Класс: 6
Число:
Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин "На барском дворе"
Цели: раскрыть особенности характеров героев через анализ их поступков, формирование аналитической культуры обучающихся; активизирование «вдумчивого чтения »; выработка у учащихся умения находить в тексте ответы на вопросы; развитие наблюдательности, грамотной, связной речи учащихся, умения работать с текстом; воспитание интереса к нравственным и общечеловеческим ценностям; содействие сплочению детского коллектива через использование групповой формы организации учебной деятельности.
Ход урока
Вре
мя
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оцени
вание
Моду
ли
Орг.мо
мент
Приветствие.Психологическая подготовка к уроку.
-Как вы думаете, что здесь написано?
ЕИКССУР ИЛЕТАСИПО ХЯТЕД
(Русские писатели о детях)
Прогнозирование.
- Как вы думаете, о чем будет повествоваться в рассказе с таким названием?
- Знакомиться с этим рассказом мы будем для того, чтобы выяснить, как в литературе XIX века отражена тема крестьянского детства. Сын богатой помещицы, известной своим жестоким нравом, он всю жизнь осуждал издевательства богатых над бедными. В своих знаменитых сказках и повестях он высмеивал глупость и трусость, хвастовство и лень, жадность и лицемерие.
Актуализация.
Корзина познания.
-А что вы знаете о крепостном праве? (индивидуально, в группе)
- Особенно тяжело при крепостном праве приходилось детям. Мир детства предстает как нечто особенное. Детство разное у каждого человека. Но все люди сохраняют память о нем. Взрослые часто говорят, что во время их детства и люди были добрее, и трава зеленее, и небо выше. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они сохранили в своей душе детство. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребенком.
- Вам, наверное, доводилось слышать фразу: «Детство – самая счастливая пора» ? Это пора проказ, шалостей, озорства. Но зачастую за проказы детей наказывают. Согласны ли вы, что за проступки детей надо наказывать? Приведите аргументы.
Подготовка к уроку
Рассказывают наизусть стихотворения
Выводы
Выход на тему
Постановка целей.
1, 2 группы- утверждающая сторона
3,4 группы - отрицающая сторона
По одному человеку от группы формируется группа - экспертов.
- Действительно, наказание нужно для того, чтобы человек осознал свою вину, осмыслил свой поступок, задумался над совершением другого поступка. Мы должны совершать поступки, за которые нам не было бы стыдно, за которые нам не пришлось бы краснеть.
Как сказал один из философов : «Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: “Поступай так же, как я”.
Поэтому все наши поступки должны быть основаны на любви и доброте к другим людям. Они не должны приносить вред другому человеку.
форм
ОПЭ
Осмыс
ление
Осмысление
- Давайте посмотрим, как описывает в своем рассказе наказание за проступок крепостной девочки Салтыков –Щедрин.
Чтение с остановками ( по ходу чтения идет словарная работа)
Шапка вопросов.
Беседа:
- Почему писатель называет Анфису Порфирьевну злой? Докажите это словами из теста.
-Можно ли было простить Наташу?
- Cоставьте словесный портрет барыни. Каким характером, какими качествами она обладает?
-Способна ли барыня понять, что и у подневольного человека есть гордость и достоинство?
-Почему автор подробно описывает сцену страдания девочки?
-– Какие чувства и настроение возникли у вас после чтения?
– Над чем заставил задуматься этот рассказ?
– Как автор относится к своему герою?
-Как относитесь к нему вы?
– Умеют ли герои рассказа слышать боль другого человека?
– Сможет ли Никанор простить Анфису Порфирьевну?
- Как вы думаете, почему автор выбирает героем своего произведения подростка, а не взрослого человека?
- Как вы думаете, нужно ли современным школьникам знать о жизни детей XIX века?
- Действительного, без прошлого нет настоящего. Это было очень трудное время. Видя бесправие, угнетение и насилие, многие писатели обращались к этой теме, чтобы хотя бы так, если это возможно, что-то изменить в жизни обездоленных малолетних детей
В рассказе Салтыкова-Щедрина «На барском дворе » мы видим помещицу, которая думала только о себе, была жестокой и бессердечной, а другие люди должны были ей угождать. Против такого порядка вещей выступает писатель. Он был честным человеком и не мог мириться с крепостным правом.
Читают, отвечают на вопросы
Написание синквейна и «Письма по кругу»
1 группа- Синквейн «Анфиса Порфирьевна».
2 группа - Синквейн «Наташа».
3 группа- Синквейн «Никанор».
4группа - Письмо по кругу «Чему учит этот рассказ?»
форм
КОЭ
Рефлексия
Домашнее задание. Прочитать рассказ Г.Сенкевича «Янко-музыкант».
Красная шляпа - шляпа эмоций
-Какие эмоции вы сейчас испытываете?
Белая шляпа - шляпа информации
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
Зелёная шляпа - шляпа роста возможностей
-Если бы вы были авторами учебника литературы, какие произведения о жизни ваших сверстников предложили бы для обсуждения?
Жёлтая шляпа - шляпа оптимизма
-Что положительного вы вынесли для себяиз сегодняшнего урока?
Чёрная шляпа - шляпа пессимизма
- Укажите причины, по которым не нужно читать произведения о жизни подростков XIX века.
Синяя шляпа - шляпа процесс
Форм сумм
Класс: 6
Число:
Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин "На барском дворе"
Цели: раскрыть особенности характеров героев через анализ их поступков, формирование аналитической культуры обучающихся; активизирование «вдумчивого чтения »; выработка у учащихся умения находить в тексте ответы на вопросы; развитие наблюдательности, грамотной, связной речи учащихся, умения работать с текстом; воспитание интереса к нравственным и общечеловеческим ценностям; содействие сплочению детского коллектива через использование групповой формы организации учебной деятельности.
Ход урока
Вре
мя
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оцени
вание
Моду
ли
Орг.мо
мент
Приветствие.Психологическая подготовка к уроку.
-Как вы думаете, что здесь написано?
ЕИКССУР ИЛЕТАСИПО ХЯТЕД
(Русские писатели о детях)
Прогнозирование.
- Как вы думаете, о чем будет повествоваться в рассказе с таким названием?
- Знакомиться с этим рассказом мы будем для того, чтобы выяснить, как в литературе XIX века отражена тема крестьянского детства. Сын богатой помещицы, известной своим жестоким нравом, он всю жизнь осуждал издевательства богатых над бедными. В своих знаменитых сказках и повестях он высмеивал глупость и трусость, хвастовство и лень, жадность и лицемерие.
Актуализация.
Корзина познания.
-А что вы знаете о крепостном праве? (индивидуально, в группе)
- Особенно тяжело при крепостном праве приходилось детям. Мир детства предстает как нечто особенное. Детство разное у каждого человека. Но все люди сохраняют память о нем. Взрослые часто говорят, что во время их детства и люди были добрее, и трава зеленее, и небо выше. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они сохранили в своей душе детство. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребенком.
- Вам, наверное, доводилось слышать фразу: «Детство – самая счастливая пора» ? Это пора проказ, шалостей, озорства. Но зачастую за проказы детей наказывают. Согласны ли вы, что за проступки детей надо наказывать? Приведите аргументы.
Подготовка к уроку
Рассказывают наизусть стихотворения
Выводы
Выход на тему
Постановка целей.
1, 2 группы- утверждающая сторона
3,4 группы - отрицающая сторона
По одному человеку от группы формируется группа - экспертов.
- Действительно, наказание нужно для того, чтобы человек осознал свою вину, осмыслил свой поступок, задумался над совершением другого поступка. Мы должны совершать поступки, за которые нам не было бы стыдно, за которые нам не пришлось бы краснеть.
Как сказал один из философов : «Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: “Поступай так же, как я”.
Поэтому все наши поступки должны быть основаны на любви и доброте к другим людям. Они не должны приносить вред другому человеку.
форм
ОПЭ
Осмыс
ление
Осмысление
- Давайте посмотрим, как описывает в своем рассказе наказание за проступок крепостной девочки Салтыков –Щедрин.
Чтение с остановками ( по ходу чтения идет словарная работа)
Шапка вопросов.
Беседа:
- Почему писатель называет Анфису Порфирьевну злой? Докажите это словами из теста.
-Можно ли было простить Наташу?
- Cоставьте словесный портрет барыни. Каким характером, какими качествами она обладает?
-Способна ли барыня понять, что и у подневольного человека есть гордость и достоинство?
-Почему автор подробно описывает сцену страдания девочки?
-– Какие чувства и настроение возникли у вас после чтения?
– Над чем заставил задуматься этот рассказ?
– Как автор относится к своему герою?
-Как относитесь к нему вы?
– Умеют ли герои рассказа слышать боль другого человека?
– Сможет ли Никанор простить Анфису Порфирьевну?
- Как вы думаете, почему автор выбирает героем своего произведения подростка, а не взрослого человека?
- Как вы думаете, нужно ли современным школьникам знать о жизни детей XIX века?
- Действительного, без прошлого нет настоящего. Это было очень трудное время. Видя бесправие, угнетение и насилие, многие писатели обращались к этой теме, чтобы хотя бы так, если это возможно, что-то изменить в жизни обездоленных малолетних детей
В рассказе Салтыкова-Щедрина «На барском дворе » мы видим помещицу, которая думала только о себе, была жестокой и бессердечной, а другие люди должны были ей угождать. Против такого порядка вещей выступает писатель. Он был честным человеком и не мог мириться с крепостным правом.
Читают, отвечают на вопросы
Написание синквейна и «Письма по кругу»
1 группа- Синквейн «Анфиса Порфирьевна».
2 группа - Синквейн «Наташа».
3 группа- Синквейн «Никанор».
4группа - Письмо по кругу «Чему учит этот рассказ?»
форм
КОЭ
Рефлексия
Домашнее задание. Прочитать рассказ Г.Сенкевича «Янко-музыкант».
Красная шляпа - шляпа эмоций
-Какие эмоции вы сейчас испытываете?
Белая шляпа - шляпа информации
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
Зелёная шляпа - шляпа роста возможностей
-Если бы вы были авторами учебника литературы, какие произведения о жизни ваших сверстников предложили бы для обсуждения?
Жёлтая шляпа - шляпа оптимизма
-Что положительного вы вынесли для себяиз сегодняшнего урока?
Чёрная шляпа - шляпа пессимизма
- Укажите причины, по которым не нужно читать произведения о жизни подростков XIX века.
Синяя шляпа - шляпа процесс
Форм сумм