№ | Сроки | Содержание материала | Количество часов | Ключевые понятия и термины | Развитие речи | Домашнее задание |
1. | | Введение. Понятие о словесности. | 1 час | | Работа со статьёй учебника. | Стр. 3-5 задание 5 |
2. | | Виды искусства слова. Фольклор и литература: сходства, различия, взаимосвязь. | 1 час | Миф, мифология, анимизм, тотемизм, антропоморфизм. | Конспект статьи учебника. | Стр. 9 задание 5,6 |
Устное народное творчество. |
3. | | Введение. Специфика фольклора. Основные жанры. | 1 час | Фольклор, фольклорист, фольклористика. Постоянные эпитеты. | | Стр. 11 задание 5 |
4. | | Пословицы и поговорки. Тематика пословиц и поговорок. Их прямой и переносный смысл. | 1 час | Метафора, параллелизм. Звуковые повторы. | Составление рассказа по пословице. | Стр. 17 задание 6,7 |
5. | | Загадки. Происхождение и функции загадок. | 1 час | Олицетворение, сравнение. | Конкурс загадок. | Стр. 22 задание 2,3 |
6. | | Сочиняем загадки. | 1 час | | | |
7. | | Обрядовая поэзия. Основные циклы календарных обрядов и их поэзия. | 1 час | | Рассказ об обрядах. | Стр. 30 задание 10 |
8. | | Основные жанры семейно-обрядовой поэзии. Использование обрядовой поэзии в литературе. | 1 час | | Рассказ о свадебном обряде. | Стр. 33 задание 2 |
9. | | Русские народные сказки. Ви -ды народных сказок. Поэтика сказок. (герои, стиль. композиция). | 1 час | Зачин, присказка, концовка, сказочные эпитеты. | Работа со статьёй учебника (стр. 34-38). | Стр. 38 задание 7,8 |
10. | | «Царевна-лягушка». Тема, образы, композиция, стиль волшебной сказки. | 1 час | | Художественный пересказ эпизодов. | Стр. 47 задание 4,5 |
11. | | «Царевна-лягушка». Реальное и фантастическое в сказке. Особенности сказочного мира. | 1 час | | Развернутый ответ на вопрос. | Стр. 47 задание 8,9 |
12. | | «Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности. | 1 час | Сказочные формулы, волшебные помощники и предметы. | Художественный пересказ | Стр. 47 задание 10 |
13. | | «Иван-Крестьянский сын и Чудоюдо». Тема, идея и поэтика сказки. | 1 час | | Выборочный пересказ эпизодов. | |
14. | | Бытовые сказки (по выбору учителя). Художественные особенности бытовых сказок, их отличие от волшебных ска - зок | 1 час | | | Стр. 50 задание 1-3 |
15. | | Сказки о животных. «Лиса и волк». | 1 час | | Сочинение сказки о животных. | Стр. 54 задание 8 |
16. | | Внеклассное чтение. Немецкая сказка «Шесть лебедей». | 1 час | | | |
17. | | Былины. Виды былин, поэтика былин. | 1 час | Былина, антитеза, гипербо-ла, речитатив | Составление плана со статьи учебника.(стр. 54-58) | Стр. 58 задание 1-5 |
18. | | «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник». Тема, идея, художественное своеобразие былины. | 1 час | | Составление плана былины. | Стр. 64 задание 3, 4, 5 |
19. | | «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник». Образы, композиция, стиль. | 1 час | Гипербола, постоянные эпитеты. | Выразительное чтение. Былины. | Стр. 65 задание 11 |
20. | | Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины. | 1 час | | Составление описание Вольги и Микулы. | Стр. 65 задание 11 |
21. | | РР Сочинение описание по картине Васнецова «Богатыри». | 1 час | | | |
22. | | Внеклассное чтение баллады о Робин Гуде. | 1 час | | | |
23. | | Исторические песни. Отличие исторических песен от былин. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен. | 1 час | | | |
24. | | Лирические бытовые песни. Классификация песен, поэтика, композиция, стиль. | 1 час | Образный параллелизм, символика песенных образов. | Выразительное чтение и анализ лирических песен. | Стр. 77 задание 1 (творческое). |
Фольклор и литература XIX века. |
25. | | Введение. Открытие мира фольклора писателями XIX века. Фольклорные образы, сюжеты и жанры в литературе. | 1 час | | Сравнительный анализ фольклорного и литературного текста. | Стр. 80-81 задание 6 |
26. | | И. А. Крылов, очерк творчества. «Волк и Ягненок» | 1 час | Басня, эзопов язык. | Выразительное чтение басни, чтение по ролям. | Выучить басню наизусть. |
27. | | И. А. Крылов «Квартет». | 1 час | Мораль басни. | Выразительное чтение басни. | Стр. 85 задание 1, 2, 3. |
28. | | «Волк на псарне». Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона. | 1 час | Аллегория | Анализ языка басни. | Стр. 87 задание 4-7 |
29. | | «Свинья под дубом». | 1 час | | Составление речевой партитуры. | Стр. 88 задание 1-4 |
30. | | РР Урок-концерт. Конкурсное исполнение басен. | 1 час | | | |
31. | | В. А. Жуковский «Светлана». Фантастическое в балладе. Герои в балладе. Основные жанровые признаки произведения. | 1 час | Жанр баллады. | Выразительное чтение и анализ баллады. | Стр. 97 задания 2, 3, 4. |
32. | | В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее». Фольклорная основа произведения. | 1 час | | Выборочный пересказ эпизодов сказки. | Стр. 109 задание 12 |
33. | | «Сказка о царе Берендее». Герои сказки, их судьба, особенности стиха Жуковского. | 1 час | | Художественный пересказ эпизодов сказки. | |
34. | | Внеклассное чтение. В. А. Жуковский «Сказка об Иване-Царевиче и сером волке». | 1 час | | Определение особенностей волшебной сказки. | |
35. | | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Особенности жанра, композиции, стиль произведения. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | 1 час | Легенда, летописный источник. | Комментированное чтение баллады. | Стр. 114 задания 1-5 |
36. | | А. С. Пушкин «У лукоморья…» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочная основа вступления к поэме. | 1 час | | Выразительное чтение стихотворения. | Стихотворение наизусть. |
37. | | Народные источники в «Сказке о Попе и работнике Балде». Автор – действующее лицо в сказки. | 1 час | Афоризмы | Анализ языка сказки (соединение сказки, песни, пословицы). | Стр. 121 задания 6, 7 |
38. | | «Сказке о Попе…». Поэтическое мастерство Пушкина. Юмор в сказке. | 1 час | | Сравнение авторской сказки с народной. | Стр. 121 задание 12 |
39. | | Внеклассное чтение сказки А. С. Пушкина. | 1 час | | Художественный пересказ понравившегося эпизода. | Подготовить рабочие материалы к сочинению. |
40. | | РР Сочинение «Моя любимая сказка Пушкина». | 1 час | | Цитаты, эпиграф, оформление сочинения. | Закончить. |
41. | | Обрядовая поэзия и творчество поэтов XIX века. А. С. Пушкин «Настали святки…», А. А. Фет «Ночь крещенская морозна …», А. Майков «Колыбельная». | 1 час | | Выразительное чтение и анализ стихотворений. | Стр. 123 задания 6, 7,8 |
42. | | М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Основная идея стихотворения. | 1 час | Монолог, диалог. | Анализ поэтических средств стихотворения (эпитеты, сравнения, гиперболы). | Выучить отрывок наизусть. |
43. | | «Бородино». Жанр произведения. Особенности описания боя. | 1 час | Ритм, рифма, строфа. Аллитерация. | Выразительное чтение стихотворения. | |
44. | | И. С. Тургенев «Муму». Непримиримое отношение автора к деспотизму в любой форме. | 1 час | Повесть | Выборочный пересказ эпизодов. | Стр. 158 задание 1, 3, 4 |
45. | | «Муму». Нравственное превосходтво Герасима над челядью барыни и над самой барыней. | 1час | | Описание барыни. | Стр. 159 задание 7 |
46. | | «Муму». Любовь и привязанность Герасима к Муму. | 1 час | | Художественный пересказ эпизода «Герасим находит Муму». | Стр. 159 задание 9 |
47. | | Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа героя. | 1 час | | Выразительное чтение отрывка «Дорога домой». | Стр. 159 задание 5 |
48. | | Пейзаж повести. Сравнение как приём изображения героев и событий. | 1 час | Пейзаж, сравнения. | Развёрнутые ответы на вопросы. | Стр. 159 задание 12 (рисунки). |
49. | | РР Развернутый ответ на вопрос «Что вам запомнилось в образе Герасима?» | 1 час | | | Закончить. |
50. | | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Тема и идея повести Толстого. | 1 час | Тема, идея произведения. | Выборочный пересказ эпизодов. | Стр. 164 задание 3, 4 |
51. | | Образ Жилина и Костылина. Сопоставительный анализ. | 1 час | Антитеза. | Сравнительный анализ характеров героев. | |
52. | | Мастерство Толстого в изображении героев. Антитеза и её роль. | 1 час | | Описание жизни горцев в ауле. | Стр. 164 задание 5 |
53. | | Н. А. Некрасов «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором…» | 1 час | Лирическое произведение, олицетворение, сравнение. | Выразительное чтение и анализ стихотворений. | «Не ветер …» наизусть. |
54. | | И. С. Никитин «Утро», А. Н. Майков «Ласточки». Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века. | 1 час | Цветовые эпитеты. | Составление голосовой партитуры. | Стихотворение «Утро» наизусть. |
55. | | Г. Х. Андерсен – король сказок. «Дикие лебеди». Всепобеждающая сила любви в сказке. | 1 час | | Сообщение об Андерсене. | Стр. 191 задание 1-5 |
56. | | «Дикие лебеди». Фольклорная основа сказки. | 1 час | | Сопоставительный анализ фольклорной сказки и сказки «Дикие лебеди». | Стр. 192 задание 9 |
57. | | «Дикие лебеди». Нравственная победа в сказке добра, истины и красоты. | 1 час | | Развернутый ответ на вопрос: «Какие качества помогли Элизе спасти своих братьев?» | Закончить. |
58. | | Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Возвышенность, благородство чувств главного героя сказки, его мужество и способность к самопожертвованию. | 1 час | | Художественный пересказ | Стр. 192 задание 10 |
59. | | Г. Х. Андерсен «Новое платье короля». Тема и идея сказки. | 1 час | Афоризм | Ответ на вопрос: «Почему восклицание «А король-то голый!» стало нарицательным?» | Викторина по сказкам Андерсена. |
60. | | РР Викторина по сказкам Андерсена. | 1 час | | | |
61-62 | | О. Уайльд «Роза и соловей». Герои сказки. Идея сказки и поэтичность её стиля. | 2 часа | | | Стр. 199 задания 5-10 |
63. | | Внеклассное чтение. Э. Т. Гофман «Щелкунчик или Мышиный король». | 1 час | | Прослушивание музыки П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик» (обмен мнениями). | |
Фольклор и литература XX века. |
64. | | Введение. Возвращения к истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало мира. | 1 час | | | Стр. 202-203 читать. |
65. | | К. Д. Бальмонт «Фейные сказки». Герои сказок в стихах поэта. Фольклорные истоки стихотворений. | 1 час | Олицетворения, аллитерации. | Составление вопросов к статье о Бельмонте. | Стихотворение наизусть (по выбору). |
66. | | К. Д. Бальмонт о поэтическом творчестве «Как я пишу стихи». «Светлый мир» | 1 час | Метафоры | Словесное рисование обитателей сказочного мира. | |
67. | | А. И. Куприн «Синяя звезда». Различное представление об идеале красоты в сюжете произведения. | 1 час | Легенда | Описание принцессы Эрны | Стр. 223 задание 2, 3. |
68. | | «Синяя звезда». Смысл названия. Способы создания особого мира Эрнотерры. | 1 час | | Развернутый ответ на вопрос 6, стр. 223. | Закончить ответ на вопрос. |
69. | | Поэтическая картина природы в стихах поэтов XX века. Д. С. Мережковский | 1 час | Образный параллелизм | Выразительное чтение стихотворения. | Стихотворение «Мать» наизусть. |
70. | | И. В. Северянин «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк», «Nocturne». | 1 час | Олицетворения, сравнения. | Анализ лирических стихотворений. | Стихотворение наизусть (по выбору). |
71. | | С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…» | | Пейзаж в лирическом произведении. | Выразительное чтение и анализ стихотворения. | Стр. 234 задания 1-3 |
72. | | С. А. Есенин «Зашумели над затоном тростники …», В. Я. Брюсов «Колыбельная», Л. Д. Лезина «Колыбельная для Елены». | 1 час | | | Стр. 235 итоговый вопрос. |
73. | | А. П. Платонов «Волшебное кольцо». Близость сказки Платонова к народным сказкам. | 1 час | | Выборочный пересказ эпизодов сказки. | Стр. 247 задания 2-6 |
74. | | «Волшебное кольцо». Герои сказки. Воспевание доброты как лучшего человеческого качества. | 1 час | Мораль сказки | Словесное рисование. | Стр. 247 задания 7, 8, 9. |
75. | | Внеклассное чтение. А. П. Платонов «Солдат и царица». | 1 час | | | |
76. | | М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Вера автора в человека, доброго и умного хозяина природы. | 1 час | Сказка – быль. | | Стр. 263. задание 2, 3, 4. |
77. | | «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. | 1 час | | Выборочный пересказ эпизодов. | Стр. 263 задание 5, 6, 7. |
78. | | «Кладовая солнца». История Травки. Правда Антипыча. | 1 час | | Описание Блудова болота. История Травки и Серого помещика. | |
79. | | «Кладовая солнца». Одухотворение природы. Участие природы в судьбе детей. | 1 час | Олицетворение, пейзаж | Выразительное чтение отрывка «Ель и сосна » | Отрывок «Ель и сосна » наизусть. |
80. | | Смысл названия повести «Кладовая солнца». Сказка и быль в произведении. Особенности жанра. | 1 час | Образы, символы. | Ответ на вопрос «Что сближает повесть со сказкой?» | Закончить ответ на вопрос. |
81. | | РР Пересказ от первого лица (рассказ Насти и Митраши о случившимся на болоте). | 1 час | | | |
82. | | Внеклассное чтение. М. М. Пришвин «Времена года». | 1 час | | | |
83. | | П. П. Бажов «Каменный цветок». Тема искусства, труда и любви. | 1 час | Сказ | Выборочный пересказ эпизодов. | Стр. 284 задание 3-8 |
84. | | «Каменный цветок». Герои произведения. Язык сказа. | 1 час | | Словесное рисование (описание хозяйки Медной горы). | Стр. 284 задание 9, 10 |
85. | | Внеклассное чтение. П. П. Бажов «Горный мастер», «Малахитовая шкатулка». | 1 час | | Художественный пересказ выбранных эпизодов. | Стр. 284 итоговый вопрос. |
86. | | П. Н. Васильев «Песнь о Серке», «Всадники». Традиции русской и казахской народной поэзии в произведениях. | 1 час | Сравнения легенды | Выразительное чтение стихотворений. | Стр. 290 задание 3, 4, 5. |
87. | | К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Народная мудрость и народная мораль в сказке. | 1 час | | История о солдате (пересказ). | Стр. 299 задание 1, 2 |
88. | | «Тёплый хлеб». Победа добра над эгоистическими чувствами мальчика. | 1 час | Эпитет | Ответ на вопрос «Почему произведение называется «Тёплый хлеб?»». | Закончить |
89. | | Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский «Мещерская сторона». | 1 час | | | |
90. | | С. Я. Маршак «Умные вещи». (в сокращении). | 1 час | Понятие о драматическом произведении. | Чтение по ролям 1-ого действия пьесы. | Чтение 2-ого действия. |
91. | | Волшебные вещи в пьесы-сказки. Герои пьесы. | 1 час | Реплики, ремарки, декорации. | Выписывание из текста эпитетов к умным вещам. | Стр. 316 задания 10, 12, 13. |
92. | | Нравственные уроки произведения. Особенности жанра. | 1 час | Элементы сказочной композиции. | Чтение по ролям. | Чтение по ролям. |
93. | | РР Инсценирование сказки «Умные вещи». | 1 час | | Распределение ролей, выбор элементов, костюмов и декораций. | Распределение ролей, выбор элементов, костюмов и декораций. |
94. | | Д. Б. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето …», Т. М. Мадзигон «Эту осень отпраздновать надо», Л. Д. Лезина «Солнечный луч». Мотив единения человека с природой. | 1 час | | Словесное рисование. Выразительное чтение и анализ стихотворения. | Рассказ о Казахстанских поэтах (по выбору) |
95. | | Л. С. Петрушевская «Сказки для детей». Современные реалии в сказочном мире. Особенности поэтики сказок. | 1 час | | Сопоставление литературной сказки и фольклорной. | Пересказ одной сказки. |
96. | | Г. В. Черноголовина «Сказка об одном зернышке», «Чудо-каравай», «Как солнышко на братьев рассердилось». Сказка в рассказе: реальное и фантастическое. | 1 час | | Художественный пересказ отдельных эпизодов. | Стр. 348- 349 вопросы 1-6 |
97. | | О. Н. Бондаренко «Полусказка о Красной Шапочке». Мировые сказочные сюжеты в интерпретации поэта XX века. | 1 час | Цветовые эпитеты, метафоры, олицетворения. | Описание встречи волка и Красной Шапочки. | Стр. 355 задание к V главе (мини-сказка). |
98. | | С.В.Михалков. Басни «Завидное упорство», «Муха и пчела». Крыловские традиции в баснях Михалкова. Нравственный идеал басен. | 1 час | Баснописец | Иллюстрирование непослушных лягушат. Распределение ролей, выбор элементов, костюмов и декораций. | Прочитать книгу М.Д.Зверева «Тайны двухэтажного города» |
99-100 | | М.Д.Зверев «Тайны двухэтажного города». Тема повести. Герои произведения и их приключения. | 2 часа | Олицетворения, сравнения. | Художественный пересказ отдельных эпизодов. | Составить кроссворд по произведению. |
101-102 | | Заключение. Итоговый тест по теме «Фольклор и литература», | 2 часа | | | Задание на лето. |