Просмотр содержимого документа
«Статья "Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД"»
Берент Наталья Николаевна,
МБОУ «СОШ № 17»;
учитель русского языка и литературы
Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД
Цель: предложить задания, направленные на развитие коммуникативных УУД.
Форма коммуникации: работа в парах.(устная и письменная).
Формирование коммуникативных УУД будет отслеживаться на уроках через различные виды заданий.
Планируемый результат: повышение качества по предмету.
Умения: - слушать собеседника (вступать с ним в диалог).
- договариваться и приходить к общему мнению в совместной
деятельности.
- стремиться учитывать мнение другого.
Виды заданий:
«Бегущая строка». Выбрать важнейшие, на ваш взгляд, события в рассказе. Сделать сообщение бегущей строкой. (или сообщить идею рассказа в форме посланной телеграммы).
Умения: договариваться с партнёром, приходить к общему мнению.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой обязанности. (например, один будет корреспондентом, а другой – редактором.)
«Чтение про себя с вопросами». Прочитать текст, составить вопросы . (можно по абзацам или небольшим отрывкам).
Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе вопросы.
Умения: слушать собеседника, обсуждать результаты и делать выводы.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны договориться быть равными партнёрами. Сначала один ученик задаёт свои вопросы другому, а тот на нихотвечает; затем меняются ролями.
3). «Оценка текста». Быстро прочитать текст, постараться его понять.
Цель: умение оценивать содержание по выделенным словам.
Умения: слушать другого, вступать с ним в диалог.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны договориться между
собой, кто из них будет экспертом (задаёт вопросы и объясняет), а кто
исполнителем (отвечать на вопросы).
Например, такие вопросы:
1). Почему выделены жирным шрифтом отдельные слова?
2). Какое имя чаще всего встречается в тексте?
3). Сколько абзацев в тексте?
4). Какой самый большой и почему?
5). К какому абзацу подходит такая-то иллюстрация.
4). «Продуктивное чтение». Текст читается последовательно,
применяется технология продуктивного чтения.
Цель: глубоко понять текст, осмыслить наиболее полно и точно.
Умения: уважительное отношение к позиции другого, умение
договариваться, приходить к общему мнению.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны договориться
выполнять роль равных партнёров. (взаимопомощи, при
необходимости один помогает другому). Например, заполнить таблицу
вместе по рассказу А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Мальцев
Костя (помощник)
Отношение к людям
Мимика, жесты
Внутренний стержень
5). «Выполнение инструкции». Одному ученику выдаётся заполненная
(готовая) таблица (или карта), его задача дать своему партнёру такую
инструкцию(устную), чтобы он мог заполнить свою таблицу.
Цель: научиться правильно информировать партнёра.
Умения: правильно формулировать вопросы, направляя партнёра на
то, чтобы добиться нужного результата.
В этом задании один ученик является инструктором, а второй
исполнителем. (оба заинтересованы в том, чтобы таблица была
правильно заполнена, роль инструктора сложнее: ему нужно уметь
наиболее точно направлять к нужному ответу).
Например, заполнить карту путешествия за клюквой Насти и Митраши