kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе "Нравственные ценности в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит с жанром рождественского рассказа, учит анализу соержания текста, формирует нравственные качества личности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе "Нравственные ценности в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор"»

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор».


Тема урока: Нравственные ценности в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Цели урока:

-знакомство с жанром святочного рассказа, его особенностями; обучение анализу содержания текста.

-формирование положительных качества личности, таких как милосердие, сострадание, доброта, сочувствие.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: формулировать цели урока и аргументировать собственное мнение, находить в тексте необходимую информацию; формировать умение работать с текстом; продолжить разговор о гуманности;

РегулятивныеУУД: планировать свою работу на уроке

Личностные УУД: уметь соотносить поступки героев с событиями, описанными в рассказе и причинами их возникновения.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Оборудование: книга для учащихся 5 класса «Вокруг тебя мир», портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, выставка книг писателя и иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», компьютер.

Тип урока: урок-размышление.

Формаурока: фронтальная, индивидуальная.


План урока

  1. Организационный момент. Притча о добре.

  2. Целеполагание. Задачи и цель урока.

  3. Вступительное слово о А.И. Куприне. Понятие «Святочный рассказ».

  4. Актуализация знаний. Работа с текстом. Анализ эпизодов.

У витрины магазина

В подземелье у Мерцаловых.

Возвращение Мерцалова домой.

Встреча в саду.

Рассказ учащегося о докторе Н.И. Пирогове.

  1. Рефлексия

  2. Итог урока. Оценивание

  3. Творческое домашнее задание


  1. Организационный момент.

Сегодня наш урок мне хочется начать со знакомства с притчей

Притча о доброте и милосердии. (Рождественская музыка)

Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой».

Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста.

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему.

— Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.

Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:

— Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.

Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.

К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр.

«— Дела у вас пошли гораздо лучше», — сказал он нищему.

— Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом?

— Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий. — Но ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой — а на улице весна…

- О чем ребята притча? (о доброте, о милосердии, о сострадании)


  1. Целеполагание

- Какое произведение вы прочитали?

- Как притча связана с данным произведением? (она тоже о доброте, о сочувствии, о помощи)

Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым?

Домашним заданием у вас было найти определение слову «доброта». Что же значит это слово?

1. Доброта - ласковое, дружеское, заботливое отношение.

2. Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

3. Доброта - это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.

4. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Какие синонимы есть у этого слова? (милосердие, сострадание, чуткость)

-Как одним словом назвать все эти понятия? (нравственность, нравственные ценности)

Учитель:

- О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Ученики:

- О нравственных ценностях.

- В рамках какого произведения мы будем рассматривать нравственные ценности?

- Давайте вместе сформулируем тему урока.

-Какие задачи стоят сегодня перед нами на уроке?

Чтобы ответить на данный вопрос, я предлагаю вам обратиться к словам-помощникам: •разобраться (в содержании прочитанного), 
•понять (авторский замысел);
•учиться (формулировать и аргументировать свое мнение);
•участвовать (в коллективном обсуждении вопросов и проблем)


  1. Вступительная беседа


1. (рассказывает учитель) Рассказ Куприна "Чудесный доктор", по признанию самого автора, был написан на основании реальной истории, которую Куприн услышал от некоего преуспевающего банкира. Рассказ был написан в то время, когда Куприн жил в Киеве в 1897 году.

Жизнь человека сложна и непредсказуема, она не проста. Самые разные испытания и проблемы подстерегают каждого из нас. Сегодня это связано с такими проблемами, как безработица, безденежье, которые касаются многих семей. Часто бывают испытания так тяжелы, что даже у самого сильного и уверенного в себе человека просто опускаются руки. Как же поступить в такие моменты? К кому обратиться за помощью? А если человек сталкивается с бездушием окружающих? И как прекрасно, что в такую минуту отчаяния вдруг появляется тот, кому не безразлична твоя история, кто может, выслушав тебя, не уйти, а принять участие в жизни твоей семьи оказать помощь. Происходит настоящее чудо. Имя этому чуду- милосердие, сострадание, сочувствие, доброта.


- Вы дома читали рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Когда происходят события рассказа?

- Что вы знаете об этом празднике? (сообщение о Рождестве)


- Как связан рассказ рассказ «Чудесный доктор» с Рождеством?


«Чудесный доктор» относится к рождественским (святочным) рассказам

(сообщение о рождественских рассказах)


Рождественский или Святочный рассказ- один из самых сложных, но в то же время один из самых «русских жанров в нашей литературе.

Главная идея святочного рассказа- возрождение доброты и милосердия в людях.

Рождественский, святочный рассказ связывается с праздничной уютной домашней атмосферой. Он говорит о событиях, имевших место на святках, чуде, которое всегда рядом, утверждает христианскую добродетель. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке. Непременно в таком рассказе есть мораль, урок, который выносится из пережитой ситуации.

Работа в тетрадях. Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой – несчастный человек;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.



- Какие особенности рождественского рассказа вы отметили в рассказе «Чудесный доктор»?


  1. Работа с текстом рассказа «Чудесный доктор».

  1. Работа по вопросам.

- Какое настроение бывает у вас перед праздником?

Учитель. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? (нет)

- Почему? (мальчики озабочены проблемами семьи и пытаются найти выход из ситуации)

- Где они находятся?


  1. Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их

  • Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.

  • Ярким светом висящих ламп;

  • Правильные пирамиды мандаринов.

  • Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.

  • Гирляндами колбас.

  • Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

  • Сияющие ёлки.

  • Прекрасные магазины.

  • Смеющиеся лица нарядных дам.

  • Тесным, обледенелым и грязным двором.

  • Закоптелым, плачущим от сырости стенам.

  • Мокрым отрёпкам.

  • Ужасному запаху керосинового чада.

  • Грязного белья и крыс.

  • Запаху нищеты.


- Какой прием использует автор, описывая жизнь мальчиков и жизнь большого города? Для чего? (такой прием помогает сильнее ощутить трагедию обездоленных людей, таких, как Мерцалов)


3. - Что случилось с семьей Мерцаловых? Зачитайте.


В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим.... Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания.

- Может ли такое произойти в наши дни?

( Да, и сегодня немало семей, которые находятся в таком же положении, как и семья Мерцаловых. Проблемы бывают настолько сложны, что человек теряет надежду на то, что сумеет найти их решение. Так уж происходит, что постоянные поиски не дают желаемого результата, и тогда даже самый сильный человек сдается, или попросту сказать, у него опускаются руки. )


4.Эпизод. Возвращение Мерцалова домой.


- Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагическая ситуация. Как ведет себя глава семейства?

- Найдите в тексте описание Мерцалова.


В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги и шуршание руки, отыскивающей в темноте дверь. Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах.

- Как вы охарактеризуете главу семейства?


-Помог ли кто-нибудь Мерцаловым?(ответы учащихся: нет, к кому бы не обращался Мерцалов, никто помощи ему не оказал, им не было дела до него, не было сочувствия к нему и его семье).

- Зачем Мерцалов идет в сад?


Физминутка. Зимний вальс
- И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг
Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Тихонько снег вдруг уронили, 
И снова к небу потянулись, 
Затем опять к земле пригнулись,
И распрямились.
И вновь вдыхаем глубоко:
Вдох-выдох, вдох-выдох,
И на душе легко-легко:
Вдох-выдох, вдох-выдох.
Пусть сказка та не завершится,
А нам, друзья, пора учиться!


- Как автор описывает сад? (найдите в тексте слова)

-Какой прием использует автор? Выразительные средства.

-Сравните описание сада и Мерцалова. Какой прием использует автор? С какой целью?


«Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед… Незаметно для себя Мерцалов очутился у ограды густого общественного сада. Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип, занесенных снегом, спустился на низкую садовую скамейку. Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.«Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке»... Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове.


Учитель. С кем познакомился Мерцалов в саду?


Работа с текстом. Встреча в саду. (инсценирование)

Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец. — Морозно... тихо. Что за прелесть — русская зима! Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков).

Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо….

Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:— Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.

Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:

Подождите... не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня. Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души. Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил Мерцалова за руку. Мерцалов невольно тоже встал.

Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова.

Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но... поедемте!

- Почему Мерцалов открыл свою душу старику? (он один обратил внимание на Мерцалова, выслушал его)


-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов? (пересказ)



- Скажите, ребята, произошло ли чудо в семье героя после того, как он повстречал доктора?

(Случилось невероятное, вскоре топилась печь, раздували самовар, появилась еда. Доктор выписал рецепт на лекарства и пообещал завтра прислать другого доктора. Так в душе семейства Мерцаловых поселилась надежда на то, что все невзгоды уйдут и все будет хорошо теперь.)


- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?

– Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»? (Аптечный ярлычок на лекарстве). (сообщение о Пирогове)


5. Рассказ учащегося о докторе Пирогове


Н.И.Пирогов - русский хирург, внесший большой вклад в становление военно-полевой хирургии. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в 1853-1856гг.

Он пережил трех царей, уйдя из жизни, наверное, на пике своей славы...

В начале последнего года жизни, суровым зимним вечером 1881 года его можно было часто встретить на одной из присыпанных снегом петербургских аллей густого городского сада. Он был занят вечерним моционом, ибо считал, что подобные прогулки способствуют хорошему сну и прекрасному аппетиту. Прогуливаясь по зимнему саду, как обычно курил сигарету.

...Седовласый старик умел ценить одиночество. Так бывает, когда человек устает от самого бесконечного людского потока и, как змейка, ищет маленькую лазейку, чтобы спрятаться, незаметно ускользнуть от общества.

Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим. Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно.

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.


– Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).

– Какую роль сыграл Н.И.Пирогов в жизни семьи Мерцаловых?

– Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?




V. «Рефлексивный экран»



Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял(а)…

Я попробую…

Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!

  1. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

- Какие нравственные ценности раскрываются в рассказе?

- Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа?

- О чем заставляет задуматься рассказ?

- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни? (В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего, делать добро, ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.)



В заключение урока я хочу прочитать вам стихотворение «Что такое добро»?

Что такое добро? Это счастья кусочек,

Этого свежего воздуха, это ветра глоточек.

Ты его подари, и оно возвернется,

У кого-то сильней просто сердце забьется.

Не купить это слово и не продать,

Подарить его можно иль просто отдать…

Безвозмездно, не требуя денег обратно,

Это все очень просто и очень приятно.

Я сегодня хочу подарить вам добро,

Как вам, люди, на сердце- стало тепло?

Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,

И улыбкой оно к вам тот час же вернется!

  1. Творческое домашнее задание.

Напишите сочинение – рассуждение на тему:

Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?














 

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Чумакова Ольга Павловна

Дата: 17.12.2018

Номер свидетельства: 491209


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства