Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста
Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста
« Влияние фольклора на развитие речевых способностей детей младшего возраста»
Введение
1. Русское народное творчество как средство народной педагогики
2. Общее понятие о речи. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
3. Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
4. Народное поэтическое творчество (фольклор)
4.1 Колыбельные песни
4.2 Потешки, заклички, считалки
4.3 Сказка
4.4 Загадка
Выводы
Введение
Еще в середине прошлого столетия И.В.Киреевский, литературный критик и публицист (1806-1856) писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма, Впрочем, если бы мы могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни».
Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время «массированного наступления» на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России.
Исходя из этого - одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.
Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, М.К.Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В.Н.Сорока-Росинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф.Афанасьев, М.А.Булатов, М.Забылин, О.И. Капица, ЮГ.Круглов, Э.В.Померанцева, В.Я.Пропп, И.П.Сахаров, ИМ. Снегирев, П.В.Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.
В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие).
Эти исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества.
Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста (Р.П.Боша, Н.Н.Насруллаева).
Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе (С.А.Газиева, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Х.И. Салимханова), осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н.Ф.Самсонюк, Р.Ш.Халикова).
Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (Г.Гучене). Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора (О.Н.Сомкова).
Некоторыми педагогами определены пути развития родной речи детей с помощью словесного творчества народа (С.А.Алиева и др.).
Ученые в области этнопедагогики (Г.Н.Волков, Ф.Х.Валеев, М.Ф.Гуртуева), исследователи разных видов народного творчества (Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев, Ю.Г.Круглов, М.А.Некрасова и др.) среди всех его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создаётся за счёт обобщённости, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения. Оно, как отмечают исследователи, несёт в себе все формы общественного сознания, включает огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым, современностью и будущим. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей».
Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества, позволила нам выбрать его в качестве средства развития речи детей 3-4 лет жизни.
Выбор же возраста обусловлен психологическими особенностями детей данного периода развития.
Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова) младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.
Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста»
Тема : « Влияние фольклора на развитие речевых способностей детей младшего возраста»
Введение
1. Русское народное творчество как средство народной педагогики
2. Общее понятие о речи. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
3. Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
4. Народное поэтическое творчество (фольклор)
4.1 Колыбельные песни
4.2 Потешки, заклички, считалки
4.3 Сказка
4.4 Загадка
Выводы
Введение
Еще в середине прошлого столетия И.В.Киреевский, литературный критик и публицист (1806-1856) писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма, Впрочем, если бы мы могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни».
Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время «массированного наступления» на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России.
Исходя из этого - одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.
Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, М.К.Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В.Н.Сорока-Росинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф.Афанасьев, М.А.Булатов, М.Забылин, О.И. Капица, ЮГ.Круглов, Э.В.Померанцева, В.Я.Пропп, И.П.Сахаров, ИМ. Снегирев, П.В.Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.
В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие).
Эти исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества.
Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста (Р.П.Боша, Н.Н.Насруллаева).
Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе (С.А.Газиева, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Х.И. Салимханова), осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н.Ф.Самсонюк, Р.Ш.Халикова).
Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (Г.Гучене). Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора (О.Н.Сомкова).
Некоторыми педагогами определены пути развития родной речи детей с помощью словесного творчества народа (С.А.Алиева и др.).
Ученые в области этнопедагогики (Г.Н.Волков, Ф.Х.Валеев, М.Ф.Гуртуева), исследователи разных видов народного творчества (Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев, Ю.Г.Круглов, М.А.Некрасова и др.) среди всех его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создаётся за счёт обобщённости, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения. Оно, как отмечают исследователи, несёт в себе все формы общественного сознания, включает огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым, современностью и будущим. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей».
Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества, позволила нам выбрать его в качестве средства развития речи детей 3-4 лет жизни.
Выбор же возраста обусловлен психологическими особенностями детей данного периода развития.
Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова) младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.
Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.
1. Русское народное творчество как средство народной педагогики
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружение жилища и т.д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.
Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленным на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.
С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения.
С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения процветания народа.
Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и др. очень близки по смыслу, по формулировкам, что доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности тех их областей, которые относятся к развитию и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов.
Так постепенно от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания.
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.
Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Человек - связующее звено, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они будут помнить нас.
Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение трех веков - это и есть народная педагогика в действии.
Педагогика неразрывно связана с историей народа, является его коллективным творчеством. Она существует столько, сколько существует народ.
Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». А чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».
Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность издавна была народная сказка.
В большинстве русских народных сказок главный герой -- богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается он с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему (отношение Мартынки к животным в сказке «Волшебное кольцо», отношение Аленушки к окружающим объектам в сказке «Гуси-лебеди» и т.д.).
Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Так, у марийского народа в старину бытовала следующая поговорка: «Дерево на дерево опирается, а человек на человека».
Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: «Детей боями не учат, добрым словом учат» (русская); «Битьем ребенка не научишь» (марийская).
2. Общие понятия о речи
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Выделяют три основные функции речи:
1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.
2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.
В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи.
3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.
В этом состоит общечеловеческая функция речи.
Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе.
Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект.
Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: поэтому диалогическая речь предшествует монологической.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние окружающая среда и отношение ребенка к ней.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Дошкольное детство - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей.
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком грают факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная - функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера.
Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.
Существуют печальные примеры, которые показывают, к чему приводит, если много и с любовью не говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок становится немым, если его дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои капризы, плач или крик он не слышит ответа и перестает вообще реагировать. Но если чаще нежно брать такого ребенка на руки, улыбаясь и нежно поглаживая, можно спасти его от полной духовной изоляции.
Известный исторический пример: император Фридрих 2 в начале 18-го века захотел изучить праязык человечества и поставил опыт, в основе которого лежала такая идея: если воспитывать ребенка, но при этом не разговаривать с ним, то он сам по себе заговорит на этом праязыке. Результат этого эксперимента плачевен - все младенцы умерли. Этот пример также подтверждает то, что общение и любовь к ребенку необходимы с самого рождения.
Развитие речи проходит три этапа.
1. Довербальный этап - приходится на первый год жизни ребенка. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками.
Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.
Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевым элементами.
3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий.
Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду» и т. д.
Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с культурными ценностями общества.
В этот период взрослые - хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка - важнейшего средства человеческого общения.
От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.
С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения.
К началу четвертого года жизни словарь ребенка возрастает от 300 до 1000 и более слов.
В состав словаря входят все части речи, служебные слова, междометия. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться силой голоса, начинают следить за темпом своей речи.
Развитие словаря происходит за счет обогащения(количественного накопления слов, неизвестных детям), уточнения значений слов(наполнение содержанием слов, известных детям) и активизации словаря(перевода лексики из пассивного в активный словарь детей). Основной принцип проведения словарной работы состоит в том, что наименования изучаемых предметов и явлений вводятся сначала в пассивную, затем в активную речь детей в процессе систематического ознакомления их с окружающим миром. Словарный запас детей обогащается за счет разнообразных частей речи, прежде всего за счет существительных, глаголов и прилагательных. В словарь детей постепенно вводятся слова, обозначающие элементарные родовые понятия, что возможно только при овладении детьми практическими навыками группировки изучаемых объектов.
Постепенно дети овладевают связной разговорной речью.
Связная речь - это логическая связь мыслей, выраженная точными словами в правильно построенных предложениях. При этом ребенок учится мыслить, учась говорить, и совершенствует свою речь, приобретая умение мыслить.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя.
Для развития связной речи необходимо формировать у детей умение понимать обращенную речь, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы. Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку в естественных условиях воспитания овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка со взрослым и при помощи взрослого. Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимают литературные произведения устного народного творчества.
Главным фактором, определяющим речевое развитие ребенка, является его желание и умение общаться с людьми. Ведь речь существует не только для того, чтобы выразить мысли или эмоции, но и просто, чтобы поддержать приятный разговор. И об этом знают уже самые маленькие дети. Часто можно наблюдать, как малыш, который едва освоил первые слова, уже заводит на улице "светский разговор" с незнакомым человеком. Конечно, нет сомнений в том, что такой ребенок будет хорошо развиваться в языковом отношении: у него есть желание высказаться и он может уже на своем уровне пообщаться с другим людьми.
3. Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор - одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии осознанно, я стала активно использовать плоды народного творчества. Называю эти произведения плодами не случайно, ведь это то, что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость многих поколений.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
Например: «Был бык тупогуб,
тупогубенький бычок,
у быка бела губа
была тупа»;
«Сшит колпак
не по - колпаковски,
надо его переколпаковать,
то его переколпакует,
тому полколпака гороху».
Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников - это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.
В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
В своей работе я использую театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.
Игры - импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
Вот что писал о силе слова К.Д.Ушинский: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат освоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
. Горький говорил: “… Начало искусства слова - в фольклоре”.
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений.
В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития.
Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора - создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Именно поэтому знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры.
Произведение народного поэтического творчества воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности к происходящему. Описываемая ситуация создается в воображении ребенкапосредством художественного слова.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем - в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, что радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времени, вернуть утраченные ценности.
Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание-жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
В древности говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться: наверное, самый благодарный путь - возрождение забытых национальных ценностей.
К счастью, детство - это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ней диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Культура и опыт (особенно народные) передаются из уст в уста и действенно - из поколения в поколение.
Вытесняется ли народное творчество в сегодняшней «взрослой» жизни, бытующее преимущественно на сцене и в музеях, из жизни ребенка, становится ли для него, активно усваивающего современные информационные средства общения, неинтересным, архаичным и непривлекательным? Конечно же нет.
Фольклор, как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.
Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Эти особенности, взаимодействие ребенка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества. Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства.
Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.
Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:
* обогащая словарь,
* развивая артикуляционный аппарат,
* фонематический слух,
* давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»).
Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству музыкальных руководителей некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.
Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.
4.1 Колыбельные песни
Много песен создано народом:
* пестушки и потешки,
* колыбельные,
* заклички,
* прибаутки,
* небылицы.
Обратимся к колыбельным песенкам, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку - колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:
Баю-баю, баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Ване спать не дает,
А ты, Ванечка, усни,
крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять,
Только глазки закрывать.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.
Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня.
Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.
Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".
К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.
* напевное выделение голосом гласных звуков,
* медленный темп ,
* наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
4.2 Потешки, заклички, считалки
Потешки, заклички, считалки
Детский фольклор дает возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры.
Что же еще относится к детскому фольклору?
* Потешки, прибаутки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т.п.).
* Заклички - обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
* Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.
Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
В любом, даже самом маленьком произведении - будь то потешка, прибаутка или закличка - высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.
Фольклор для детей не исключение из общего правила - это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка.
Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Считалка - это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего.
Создавая этот жанр, поэт как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Таким образом считалка помогает работать над звукопроизношением.
Особенности этих фольклорных произведений-миниатюр - глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка.
Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.
4.3 Сказка
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.
Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу.
Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. В ней - утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы.
Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.
В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка - правда и вымысел одновременно.
«Сказка - ложь, да в ней намек: добру молодцу - урок».
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.
Язык сказок очень красив:
* певуч и поэтичен,
* содержит много метафор, образных сравнений,
* метких и поучительных пословиц и поговорок.
Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались».
Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д.
Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад.
Народные сказки делятся на следующие группы:
* о животных,
* волшебные,
* бытовые,
* авантюрно-новеллистические,
* докучные.
Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям.
Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.
4.4 Загадка
«Загадка - ключ словесного образа,
зерно поэзии, метафора».
М.А.Рыбникова
Загадка - жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.
Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить.
Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь - девицей с косой.
Метафоры и сравнения в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.
Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.
Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях.
В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождения тождества или сходства различных предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:
* скороговорки,
o чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи;
o считалки (элемент игры);
o зазывалки (тип песенок)
Выводы
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «В воробья», «Гуси-гуси», «Пчелы и ласточка», «Молчанка», «Золотые ворота», «Птички», «Куры-курченяточки», «Крута гора», «Змейка», «Каравай», «Летят-не летят», «Утка и волк»..
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
Диагностика по разделу программы «Детство» «Развиваем речь детей» на конец 2006-2007 учебного года показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.
По разделу «Развитие словаря» положительная динамика на середину 2007- 2008 учебного года составила 9,4%, по разделу «Развитие связной речи» - на 9,5% по сравнению с началом учебного года. По разделу «Грамматическая правильность речи» на середину учебного года отсутствуют дети с низким уровнем.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
В дальнейшей своей работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказