Урок- викторина по разделу «Русская словесность и фольклор». 5 класс. Эта форма урока дает, на мой взгляд, возможность формировать у учащихся навыки целостного восприятия художественного произведения в единстве формы и содержания. Ключевые слова ( тема, идея, автор, герой, композиция, рифма, сказка).
Цель. Восстановить в памяти известные сведения не только по содержанию изученных произведений, но и по теории литературы.
Развить навыки выразительного чтения и инсценирования.
Формировать интерес к русской словесности и фольклору
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русская словесность и фольклор »
Урок- викторина по разделу «Русская словесность и фольклор». 5 класс. Эта форма урока дает, на мой взгляд , возможность формировать у учащихся навыки целостного восприятия художественного произведения в единстве формы и содержания. Ключевые слова ( тема , идея, автор, герой, композиция, рифма, сказка). Цель. Восстановить в памяти известные сведения не только по содержанию изученных произведений, но и по теории литературы.
Развить навыки выразительного чтения и инсценирования.
Формировать интерес к русской словесности и фольклору
Оборудование. Иллюстрации к сказкам, кроссворды, выполненные учащимися в течение года, карточки – задания, «сказочные» предметы на столе и задания на электронной доске.
Ведущие читают пролог из пьесы – сказки Маршака «Умные вещи»:
Рыжий портной. Ну что ж начнем?
Черный портной. Постой, постой!
Не принято спектакли
На сцене голой и пустой
Разыгрывать. Не так ли?
Сейчас дадут на сцену свет,
А ничего пока там нет!
(Строго)
Скажи администрации,
Что нам необходимы
Костюмы, декорации
И бороды для грима!
Рыжий. В сегодняшнем
Спектакле
Все бороды Из пакли,
А царская корона
Из лучшего картона!
Мы для спектакля не должны
Из камня строить стены.
Они совсем и не нужны
Для сказки и для сцены.
Не нужно нам и дорогой,
Тяжелой обстановки, -
Пускай картина за другой
Идут без остановки.
К чему нам бархат и атлас,
Светящиеся краски,-
Пусть чувства светятся у нас
Во время хода сказки!
Слово учителя. Сегодня вы имеете возможность на уроке – викторине вернуться к страницам прочитанных произведений, еще раз соприкоснуться с удивительным миром русской и мировой литературы и фольклора. По ходу игры мы проверим, как хорошо изучены произведения и материал по теории литературы. По условию игры класс разделен на две команды, во главе которых наши ведущие Рыжий и Черный портной из сказки… Напомните мне, чья это сказка?
За каждый правильный ответ один балл. Итак, начинаем.
Задание№1. Перед вами названия трех сказочных стран: Лукоморье, Эрнотерра и Балбесия. В каких произведениях они существуют. Назовите сказки и их авторов. ( А.С.Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила», А.И. Куприн « Синяя звезда», Н.Веревочкин «Нарисуй мне золотое сердце»)
Задание№2. Литературное домино. Соедините слова таким образом, чтобы мы узнали героев известных вам произведений. Назовите эти произведения и их авторов.
Змея- Зорька
Поросенок – Скарапея
Корова – Хрен
( Корова Зорька и поросенок Хрен из повести Пришвина «Кладовая солнца», змея Скарапея из сказки Платонова «Волшебное кольцо»)
Задание №3.По опорным словам назовите произведение, как используется рамочная композиция в сказке?
Лютый мороз
Мельница
Панкрат
К.Паустовский «Теплый хлеб». Рассказ в рассказе используется в истории о жадном мужике и раненом солдате).
Задание №4. Каких литературных героев вы узнаете по этим прозвищам? Назовите произведения и их авторов.
Мужичок в мешочке
Ну Тебя
Золотая курочка
(Митраша и Настя из повести «Кладовая солнца» М.Пришвина, Филька из сказки «Теплый хлеб» К.Паустовского).
Задание№5.Почему следующее задание называется «Лоскутное одеяло»?
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
( Задание называется так, потому что взяты отрывки из разных произведений Крылова).
В этом задании можно повторить понятие о басне и морали.
Задание №6.Кто из литературных героев известного вам автора приводит в порядок свою прическу этими « миниатюрными» ножницами?
( Бараньими ножницами стрижет себя Анисим из сказки Петрушевской «Нос»).
Задание№7. Восстановите пропущенное в четверостишии слово. Вспомните автора и произведение? Что называется аллитерацией? Как используется она в стихотворении?
Так как в мире я не знаю
Ничего …… фей,
Ныне фею выбираю
Музою моей.
( К. Бальмонт «Фея». Аллитерация – повтор согласных внутри стихотворной строки. Она подчеркивает главное свойство фей, их нежность).
Задание №8. «На третий день по наущению короля планеты лентяев и балбесов на свет божий появляется чудовищный проект…» Что это за проект? Какой предмет на столе имеет отношение к этому проекту?
( С помощью этого предмета король Балбесии включал и выключал Солнце, к которому был протянут провод. Это выключатель.)
Задание №9. Какая участь ждет эту сказочную щуку на ярмарке, о которой нам рассказал поэт? Какие еще сказочные образы упоминаются в этом произведении?
( В.С. Высоцкий «Ярмарка» Из сказочной щуки сварят уху, жар – птица будет в виде жареном, из белого бычка приготовят студень и много других сказочных образов потеряют свой сказочный смысл у людей, переставших верить в сказку.)
Инсценированные вопросы команд.
Первая команда инсценирует отрывок из пьесы – сказки Л. Петрушевской «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает».
Вторая команда инсценирует отрывок из книги А.Линдгрен « Пеппи Длинныйчулок»
Соперники должны ответить на вопросы по содержанию фрагментов.
Задание № 10. Поэт написал стихи для детей, а рассеянный наборщик перепутал строчки. Отделите «Грустную песенку» от «Кошкиной считалки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Целый месяц под дождем
Кошка учится считать,
Мокнет крыша, мокнет дом.
Мокнут лужи и поля,
Потихоньку, понемножку
Мокнет мокрая земля,
Прибавляет к мышке кошку.
И далеко от земли
Получается ответ:
Мокнут в море корабли,
Кошка есть, а мышки нет!
Ответы
Кошкина считалка
Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.
В.Левин
Грустная песенка
Целый месяц под дождем
Мокнет крыша, мокнет дом.
Мокнут лужи и поля,
Мокнет мокрая земля.
И далеко от земли
Мокнут в море корабли.
В.Левин
Задание№11. Восстановите четверостишие по рифмам. Что называется рифмой? Какие способы рифмовки вам известны?
………………………..зеленый;
………………………..том:
………………………..ученый
……………………….кругом.
(А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Рифма – совпадение звуков на концах стихотворных строк. Способ рифмовки перекрестный, есть смежный и кольцевой способы)
Задание №11. «Королевская считалка» Алана Милна в переводе М.Бородицкой. Если вы замените слова в скобках антонимами (а сделать это вам помогут рифмы и ритм), то прочитаете веселую « Королевскую считалку»
Встарь в одной стране ----------(западной)
( Где – я не припомню точно)
Жил король на память знавший
Замечательный стишок.
Если день случался -------------- (веселый),
Или ужин был невкусный,
Или нужно было выпить
Очень ---------- (сладкий) порошок;
Если он грозы пугался,
В тронной речи ошибался
Или больно ушибался,
Поскользнувшись на катке;
Если он пыхтел от --------- (радости),
Что опаздывали гости,
Или попадались кости
В королевском пирожке;
И когда стреляло в ухе,
И когда кусали мухи,
И даров никто не вез, -
Чтоб забыть про огорченья
И ------------ ( понизить) настроенье,
Он шептал себе под нос:
--Шестью шесть –
Тридцать шесть,
Разделить на восемь,
Два в остатке,
Три в уме,
Единицу сносим;
Шесть прибавить
Семь отнять,
Что же получаем?
Пятью пять –
Двадцать пять –
И ватрушку с чаем!
Если вдруг в разгар Совета,
В нарушенье этикета,
Главный королевский Канцлер
Начинал вовсю зевать
Или вдруг за спинку трона
С шумом падала корона
И корону приходилось
Алебардой доставать;
И когда какао --------(грелось),
И глаза щипало мыло
Или брызгали чернила
В иностранного посла;
И когда король в субботу
Не поехал на охоту,
Потому что королева
Ружья в чистку --------( принесла),
Словом, если удручали
Всевозможные ---------( радости)
И сердил любой --------( важное дело),
Каждый раз, как выручалку,
Повторял король считалку
И шептал при этом так:
-Шестью шесть –
Тридцать шесть,
Разделить на восемь,
Два в остатке,
Три в уме,
Единицу сносим;
Шесть прибавить,
Семь отнять,
Что же получаем?
Пятью пять –
Двадцать пять
И ватрушку с чаем!
Задание№12. Среди волшебных предметов на столе вы видите дудку – самогудку. Какие еще волшебные умные вещи продавались в лавке у старика? Как называется произведение? Кто его автор? (Маршак «Умные вещи». В лавке были меч – сто голов с плеч, шапка – невидимка, скатерть –самобранка, сапоги – скороходы, говорящее зеркало)
Задание №13.В каком произведении героиня называет таблицу умножения таблицей «помножения» или таблицей «уважения», а в расписании, утверждает она, бывают уроки «веселения». Кто эта героиня? Как выглядят уроки веселения? ( Это Пеппи. На уроках веселения дети бегают по партам , едят конфеты и разбрасывают фантики)
Задание №14. Докажите, что в сказке о «Старых часах» Л. Петрушевской используется кольцевая или зеркальная композиция. ( Похожие события повторяются в начале и в конце сказки. Сначала мать заводит часы, а в конце дочь спасает мать и заводит часы, которые отчитывают время ее жизни)
Задание №15. Какими словами заканчивается сказка о «Старых часах» , в чем их смысл? ( Сказка заканчивается словами старухи – волшебницы « Ну что же, пока мир остался жив». Старуха имеет в виду то самопожертвование, на которое оказалась способна дочь, рискуя своей жизнью ради матери).
Обобщение учителя и подведение итогов игры. Сегодня вы сумели показать хорошее знание прочитанных произведений. Перефразируя слова Людмилы Петрушевской, можно сказать, что мир останется жив, пока есть дети, читающие хорошие книги.