kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Тараса в повести»Тарас Бульба»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                 Литература 8 класс

Тема: Образ Тараса в повести»Тарас Бульба»

Цель:

Образовательные:

формировать исследовательские, логические и аналитические                                                                                              способности учащихся; актуализировать знания ; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

Развивающие :

развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности;    умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию.

Воспитательные:

патриотическое воспитание.

Оборудование: с лайдовая  презентация, текст повести «Тарас Бульба»

Форма: урок-размышление, работа в группах.

Ход урока

1.Психологический настрой урока.

2.Вводное слово учителя:

- Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В. Гоголя «Тарас  Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор?

Ответы учащихся.

3.Тема  урока-Образ Тараса Бульбы.(слайд)

- Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести. А что такое патриотизм? Любовь к Родине, отчизне, батьковщине. Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они как и греческое слово Патриотизм-образованы от слова Отец. Сравните.

- Это связано с теми далекими временами, когда отец был главой рода. От слова род в русском языке образовались и слова родители родня, родина.т.е. слово Родина тесно связано с понятиями родни и рода. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всем произведении.

4.Проверка домашнего задания:

Героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение.

- Каким мы видим Тараса с первых страниц повести?

Ответы учащихся.

5.Слайд-Встреча Тараса с сыновьями.

Прослушивание грамзаписи встречи.

- По-мнению Тараса, мужчина должен быть мужественным, выносливым и верным.

1.Согласны ли вы с мнением Тараса?

2. Почему Тарас Начал биться с Остапом?

6. Работа с текстом: Описание горницы

Бульба повёл сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты. Они, как видно, испугались приезда паничей, не любивших спускать никому, или же просто хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть  и броситься опрометью, увидевши мужчину, и потому долго закрываться от сильного стыда рукавом. Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющих  более на Украине бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию. Всё было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие  в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами,-всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время; приходившим потому, что у них не было ещё коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом. У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий казак, носивший оружие. Бульба только при выпуске их послал им из табуна своего пару молодых жеребцов.

7.Словарная работа. Запись в тетрадях.

- Почему  так подробно описана светлица?

- Какие интересы, занятия, пристрастия  обнаруживаются в тексте?

8.Звучит казачий марш.

Показывается слайд «Тарас вместе с сыновьями в Запорожской Сечи»

- Найдите описание степи ( работа с учебником)

Задание:

  • Группа рисует степь ночью
  • Группа ночью.
  • Презентация рисунков.

- Помогают ли яркие картины природы понять душевные переживания Бульбы и его сыновей?

- Как Сечь формирует характер казаков?

9.Слайд слова Ж-Ж Руссо

- Как вы понимаете значение этого выражения?

10.Слайд- убийство  Андрия.

- Почему Тарас сказал об Андрии: «И этот добрый -враг бы не взял его!-вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка. Но не Остап»-подчеркнул Гоголь Почему?

- Справедливый  ли суд творит Тарас, убив своего сына ?

- Что испытывал Тарас?

- Мог ли иначе поступить Тарас?

11.Словарная работа: Героизм, предатель, патриот

12.Слайд-Казнь Остапа.

- Почему именно отца хотел видеть Остап?

- Почему Тарас  присутствует во время казни сына?

13.Слайд-Казнь Тараса. Работа с текстом  (по учебнику). Сцена захвата Тараса.

- С кем из народных русских богатырей можно сравнить Тараса Бульбу?

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его-подвиг во имя того, чтобы процветала русская земля.

14.Слово учителю:

- С течением времени меняются законы. Представления людей.Сегодня век Гуманизма.(слайд: Значение слова гуманизм.)

-Какие качества отличают человека настоящего? (слайд: шкала ценностей.)

15. Рефлексия:

- Чтобы вы исправили в герое? (слайд)

16. Сравнение: - Есть ли у казахского народа такие герои патриоты, как Тарас Бульба?

17.Стихи украинского поэта Шевченко.

18.Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

19.Домашнее задание: Дать нравственную оценку главному герою повести.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ Тараса в повести»Тарас Бульба»»

Литература 8 класс

Тема: Образ Тараса в повести»Тарас Бульба»

Цель:

Образовательные:

формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся; актуализировать знания ; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

Развивающие :

развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию.

Воспитательные:

патриотическое воспитание.

Оборудование: с лайдовая презентация, текст повести «Тарас Бульба»

Форма: урок-размышление, работа в группах.

Ход урока

1.Психологический настрой урока.

2.Вводное слово учителя:

- Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор?

Ответы учащихся.

3.Тема урока-Образ Тараса Бульбы.(слайд)

- Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести. А что такое патриотизм? Любовь к Родине, отчизне, батьковщине. Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они как и греческое слово Патриотизм-образованы от слова Отец. Сравните.

- Это связано с теми далекими временами, когда отец был главой рода. От слова род в русском языке образовались и слова родители родня, родина.т.е. слово Родина тесно связано с понятиями родни и рода. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всем произведении.

4.Проверка домашнего задания:

Героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение.

- Каким мы видим Тараса с первых страниц повести?

Ответы учащихся.

5.Слайд-Встреча Тараса с сыновьями.

Прослушивание грамзаписи встречи.

- По-мнению Тараса, мужчина должен быть мужественным, выносливым и верным.

1.Согласны ли вы с мнением Тараса?

2. Почему Тарас Начал биться с Остапом?

6. Работа с текстом: Описание горницы

Бульба повёл сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты. Они, как видно, испугались приезда паничей, не любивших спускать никому, или же просто хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и броситься опрометью, увидевши мужчину, и потому долго закрываться от сильного стыда рукавом. Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющих более на Украине бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию. Всё было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами,-всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время; приходившим потому, что у них не было ещё коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом. У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий казак, носивший оружие. Бульба только при выпуске их послал им из табуна своего пару молодых жеребцов.

7.Словарная работа. Запись в тетрадях.

- Почему так подробно описана светлица?

- Какие интересы, занятия, пристрастия обнаруживаются в тексте?

8.Звучит казачий марш.

Показывается слайд «Тарас вместе с сыновьями в Запорожской Сечи»

- Найдите описание степи ( работа с учебником)

Задание:

  • Группа рисует степь ночью

  • Группа ночью.

  • Презентация рисунков.

- Помогают ли яркие картины природы понять душевные переживания Бульбы и его сыновей?

- Как Сечь формирует характер казаков?

9.Слайд слова Ж-Ж Руссо

- Как вы понимаете значение этого выражения?

10.Слайд- убийство Андрия.

- Почему Тарас сказал об Андрии: «И этот добрый -враг бы не взял его!-вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка. Но не Остап»-подчеркнул Гоголь Почему?

- Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына ?

- Что испытывал Тарас?

- Мог ли иначе поступить Тарас?

11.Словарная работа: Героизм, предатель, патриот

12.Слайд-Казнь Остапа.

- Почему именно отца хотел видеть Остап?

- Почему Тарас присутствует во время казни сына?

13.Слайд-Казнь Тараса. Работа с текстом (по учебнику). Сцена захвата Тараса.

- С кем из народных русских богатырей можно сравнить Тараса Бульбу?

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его-подвиг во имя того, чтобы процветала русская земля.

14.Слово учителю:

- С течением времени меняются законы. Представления людей.Сегодня век Гуманизма.(слайд: Значение слова гуманизм.)

-Какие качества отличают человека настоящего? (слайд: шкала ценностей.)

15. Рефлексия:

- Чтобы вы исправили в герое? (слайд)

16. Сравнение: - Есть ли у казахского народа такие герои патриоты, как Тарас Бульба?

17.Стихи украинского поэта Шевченко.

18.Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

19.Домашнее задание: Дать нравственную оценку главному герою повести.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ Тараса в повести»Тарас Бульба»

Автор: Жумабаева Баян Тлеубаевна

Дата: 07.06.2017

Номер свидетельства: 420814


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства