kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Рождественская тема в произведениях русских и зарубежных писателей» проводится в дни Рождественских чтений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая аннотация работы

  Урок «Рождественская тема в произведениях русских и зарубежных писателей» проводится в дни Рождественских чтений.

       Классическая литература была, есть и будет основой духовно-нравственного воспитания, на котором в современном обществе необходимо делать особый акцент. Проблема духовно-нравственного воспитания – основная в разработке урока.

       Так, при знакомстве с рассказом А.И.Куприна «Чудесный доктор» внимание учащихся привлекается не столько к художественным средствам выразительности в тексте, сколько к основам духовности и душевности человека (доктор Пирогов сотворил настоящее чудо для семьи  Мерцаловых, он принёс в их дом добро и душевное равновесие).

       Затем участники урока обращаются к рассказу известного американского писателя О`Генри «Дары волхвов». Здесь кульминационным моментом является проявление героями рассказа чувства чистой, нежной любви и заботы друг о друге. Среди современной молодежи, к сожалению, попрана именно такая любовь. Поэтому важно напомнить, что есть чувства светлые, нежные, чистые.

И, наконец, глава «Рождество» из романа И.Шмелева «Лето Господне»  –  самая, на мой взгляд, трепетная и красивая. Она завораживает красотой слова, точностью языка. Внимание учащихся обращается к толкованию лексического значения некоторых слов:                                       сбитень

                                                                  кутья

                                                                  всенощная

                                                                  сочельник

                                                                  полозья

                                                                  обоз….

Это пополнит словарный запас учеников знанием устаревшей и церковной лексики.

       После рассмотрения и изучения каждого предложенного пр

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Рождественская тема в произведениях русских и зарубежных писателей» проводится в дни Рождественских чтений.»

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ТЕМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(данная разработка была представлена на Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» )







Краткая аннотация работы

Урок «Рождественская тема в произведениях русских и зарубежных писателей» проводится в дни Рождественских чтений.

Классическая литература была, есть и будет основой духовно-нравственного воспитания, на котором в современном обществе необходимо делать особый акцент. Проблема духовно-нравственного воспитания – основная в разработке урока.

Так, при знакомстве с рассказом А.И.Куприна «Чудесный доктор» внимание учащихся привлекается не столько к художественным средствам выразительности в тексте, сколько к основам духовности и душевности человека (доктор Пирогов сотворил настоящее чудо для семьи Мерцаловых, он принёс в их дом добро и душевное равновесие).

Затем участники урока обращаются к рассказу известного американского писателя О`Генри «Дары волхвов». Здесь кульминационным моментом является проявление героями рассказа чувства чистой, нежной любви и заботы друг о друге. Среди современной молодежи, к сожалению, попрана именно такая любовь. Поэтому важно напомнить, что есть чувства светлые, нежные, чистые.

И, наконец, глава «Рождество» из романа И.Шмелева «Лето Господне» – самая, на мой взгляд, трепетная и красивая. Она завораживает красотой слова, точностью языка. Внимание учащихся обращается к толкованию лексического значения некоторых слов: сбитень

кутья

всенощная

сочельник

полозья

обоз….

Это пополнит словарный запас учеников знанием устаревшей и церковной лексики.

После рассмотрения и изучения каждого предложенного произведения выводится ключевое слово, табличка с которым размещается на доске. Так к концу урока крупным планом показаны слова: ДОБРО, ЛЮБОВЬ, ВОЛШЕБСТВО, ОЖИДАНИЕ ЧУДА. Именно из этих понятий и складывается описание праздника Рождества Христова.

Основной целью урока является формирование у учащихся вышеназванных качеств. Как сказано в библейской притче о сеятеле: «Слово Божие, дошедшее до сердца человека, принесет много добрых плодов».

Цели:

• Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова.

• Воспитывать духовность и морально-нравственные качества (желание проявлять милосердие и нести людям добро).

• Обучение умению анализировать художественный текст, видеть в нём ключевые слова, находить художественные средства выразительности.


Оборудование:

Оформленная к уроку доска, сделанный руками учеников вертеп, праздничное украшение кабинета, портреты писателей, таблицы с ключевыми словами, тексты художественных произведений.


Ход урока


Выходят двое учащихся и поют колядки:

Коляда, коляда,
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога,
Кто не даст пышки,
Мы тому в лоб шишки,
Кто не даст пятачок,
Тому шею на бочок.

Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!

Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.



Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Вы уже поняли, что наш урок посвящён теме Рождества Христова.

Ученик рассказывает историю празднования Рождества Христова.

Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа –сына божьего – начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От неё берёт начало весь ход новой истории и само наше летоисчисление. Более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в небольшом городке Вифлееме появился на свет Сын Божий. Иисус Христос родился у Девы Марии, которую с тех пор называют Богородицей. У него не было ни колыбели, ни пристанища – Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Пещеру иначе называют вертепом.


