kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С. А. Есенин. «С добрым утром!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с творчеством  С.Есенина; углубить представление об олицетворении; показать любовь поэтак родной природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С. А. Есенин. «С добрым утром!»»

С. А. Есенин. «С добрым утром!»

Цель: познакомить учащихся с творчеством С. Есенина; углубить пред­ставление об олицетворении; показать любовь поэта к родной природе.

Оборудование: портрет С. А. Есенина.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний

Литературоведческий практикум.

1. Найдите верные предложения о лирических произведениях:

а) лирические произведения передают впечатления, чувства, вы­званные людьми или природными явлениями у автора;

б) лирические произведения рассказывают о каких-то событиях или людях;

в) лирические произведения особым образом построены: состоят из реплик героев;

г) в лирических произведениях важную роль играют рифма, срав­нение, метафора;

д) к лирическим произведениям относятся народные песни, сказки, легенды, мифы.

2. Установите соответствие между понятием и его определением:

А) метафора

1. образное художественное определение

Б) ритм

2. группа стихов с одинаковым количеством строк, системой рифмовки и размером

В) рифма

3. созвучие конечных слов или их частей в строке

Г) сравнение

4. перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании общих признаков

Д) строфа

5. слово или выражение, в котором один предмет (ситуация) уподобляется другому (другой)

Е) эпитет

6. чередование ударных и безударных слогов в стихе





2. Работа с фотографией С. А. Есенина (одной из тех, где он с трубкой)

— Скажите, пожалуйста, знаете ли вы этого человека? Тогда да­вайте поиграем в Шерлока Холмса. Кто такой Шерлок Холмс вам всем, наверное, известно, если не благодаря книге К. Дойла, то благо­даря многочисленным фильмам. Итак, перед вами фотография чело­века. Что вы можете сказать о нем по этой фотографии? Посмотрите на его одежду, на другие детали, присутствующие на фотографии. В какое примерно время он жил? К какому сословию он принадле­жал? Какой у него был характер? Он деревенский житель или город­ской? Его жизнь была счастливой или трагичной? Он умер молодым или дожил до глубокой старости? Он умер от естественных причин или же сам решил уйти из жизни?

— Кто же это? Попробую подсказать. Он автор известных строк: «Белая береза / Под моим окном / Принакрылась снегом, / Точно се­ребром». На его стихи написано много песен и романсов. Некоторые из них популярны и теперь в исполнении А. Малинина. Об этом че­ловеке снят телесериал, где роль поэта сыграл его тезка С. Безруков. Кто же это?

3. Объявление цели и темы урока

4. Слово учителя

— Конечно, более подробно с творчеством С. Есенина вы будете знакомиться в старших классах, в этом году мы прочтем только два его стихотворения. С. Есенин родился в крестьянской семье в селе Константиново. Он был очень талантливым мальчиком, рано на­чал писать стихи. В 19-летнем возрасте С. Есенин едет в Петербург и показывает свои произведения известнейшему поэту того времени А. Блоку. С этого времени Есенин становится знаменитым, его при­глашают на поэтические вечера и в литературные салоны. Его поэзия открывает высшему писательскому обществу Москвы и Петро­града крестьянскую Русь, народный язык и народную душу. Он стал известнейшим поэтом, побывал во многих странах, но через всю свою бурную и недолгую жизнь (поэт прожил всего тридцать лет) он пронес щемящую любовь к родному крестьянскому уголку, к родной природе. Мы убедимся в этом, когда познакомимся с его стихотворениями.

5. Выразительное чтение стихотворения «С добрым утром!»

6. Аналитическая беседа

— На каком художественном приеме построено это стихотворе­ние? Вспомните, что такое олицетворение? Выпишите из этого сти­хотворения все примеры олицетворения.

— Как вы думаете, для чего поэт так насыщает свое стихотворе­ние олицетворениями? Что он хочет этим показать? (Поэт показывает этим, что природа живая.)

— В стихотворении очень много действия, однако в нем нет чело­века. А человеческий след, человеческое присутствие все-таки есть? В чем оно проявляется? (Плетень — дело рук человека.)

— Почему же не встречаем человека в этом стихотворении? Какое время суток описывается? (Самый ранний предрассветный час.)

— Вспомните, как описывал это время К. Паустовский в своем очерке «Леса». («В необыкновенной, никогда не слышанной тишине за­рождается рассвет…» и т. д.) Каково было состояние героев Паустовского? Какие чувства они испытывали? (Герои сидят у костра и даже разговаривают шепотом, боясь спугнуть восходящее солнце.)

— Что такое рассвет? (Это одно из самых важных таинств при­роды, это ежедневная победа света над тьмой.)

— Что обычно делают люди в это время? Как вы думаете, почему Есенин описывает именно так рассвет — без людей, но с «оживающей», «живой» природой? (Поэт подчеркивает, что это время не для челове­ческих глаз — это дело природы, человек здесь лишний, прозаик — что человек может только подглядывать за таинством, но никак не уча­ствовать в нем.)

— А с кем же тогда здоровается крапива? Почему она шаловливо шепчет? (Крапива здоровается со всем пробуждающимся миром при­роды… а также с человеком — особенно, с тем, кто вздумает по­лезть через плетень и непременно обожжется. Такое вот своеобраз­ное утреннее приветствие от обжигающего растения.)

7. Итог урока

— Какие чувства передает это стихотворение? С какой интонацией его нужно читать? Подготовьтесь к выразительному чтению стихотво­рения «С добрым утром!» (Чтение стихотворения несколькими учени­ками с комментариями учителя и учащихся.)

8. Домашнее задание

— Выучите стихотворение наизусть; выполните задания 1—2 рубрики «Наше творчество»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
С. А. Есенин. «С добрым утром!»

Автор: Наталья Павловна Михайловская

Дата: 17.04.2022

Номер свидетельства: 604990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-s-iesienin-s-dobrym-utrom"
    ["file_id"] => string(6) "201563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429088990"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "презентация С.Есенин "С добрым утром" "
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-s-iesienin-s-dobrym-utrom"
    ["file_id"] => string(6) "201567"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429089613"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по литературному чтению С. Есенин "С добрым утром!" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-s-iesienin-s-dobrym-utrom"
    ["file_id"] => string(6) "126433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415177132"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "С.А. Есенин. «С добрым утром». Метафора. "
    ["seo_title"] => string(37) "s-a-iesienin-s-dobrym-utrom-mietafora"
    ["file_id"] => string(6) "158843"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421820092"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Материал к уроку литературного чтения С. Есенин "С добрым утром!" "
    ["seo_title"] => string(69) "matierial-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-s-iesienin-s-dobrym-utrom"
    ["file_id"] => string(6) "126438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415177764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства