Русская философская мысль и преподавание литературы
Русская философская мысль и преподавание литературы
Духовно-нравственное воспитание старшеклассников реализуется на уроках литературы посредством изучения литературы с опорой на духовно-нравственные категории. И хотя во многих учебниках прослеживается тенденция на осмысление духовно-нравственных категорий старшеклассниками, однако отсутствует четкая конкретизация соответствующих задач по решению данной проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русская философская мысль и преподавание литературы »
Русская философская мысль и духовно – нравственное воспитание старшеклассников на уроках литературы
Толмачева М.Г. , учитель литературы
МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Ангарск, Иркутская область Духовно-нравственное воспитание старшеклассников реализуется на уроках литературы посредством изучения литературы с опорой на духовно-нравственные категории. И хотя во многих учебниках прослеживается тенденция на осмысление духовно-нравственных категорий старшеклассниками, однако отсутствует четкая конкретизация соответствующих задач по решению данной проблемы. Одним из возможных методических решений может стать система работы, основанная на привлечении дополнительного философского материала. Взаимосвязь литературы с рядом предметов гуманитарного профиля способствует формированию в сознании учащихся единой художественно-эстетической и философско-этической картины мира и становится фундаментом для развития полноценной духовно-нравственной личности.
Актуальные задачи, стоящие перед современным обществом, определяют и главные проблемы литературного образования. Складывается сложная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью нового подхода к изучению русской классической и современной литературы и устаревшими требованиями ее преподавания. Л. Толстой в XIX в. заложил основу гуманной педагогики, академик Д.С. Лихачев надеялся, что ХХ век будет веком развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Основная задача XXI в. - возрождение духовности нации через внимательное прочитывание русской классики. Её изучение невозможно без таких духовно-нравственных понятий как Идеал, Народность, Национальный характер, Совесть, Долг, Честь.
«Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство», - писал Окуджава, воспевая вечные ценности. В современных условиях многополярного мира любви, дружбы, благородству нужно учить, поэтому современному поколению необходима литература, которая может восполнить недостатки родительского воспитания, дать разные жизненные ориентиры, нравственные уроки, научить толерантности.
Особая задача педагогов заключается в умении не только сохранить нравственные корни классической литературы, но и убедить молодежь в необходимости чтения хорошей литературы. «Устал от чтения моих стихов? Значит, хорошо читал!», - писала М. Цветаева. Современного читателя необходимо заново учить духовности, т.к. в погоне за модернизацией образования все меньшее внимание уделяется процессу формирования духовных ценностей. Задача педагогов - на примерах литературных произведений вызвать позитивное понимание толерантности через уяснение проявлений её противоположности – нетерпимости; определить последствия нетерпимости для общества и уметь оценить её проявления как нарушения прав человека. Испокон веку проблемы противоборства Добра и Зла были в центре внимания выдающихся мыслителей. Неудивительно, что именно этими категориями руководствуется в своих поступках каждый из нас при оценке действий окружающих. На уроках литературы можно анализировать причины проявления зла, причины возникновения нравственных конфликтов ценностей, когда люди перестают понимать, что есть Добро и чем порой оно отличается от Зла.
На протяжении многих веков представители русской религиозной философии рассматривали в своих произведениях различные аспекты борьбы со злом, т.к. философская мысль всегда обладала повышенным вниманием к этическим, нравственным категориям и исследовала различные представления о добре и зле у разных людей, социальных групп и народов. Неудивительно, что именно этими категориями чаще всего руководствуется человек в своих поступках и в оценке действий окружающих. Любое представление о добре влечет за собой немало других вопросов: Есть ли понятие абсолютного Добра? Что есть Зло относительное и абстрактное? Можно ли оправдать насилие, совершенное ради Добра?
Размышлениями над этими и другими вопросами насыщена русская классическая литература. Достойным продолжателем этой «сквозной» темы русской литературы является сибирский писатель Валентин Распутин, который прекрасно понимает, что сегодня отечественная школа больше ориентирована на приобретение запаса необходимых знаний и гораздо менее – на способность приобретать эти знания, творчески применять их и потому автор надеется, что главное – уметь душой, по-человечески, переживать, духовно и нравственно расти и становиться Личностью. Духовная экология, экология души – вот темы писателя. Сегодня необходимы уроки по формированию основ нравственности не только на социальном, но и на бытовом уровне. Важно заложить в сознание современного подростка сами этические понятия смысла жизни. Роль школы и уроков словесности в создании не только символов духовного знания, но и в формировании архетипов Семьи, Дома, Родины, Чести трудно переоценить. История семьи связана с социальными, экономическими и политическими явлениями общества и судьбы литературных героев дают возможность убедиться в этом. Чтение «Тихого Дона» М. Шолохова, «Белой гвардии» М. Булгакова, «Доктора Живаго» Б. Пастернака, «Веселого солдата» В.Астафьева и др. произведений литературы XX в. дают возможность не только увидеть процесс обновления общества, но и задуматься над социально-экономическими аспектами индивидуальной, семейной и общественной жизни, над внутрисемейными отношениями и нравственными традициями. Авторы произведений дают возможность подросткам самостоятельно прикоснуться к решению вечных вопросов и вступить в процесс творческого постижения мира, человеческого рода через самостоятельное представление о действительности.