Урок «Рождественская тема в произведениях русских и зарубежных писателей» проводится в дни Рождественских чтений.
Урок «Рождественская тема в произведениях русских и зарубежных писателей» проводится в дни Рождественских чтений.
Краткая аннотация работы
Урок «Рождественская тема в произведениях русских и зарубежных писателей» проводится в дни Рождественских чтений.
Классическая литература была, есть и будет основой духовно-нравственного воспитания, на котором в современном обществе необходимо делать особый акцент. Проблема духовно-нравственного воспитания – основная в разработке урока.
Так, при знакомстве с рассказом А.И.Куприна «Чудесный доктор» внимание учащихся привлекается не столько к художественным средствам выразительности в тексте, сколько к основам духовности и душевности человека (доктор Пирогов сотворил настоящее чудо для семьи Мерцаловых, он принёс в их дом добро и душевное равновесие).
Затем участники урока обращаются к рассказу известного американского писателя О`Генри «Дары волхвов». Здесь кульминационным моментом является проявление героями рассказа чувства чистой, нежной любви и заботы друг о друге. Среди современной молодежи, к сожалению, попрана именно такая любовь. Поэтому важно напомнить, что есть чувства светлые, нежные, чистые.
И, наконец, глава «Рождество» из романа И.Шмелева «Лето Господне» – самая, на мой взгляд, трепетная и красивая. Она завораживает красотой слова, точностью языка. Внимание учащихся обращается к толкованию лексического значения некоторых слов: сбитень
кутья
всенощная
сочельник
полозья
обоз….
Это пополнит словарный запас учеников знанием устаревшей и церковной лексики.
После рассмотрения и изучения каждого предложенного пр
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок «Рождественская тема в произведениях русских и зарубежных писателей» проводится в дни Рождественских чтений.»
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ТЕМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(данная разработка была представлена на Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» )
Краткая аннотация работы
Урок «Рождественская тема в произведениях русских и зарубежных писателей» проводится в дни Рождественских чтений.
Классическая литература была, есть и будет основой духовно-нравственного воспитания, на котором в современном обществе необходимо делать особый акцент. Проблема духовно-нравственного воспитания – основная в разработке урока.
Так, при знакомстве с рассказом А.И.Куприна «Чудесный доктор» внимание учащихся привлекается не столько к художественным средствам выразительности в тексте, сколько к основам духовности и душевности человека (доктор Пирогов сотворил настоящее чудо для семьи Мерцаловых, он принёс в их дом добро и душевное равновесие).
Затем участники урока обращаются к рассказу известного американского писателя О`Генри «Дары волхвов». Здесь кульминационным моментом является проявление героями рассказа чувства чистой, нежной любви и заботы друг о друге. Среди современной молодежи, к сожалению, попрана именно такая любовь. Поэтому важно напомнить, что есть чувства светлые, нежные, чистые.
И, наконец, глава «Рождество» из романа И.Шмелева «Лето Господне» – самая, на мой взгляд, трепетная и красивая. Она завораживает красотой слова, точностью языка. Внимание учащихся обращается к толкованию лексического значения некоторых слов: сбитень
кутья
всенощная
сочельник
полозья
обоз….
Это пополнит словарный запас учеников знанием устаревшей и церковной лексики.
После рассмотрения и изучения каждого предложенного произведения выводится ключевое слово, табличка с которым размещается на доске. Так к концу урока крупным планом показаны слова: ДОБРО, ЛЮБОВЬ, ВОЛШЕБСТВО, ОЖИДАНИЕ ЧУДА. Именно из этих понятий и складывается описание праздника Рождества Христова.
Основной целью урока является формирование у учащихся вышеназванных качеств. Как сказано в библейской притче о сеятеле: «Слово Божие, дошедшее до сердца человека, принесет много добрых плодов».
Цели:
• Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова.
• Воспитывать духовность и морально-нравственные качества (желание проявлять милосердие и нести людям добро).
• Обучение умению анализировать художественный текст, видеть в нём ключевые слова, находить художественные средства выразительности.
Оборудование:
Оформленная к уроку доска, сделанный руками учеников вертеп, праздничное украшение кабинета, портреты писателей, таблицы с ключевыми словами, тексты художественных произведений.
Ход урока
Выходят двое учащихся и поют колядки:
Коляда, коляда, Кто не даст пирога, Мы корову за рога, Кто не даст пышки, Мы тому в лоб шишки, Кто не даст пятачок, Тому шею на бочок.
Коляда, коляда! Ты подай нам пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком!
Приходила коляда Накануне Рождества Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом! Кто не даст пирога, Тому куричья нога, Пест, да лопата, Корова горбата.
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Вы уже поняли, что наш урок посвящён теме Рождества Христова.
Ученик рассказывает историю празднования Рождества Христова.
Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа –сына божьего – начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От неё берёт начало весь ход новой истории и само наше летоисчисление. Более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в небольшом городке Вифлееме появился на свет Сын Божий. Иисус Христос родился у Девы Марии, которую с тех пор называют Богородицей. У него не было ни колыбели, ни пристанища – Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Пещеру иначе называют вертепом.
Учитель показывает вертеп,сделанный самими ребятами, и рассказывает о вертепах:
Вертеп
Вертеп (старославянский и древнерусский — пещера),
1) старинный народный кукольный театр, возникший на Украине в 17 веке и распространившийся по России в 18—19 вв. Близок русскому Петрушке и белорусской батлейке. Устроителями и исполнителями вертепа были воспитанники духовных училищ и семинарий. Представлял собой двухъярусный ящик или макет небольшого дома, разделённого на 2 этажа. Вертепщик по прорезям приводил в движение кукол, прикрепленных к проволоке. В верхнем ярусе разыгрывались сцены религиозно-библейского содержания (рождение Христа, поклонение волхвов, избиение младенцев); в нижнем ярусе — интермедии, включавшие сатирические рассказы, анекдоты, в которых удалые запорожцы, сметливые крепостные противостояли польским панам, священникам-униатам, русским дворянам. Представления вертепа пользовались успехом в народе.
2) Слово «вертеп» употребляется также для названия неприличного заведения.
Учитель: Рождественская тема нашла отражение в произведениях русской и зарубежной литературы.Мы остановимся на трёхиз них:
1. « Чудесный доктор»Александра Куприна;
2. « Дары волхвов»О` Генри;
3. главе из романа Ивана Шмелёва «Лето господне»,которая называется «Рождество».
Итак, Александр Куприн « Чудесный доктор»:
– Накануне какого праздника происходят события? Как это видно в тексте?
– Какое средство выразительности использует автор? (антитезу);
– Что противопоставлено? Прочитайте. (Работа с текстом).
– Какой момент можно назвать кульминационным (т.е. самым острым в рассказе)? (прочитайте).
– Скажите, каким одним словом можно назвать то, что сделал доктор Пирогов? (ДОБРО).
Размещается на доске табличка со словомДОБРО .
Учитель:Да, свет и добро – это два определения праздника Рождества. Именно умению делать ДОБРО и учит рассказ А. Куприна « Чудесный доктор».
В рассказе американского писателя О`Генри «Дары волхвов» Рождество показывается с другой стороны (краткий пересказ). Но может быть есть в обоих произведениях что-то похожее? (Герои бедны. Они ждут от праздника чуда. Но в «Чудесном докторе» чудо пришло как бы со стороны,а в « Дарах волхвов» двое любящих людей сотворили чудо сами..). (Работа с текстом).
Учитель: Скажите,а какие чувства вызвали в вас герои рассказа О`Генри?(сочувствие,жалость,ещё что-то?) Возможен ответ,что это чувство радости за молодых людей, потому что в их жизни есть самое большое богатство – ЛЮБОВЬ.
Размещается на доске табличка со словомЛЮБОВЬ.
У замечательного русского писателя Ивана Шмелёва есть восхитительный роман « Лето господне».Мы рассмотрим только одну главу «Рождество».
Учитель под тихий колокольный звон читает фрагменты этой главы.
Звучит колокольный звон.
Учитель:
– Какие ключевые слова можно выделить в тексте ИванаШмелёва?
(Рождество, звёзды,мороз,небо,колокольный звон…)
– Чего ждёт читатель при прочтении этих строк?
(Волшебства,чуда…)
Размещаются на доске таблички со словами
ВОЛШЕБСТВО,ОЖИДАНИЕ ЧУДА.
Учитель:Вот мы свами и вывели определения праздника Рождества в выбранных произведениях:
ДОБРО
ЛЮБОВЬ
ВОЛШЕБСТВО
ОЖИДАНИЕ ЧУДА
И сколько бы веков ни прошло, люди всегда будут праздновать Рождество как самый светлый и волшебный праздник.
Ученик читает стихотворение:
Вечно свято, вечно ново Рождество для нас Христово. Много лет из года в год Праздник этот радость льёт!