kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Викторина по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор» в 6 классе.

Учитель: Куренева Н.П.

   Описание игры.

   Ученики делятся на две команды и по очереди отвечают на вопросы викторины.

Ход викторины.

Учитель. Когда Александра Ивановича Куприна просили написать свою биографию, он отвечал, что почти все его произведения автобиографичны. Описывая в своём святочном рассказе «Чудесный доктор» тяжёлую безысходность бедноты, писатель не лгал читателю ни единым словом, так как сам испытывал это чувство.

   22 августа 1871 года Иван Иванович Куприн, отец писателя, умер от холеры, оставив жену и троих детей совсем без средств существования. Гордой и вспыльчивой Любови Алексеевне, матери писателя, пришлось  унижаться перед чиновниками, чтобы устроить старших девочек в казённые пансионы. А сама она переехала во Вдовий дом в Москве. Сашу ей пришлось взять с собой, он прожил три года в совсем неподходящей обстановке для ребёнка, среди старушечьих интриг, сплетен, подхалимства к богатым и презрения к бедным.

   Он боготворил мать, но часто стыдился унижений, которые ей приходилось терпеть ради детей, когда она обращалась к благодетелям учреждений. Именно тогда у Куприна зародилось бешеное самолюбие. Он никогда не мог забыть унизительных просьб матери. Но что она могла сделать? Ей нужно было вырастить троих детей.  Потом ей удалось поместить Сашу в Разумовский сиротский приют.

   С шести лет началось для мальчика детство, которое он впоследствии назовёт «поруганным и казённым».

   В 1880 году Куприн выдержал вступительные экзамены во 2-ю Московскую военную гимназию, преобразованную впоследствии в кадетский  корпус, как и все военные гимназии…

   Высокая, истинная литература 19 века не относилась к святочным сюжетам и мотивам с пренебрежением. В Сочельник, в канун Рождества, когда по общему старому поверью раскрываются  небеса и сбываются желания чистых сердцем, происходит действие рассказа «Чудесный доктор». В Сочельник даже великие писатели – реалисты надеялись на лучшее и одаривали своих героев счастьем.  Этой традиции следует и молодой Куприн. Для рождественского номера газеты «Киевское слово» был  написан «Чудесный доктор» - один из лучших детских рассказов Куприна.

Вопросы викторины.

1. Является ли рассказ Куприна вымыслом? (Рассказ Куприна достоверен. Действие его происходило в Киеве).

2. Над чем хохотали два мальчугана, рассматривая витрину  гастрономического магазина? ( Они смеялись над жареным поросёнком, детям казалось, что он смеется и жует травку).

3. Почему  эта витрина казалась им эффектной. Великолепной выставкой? 9Витрина возбуждала в одинаковой степени и умы, и желудки. Здесь было представлено такое гастрономическое разнообразие и великолепие, что мальчики забыли обо всём).

4. Почему  это «очаровательное зрелище», кроме восхищения, вызвало ещё и тяжёлый вздох мальчиков? (Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей).

5. Какое поручение, возложенное на них матерью, выполняли дети? ( Они должны были отнести письмо одному влиятельному лицу с просьбой о помощи).

Конкурс «Что в чёрном ящике?»

- В ящике лежит то, что мальчики должны были передать влиятельному и богатому господину. (конверт с письмом).

- В ящике лежит то, что стало сюрпризом для семьи Мерцаловых после ухода чудесного доктора. (Денежные купюры).

6. Накануне какого радостного праздника произошло описываемое событие? (Рождество).

7. Какую соблазнительную мысль гнали от себя мальчики, пока бежали по праздничным улицам города? (Дети хотели остановиться на минуту и заглянуть в окна богатого дома, где светятся нарядные ёлки и звучит музыка).

8. Как выглядело жилище Мерцаловых? (Покосившийся ветхий дом  на пустыре с обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой. Комната находилась в сыром и мрачном подземелье, где пахло керосиновым чадом, детским грязным бельём и крысами).

9. Почему именно в этот день маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания? (Ребята видели на улице праздничное ликование, прекрасные  магазины, сияющие ёлки, предновогоднее  оживление нарядной толпы, а дома их ждали  пустые щи, больная сестра, измученная мать с измождённым и почерневшим от горя лицом).

10. Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых? (Семья отчаянно боролась  с нищетой. Весь день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке).

Конкурс «Чей  портрет?»

- «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без галош. Его руки взбухли и посинели от холода, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца» (Мерцалов).

- «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях возле больной  девочки» (Мать Елизавета Ивановна).

- «…старик небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Скинув пальто, остался в старомодном, довольно поношенном сюртуке. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий». (Чудесный доктор – Пирогов).

11. Как отзывались люди на просьбу о помощи бедному семейству? (Помогать отказывались, отговариваясь или праздничными хлопотами, или неимением денег).

12. Почему  Мерцалов, отец семейства, не мог долго находиться дома? (От чувства собственного бессилия им овладевало желание бежать  куда попало без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи).

13. Какие мысли завладели Мерцаловым в заснеженном парке? ( О самоубийстве).

14. Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым и не ушёл после его злобных выкриков? (Незнакомец понял, что у человека случилась беда, и захотел ему чем-нибудь помочь).

15. Почему лицо незнакомца показалось Мерцалову необыкновенным? (Все отворачивались от бедняка, а этот человек проявил сочувствие. Лицо его было спокойным, ласковым и внушающим доверие).

16. Чем помог чудесный доктор Мерцалову и его семейству? (На деньги, полученные от доктора, Мерцалов купил горячей пищи и дров. Доктор осмотрел больную девочку, выписал ей лекарство и согревающий компресс).

17. Какой главный совет дал доктор бедному семейству?  («Никогда не падайте духом!»)

18. Почему доктор не назвал своего имени благодарному бедняку? (Он не считал свой поступок особенным, достойным восхищения. Так должен поступать, по мнению доктора, каждый человек).

Конкурс афоризмов.

   Как эти афоризмы помогают понять смысл рассказа Куприна «Чудесный доктор»?

- Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.(Гете).

- Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде. (Сенека).

- Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось. (И.Шевелев).

19. Как имя чудесного доктора стало известно Мерцаловым? (На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова»).

20. О каком чуде идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде сострадания, которое может совершить каждый человек с чутким сердцем. О чудесном умении с толком  распорядиться оказанной помощью. О чудесном умении человека в любой ситуации оставаться человеком и не падать духом).

21. Прав ли Григорий  Мерцалов в том, что «…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? (Григорий не прав: добро не исчезает бесследно, оно живёт в сердцах людей благодарной памятью, рождает другое добро. Свидетельство  тому – жизнь самого рассказчика: он всю жизнь помнит чудесную помощь доктора и сам является образцом честности и отзывчивости на нужды бедности).

Подведение итогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". »

Викторина по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор» в 6 классе.

Учитель: Куренева Н.П.

Описание игры.

Ученики делятся на две команды и по очереди отвечают на вопросы викторины.

Ход викторины.

Учитель. Когда Александра Ивановича Куприна просили написать свою биографию, он отвечал, что почти все его произведения автобиографичны. Описывая в своём святочном рассказе «Чудесный доктор» тяжёлую безысходность бедноты, писатель не лгал читателю ни единым словом, так как сам испытывал это чувство.

22 августа 1871 года Иван Иванович Куприн, отец писателя, умер от холеры, оставив жену и троих детей совсем без средств существования. Гордой и вспыльчивой Любови Алексеевне, матери писателя, пришлось унижаться перед чиновниками, чтобы устроить старших девочек в казённые пансионы. А сама она переехала во Вдовий дом в Москве. Сашу ей пришлось взять с собой, он прожил три года в совсем неподходящей обстановке для ребёнка, среди старушечьих интриг, сплетен, подхалимства к богатым и презрения к бедным.

Он боготворил мать, но часто стыдился унижений, которые ей приходилось терпеть ради детей, когда она обращалась к благодетелям учреждений. Именно тогда у Куприна зародилось бешеное самолюбие. Он никогда не мог забыть унизительных просьб матери. Но что она могла сделать? Ей нужно было вырастить троих детей. Потом ей удалось поместить Сашу в Разумовский сиротский приют.

С шести лет началось для мальчика детство, которое он впоследствии назовёт «поруганным и казённым».

В 1880 году Куприн выдержал вступительные экзамены во 2-ю Московскую военную гимназию, преобразованную впоследствии в кадетский корпус, как и все военные гимназии…

Высокая, истинная литература 19 века не относилась к святочным сюжетам и мотивам с пренебрежением. В Сочельник, в канун Рождества, когда по общему старому поверью раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердцем, происходит действие рассказа «Чудесный доктор». В Сочельник даже великие писатели – реалисты надеялись на лучшее и одаривали своих героев счастьем. Этой традиции следует и молодой Куприн. Для рождественского номера газеты «Киевское слово» был написан «Чудесный доктор» - один из лучших детских рассказов Куприна.

Вопросы викторины.

1. Является ли рассказ Куприна вымыслом? (Рассказ Куприна достоверен. Действие его происходило в Киеве).

2. Над чем хохотали два мальчугана, рассматривая витрину гастрономического магазина? ( Они смеялись над жареным поросёнком, детям казалось, что он смеется и жует травку).

3. Почему эта витрина казалась им эффектной. Великолепной выставкой? 9Витрина возбуждала в одинаковой степени и умы, и желудки. Здесь было представлено такое гастрономическое разнообразие и великолепие, что мальчики забыли обо всём).

4. Почему это «очаровательное зрелище», кроме восхищения, вызвало ещё и тяжёлый вздох мальчиков? (Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей).

5. Какое поручение, возложенное на них матерью, выполняли дети? ( Они должны были отнести письмо одному влиятельному лицу с просьбой о помощи).

Конкурс «Что в чёрном ящике?»

- В ящике лежит то, что мальчики должны были передать влиятельному и богатому господину. (конверт с письмом).

- В ящике лежит то, что стало сюрпризом для семьи Мерцаловых после ухода чудесного доктора. (Денежные купюры).

6. Накануне какого радостного праздника произошло описываемое событие? (Рождество).

7. Какую соблазнительную мысль гнали от себя мальчики, пока бежали по праздничным улицам города? (Дети хотели остановиться на минуту и заглянуть в окна богатого дома, где светятся нарядные ёлки и звучит музыка).

8. Как выглядело жилище Мерцаловых? (Покосившийся ветхий дом на пустыре с обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой. Комната находилась в сыром и мрачном подземелье, где пахло керосиновым чадом, детским грязным бельём и крысами).

9. Почему именно в этот день маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания? (Ребята видели на улице праздничное ликование, прекрасные магазины, сияющие ёлки, предновогоднее оживление нарядной толпы, а дома их ждали пустые щи, больная сестра, измученная мать с измождённым и почерневшим от горя лицом).

10. Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых? (Семья отчаянно боролась с нищетой. Весь день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке).

Конкурс «Чей портрет?»

- «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без галош. Его руки взбухли и посинели от холода, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца» (Мерцалов).

- «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях возле больной девочки» (Мать Елизавета Ивановна).

- «…старик небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Скинув пальто, остался в старомодном, довольно поношенном сюртуке. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий». (Чудесный доктор – Пирогов).

11. Как отзывались люди на просьбу о помощи бедному семейству? (Помогать отказывались, отговариваясь или праздничными хлопотами, или неимением денег).

12. Почему Мерцалов, отец семейства, не мог долго находиться дома? (От чувства собственного бессилия им овладевало желание бежать куда попало без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи).

13. Какие мысли завладели Мерцаловым в заснеженном парке? ( О самоубийстве).

14. Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым и не ушёл после его злобных выкриков? (Незнакомец понял, что у человека случилась беда, и захотел ему чем-нибудь помочь).

15. Почему лицо незнакомца показалось Мерцалову необыкновенным? (Все отворачивались от бедняка, а этот человек проявил сочувствие. Лицо его было спокойным, ласковым и внушающим доверие).

16. Чем помог чудесный доктор Мерцалову и его семейству? (На деньги, полученные от доктора, Мерцалов купил горячей пищи и дров. Доктор осмотрел больную девочку, выписал ей лекарство и согревающий компресс).

17. Какой главный совет дал доктор бедному семейству? («Никогда не падайте духом!»)

18. Почему доктор не назвал своего имени благодарному бедняку? (Он не считал свой поступок особенным, достойным восхищения. Так должен поступать, по мнению доктора, каждый человек).

Конкурс афоризмов.

Как эти афоризмы помогают понять смысл рассказа Куприна «Чудесный доктор»?

- Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.(Гете).

- Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде. (Сенека).

- Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось. (И.Шевелев).

19. Как имя чудесного доктора стало известно Мерцаловым? (На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова»).

20. О каком чуде идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде сострадания, которое может совершить каждый человек с чутким сердцем. О чудесном умении с толком распорядиться оказанной помощью. О чудесном умении человека в любой ситуации оставаться человеком и не падать духом).

21. Прав ли Григорий Мерцалов в том, что «…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? (Григорий не прав: добро не исчезает бесследно, оно живёт в сердцах людей благодарной памятью, рождает другое добро. Свидетельство тому – жизнь самого рассказчика: он всю жизнь помнит чудесную помощь доктора и сам является образцом честности и отзывчивости на нужды бедности).

Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Викторина по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор".

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 07.08.2015

Номер свидетельства: 224575


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства