба только при выпуске их послал им из табуна своего пару молодых жеребцов.
7.Словарная работа. Запись в тетрадях.
- Почему так подробно описана светлица?
- Какие интересы, занятия, пристрастия обнаруживаются в тексте?
8.Звучит казачий марш.
Показывается слайд «Тарас вместе с сыновьями в Запорожской Сечи»
- Найдите описание степи ( работа с учебником)
Задание:
- Группа рисует степь ночью
- Группа ночью.
- Презентация рисунков.
- Помогают ли яркие картины природы понять душевные переживания Бульбы и его сыновей?
- Как Сечь формирует характер казаков?
9.Слайд слова Ж-Ж Руссо
- Как вы понимаете значение этого выражения?
10.Слайд- убийство Андрия.
- Почему Тарас сказал об Андрии: «И этот добрый -враг бы не взял его!-вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка. Но не Остап»-подчеркнул Гоголь Почему?
- Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына ?
- Что испытывал Тарас?
- Мог ли иначе поступить Тарас?
11.Словарная работа: Героизм, предатель, патриот
12.Слайд-Казнь Остапа.
- Почему именно отца хотел видеть Остап?
- Почему Тарас присутствует во время казни сына?
13.Слайд-Казнь Тараса. Работа с текстом (по учебнику). Сцена захвата Тараса.
- С кем из народных русских богатырей можно сравнить Тараса Бульбу?
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его-подвиг во имя того, чтобы процветала русская земля.
14.Слово учителю:
- С течением времени меняются законы. Представления людей.Сегодня век Гуманизма.(слайд: Значение слова гуманизм.)
-Какие качества отличают человека настоящего? (слайд: шкала ценностей.)
15. Рефлексия:
- Чтобы вы исправили в герое? (слайд)
16. Сравнение: - Есть ли у казахского народа такие герои патриоты, как Тарас Бульба?
17.Стихи украинского поэта Шевченко.
18.Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.
19.Домашнее задание: Дать нравственную оценку главному герою повести.