Тема: Русские поэты о зиме. Новый год.
Цель урока: ознакомить с русской поэзией, прозой о зиме;
развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову;
прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: для коллективной работы текст сказки В. И. Даля «Девочка Снегурочка».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей.
Расшифруйте пословицу (слова пословицы вразброс записаны на доске).
Мороз не велик, а стоять не велит.
- О чём эта пословица? (о зиме).
- Сегодня мы поговорим о зиме. Почему мы любим это время года, что с ним связано.
- Послушаем на уроке стихи, которые вы подготовили дома.
- Работа с новым материалом.
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
- Какой месяц идёт сейчас?
- Послушайте стихотворение «Декабрь» (рассказывает заранее подготовленный ученик).
- Зима нас радует тем, что можно кататься с горки на санках, играть в снежки. Это для многих детей любимое время года.
- О зиме прочитают стихи учащиеся (читают стихи заранее подготовленные ученики).
- Какой праздник мы ждём зимой? (Новый год).
- Трудно найти человека, который бы не любил Новый год. С раннего детства Новый год является самым любимым, домашним и тёплым праздником для каждого из нас. Но не все знают, что традиция праздновать начало нового года пришла к нам из глубокой древности. В Россию традицию праздновать Новый год заложил Пётр 1. Однако в те времена эти праздники считались привилегией дворянства и практически не отмечались в среде простого народа. С 1700 года царь Пётр 1 издал указ отмечать Новый год, ссылаясь на европейские народы с рождества Богочеловека. 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия велено было «по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям бедным хотя бы по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу сего года (1700), а стоять тому украшению инваря по 7-е число того же года, в 1-й день, в знак веселия. Друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет».
В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1-го по 7-е января по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы».
Первым пустил ракету царь Пётр 1. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование «и по всей Белокаменной».
В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в тёмном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Пётр 1 неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
Встреча нового года для нас является значимым праздником. И сопровождается народными гуляниями, эстрадными мероприятиями, маскарадами и карнавалами.
- Послушаем стихи про Новый год (читают стихи подготовленные заранее ученики).
- Физкультминутка.
Под Новый год дед Мороз принёс подарки. Папе он подарил расчёску. Правой рукой покажите, как папа причёсывается. Сыну подарил лыжи. Шагаем. Маме он подарил мясорубку. Изобразите левой рукой. Дочке он подарил куклу, которая хлопает ресницами. А бабушке он подарил китайского болванчика, который качает головой
- Работа по теме урока.
- Дед Мороз — сказочный персонаж русского фольклора. Он был олицетворением зимних морозов, это кузнец, сковывающий воду. В новый год приходит дед Мороз и дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Часто изображается в синей, серебристой или красной шубе, расшитой узорами; в шапке, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком.
Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замёрзшие слова. А волосы — снежные облака. Супруга Мороза — сама Зима. Помощники — Трескуны. Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы — непременно бревно треснет. Очень не любит Морозко тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец.
- - А где живёт дед Мороз?
Посёлок Великий Устюг, маленький город в Вологодской области ничем особым не выделяется из череды других подобных ему. Если бы не одно но. Здесь находится резиденция главного новогоднего чародея — деда Мроза. Именно благодаря этому Великий Устюг приобрёл широкую известность и стал настоящим туристическим центром. Ежегодно в преддверии новогодних праздников сюда устремляются тысячи детей, желающих увидеть своими глазами дом деда Мороза, посмотреть, как работает его новогодняя фабрика.
Дом, где обитают дед Мороз и Снегурочка расположен в 11 км от самого города, среди чудесной природы соснового бора. Это даже не дом — настоящий терем, произведение искусства опытных зодчих. В резиденции деда Мороза можно увидеть его кабинет, комнату желаний, комнату мастериц и даже спальню деда Мороза. Здесь находится волшебное зеркало, оказывающее «омолаживающий» эффект на пожилых людей и «уму — разуму обучающий» на молодых. В конце декабря дед Мороз торжественно выезжает из своей резиденции и отправляется в Москву, чтобы зажечь главную новогоднюю ёлку страны. По пути его шествия везде устраиваются развлекательные мероприятия: танцы, песни, хороводы, катания на лошадях, игры в снежки. Он всем приносит радость.
- Послушаем стихи про деда Мороза.
- Постоянной спутницей деда Мороза является Снегурочка. Внучка деда Мороза, маленькая симпатичная девушка, одетая традиционно в белые одежды (иногда шубка бирюзового цвета), на голове у неё восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом, вечно молодая и жизнерадостная — это она, Снегурочка. Дата появления на свет Снегурочки, как и дата рождения самого деда Мороза, покрыта тайной. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Перед новым годом вместе с Морозом она разбирает письма и прочую корреспонденцию, которая в Великий Устюг приходит в огромных количествах, придумывает оригинальные подарки и представления для самых маленьких детей, их же и развлекает, в то время как дед Мороз выведывает у родителей, хорошо ли дети вели себя в течении года. На праздниках Снегурочка помогает своему дедушке веселить ребятню играми, водить у ёлки хороводы, раздавать подарки.
- Послушаем стихотворение о Снегурочке.
- Этим персонажам посвящено много произведений. С одним из них мы с вами познакомимся.
- Чтение сказки В. И. Даля «Девочка Снегурочка».
- Ваше отношение к Снегурочке.
- Как нянчили старики Снегурочку? Найдите в тексте и зачитайте.
- Произведение было написано давно и в нём встречаются слова, которые мы не употребляем в нашей речи.
- Что значит пестовать; снегурочка, сдобная кокурочка; лиса махнула пушняком?
- Является ли это произведение сказкой? Докажите.
- Чему учит сказка?
- Согласно традиции, в Новый год в доме устанавливается Новогодняя ёлка. Существует прекрасный обычай украшать лесную красавицу. В 1954 году впервые зажглась главная новогодняя ёлка страны — Кремлёвская, которая искрится и сверкает каждый новый год.
- Послушаем стихотворение про ёлку
7. Итог урока.
В завершении урока сделаем ёлочку своими руками. На зелёном листе обводим правую и левую ладонь. Вырезаем. Составляем из всех вырезанных ладоней одну общую ёлочку.