kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе по теме "М.Е.Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина предполагает не только знакомство с произведениями автора, но и знакомство с интересными фактами его биографии, кратким обзором его творческого пути с опорой на самобразовательную деятельность учащихся при подготовке к уроку. Поэтому этот этап урока может быть построен и как беседа учителя с классом, и как проверка мини-проектов учащихся к уроку. Знакомство со сказкой "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" предполагает не только опору на текст произведения, но и проверку изученного на уроке с помощью карточек, составленных учителем. Если учитель располагает интерактивной доской или приборпми мультимедиа, можно включить в урок фрагменты мультфильма по этой сказке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме "М.Е.Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"»

Урок литературы в 7 классе



Тема урока: Сказка М. Е. Салтыкова – Щедрина ,,Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил’’ Социальная проблематика, художественные особенности сказки.

Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством писателя, особенностями жанра сказки в его творчестве, их тематику.Развивать умения инсценировать отрывки произведения, творческие способности учащихся.Воспитывать у учащихся интерес к урокам литературы.

Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к сказке, учебник, тесты.



Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

М. Е. Салтыков – Щедрин, творчество с которым сегодня мы начинаем знакомство, является своеобразным писателем русской литературы 19-го века. Его творчество было направлено на обличение пороков общества

2. Проверка домашнего задания.



Беседа по вопросам:



  1. Когда и где родился писатель?

Ответ учащихся: Салтыков – Щедрин родился в поместье Салтыковых – село Спас – Угол в 1826 году (Тверская губерния)

  1. Какова настоящая фамилия писателя, история его псевдонима?

Ответ: настоящая фамилия его Салтыков. Псевдоним ему предложила избрать его мать, подходящее к слову ,,щедрый”, т.к, он в своих произведениях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы.

  1. Что такое сарказм?

Ответ: сарказм это язвительная насмешка в сатирическом произведении.

  1. Кем были родители автора?

Ответ: отец Евграф Васильевич принадлежал к старинному дворянскому роду. Однако материальное положение семьи было далеко не блестящим. После женитьбы Евграфа Васильевича на дочери московского купца Ольге Забелиной материальное положение их улучшилось. Ольга Забелина отличалась от своего мужа прямым и властным характером, практичностью . неуёмной энергией. Она поставила на ноги не только оскудевшее поместье своего мужа но и в короткий срок удесятерила состояние семьи, была женщиной не образованной, но имела хозяйскую жилку, была жестокой и властной помещицей – крепостницей, Её жестокость за частую проявлялась не только к крепостным крестьянам, но и к собственным детям.

Крепостническое ,,гнездо” Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были и угнетатели и угнетаемые, с детства наблюдая за крепостными крестьянами, писатель не мог не заметить, как крепостное право уродует людей, что вокруг царит жестокость и несправедливость.

  1. Кто занимался образованием Салтыкова?

Ответ: Учёба началась очень рано, в четырёхлетнем возрасте владел французским языком, несколько позднее стал заниматься немецким. С русской грамотой познакомил его крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда, в возрасте 7 – 8 лет пристрастился к чтению, быстро пополняя свои знания. Затем поступил в третий класс Московского дворянского института, где учились В. Жуковский,А.Грибоедов,М.Лермонтов. Вскоре как лучшего ученика, его направили в Царскосельский лицей, где учился А. Пушкин. В лицее началась его литературная деятельность.

  1. Какое общее название имеют сказки Салтыкова – Щедрина?

Ответ: ,,Я вырос на лоне крепостного права…” – вспоминал писатель впоследствии. Поэтому автор вводит в мир сказки, злободневные политические мотивы раскрывает сложные проблемы современности. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу.



Учитель: М. Е. Салтыкова – Щедрина нельзя назвать писателем одного жанра (сказки). Он писал и романы, и повести, и критические статьи, и стихи в ранний период творчества. Но вот на сказках мы остановимся подробнее. Большинство своих сказок (29) он создаёт в период с 1882 – 1886 года, всего им написано 32 сказки.

Как вы думаете, почему автор обращается к этому жанру в 80-х годах 19-го века?

Обратите внимание на эпиграф к уроку, давайте прочитаем его и задумаемся над словами великого сказочника Г. Х. Андерсена, какой смысл вложен в эти слова?

,,Каждую вещ надо называть её настоящим именем,

а если это опасно в действительной жизни, то надо

это сделать хотя бы в сказках”.

Вывод: Автор обращается к жанру сказки в 80-х годах 19-го века, потому что именно в этот период политическая обстановка в России была очень сложной. Приходилось искать такую форму произведений, которую пропустила бы цензура и очень понятную для читателя.

- Давайте вспомним а что называется сказкой? Какие бывают сказки? На какие виды они делятся?

- Давайте попробуем найти сходные и отличительные черты сказок Салтыкова – Щедрина с народными.

Ответ: в ,,Повести…” встречаются типичные для сказки ситуации выбора: ,,вы пойдите направо а я налево”.

Характерно для сказки повторы: ,,а мужик всё гребёт да гребёт”, сказочная лексика и выражения с постоянными эпитетами: ,,набрал мужик пуху лебяжьего мягкого”; пословицы и поговорки: ,,не ловко барашку без ярочки”; ряды однородных членов: ,,сытые, белые да весёлые”; народная лексика: союз ,,да”, ,,особливо”, ,,жаловать”, ,,ихний”, ,,убёг” и др.

Сказки Салтыкова – Щедрина не совсем обычны, они предназначались для ,,детей изрядного возраста”, т.е. для людей способных думать и анализировать которым нужно было открыть глаза на мир м на проблемы, существующие в нём.

Кроме этого сказки Салтыкова – Щедрина отличаются своей сатирической направленностью.

- Что же такое сатира?

Сатира – это один из видов смеха наиболее беспощадно осмеивающий человеческие пороки.

- Какому ещё жанру в литературе свойственно обличение человеческих пороков и пороков общества? (басне).

- Вспомните, что такое басня, и что для неё характерно? (басня – краткий нравоучительный рассказ, в котором есть аллегория, иносказание).

- Чьи басни читали раньше?

Ответ: басни древнегреческого баснописца Эзопа и И.А. Крылова.

- Найдите сказочные приёмы в тексте.

Юмористически выглядит сказочное невежество генералов, которые думали, что ,,булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают” эпизод, когда генерал безуспешно пытается достать яблоко с дерева, действия ,,мужичины” по добыванию провизии, варит суп для генералов в пригоршне, изготавливает верёвку из дикой конопли, строит ладью для вывоза генералов из необитаемого острова.

- Что в сказке не вписывается в сказочный сюжет?

Ответ: В сказочный сюжет не вписывается описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Не сказочная причина, по которой произошло перемещение генералов на остров: ,,оба были легкомысленны”.

- Какие художественные приёмы использует автор?

Словарь терминов: гипербола, ирония, антитеза.

Гипербола: генералы были уверены, что пища, которую подают к столу, родится на свет в том самом виде.

Антитеза: мужику труженику противопоставлены ни к чему не приспособленные генералы.

Ирония: автор ,,горько смеётся над мужиком, который безропотно спасает генералов. Под деревом, брюхом к верху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.

- С какой целью Салтыков – Щедрин использует эти приемы?

Чтобы высмеять генералов, которые ни чего не знают, ни чего не умеют. Они не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику.

- В своих сказках автор использует сатиру. А сказка, служащая этой цели, называется сатирической. Чтобы усилить сатирический эффект, Салтыков – Щедрин использует в своих сказках гротеск.

Вспомните что такое гротеск?



Найдите и зачитайте сцену где используется это художественный приём (это сцена ,,остервенение генералов”

(чтение по ролям).

- Для чего автор описывает эту сцену?

Предельное увеличение (гротеск), доведённые до абсурда – орден воспринимается как часть тела! – максимально раскрывает обличительный, сатирический смысл сцены.

Выборочное чтение (по иллюстрациям).

- Какие серьёзные проблемы автор поднимает в этом произведении?

В этой сказке Салтыков – Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, не смотря на свой ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам.





Работа по карточкам (тесты)





1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

а) По щучьему велению, по моему хотению

б) В результате крушения на корабле

в) Приехали в карете



2. Как генералы отыскали мужика на острове?

а) По следам, оставленным на песке

б) По его храпу

в) По запаху мякинного хлеба

3. В чём мужик варил суп для генералов?

а) В кастрюле

б) В котелке

в) В пригоршне

4. Какую газету нашли и читали генералы на необитаемом острове?

а) ,,Московскую правду”

б) ,,Московские ведомости”

в) ,,Московское обозрение”

5. В каком виде генералы оказались на острове?

а) В мундирах

б) В ночных рубашках

в) В шубах и валенках

6. Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?

а) Научится работать

б) всё время спать

в) Найти мужика

7. На какой улице в Петербурге жили генералы?

а) На Невском проспекте

б) На Фонтанной

в) На Подьяческой

8. Как генералы вернулись домой?

а) Заснули и проснулись дома

б) Их спасли случайно

в) Мужик построил ладью, и перевёз их домой

9. Какие чувства пробуждает у читателя сказка?

а) Осуждение

б) Сочувствие, грусть

в) Негодование

10.Чем генералы наградили мужика?

а) Орденом

б) Медалью

в) Рюмкой водки и пятаком



Подведение итогов урока:



  1. С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?

  2. Над каким художественным произведением работали?

  3. К какому жанру относится это произведение и какие художественные особенности использует автор?

  4. Какие проблемы поднимает Салтыков – Щедрин в своей сказке?

(Социальные проблемы: взаимоотношение народа и правящих кругов).



Домашнее задание : прочитать сказку ,,Дикий помещик”


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Носаль Клавдия Федоровна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства