кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;
показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;
подвести к пониманию авторского замысла и отношения к героям;
совершенствовать навыки анализа текста.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.
Оборудование: выставка разных изданий произведений Салтыкова-Щедрина; иллюстрации к его произведениям Кукрыниксов, Н. Муратова, М. Черемных; Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. Сост. Н.И. Якушин. М., 1983, 1989. Компьютер и проектор.
Литература к уроку: Николаев Д. Смех Щедрина; Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., 1993; Прозоров В.B. Салтыков-Щедрин. М., 1988; М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. В 2-х томах. М., 1975., Ж.Н.Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2003.
Просмотр содержимого документа
«САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН И ЕГО ПОВЕСТЬ. »
Тема: Салтыков- Щедрин и его повесть.
Цели:
кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;
показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;
подвести к пониманию авторского замысла и отношения к героям;
совершенствовать навыки анализа текста.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.
Оборудование: выставка разных изданий произведений Салтыкова-Щедрина; иллюстрации к его произведениям Кукрыниксов, Н. Муратова, М. Черемных; Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. Сост. Н.И. Якушин. М., 1983, 1989. Компьютер и проектор.
Литература к уроку: Николаев Д. Смех Щедрина; Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., 1993; Прозоров В.B. Салтыков-Щедрин. М., 1988; М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. В 2-х томах. М., 1975., Ж.Н.Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2003.
У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа.
Л.Н.Толстой
ХОД УРОКА
1. Сообщение учащегося о писателе по статье учебника и дополнительному материалу. (. Слайд 1.)
2. Слово учителя
Сказка – самый занимательный и самый любимый читателями вид народного творчества; дети и взрослые с увлечением следят за удивительными вымыслами народной фантазии, за чудесными событиями из жизни сказочных героев, за похождениями зверей, наделённых человеческой речью.
Поэты и прозаики разных народов вдохновлялись народной сказкой и писали в её духе. (Слайд 2)
К сказкам обращался и М.Е.Салтыков-Щедрин. Его сказки – это в большей степени произведение, которое в форме сказки используется для сатирического иносказания. Сатирик берёт наиболее яркие черты действительности, сгущает их, показывает как бы под увеличительным стеклом. (Слайд 3)
Приступая к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, мы должны быть вооружены некоторыми теоретическими знаниями. Повторим по словарю литературоведческих терминов в учебнике определения таких слов, какаллегория, гипербола, сатира, фантастика.
Первыми сказками Щедрина были напечатанные в 1869 г. в журнале «Отечественные записки»: «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть».
Книга Щедрина «Сказки» включает 32 произведения, первые из которых были написаны в 1869 году, а последние – в 1886 .
«То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, – с возмущением писал цензор, –его сказки – та же сатира и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического устройства». (. Слайд 4)
В одном из писем М.Е.Салтыкова-Щедрина читаем: «Тяжело жить современному русскому человеку…»Непросто было писать о такой жизни, но сатирик посвятил этому всё своё творчество. Щедрин был истинным российским литератором, сердце которого болело «болями общества», в котором он жил и творил. Одна из таких болей нашла своё отражение в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». (. Слайд 5)
3. Беседа
Учитель. Что мы узнаём из петербургской жизни генералов? («Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре. Оставшись за штатом, поселились в Подьяческой улице; имели каждый свою кухарку и получали пенсию».)
Учитель. Что можно сказать об умственных способностях генералов? (Они «ничего не понимали»; не знали, как определить стороны света; не имели представления об элементарных вещах.)
Учитель. Каков круг интересов генералов? (Их интересовала только еда во всех её видах, их мышление было на уровне «Московских ведомостей», напоминающих им тоже о пище.)
Учитель. Что показалось вам преувеличенным, неправдоподобным в изображении генералов? (Очутились на необитаемом острове странным образом, «по щучьему велению, по моему хотению»; чуть было не съели друг друга, один из них даже «откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».) (. Слайды 6-10)
Учитель. С какой целью писатель обратился к преувеличениям? (Гипербола помогает понять отношение самого автора к генералам.)
Учитель. Каково отношение автора к персонажам? В чём оно выражается? (Писатель смеётся и даже издевается над глупыми и жадными генералами. Он заставляет читателей задуматься: как столь глупые и легкомысленные люди могли получить достаточно высокий чин. Отношение Щедрина к генералам выражается в прямой авторской оценке героев: «Оба были легкомысленны», «ничего не понимали», «даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности»; ирония и насмешка в описании внешности генералов, их речей, поступков: «Увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них по ордену» и т.д.)
Учитель. Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»? (Генералы увидели мужика лежащим «брюхом кверху», накинулись на него: «лежебок», «тунеядец»; сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.) ( Слайд 11)
Учитель. Каким изображает автор мужика? ( Слайды 12-14) (Мужик – это труженик, мастер на все руки: «мужичина до того изловчился, что стал в пригоршне суп варить».)
Учитель. Какие чувства вызывает мужик у автора? (В изображении мужика чувствуется горькая насмешка: умный, сообразительный и ловкий, мужик покорно сносит капризы генералов и унижения от них.)
Учитель. Какие чувства вызывает мужик у вас?
Учитель. Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать? (Рабство уже вошло в привычку: «видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него». Мужику даже в голову не приходит возмутиться.)
Учитель. В чем особенность употребления сказочных формул в произведении Салтыкова-Щедрина? ( Слайд 15)
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…
Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.
Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!
Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.
Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!
(В народных сказках эти выражения (сказочные формулы) служат своеобразными поговорками, часто сопровождают волшебство, имеют определенное место: в зачине, в концовке, при соединении эпизодов. Некоторые формулы отсылают читателя к конкретной сказке. Например, «по щучьему велению…» – из известной сказки о Емеле и волшебной щуке. У Салтыкова-Щедрина эти формулы несут иронический смысл. Сказочные зачин и концовка условны, писатель использует их для того, чтобы поместить героев в условное сказочное пространство «по щучьему велению…». Выражение «Сказано – сделано» несет иронический смысл. На самом деле генералы могут только говорить, а делать ничего не способны. Традиционная сказочная концовка «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» находится у Щедрина не в конце сказки и имеет почти прямой смысл: мужику действительно ничего не досталось. Дважды Щедрин применяет одну сказочную формулу, лишь немного видоизменяя ее: «этого ни пером описать, ни в сказке сказать», «того ни в сказке сказать, ни пером описать». Причем эти выражения стоят в тексте совсем рядом, в конце «Повести…» Формулы – гиперболы употреблены для выделения двух действий генералов: «сколько они ругали мужичину за его тунеядство» и «сколько…денег загребли». Поставленные рядом и гиперболизированные, эти действия особенно противоречат здравому смыслу).
Учитель. Щедрин хорошо знал уничтожающую силу смеха. «Смешное – это всего страшнее», – говорил сатирик. Что вызывает смех в «Повести…»? (Дикое устройство жизни, когда глупый и невежественный человек, достигнув богатства и чинов, распоряжается судьбой других людей.)
Учитель. Смех писателя может быть разным: от лёгкой иронии до злой сатиры. Как смеётся Щедрин над своими героями? (Сатирик смеётся по-разному. Генералы изображены автором со злой, откровенной иронией; порой он издевается над ними. К мужику отношение иное: он нарисован с симпатией, но вызывает горечь и недоумение.)
Учитель. Действительно, герои «Повести…» смешны. Да и вся сказка пронизана смехом автора. Уже в самом названии сказки уловима авторская ирония, так как слово «повесть» настраивает на спокойно-эпический, ровный и чуть торжественный лад. Конец сказки звучит уже подчёркнуто пародийно и горько: «…веселись, мужичина!»
Выводы. Для М.Е.Салтыкова-Щедрина характерна чуткая восприимчивость к современности. В сказочной форме сатирик обличал не только устои общества, но и свойственные человечеству пороки. Писателя возмущало, что человек глупый и невежественный благодаря богатству и чинам становится полновластным хозяином, презирает тех, кто на него трудится и кто его кормит. ( Слайд 17)
Сатирик был убеждён, что задача литератора – будить дремлющее сознание и чувства человека; изображать жизнь во всех её проявлениях. «Литература … есть воплощение человеческой мысли, воплощение вечное и непреходящее! Литература есть нечто такое, что, проходя через века и тысячелетия, заносит на скрижали свои и великие деяния, и безобразия, и подвиги самоотверженности, и гнусные подстрекательства трусости и легкомыслия».
Домашнее задание
1) Прочитать сказку «Дикий помещик». Подумать над проблемами, поставленными М.Е.Салтыковым-Щедриным в этом произведении.
2) Индивидуальное задание (по желанию): сделать иллюстрацию к одному из эпизодов сказки «Дикий помещик».
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(201) "Урок литературы в 7 классе по теме "М.Е.Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил""
["seo_title"] => string(103) "uroklitieraturyv7klassiepotiemiemiesaltykovshchiedrinpoviestotomkakodinmuzhikdvukhghienieralovprokormil"
["file_id"] => string(6) "308162"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1458535777"
}
}