Учитель показывает вертеп,сделанный самими ребятами, и рассказывает о вертепах:



Вертеп

Вертеп (старославянский и древнерусский — пещера),

1) старинный народный кукольный театр, возникший на Украине в 17 веке и распространившийся по России в 18—19 вв. Близок русскому Петрушке и белорусской батлейке. Устроителями и исполнителями вертепа были воспитанники духовных училищ и семинарий. Представлял собой двухъярусный ящик или макет небольшого дома, разделённого на 2 этажа. Вертепщик по прорезям приводил в движение кукол, прикрепленных к проволоке. В верхнем ярусе разыгрывались сцены религиозно-библейского содержания (рождение Христа, поклонение волхвов, избиение младенцев); в нижнем ярусе — интермедии, включавшие сатирические рассказы, анекдоты, в которых удалые запорожцы, сметливые крепостные противостояли польским панам, священникам-униатам, русским дворянам. Представления вертепа пользовались успехом в народе.

2) Слово «вертеп» употребляется также для названия неприличного заведения.


Ученик читает стихотворение «Рождество Христово. Ангел прилетел»:



В Вифлееме утомленном

Все погасли огоньки,

Только в поле отдаленном

Не дремали пастухи.

 

Стадо верно сосчитали,

Обвели ночной дозор,

И, усевшись, завязали,

Меж собою разговор.

 

Вдруг раздался шелест нежный,

Трепет пастухов объял,

И в одежде белоснежной

Ангел Божий им предстал:

 

Не пугайтесь, не смущайтесь,

От Небесного Отца

Я пришел с великой тайной

Вам возрадовать сердца.

 

Милость людям посылает

Сам Христос Владыка Царь,

Грешный мир спасти желает

И Себя приносит в дар.

 

Ночь тиха над Палестиной,

Спит усталая земля,

Горы, рощи и долины —

Скрыла все ночная мгла

Звучит звон колоколов…

Учитель: Рождественская тема нашла отражение в произведениях русской и зарубежной литературы.Мы остановимся на трёхиз них:

1. « Чудесный доктор»Александра Куприна;

2. « Дары волхвов»О` Генри;

3. главе из романа Ивана Шмелёва «Лето господне»,которая называется «Рождество».





Итак, Александр Куприн « Чудесный доктор»:

– Накануне какого праздника происходят события? Как это видно в тексте?

– Какое средство выразительности использует автор? (антитезу);

– Что противопоставлено? Прочитайте. (Работа с текстом).

– Какой момент можно назвать кульминационным (т.е. самым острым в рассказе)? (прочитайте).

– Скажите, каким одним словом можно назвать то, что сделал доктор Пирогов? (ДОБРО).

Размещается на доске табличка со словомДОБРО .

Учитель:Да, свет и добро – это два определения праздника Рождества. Именно умению делать ДОБРО и учит рассказ А. Куприна « Чудесный доктор».



В рассказе американского писателя О`Генри «Дары волхвов» Рождество показывается с другой стороны (краткий пересказ). Но может быть есть в обоих произведениях что-то похожее? (Герои бедны. Они ждут от праздника чуда. Но в «Чудесном докторе» чудо пришло как бы со стороны,а в « Дарах волхвов» двое любящих людей сотворили чудо сами..). (Работа с текстом).

Учитель: Скажите,а какие чувства вызвали в вас герои рассказа О`Генри?(сочувствие,жалость,ещё что-то?) Возможен ответ,что это чувство радости за молодых людей, потому что в их жизни есть самое большое богатство – ЛЮБОВЬ.

Размещается на доске табличка со словомЛЮБОВЬ.

У замечательного русского писателя Ивана Шмелёва есть восхитительный роман « Лето господне».Мы рассмотрим только одну главу «Рождество».

Учитель под тихий колокольный звон читает фрагменты этой главы.

Звучит колокольный звон.

Учитель:

– Какие ключевые слова можно выделить в тексте ИванаШмелёва?

(Рождество, звёзды,мороз,небо,колокольный звон…)

– Чего ждёт читатель при прочтении этих строк?

(Волшебства,чуда…)

Размещаются на доске таблички со словами

ВОЛШЕБСТВО,ОЖИДАНИЕ ЧУДА.

Учитель:Вот мы свами и вывели определения праздника Рождества в выбранных произведениях:

ДОБРО

ЛЮБОВЬ

ВОЛШЕБСТВО

ОЖИДАНИЕ ЧУДА

И сколько бы веков ни прошло, люди всегда будут праздновать Рождество как самый светлый и волшебный праздник.

Ученик читает стихотворение:



Вечно свято, вечно ново
Рождество для нас Христово.
Много лет из года в год
Праздник этот радость льёт!






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савочкина Тамара Владимировна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства