kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН И ЕГО ПОВЕСТЬ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Салтыков- Щедрин и его повесть.

Цели:

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;

подвести к пониманию авторского замысла и отношения к героям;

совершенствовать навыки анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.

Оборудование: выставка разных изданий произведений Салтыкова-Щедрина; иллюстрации к его произведениям Кукрыниксов, Н. Муратова, М. Черемных; Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. Сост. Н.И. Якушин. М., 1983, 1989. Компьютер и проектор.

Литература к уроку: Николаев Д. Смех Щедрина; Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., 1993; Прозоров В.B. Салтыков-Щедрин. М., 1988; М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. В 2-х томах. М., 1975., Ж.Н.Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2003.

Словарная работа: оказия, регистратура, каллиграфия.

У вас есть всё… то, что производит весёлый смех,
и по содержанию любовь и потому знание
истинных интересов жизни народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН И ЕГО ПОВЕСТЬ. »

Тема: Салтыков- Щедрин и его повесть.


Цели:

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;

подвести к пониманию авторского замысла и отношения к героям;

совершенствовать навыки анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.

Оборудование: выставка разных изданий произведений Салтыкова-Щедрина; иллюстрации к его произведениям Кукрыниксов, Н. Муратова, М. Черемных; Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. Сост. Н.И. Якушин. М., 1983, 1989. Компьютер и проектор.

Литература к уроку: Николаев Д. Смех Щедрина; Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., 1993; Прозоров В.B. Салтыков-Щедрин. М., 1988; М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. В 2-х томах. М., 1975., Ж.Н.Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2003.

Словарная работа: оказия, регистратура, каллиграфия.

У вас есть всё… то, что производит весёлый смех,
и по содержанию любовь и потому знание
истинных интересов жизни народа.

Л.Н.Толстой

ХОД УРОКА

1. Сообщение учащегося о писателе по статье учебника и дополнительному материалу. (. Слайд 1.)

2. Слово учителя

Сказка – самый занимательный и самый любимый читателями вид народного творчества; дети и взрослые с увлечением следят за удивительными вымыслами народной фантазии, за чудесными событиями из жизни сказочных героев, за похождениями зверей, наделённых человеческой речью.

Поэты и прозаики разных народов вдохновлялись народной сказкой и писали в её духе. (Слайд 2)

К сказкам обращался и М.Е.Салтыков-Щедрин. Его сказки – это в большей степени произведение, которое в форме сказки используется для сатирического иносказания. Сатирик берёт наиболее яркие черты действительности, сгущает их, показывает как бы под увеличительным стеклом. (Слайд 3)

Приступая к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, мы должны быть вооружены некоторыми теоретическими знаниями. Повторим по словарю литературоведческих терминов в учебнике определения таких слов, какаллегория, гипербола, сатира, фантастика.

Первыми сказками Щедрина были напечатанные в 1869 г. в журнале «Отечественные записки»: «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть».

Книга Щедрина «Сказки» включает 32 произведения, первые из которых были написаны в 1869 году, а последние – в 1886 .

«То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, – с возмущением писал цензор, –его сказки – та же сатира и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического устройства». (. Слайд 4)

В одном из писем М.Е.Салтыкова-Щедрина читаем: «Тяжело жить современному русскому человеку…»Непросто было писать о такой жизни, но сатирик посвятил этому всё своё творчество. Щедрин был истинным российским литератором, сердце которого болело «болями общества», в котором он жил и творил. Одна из таких болей нашла своё отражение в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». (. Слайд 5)

3. Беседа

Учитель. Что мы узнаём из петербургской жизни генералов? («Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре. Оставшись за штатом, поселились в Подьяческой улице; имели каждый свою кухарку и получали пенсию».)

Учитель. Что можно сказать об умственных способностях генералов? (Они «ничего не понимали»; не знали, как определить стороны света; не имели представления об элементарных вещах.)

Учитель. Каков круг интересов генералов? (Их интересовала только еда во всех её видах, их мышление было на уровне «Московских ведомостей», напоминающих им тоже о пище.)

Учитель. Что показалось вам преувеличенным, неправдоподобным в изображении генералов? (Очутились на необитаемом острове странным образом, «по щучьему велению, по моему хотению»; чуть было не съели друг друга, один из них даже «откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».) (. Слайды 6-10)

Учитель. С какой целью писатель обратился к преувеличениям? (Гипербола помогает понять отношение самого автора к генералам.)

Учитель. Каково отношение автора к персонажам? В чём оно выражается? (Писатель смеётся и даже издевается над глупыми и жадными генералами. Он заставляет читателей задуматься: как столь глупые и легкомысленные люди могли получить достаточно высокий чин. Отношение Щедрина к генералам выражается в прямой авторской оценке героев: «Оба были легкомысленны», «ничего не понимали», «даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности»; ирония и насмешка в описании внешности генералов, их речей, поступков: «Увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них по ордену» и т.д.)

Учитель. Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»? (Генералы увидели мужика лежащим «брюхом кверху», накинулись на него: «лежебок», «тунеядец»; сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.) ( Слайд 11)

Учитель. Каким изображает автор мужика? ( Слайды 12-14) (Мужик – это труженик, мастер на все руки: «мужичина до того изловчился, что стал в пригоршне суп варить».)

Учитель. Какие чувства вызывает мужик у автора? (В изображении мужика чувствуется горькая насмешка: умный, сообразительный и ловкий, мужик покорно сносит капризы генералов и унижения от них.)

Учитель. Какие чувства вызывает мужик у вас?

Учитель. Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать? (Рабство уже вошло в привычку: «видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него». Мужику даже в голову не приходит возмутиться.)

Учитель. В чем особенность употребления сказочных формул в произведении Салтыкова-Щедрина? ( Слайд 15)

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…

Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!

Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!

(В народных сказках эти выражения (сказочные формулы) служат своеобразными поговорками, часто сопровождают волшебство, имеют определенное место: в зачине, в концовке, при соединении эпизодов. Некоторые формулы отсылают читателя к конкретной сказке. Например, «по щучьему велению…» – из известной сказки о Емеле и волшебной щуке. У Салтыкова-Щедрина эти формулы несут иронический смысл.
Сказочные зачин и концовка условны, писатель использует их для того, чтобы поместить героев в условное сказочное пространство «по щучьему велению…». Выражение «Сказано – сделано» несет иронический смысл. На самом деле генералы могут только говорить, а делать ничего не способны. Традиционная сказочная концовка «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» находится у Щедрина не в конце сказки и имеет почти прямой смысл: мужику действительно ничего не досталось. Дважды Щедрин применяет одну сказочную формулу, лишь немного видоизменяя ее: «этого ни пером описать, ни в сказке сказать», «того ни в сказке сказать, ни пером описать». Причем эти выражения стоят в тексте совсем рядом, в конце «Повести…» Формулы – гиперболы употреблены для выделения двух действий генералов: «сколько они ругали мужичину за его тунеядство» и «сколько…денег загребли». Поставленные рядом и гиперболизированные, эти действия особенно противоречат здравому смыслу).

Учитель. Щедрин хорошо знал уничтожающую силу смеха. «Смешное – это всего страшнее», – говорил сатирик. Что вызывает смех в «Повести…»? (Дикое устройство жизни, когда глупый и невежественный человек, достигнув богатства и чинов, распоряжается судьбой других людей.)

Учитель. Смех писателя может быть разным: от лёгкой иронии до злой сатиры. Как смеётся Щедрин над своими героями? (Сатирик смеётся по-разному. Генералы изображены автором со злой, откровенной иронией; порой он издевается над ними. К мужику отношение иное: он нарисован с симпатией, но вызывает горечь и недоумение.)

Учитель. Действительно, герои «Повести…» смешны. Да и вся сказка пронизана смехом автора. Уже в самом названии сказки уловима авторская ирония, так как слово «повесть» настраивает на спокойно-эпический, ровный и чуть торжественный лад. Конец сказки звучит уже подчёркнуто пародийно и горько: «…веселись, мужичина!»

Выводы. Для М.Е.Салтыкова-Щедрина характерна чуткая восприимчивость к современности. В сказочной форме сатирик обличал не только устои общества, но и свойственные человечеству пороки. Писателя возмущало, что человек глупый и невежественный благодаря богатству и чинам становится полновластным хозяином, презирает тех, кто на него трудится и кто его кормит. ( Слайд 17)

Сатирик был убеждён, что задача литератора – будить дремлющее сознание и чувства человека; изображать жизнь во всех её проявлениях. «Литература … есть воплощение человеческой мысли, воплощение вечное и непреходящее! Литература есть нечто такое, что, проходя через века и тысячелетия, заносит на скрижали свои и великие деяния, и безобразия, и подвиги самоотверженности, и гнусные подстрекательства трусости и легкомыслия».

Домашнее задание

1) Прочитать сказку «Дикий помещик». Подумать над проблемами, поставленными М.Е.Салтыковым-Щедриным в этом произведении.

2) Индивидуальное задание (по желанию): сделать иллюстрацию к одному из эпизодов сказки «Дикий помещик».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН И ЕГО ПОВЕСТЬ.

Автор: Кумышгалыева Дина Джарылгагановна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Презентация "М.Е. Салтыков-Щедрин" "
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiia-m-ie-saltykov-shchiedrin"
    ["file_id"] => string(6) "154076"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421091585"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "конспект урока по литературному чтению на тему: Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе» "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-n-a-niekrasov-muzhichok-s-noghotok-m-ie-saltykov-shchiedrin-na-barskom-dvorie"
    ["file_id"] => string(6) "215610"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432739245"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Урок.Тема народа и самодержавно- крепостнического строя в  «Повести о том, как  один мужик  двух генералов прокормил » М.Е.Салтыкова- Щедрина"
    ["seo_title"] => string(131) "uroktiemanarodaisamodierzhavnokriepostnichieskoghostroiavpoviestiotomkakodinmuzhikdvukhghienieralovprokormilmiesaltykovashchiedrina"
    ["file_id"] => string(6) "269003"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450723362"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование у учащихся седьмого класса понятия «гротеск» как средства оценки  сатирической колористики сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина "
    ["seo_title"] => string(152) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-sied-mogho-klassa-poniatiia-ghrotiesk-kak-sriedstva-otsienki-satirichieskoi-koloristiki-skazok-m-ie-saltykova-shchiedrina"
    ["file_id"] => string(6) "127930"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415386836"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок литературы в 7 классе по теме "М.Е.Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил""
    ["seo_title"] => string(103) "uroklitieraturyv7klassiepotiemiemiesaltykovshchiedrinpoviestotomkakodinmuzhikdvukhghienieralovprokormil"
    ["file_id"] => string(6) "308162"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458535777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства