kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно – тематическое планирование уроков по русской словесности
С.Е.Эдильгириева
Количество часов – 102
Развитие речи – 9 часов
Внеклассное чтение – 9 часов
№ Сроки Содержание материала Количество
часов
Ключевые понятия и термины Развитие речи Домашнее задание
1. Введение. Понятие о словесности. 1 час Работа со статьёй учебника. Стр. 3-5 задание 5
2. Виды искусства слова. Фольклор и
литература: сходства, различия,
взаимосвязь.
1 час Миф, мифология, анимизм,
тотемизм, антропоморфизм.
Конспект статьи учебника. Стр. 9 задание 5,6
Устное народное творчество.
3. Введение. Специфика фольклора.
Основные жанры.
1 час Фольклор, фольклорист,
фольклористика. Постоянные
эпитеты.
Стр. 11 задание 5
4. Пословицы и поговорки. Тематика
пословиц и поговорок. Их прямой и
переносный смысл.
1 час Метафора, параллелизм. Звуковые
повторы.
Составление рассказа по
пословице.
Стр. 17 задание 6,7
5. Загадки. Происхождение и функции
загадок.
1 час Олицетворение, сравнение. Конкурс загадок. Стр. 22 задание 2,3
6. Сочиняем загадки. 1 час
7. Обрядовая поэзия. Основные циклы
календарных обрядов и их поэзия.
1 час Рассказ об обрядах. Стр. 30 задание 10

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку »

Календарно – тематическое планирование уроков по русской словесности



Количество часов – 102

Развитие речи – 9 часов

Внеклассное чтение – 9 часов




Сроки


Содержание материала


Количество часов


Ключевые понятия и термины


Развитие речи


Домашнее задание

1.



Введение. Понятие о словесности.

1 час


Работа со статьёй учебника.

Стр. 3-5 задание 5

2.




Виды искусства слова. Фольклор и литература: сходства, различия, взаимосвязь.

1 час

Миф, мифология, анимизм, тотемизм, антропоморфизм.

Конспект статьи учебника.

Стр. 9 задание 5,6

Устное народное творчество.

3.





Введение. Специфика фольклора. Основные жанры.

1 час

Фольклор, фольклорист, фольклористика. Постоянные эпитеты.


Стр. 11 задание 5

4.





Пословицы и поговорки. Тематика пословиц и поговорок. Их прямой и переносный смысл.

1 час

Метафора, параллелизм. Звуковые повторы.

Составление рассказа по пословице.

Стр. 17 задание 6,7

5.




Загадки. Происхождение и функции загадок.

1 час

Олицетворение, сравнение.

Конкурс загадок.

Стр. 22 задание 2,3

6.


Сочиняем загадки.

1 час




7.


Обрядовая поэзия. Основные циклы календарных обрядов и их поэзия.

1 час


Рассказ об обрядах.

Стр. 30 задание 10

8.


Основные жанры семейно-обрядовой поэзии. Использование обрядовой поэзии в литературе.

1 час


Рассказ о свадебном обряде.

Стр. 33 задание 2

9.


Русские народные сказки. Ви -ды народных сказок. Поэтика сказок. (герои, стиль. композиция).

1 час

Зачин, присказка, концовка, сказочные эпитеты.

Работа со статьёй учебника (стр. 34-38).

Стр. 38 задание 7,8

10.


«Царевна-лягушка». Тема, образы, композиция, стиль волшебной сказки.

1 час


Художественный пересказ эпизодов.

Стр. 47 задание 4,5

11.


«Царевна-лягушка». Реальное и фантастическое в сказке. Особенности сказочного мира.

1 час


Развернутый ответ на вопрос.

Стр. 47 задание 8,9

12.


«Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности.

1 час

Сказочные формулы, волшебные помощники и предметы.

Художественный пересказ

Стр. 47 задание 10

13.


«Иван-Крестьянский сын и Чудоюдо». Тема, идея и поэтика сказки.

1 час


Выборочный пересказ эпизодов.


14.


Бытовые сказки (по выбору учителя). Художественные особенности бытовых сказок, их отличие от волшебных ска - зок

1 час



Стр. 50 задание 1-3

15.


Сказки о животных. «Лиса и волк».

1 час


Сочинение сказки о животных.

Стр. 54 задание 8

16.


Внеклассное чтение. Немецкая сказка «Шесть лебедей».

1 час




17.


Былины. Виды былин, поэтика былин.

1 час

Былина, антитеза, гипербо-ла, речитатив

Составление плана со статьи учебника.(стр. 54-58)

Стр. 58 задание 1-5

18.


«Илья-Муромец и Соловей-Разбойник». Тема, идея, художественное своеобразие былины.

1 час


Составление плана былины.

Стр. 64 задание 3, 4, 5

19.


«Илья-Муромец и Соловей-Разбойник». Образы, композиция, стиль.

1 час

Гипербола, постоянные эпитеты.

Выразительное чтение. Былины.

Стр. 65 задание 11

20.


Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

1 час


Составление описание Вольги и Микулы.

Стр. 65 задание 11

21.


РР Сочинение описание по картине Васнецова «Богатыри».

1 час




22.


Внеклассное чтение баллады о

Робин Гуде.

1 час




23.


Исторические песни. Отличие исторических песен от былин. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.

1 час




24.


Лирические бытовые песни. Классификация песен, поэтика, композиция, стиль.

1 час

Образный параллелизм, символика песенных образов.

Выразительное чтение и анализ лирических песен.

Стр. 77 задание 1 (творческое).

Фольклор и литература XIX века.

25.


Введение. Открытие мира фольклора писателями XIX века. Фольклорные образы, сюжеты и жанры в литературе.

1 час


Сравнительный анализ фольклорного и литературного текста.

Стр. 80-81 задание 6

26.


И. А. Крылов, очерк творчества. «Волк и Ягненок»

1 час

Басня, эзопов язык.

Выразительное чтение басни, чтение по ролям.

Выучить басню наизусть.

27.


И. А. Крылов «Квартет».

1 час

Мораль басни.

Выразительное чтение басни.

Стр. 85 задание 1, 2, 3.

28.


«Волк на псарне». Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона.

1 час

Аллегория

Анализ языка басни.

Стр. 87 задание 4-7

29.


«Свинья под дубом».

1 час

Составление речевой партитуры.

Стр. 88 задание 1-4

30.


РР Урок-концерт. Конкурсное исполнение басен.

1 час




31.


В. А. Жуковский «Светлана». Фантастическое в балладе. Герои в балладе. Основные жанровые признаки произведения.

1 час

Жанр баллады.

Выразительное чтение и анализ баллады.

Стр. 97 задания 2, 3, 4.

32.


В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее». Фольклорная основа произведения.

1 час


Выборочный пересказ эпизодов сказки.

Стр. 109 задание 12

33.


«Сказка о царе Берендее». Герои сказки, их судьба, особенности стиха Жуковского.

1 час


Художественный пересказ эпизодов сказки.


34.


Внеклассное чтение.

В. А. Жуковский «Сказка об Иване-Царевиче и сером волке».

1 час


Определение особенностей волшебной сказки.


35.


А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Особенности жанра, композиции, стиль произведения. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1 час

Легенда, летописный источник.

Комментированное чтение баллады.

Стр. 114 задания 1-5

36.


А. С. Пушкин «У лукоморья…» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочная основа вступления к поэме.

1 час


Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение наизусть.

37.


Народные источники в «Сказке о Попе и работнике Балде». Автор – действующее лицо в сказки.

1 час

Афоризмы

Анализ языка сказки (соединение сказки, песни, пословицы).

Стр. 121 задания 6, 7

38.


«Сказке о Попе…». Поэтическое мастерство Пушкина. Юмор в сказке.

1 час


Сравнение авторской сказки с народной.

Стр. 121 задание 12

39.


Внеклассное чтение сказки А. С. Пушкина.

1 час


Художественный пересказ понравившегося эпизода.

Подготовить рабочие материалы к сочинению.

40.


РР Сочинение «Моя любимая сказка Пушкина».

1 час


Цитаты, эпиграф, оформление сочинения.

Закончить.

41.


Обрядовая поэзия и творчество поэтов XIX века. А. С. Пушкин «Настали святки…», А. А. Фет «Ночь крещенская морозна …», А. Майков «Колыбельная».

1 час


Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Стр. 123 задания 6, 7,8

42.


М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Основная идея стихотворения.

1 час

Монолог, диалог.

Анализ поэтических средств стихотворения (эпитеты, сравнения, гиперболы).

Выучить отрывок наизусть.

43.


«Бородино». Жанр произведения. Особенности описания боя.

1 час

Ритм, рифма, строфа. Аллитерация.

Выразительное чтение стихотворения.


44.


И. С. Тургенев «Муму». Непримиримое отношение автора к деспотизму в любой форме.

1 час

Повесть

Выборочный пересказ эпизодов.

Стр. 158 задание 1, 3, 4

45.


«Муму». Нравственное превосходтво Герасима над челядью барыни и над самой барыней.

1час


Описание барыни.

Стр. 159 задание 7

46.


«Муму». Любовь и привязанность Герасима к Муму.

1 час


Художественный пересказ эпизода «Герасим находит Муму».

Стр. 159 задание 9

47.


Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа героя.

1 час


Выразительное чтение отрывка «Дорога домой».

Стр. 159 задание 5

48.


Пейзаж повести. Сравнение как приём изображения героев и событий.

1 час

Пейзаж, сравнения.

Развёрнутые ответы на вопросы.

Стр. 159 задание 12 (рисунки).

49.


РР Развернутый ответ на вопрос «Что вам запомнилось в образе Герасима?»

1 час



Закончить.

50.


Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Тема и идея повести Толстого.

1 час

Тема, идея произведения.

Выборочный пересказ эпизодов.

Стр. 164 задание 3, 4

51.


Образ Жилина и Костылина. Сопоставительный анализ.

1 час

Антитеза.

Сравнительный анализ характеров героев.


52.


Мастерство Толстого в изображении героев. Антитеза и её роль.

1 час


Описание жизни горцев в ауле.

Стр. 164 задание 5

53.


Н. А. Некрасов «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором…»

1 час

Лирическое произведение,

олицетворение, сравнение.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

«Не ветер …» наизусть.

54.


И. С. Никитин «Утро», А. Н. Майков «Ласточки». Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века.

1 час

Цветовые эпитеты.

Составление голосовой партитуры.

Стихотворение «Утро» наизусть.

55.


Г. Х. Андерсен – король сказок. «Дикие лебеди». Всепобеждающая сила любви в сказке.

1 час


Сообщение об Андерсене.

Стр. 191 задание 1-5

56.


«Дикие лебеди». Фольклорная основа сказки.

1 час


Сопоставительный анализ фольклорной сказки и сказки «Дикие лебеди».

Стр. 192 задание 9

57.


«Дикие лебеди». Нравственная победа в сказке добра, истины и красоты.

1 час


Развернутый ответ на вопрос: «Какие качества помогли Элизе спасти своих братьев?»

Закончить.

58.


Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Возвышенность, благородство чувств главного героя сказки, его мужество и способность к самопожертвованию.

1 час


Художественный пересказ

Стр. 192 задание 10

59.


Г. Х. Андерсен «Новое платье короля». Тема и идея сказки.

1 час

Афоризм

Ответ на вопрос: «Почему восклицание «А король-то голый!» стало нарицательным?»

Викторина по сказкам Андерсена.

60.


РР Викторина по сказкам Андерсена.

1 час




61-62


О. Уайльд «Роза и соловей». Герои сказки. Идея сказки и поэтичность её стиля.

2 часа



Стр. 199 задания 5-10

63.


Внеклассное чтение. Э. Т. Гофман «Щелкунчик или Мышиный король».

1 час


Прослушивание музыки П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик» (обмен мнениями).


Фольклор и литература XX века.

64.


Введение. Возвращения к истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало мира.

1 час



Стр. 202-203 читать.

65.


К. Д. Бальмонт «Фейные сказки». Герои сказок в стихах поэта. Фольклорные истоки стихотворений.

1 час

Олицетворения, аллитерации.

Составление вопросов к статье о Бельмонте.

Стихотворение наизусть (по выбору).

66.


К. Д. Бальмонт о поэтическом творчестве «Как я пишу стихи». «Светлый мир»

1 час

Метафоры

Словесное рисование обитателей сказочного мира.


67.


А. И. Куприн «Синяя звезда». Различное представление об идеале красоты в сюжете произведения.

1 час

Легенда

Описание принцессы Эрны

Стр. 223 задание 2, 3.

68.


«Синяя звезда». Смысл названия. Способы создания особого мира Эрнотерры.

1 час



Развернутый ответ на вопрос 6, стр. 223.

Закончить ответ на вопрос.

69.


Поэтическая картина природы в стихах поэтов XX века. Д. С. Мережковский

1 час

Образный параллелизм



Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение «Мать» наизусть.

70.


И. В. Северянин «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк», «Nocturne».

1 час

Олицетворения, сравнения.


Анализ лирических стихотворений.

Стихотворение наизусть (по выбору).

71.


С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…»


Пейзаж в лирическом произведении.

Выразительное чтение и анализ стихотворения.

Стр. 234 задания 1-3

72.


С. А. Есенин «Зашумели над затоном тростники …», В. Я. Брюсов «Колыбельная», Л. Д. Лезина «Колыбельная для Елены».

1 час




Стр. 235 итоговый вопрос.

73.


А. П. Платонов «Волшебное кольцо». Близость сказки Платонова к народным сказкам.

1 час


Выборочный пересказ эпизодов сказки.

Стр. 247 задания 2-6

74.


«Волшебное кольцо». Герои сказки. Воспевание доброты как лучшего человеческого качества.

1 час

Мораль сказки

Словесное рисование.

Стр. 247 задания 7, 8, 9.

75.


Внеклассное чтение. А. П. Платонов «Солдат и царица».

1 час




76.


М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Вера автора в человека, доброго и умного хозяина природы.

1 час

Сказка – быль.


Стр. 263. задание 2, 3, 4.

77.


«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.

1 час


Выборочный пересказ эпизодов.

Стр. 263 задание 5, 6, 7.

78.


«Кладовая солнца». История Травки. Правда Антипыча.

1 час


Описание Блудова болота. История Травки и Серого помещика.


79.


«Кладовая солнца». Одухотворение природы. Участие природы в судьбе детей.

1 час

Олицетворение, пейзаж

Выразительное чтение отрывка «Ель и сосна »

Отрывок «Ель и сосна » наизусть.

80.


Смысл названия повести «Кладовая солнца». Сказка и быль в произведении. Особенности жанра.

1 час

Образы, символы.

Ответ на вопрос «Что сближает повесть со сказкой?»

Закончить ответ на вопрос.

81.


РР Пересказ от первого лица (рассказ Насти и Митраши о случившимся на болоте).

1 час




82.


Внеклассное чтение. М. М. Пришвин «Времена года».

1 час




83.


П. П. Бажов «Каменный цветок». Тема искусства, труда и любви.

1 час

Сказ

Выборочный пересказ эпизодов.

Стр. 284 задание 3-8

84.


«Каменный цветок». Герои произведения. Язык сказа.

1 час


Словесное рисование

(описание хозяйки Медной горы).

Стр. 284 задание 9, 10

85.


Внеклассное чтение. П. П. Бажов «Горный мастер», «Малахитовая шкатулка».

1 час


Художественный пересказ выбранных эпизодов.

Стр. 284 итоговый вопрос.

86.


П. Н. Васильев «Песнь о Серке», «Всадники». Традиции русской и казахской народной поэзии в произведениях.

1 час

Сравнения легенды

Выразительное чтение стихотворений.

Стр. 290 задание 3, 4, 5.

87.


К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Народная мудрость и народная мораль в сказке.

1 час


История о солдате (пересказ).

Стр. 299 задание 1, 2

88.


«Тёплый хлеб». Победа добра над эгоистическими чувствами мальчика.

1 час

Эпитет

Ответ на вопрос «Почему произведение называется «Тёплый хлеб?»».

Закончить

89.


Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский «Мещерская сторона».

1 час




90.


С. Я. Маршак «Умные вещи». (в сокращении).

1 час

Понятие о драматическом произведении.

Чтение по ролям 1-ого действия пьесы.

Чтение 2-ого действия.

91.


Волшебные вещи в пьесы-сказки. Герои пьесы.

1 час

Реплики, ремарки, декорации.

Выписывание из текста эпитетов к умным вещам.

Стр. 316 задания 10, 12, 13.

92.


Нравственные уроки произведения. Особенности жанра.

1 час

Элементы сказочной композиции.

Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

93.


РР Инсценирование сказки «Умные вещи».

1 час


Распределение ролей, выбор элементов, костюмов и декораций.

Распределение ролей, выбор элементов, костюмов и декораций.

94.


Д. Б. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето …», Т. М. Мадзигон «Эту осень отпраздновать надо», Л. Д. Лезина «Солнечный луч». Мотив единения человека с природой.

1 час


Словесное рисование. Выразительное чтение и анализ стихотворения.

Рассказ о Казахстанских поэтах (по выбору)

95.


Л. С. Петрушевская «Сказки для детей». Современные реалии в сказочном мире. Особенности поэтики сказок.

1 час


Сопоставление литературной сказки и фольклорной.

Пересказ одной сказки.

96.


Г. В. Черноголовина «Сказка об одном зернышке», «Чудо-каравай», «Как солнышко на братьев рассердилось». Сказка в рассказе: реальное и фантастическое.

1 час


Художественный пересказ отдельных эпизодов.

Стр. 348- 349 вопросы 1-6

97.


О. Н. Бондаренко «Полусказка о Красной Шапочке». Мировые сказочные сюжеты в интерпретации поэта XX века.

1 час

Цветовые эпитеты, метафоры, олицетворения.

Описание встречи волка и Красной Шапочки.

Стр. 355 задание к V главе (мини-сказка).

98.


С.В.Михалков. Басни «Завидное упорство», «Муха и пчела». Крыловские традиции в баснях Михалкова. Нравственный идеал басен.

1 час

Баснописец

Иллюстрирование непослушных лягушат. Распределение ролей, выбор элементов, костюмов и декораций.

Прочитать книгу М.Д.Зверева «Тайны двухэтажного города»

99-100


М.Д.Зверев «Тайны двухэтажного города». Тема повести. Герои произведения и их приключения.

2 часа

Олицетворения, сравнения.


Художественный пересказ отдельных эпизодов.

Составить кроссворд по произведению.

101-102


Заключение. Итоговый тест по теме «Фольклор и литература»,


2 часа



Задание на лето.

С.Е.Эдильгириева


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Автор: Эдильгириева Светлана Евгеньевна

Дата: 08.07.2014

Номер свидетельства: 109654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства