Просмотр содержимого документа
«С. А. Есенин. «С добрым утром!»»
С. А. Есенин. «С добрым утром!»
Цель: познакомить учащихся с творчеством С. Есенина; углубить представление об олицетворении; показать любовь поэта к родной природе.
Оборудование: портрет С. А. Есенина.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний
Литературоведческий практикум.
1. Найдите верные предложения о лирических произведениях:
а) лирические произведения передают впечатления, чувства, вызванные людьми или природными явлениями у автора;
б) лирические произведения рассказывают о каких-то событиях или людях;
в) лирические произведения особым образом построены: состоят из реплик героев;
г) в лирических произведениях важную роль играют рифма, сравнение, метафора;
д) к лирическим произведениям относятся народные песни, сказки, легенды, мифы.
2. Установите соответствие между понятием и его определением:
А) метафора
1. образное художественное определение
Б) ритм
2. группа стихов с одинаковым количеством строк, системой рифмовки и размером
В) рифма
3. созвучие конечных слов или их частей в строке
Г) сравнение
4. перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании общих признаков
Д) строфа
5. слово или выражение, в котором один предмет (ситуация) уподобляется другому (другой)
Е) эпитет
6. чередование ударных и безударных слогов в стихе
2. Работа с фотографией С. А. Есенина (одной из тех, где он с трубкой)
— Скажите, пожалуйста, знаете ли вы этого человека? Тогда давайте поиграем в Шерлока Холмса. Кто такой Шерлок Холмс вам всем, наверное, известно, если не благодаря книге К. Дойла, то благодаря многочисленным фильмам. Итак, перед вами фотография человека. Что вы можете сказать о нем по этой фотографии? Посмотрите на его одежду, на другие детали, присутствующие на фотографии. В какое примерно время он жил? К какому сословию он принадлежал? Какой у него был характер? Он деревенский житель или городской? Его жизнь была счастливой или трагичной? Он умер молодым или дожил до глубокой старости? Он умер от естественных причин или же сам решил уйти из жизни?
— Кто же это? Попробую подсказать. Он автор известных строк: «Белая береза / Под моим окном / Принакрылась снегом, / Точно серебром». На его стихи написано много песен и романсов. Некоторые из них популярны и теперь в исполнении А. Малинина. Об этом человеке снят телесериал, где роль поэта сыграл его тезка С. Безруков. Кто же это?
3. Объявление цели и темы урока
4. Слово учителя
— Конечно, более подробно с творчеством С. Есенина вы будете знакомиться в старших классах, в этом году мы прочтем только два его стихотворения. С. Есенин родился в крестьянской семье в селе Константиново. Он был очень талантливым мальчиком, рано начал писать стихи. В 19-летнем возрасте С. Есенин едет в Петербург и показывает свои произведения известнейшему поэту того времени А. Блоку. С этого времени Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. Его поэзия открывает высшему писательскому обществу Москвы и Петрограда крестьянскую Русь, народный язык и народную душу. Он стал известнейшим поэтом, побывал во многих странах, но через всю свою бурную и недолгую жизнь (поэт прожил всего тридцать лет) он пронес щемящую любовь к родному крестьянскому уголку, к родной природе. Мы убедимся в этом, когда познакомимся с его стихотворениями.
— На каком художественном приеме построено это стихотворение? Вспомните, что такое олицетворение? Выпишите из этого стихотворения все примеры олицетворения.
— Как вы думаете, для чего поэт так насыщает свое стихотворение олицетворениями? Что он хочет этим показать? (Поэт показывает этим, что природа живая.)
— В стихотворении очень много действия, однако в нем нет человека. А человеческий след, человеческое присутствие все-таки есть? В чем оно проявляется? (Плетень — дело рук человека.)
— Почему же не встречаем человека в этом стихотворении? Какое время суток описывается? (Самый ранний предрассветный час.)
— Вспомните, как описывал это время К. Паустовский в своем очерке «Леса». («В необыкновенной, никогда не слышанной тишине зарождается рассвет…» и т. д.) Каково было состояние героев Паустовского? Какие чувства они испытывали? (Герои сидят у костра и даже разговаривают шепотом, боясь спугнуть восходящее солнце.)
— Что такое рассвет? (Это одно из самых важных таинств природы, это ежедневная победа света над тьмой.)
— Что обычно делают люди в это время? Как вы думаете, почему Есенин описывает именно так рассвет — без людей, но с «оживающей», «живой» природой? (Поэт подчеркивает, что это время не для человеческих глаз — это дело природы, человек здесь лишний, прозаик — что человек может только подглядывать за таинством, но никак не участвовать в нем.)
— А с кем же тогда здоровается крапива? Почему она шаловливо шепчет? (Крапива здоровается со всем пробуждающимся миром природы… а также с человеком — особенно, с тем, кто вздумает полезть через плетень и непременно обожжется. Такое вот своеобразное утреннее приветствие от обжигающего растения.)
7. Итог урока
— Какие чувства передает это стихотворение? С какой интонацией его нужно читать? Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «С добрым утром!» (Чтение стихотворения несколькими учениками с комментариями учителя и учащихся.)