kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская словесность и фольклор

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Урок- викторина по разделу «Русская словесность и фольклор». 5 класс.  Эта форма урока дает, на мой взгляд, возможность формировать у учащихся  навыки целостного восприятия художественного  произведения в единстве формы и содержания.   Ключевые слова ( тема, идея, автор, герой, композиция, рифма, сказка).
Цель. Восстановить в памяти известные сведения не только  по содержанию изученных произведений, но и по теории литературы.

 Развить навыки выразительного чтения и инсценирования.

Формировать интерес к русской словесности и фольклору

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская словесность и фольклор »

Урок- викторина по разделу «Русская словесность и фольклор». 5 класс. Эта форма урока дает, на мой взгляд , возможность формировать у учащихся навыки целостного восприятия художественного произведения в единстве формы и содержания. Ключевые слова ( тема , идея, автор, герой, композиция, рифма, сказка).
Цель. Восстановить в памяти известные сведения не только по содержанию изученных произведений, но и по теории литературы.

Развить навыки выразительного чтения и инсценирования.

Формировать интерес к русской словесности и фольклору

Оборудование. Иллюстрации к сказкам, кроссворды, выполненные учащимися в течение года, карточки – задания, «сказочные» предметы на столе и задания на электронной доске.

Ведущие читают пролог из пьесы – сказки Маршака «Умные вещи»:

Рыжий портной. Ну что ж начнем?

Черный портной. Постой, постой!

Не принято спектакли

На сцене голой и пустой

Разыгрывать. Не так ли?

Сейчас дадут на сцену свет,

А ничего пока там нет!

(Строго)

Скажи администрации,

Что нам необходимы

Костюмы, декорации

И бороды для грима!

Рыжий. В сегодняшнем

Спектакле

Все бороды
Из пакли,

А царская корона

Из лучшего картона!

Мы для спектакля не должны

Из камня строить стены.

Они совсем и не нужны

Для сказки и для сцены.

Не нужно нам и дорогой,

Тяжелой обстановки, -

Пускай картина за другой

Идут без остановки.

К чему нам бархат и атлас,

Светящиеся краски,-

Пусть чувства светятся у нас

Во время хода сказки!

Слово учителя. Сегодня вы имеете возможность на уроке – викторине вернуться к страницам прочитанных произведений, еще раз соприкоснуться с удивительным миром русской и мировой литературы и фольклора. По ходу игры мы проверим, как хорошо изучены произведения и материал по теории литературы. По условию игры класс разделен на две команды, во главе которых наши ведущие Рыжий и Черный портной из сказки… Напомните мне, чья это сказка?

За каждый правильный ответ один балл. Итак, начинаем.

Задание№1. Перед вами названия трех сказочных стран: Лукоморье, Эрнотерра и Балбесия. В каких произведениях они существуют. Назовите сказки и их авторов. ( А.С.Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила», А.И. Куприн « Синяя звезда», Н.Веревочкин «Нарисуй мне золотое сердце»)

Задание№2. Литературное домино. Соедините слова таким образом, чтобы мы узнали героев известных вам произведений. Назовите эти произведения и их авторов.

Змея- Зорька

Поросенок – Скарапея

Корова – Хрен

( Корова Зорька и поросенок Хрен из повести Пришвина «Кладовая солнца», змея Скарапея из сказки Платонова «Волшебное кольцо»)

Задание №3.По опорным словам назовите произведение, как используется рамочная композиция в сказке?

Лютый мороз

Мельница

Панкрат

К.Паустовский «Теплый хлеб». Рассказ в рассказе используется в истории о жадном мужике и раненом солдате).

Задание №4. Каких литературных героев вы узнаете по этим прозвищам? Назовите произведения и их авторов.

Мужичок в мешочке

Ну Тебя

Золотая курочка

(Митраша и Настя из повести «Кладовая солнца» М.Пришвина, Филька из сказки «Теплый хлеб» К.Паустовского).

Задание№5.Почему следующее задание называется «Лоскутное одеяло»?

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

( Задание называется так, потому что взяты отрывки из разных произведений Крылова).

В этом задании можно повторить понятие о басне и морали.

Задание №6.Кто из литературных героев известного вам автора приводит в порядок свою прическу этими « миниатюрными» ножницами?

( Бараньими ножницами стрижет себя Анисим из сказки Петрушевской «Нос»).

Задание№7. Восстановите пропущенное в четверостишии слово. Вспомните автора и произведение? Что называется аллитерацией? Как используется она в стихотворении?

Так как в мире я не знаю

Ничего …… фей,

Ныне фею выбираю

Музою моей.

( К. Бальмонт «Фея». Аллитерация – повтор согласных внутри стихотворной строки. Она подчеркивает главное свойство фей, их нежность).

Задание №8. «На третий день по наущению короля планеты лентяев и балбесов на свет божий появляется чудовищный проект…» Что это за проект? Какой предмет на столе имеет отношение к этому проекту?

( С помощью этого предмета король Балбесии включал и выключал Солнце, к которому был протянут провод. Это выключатель.)

Задание №9. Какая участь ждет эту сказочную щуку на ярмарке, о которой нам рассказал поэт? Какие еще сказочные образы упоминаются в этом произведении?

( В.С. Высоцкий «Ярмарка» Из сказочной щуки сварят уху, жар – птица будет в виде жареном, из белого бычка приготовят студень и много других сказочных образов потеряют свой сказочный смысл у людей, переставших верить в сказку.)

Инсценированные вопросы команд.

Первая команда инсценирует отрывок из пьесы – сказки Л. Петрушевской «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает».

Вторая команда инсценирует отрывок из книги А.Линдгрен « Пеппи Длинныйчулок»

Соперники должны ответить на вопросы по содержанию фрагментов.

Задание № 10. Поэт написал стихи для детей, а рассеянный наборщик перепутал строчки. Отделите «Грустную песенку» от «Кошкиной считалки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Целый месяц под дождем

Кошка учится считать,

Мокнет крыша, мокнет дом.

Мокнут лужи и поля,

Потихоньку, понемножку

Мокнет мокрая земля,

Прибавляет к мышке кошку.

И далеко от земли

Получается ответ:

Мокнут в море корабли,

Кошка есть, а мышки нет!

Ответы

Кошкина считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки нет.

В.Левин

Грустная песенка

Целый месяц под дождем

Мокнет крыша, мокнет дом.

Мокнут лужи и поля,

Мокнет мокрая земля.

И далеко от земли

Мокнут в море корабли.

В.Левин

Задание№11. Восстановите четверостишие по рифмам. Что называется рифмой? Какие способы рифмовки вам известны?

………………………..зеленый;

………………………..том:

………………………..ученый

……………………….кругом.

(А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Рифма – совпадение звуков на концах стихотворных строк. Способ рифмовки перекрестный, есть смежный и кольцевой способы)

Задание №11. «Королевская считалка» Алана Милна в переводе М.Бородицкой. Если вы замените слова в скобках антонимами (а сделать это вам помогут рифмы и ритм), то прочитаете веселую « Королевскую считалку»

Встарь в одной стране ----------(западной)

( Где – я не припомню точно)

Жил король на память знавший

Замечательный стишок.

Если день случался -------------- (веселый),

Или ужин был невкусный,

Или нужно было выпить

Очень ---------- (сладкий) порошок;

Если он грозы пугался,

В тронной речи ошибался

Или больно ушибался,

Поскользнувшись на катке;

Если он пыхтел от --------- (радости),

Что опаздывали гости,

Или попадались кости

В королевском пирожке;

И когда стреляло в ухе,

И когда кусали мухи,

И даров никто не вез, -

Чтоб забыть про огорченья

И ------------ ( понизить) настроенье,

Он шептал себе под нос:

--Шестью шесть –

Тридцать шесть,

Разделить на восемь,

Два в остатке,

Три в уме,

Единицу сносим;

Шесть прибавить

Семь отнять,

Что же получаем?

Пятью пять –

Двадцать пять –

И ватрушку с чаем!

Если вдруг в разгар Совета,

В нарушенье этикета,

Главный королевский Канцлер

Начинал вовсю зевать

Или вдруг за спинку трона

С шумом падала корона

И корону приходилось

Алебардой доставать;

И когда какао --------(грелось),

И глаза щипало мыло

Или брызгали чернила

В иностранного посла;

И когда король в субботу

Не поехал на охоту,

Потому что королева

Ружья в чистку --------( принесла),

Словом, если удручали

Всевозможные ---------( радости)

И сердил любой --------( важное дело),

Каждый раз, как выручалку,

Повторял король считалку

И шептал при этом так:

-Шестью шесть –

Тридцать шесть,

Разделить на восемь,

Два в остатке,

Три в уме,

Единицу сносим;

Шесть прибавить,

Семь отнять,

Что же получаем?

Пятью пять –

Двадцать пять

И ватрушку с чаем!


Задание№12. Среди волшебных предметов на столе вы видите дудку – самогудку. Какие еще волшебные умные вещи продавались в лавке у старика? Как называется произведение? Кто его автор? (Маршак «Умные вещи». В лавке были меч – сто голов с плеч, шапка – невидимка, скатерть –самобранка, сапоги – скороходы, говорящее зеркало)

Задание №13.В каком произведении героиня называет таблицу умножения таблицей «помножения» или таблицей «уважения», а в расписании, утверждает она, бывают уроки «веселения». Кто эта героиня? Как выглядят уроки веселения? ( Это Пеппи. На уроках веселения дети бегают по партам , едят конфеты и разбрасывают фантики)

Задание №14. Докажите, что в сказке о «Старых часах» Л. Петрушевской используется кольцевая или зеркальная композиция. ( Похожие события повторяются в начале и в конце сказки. Сначала мать заводит часы, а в конце дочь спасает мать и заводит часы, которые отчитывают время ее жизни)

Задание №15. Какими словами заканчивается сказка о «Старых часах» , в чем их смысл? ( Сказка заканчивается словами старухи – волшебницы « Ну что же, пока мир остался жив». Старуха имеет в виду то самопожертвование, на которое оказалась способна дочь, рискуя своей жизнью ради матери).

Обобщение учителя и подведение итогов игры. Сегодня вы сумели показать хорошее знание прочитанных произведений. Перефразируя слова Людмилы Петрушевской, можно сказать, что мир останется жив, пока есть дети, читающие хорошие книги.

. Урок проведен 19.05.13.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Русская словесность и фольклор

Автор: Бикбау Агиба Сафеевна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(61) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "109654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404849011"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Тема:  Виды искусства слова. Фольклор и литература: сходство, различия, взаимосвязь. "
    ["seo_title"] => string(82) "tiema-vidy-iskusstva-slova-fol-klor-i-litieratura-skhodstvo-razlichiia-vzaimosviaz"
    ["file_id"] => string(6) "109650"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404847913"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Открытый урок русской литературы "Календарные обряды. Масленица""
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi_urok_russkoi_litieratury_kaliendarnyie_obriady_maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "353826"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923140"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русской словесности на тему "Исторические песни" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-russkoi-sloviesnosti-na-tiemu-istorichieskiie-piesni"
    ["file_id"] => string(6) "131057"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416068055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста"
    ["seo_title"] => string(60) "vliianiiefolkloranarazvitiieriechidietieimladshieghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306055"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458044163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства