kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок.Тема народа и самодержавно- крепостнического строя в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил » М.Е.Салтыкова- Щедрина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема народа и самодержавно- крепостнического строя в  «Повести о том, как  один мужик  двух генералов прокормил » М.Е.Салтыкова- Щедрина

«Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против
произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия» - говорил                                                                                                          М.Е. Салтыков-Щедрин

     М.Е.Салтыков-Щедрин - это не просто один из величайших русских писателей, но он является величайшим русским  сатириком, создавшим собственный художественный мир, мир причудливый, часто противоестественный, комичный и одновременно пугающий.
     Последние годы своей жизни писатель посвятил написанию книги «Сказки», в которую вошли 32 произведения. Эти сказки не только упрочили славу их автора, но и открыли новую грань сатирического дарования Щедрина.
     Одной из самых известных сказок писателя является «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В ней обнажены хищные интересы крепостников, либо презрение, либо отвращение к действующим лицам.
     Используя бесхитростный приём традиционной сказочной фантастики (необитаемый остров как место действия), Щедрин убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры является труд мужика. Оказавшись на необитаемом острове без привычного комфорта и без прислуги два ни к чему не приспособленных генерала едва не умерли с голоду, потому что не могли добыть себе пищу, так как о еде имели такое представление, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

   Генералы готовы сожрать друг друга как голодные звери. Но вдруг одному из них приходит мысль поискать на острове мужика, который бы кормил их и всё для них делал. Появление мужика возвращает им привычный «генеральский» облик. Щедрин изображает крестьянина молодцом: всё умеет, всё знает, даже суп в пригоршне сварит, подчеркивает его ловкость, народную смекалку.  Генералы заставляют этого здоровенного мужика свить веревку, на которой его долго держали привязанным к дереву, а он ещё был благодарен господам за то, что не погнушались его мужицким трудом. Щедрин сочувствует мужику, который является обобщённым образом труженика, над которым издеваются угнетатели, и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность.
     Новаторство Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он ввёл в сказку политическую сатиру. Писатель перевернул само представление о сатире, раздвинув границы возможностей осмеяния. У Салтыкова-Щедрина предметом сатиры стали не отдельные события и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа. Основная идея сказки в том, что причина народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере народа.    

     Важной в понимании сказки является авторская ирония, так учитель каллиграфии не может различить сторон света. О генералах Щедрин пишет с едкой иронией:
     «служили генералы в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали.». Автор говорит о каком-то неведомом месте, а на самом деле описывает современную ему действительность.
     Во все времена тема народа, его жизнь и судьба волновали русских писателей. Он беспощадно критиковал самодержавно – крепостнический строй, высмеивал глупость, никчемность генералов и чиновников.
    
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок.Тема народа и самодержавно- крепостнического строя в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил » М.Е.Салтыкова- Щедрина»

Тема народа и самодержавно- крепостнического строя в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил » М.Е.Салтыкова- Щедрина

«Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против
произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия» - говорил М.Е. Салтыков-Щедрин

     М.Е.Салтыков-Щедрин - это не просто один из величайших русских писателей, но он является величайшим русским сатириком, создавшим собственный художественный мир, мир причудливый, часто противоестественный, комичный и одновременно пугающий.
     Последние годы своей жизни писатель посвятил написанию книги «Сказки», в которую вошли 32 произведения. Эти сказки не только упрочили славу их автора, но и открыли новую грань сатирического дарования Щедрина.
     Одной из самых известных сказок писателя является «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В ней обнажены хищные интересы крепостников, либо презрение, либо отвращение к действующим лицам.
     Используя бесхитростный приём традиционной сказочной фантастики (необитаемый остров как место действия), Щедрин убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры является труд мужика. Оказавшись на необитаемом острове без привычного комфорта и без прислуги два ни к чему не приспособленных генерала едва не умерли с голоду, потому что не могли добыть себе пищу, так как о еде имели такое представление, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

Генералы готовы сожрать друг друга как голодные звери. Но вдруг одному из них приходит мысль поискать на острове мужика, который бы кормил их и всё для них делал. Появление мужика возвращает им привычный «генеральский» облик. Щедрин изображает крестьянина молодцом: всё умеет, всё знает, даже суп в пригоршне сварит, подчеркивает его ловкость, народную смекалку. Генералы заставляют этого здоровенного мужика свить веревку, на которой его долго держали привязанным к дереву, а он ещё был благодарен господам за то, что не погнушались его мужицким трудом. Щедрин сочувствует мужику, который является обобщённым образом труженика, над которым издеваются угнетатели, и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность.
     Новаторство Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он ввёл в сказку политическую сатиру. Писатель перевернул само представление о сатире, раздвинув границы возможностей осмеяния. У Салтыкова-Щедрина предметом сатиры стали не отдельные события и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа. Основная идея сказки в том, что причина народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере народа.    

Важной в понимании сказки является авторская ирония, так учитель каллиграфии не может различить сторон света. О генералах Щедрин пишет с едкой иронией:
     «служили генералы в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали.». Автор говорит о каком-то неведомом месте, а на самом деле описывает современную ему действительность.
     Во все времена тема народа, его жизнь и судьба волновали русских писателей. Он беспощадно критиковал самодержавно – крепостнический строй, высмеивал глупость, никчемность генералов и чиновников.
    


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Акентьева Елена Ивановна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 269003


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства