kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

узнать творчество Куприна почему так назван рассказ 

Просмотр содержимого документа
«Рождественский рассказ "Чудесный доктор"»

А.И. Куприн. Рождественский рассказ  «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа

Жизнь дана на добрые дела.

Русская пословица

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Постановка целей и задач урока

-Рассмотрите иллюстрации к произведениям. Что это за рассказы? Кому они принадлежат? (слайд 1) («Белый пудель», «Слон», «Барбос и Жулька»).

- О ком и о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (слайд 2)

Рассказы А. И. Куприна наполнены любовью к детям, ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.

Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный (слайд 3). Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.

4. Работа по теме урока

  1. Биография

Александр Иванович Куприн родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника (слайд 4). Мать дворянского происхождения, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец его умер, когда мальчику не исполнилось и года. Мать вынуждена была поселиться в московском вдовьем доме. Когда мальчику исполнилось 6 лет, мать определила его в Разумовский сиротский пансион, где он прожил 4 года (слайд 5). В 1880 году он поступил во вторую московскую военную гимназию, которая через 2 года была преобразована в кадетский корпус. Тягостная жизнь “казенного мальчика” была изображена им впоследствии в повести “На переломе”. Позже Куприн сотрудничает в газетах, становится профессиональным литератором. В 1919 году Куприн уехал за границу, постоянно тосковал по России. В 1937 году вернулся в родную Москву. “Даже цветы на родине пахнут по-иному”,- говорил он.

Ребята, вот, что рассказывала о Куприне его дочь Ксения (слайд 6). Когда писатель писал рассказ о лошади ( “Изумруд”), он все время проводил в конюшне и даже однажды, к ужасу жены Куприна, привел лошадь в спальню на несколько дней, чтобы следить за тем, как она спит, и узнать, видит ли она сны. Когда дочь Куприна была маленькой девочкой, у них завелись тараканы. Александр Иванович решил понаблюдать за ними. Они нескольких отметили разной краской, дали им имена. И потом, сидя на корточках, терпеливо наблюдали за этими насекомыми.

Все животные: собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи- были членами семьи А.И. Куприна.

Куприн писал: “Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость.” (слайд 7)

Очень часто друзья Куприна, смеясь, говорили, что он приписывает животным чувства и ум, а у них только условные рефлексы. Но Куприн твердо верил, что это не так. Недаром рядом с названием рассказа “Завирайка” в скобках он поставил “Собачья душа”. Писатель очень сильно любил животных.

Он всегда участвовал в детских спектаклях, которые устраивала его дочь Ксения. Горячился, спорил, как ребенок.

Куприн любил цирк, веселых, храбрых, ловких, трудолюбивых людей и цирковых зверей. Был храбрым человеком, всегда хотел испытать на себе то, о чем писал. Он поднимался на высоту 1200 метров на воздушном шаре, летал на первых деревянных аэропланах в начале 20 века, когда полеты были в диковинку; опускался в скафандре на морское дно. Однажды он даже вошел в клетку с тиграми. Потом писатель сознался, что это было самое страшное из всего испытанного им, что он ничего не помнит из своих ощущений, кроме красного тумана перед глазами.

  1. Работа по рассказу

-Сегодня мы будем говорить о рассказе «Чудесный доктор».

- Подберите однокоренные слова к слову “чудесный” (чудо, чудак, чудачество, чудесно, чудик, чудной, чудный, чудище).

- Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;

2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный;

3)чудный, замечательный.) (слайд 8)

Чтение рассказа

- Ребята, в какое время года происходит действие в рассказе?

- Что увидели мальчики на витрине магазина?

- Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела “великолепная выставка” витрины на мальчиков?

- Где жили Мерцаловы?

- Расскажите, что произошло в семье?

- Почему они оказались в подвале и жили в таких ужасных условиях?

- Какая обстановка, атмосфера царила в доме Мерцаловых? (Зачитайте, приведите примеры).

- Пытался ли Мерцалов достать денег?

- Почему все, к кому обращался Мерцалов за помощью, отказывали ему?

- Что он предпринимал?

- Почему уходит из подземелья Мерцалов?

- Куда он идет? (Зачитать).

- В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? (Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих)

- Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелёва: “Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее”? К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?

- Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?

- Почему он не ушел после “озлобленных криков” Мерцалова? (Потому что видел, что человек в отчаянном положении, и незнакомец принадлежал к тому числу людей, которые от жизненных неудач становятся милосерднее). Какую помощь оказывает незнакомец семье Мерцалова? Кто он по профессии?

- Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? (Был скромным человеком)

- Почему не дал деньги открыто? (Потому что боялся поставить в неловкое положение, не хотел обидеть или как-то оскорбить хозяев)

- Определите, пожалуйста, как в тексте проявляются оттенки значения слова “чудесный”?

- Что было “чудесного” в поступках незнакомца?

- Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове?

(1810-1881г. Хирург, анатом, педагог, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-1856 годах. Позже это общественное движение получило название Красного креста.)

- Скажите, пожалуйста, изменила ли эта встреча с чудесным незнакомцем жизнь Мерцаловых?

- Ребята, какова основная мысль рассказа? (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)

- Чему он нас учит?

Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. (слайд 9)

Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой – ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали. (слайд 10)

5. Подведение итогов. Рефлексия

В основе рассказа лежат реальные события, взятые из жизни.

-Как вы понимаете слова эпиграфа?

– Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете выбрать сами. Оно перед вами: (слайд 11)

1. Быть «чудесным доктором» – это значит...

2. Чудо – это...

3. А главное – ...

4. Милосердие я понимаю так...

5. Рассказ заставил меня задуматься...

6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...

7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...

8. Актуальность рассказа заключается в том, что...

9. Профессор Пирогов выписал рецепт не только...

10. Я благодарна А. И. Куприну...

6. Д/з Подготовить пересказ рассказа











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 25.02.2019

Номер свидетельства: 501316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Викторина по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". "
    ["seo_title"] => string(51) "viktorina-po-rasskazu-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "224575"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438935154"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Авторская работа "Изучение рождественского рассказа на уроках литературы и во внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "avtorskaia_rabota_izuchieniie_rozhdiestvienskogho_rasskaza_na_urokakh_litieratur"
    ["file_id"] => string(6) "376115"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483775225"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе "Нравственные ценности в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_vneklassnogo_chteniia_v_5_klasse_nravstvennye_tsennosti_v_rassk"
    ["file_id"] => string(6) "491209"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545044476"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Урок «Рождественская тема в произведениях русских и зарубежных писателей» проводится в дни Рождественских чтений."
    ["seo_title"] => string(132) "urok-rozhdiestvienskaia-tiema-v-proizviedieniiakh-russkikh-i-zarubiezhnykh-pisatieliei-provoditsia-v-dni-rozhdiestvienskikh-chtienii"
    ["file_id"] => string(6) "315170"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459846088"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства