Романы Достоевского. Роман «Преступление и наказание»
Романы Достоевского. Роман «Преступление и наказание»
Цель урока: проверить знание биографии писателя, его творческой деятельности; изучить особенности творчества Достоевского; способствовать воспитанию у учащихся интереса к произведениям писателя.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману "Преступление и наказание"
Эпиграф к уроку: "Человек есть тайна.
Ее надо разгадать" Ф.М. Достоевский.
Ход уорка
І Проверка домашнего задания
Беседа с классом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Романы Достоевского. Роман «Преступление и наказание» »
Учитель русского языка и литературы средней школы
№1 Мунайлинского района
Туйтекова Магуа Ажмагиновна
Открытый урок по русской литературе в 10 «ә» классе.
Тема урока: Романы Достоевского. Роман «Преступление и наказание»
Цель урока: проверить знание биографии писателя, его творческой деятельности; изучить особенности творчества Достоевского; способствовать воспитанию у учащихся интереса к произведениям писателя.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману «Преступление и наказание»
Эпиграф к уроку:
“Человек есть тайна.
Её надо разгадать”
Ф.М. Достоевский
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Беседа с классом:
Федр Михайлович Достоевский
1. Детские и юношеские годы писателя
2. Ф.М. Достоевский в 40-х годах.
“Вы могли бы так устроить свою судьбу, что были бы необыкновенно
полезны своей Родине»
Из письма Достоевского Ч. Валиханову
3. Каторга и ссылка писателя .
Вопросы для обсуждения
Почему был закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев?
Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?
Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы?
II. Новая тема
Предварительный вопрос:
Что такое роман?
Слова учителя:
«Человек, который весь борьба»1. Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя
Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру».
1. Великое пятикнижие: романы “Преступление и наказание ”(1866г),
2. Особенности романов: они одновременно философские, социально-бытовые, психологические и романы - детективы.
3. Основа романов Достоевского – это борьба идей, решение важных философских проблем. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе — это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.
III. Ознакомление учащихся и историей создания, сюжетной линией, проблематикой романа “Преступление и наказание “.
Запись в тетрадях: “Это психологический отчёт одного преступления.
Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым странным идеям, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Он совершает преступление, но по существу, весь роман – это наказание его, потому что главный его судья - совесть.
- Объяснение сути, “теории наполеонизма“ , которую хочет проверить главный герой.
IV. Чтение отрывков из романа:
- описание главного героя;
- описание старухи – процентщицы
- разговор Раскольникова процентщицей
- описание доходного дома;
- описание каморки;
- какое впечатление произвело чтение этих отрывков? В каких условиях жил главный герой?
V. Домашнее задание: прочитать отрывки из романа (стр. 243-243), подготовить сообщение: “Мотивы преступления”.