kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вопросы – задания по изучению творчества Ф .М. Достоевского по роману «Преступление и наказание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Вопросы – задания, направленные на мотивацию изучения творчества Ф.М. Достоевского по роману «Преступление и наказание»

 

№ 1

1. Что представляла собой общественная и литературная жизнь России 40-х годов XIX века?

2. Каковы были литературные увлечения Достоевского? Кто из писателей ему наиболее близок?

№ 2

1. Что сближает роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые» с первой его повестью «Бедные люди»?

2. В какой статье и как оценил Добролюбов произведение Достоевского «Униженные и оскорблённые»?

№ 3

1. Что представляла собой общественная жизнь России в период создания романа «Преступление и наказание»?

2. Какова творческая история замысла романа «Преступление и наказание»?

 

№ 4

1. В чём заключается внутренний раскол писателя в 70-е годы?

2. Почему 60 ? 70-е годы в творчестве Достоевского можно назвать временем великих романов? Какие проблемы, волновавшие писателей того времени, связывают их?

№ 5

  Перескажите один из следующих отрывков:

«Отвратительный и грустный колорит дня» (ч. 1, гл. 1)

«Великолепная панорама Петербурга» (ч. II, гл. 2)

«Вечерний Петербург» (ч. II, гл.6)

«Вид из окна комнаты Раскольникова» (ч. V, гл. 5)

2. Подготовьте сообщение на тему : «Петербургские пейзажи» в романе «Преступление и наказание».

 

№ 6

1. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются на улицах города в «Преступлении и наказании». Какое впечатление они произвели на вас?

2. Как относятся люди  друг к другу? Приведите конкретные примеры из текста.

3. Как чувствует себя человек романа «Преступление и наказание» на улице, дома, среди людей? Попробуйте обрисовать словесно.

 

№ 7

1. Вспомните портретную характеристику Раскольникова и описание его каморки. Рассмотрите иллюстрацию Д.А. Шмаринова «Раскольников в каморке». Как данный рисунок передаёт бедность героя, его одиночество и обречённость? Совпадают ли представления писателя и художника?

2. «На фоне рассветного Петербурга в своей коморке лежит Раскольников после убийства процентщицы и Елизаветы». Таким предстает перед нами герой романа на рисунке художника И.С. Глазунова «Раскольников в каморке». Рассмотрите данную иллюстрацию. Найдите в тексте страницы, созвучные этой картине.

 

№ 8

1. Каково служебное положение героев «Преступления и наказания»? Выберите из текста.

2. Почему в романе почти все герои «бывшие»? Докажите текстом.

3. Почему, будучи активно деятельным по натуре и жизненной позиции, Раскольников не только нигде не служит, но и не делает никаких попыток заработать деньги, как это делает его друг Разумихин?

 

№ 9

1. Каковы ваши первые впечатления  о Раскольникове? Дайте портретную характеристику героя.

2. Каково социальное положение Раскольникова? Найдите детали, указывающие на безысходную нищету героя.

3. Соответствует ли внешний облик, его материальное положение душевному состоянию героя? В чём причина его душевного разлада?

 

№ 10 (ч. I, гл. 4)

1. Проанализируйте отрывок от слов: «…приключение, которое привлекло к себе внимание…» до слов: «…что, коль и Дунечка как-нибудь…».

2. На какие размышления наводит Раскольникова встреча с пьяной девочкой?

3. Какие свойства характера Раскольникова раскрывает данный эпизод этой главы?

 

№ 11

1. Подберите из текста материал о жизни детей в Петербурге Достоевского. Почему на страницах романа постоянно льются детские слёзы?

2. Почему именно Раскольникова Достоевский сталкивает с миром детских страданий? Как в этих сценах раскрывается характер Раскольникова?

 

№ 12

1. Пронаблюдайте за отношением Мармеладова к себе и к людям, к Соне, к детям, к Катерине Ивановне, к Раскольникову , к окружающим в трактире.

2. Какие черты характера Мармеладова обнаруживается в его взаимоотношения с людьми, в превратностях его судьбы?

3. Как в судьбе Мармеладова и его семьи получает дальнейшее развитие тема Петербурга как символа жизни «ненормальной и неблагополучной»?

 

№ 13

1. Передайте содержание 1-го сна Раскольникова. Почему Достоевский называет этот сон «страшным»?

2. Почему после этого страшного сна Раскольников сразу же вспоминает о задуманном убийстве? Найдите монологи – рассуждения Раскольникова о предстоящем убийстве. Прокомментируйте их. Почему под влиянием сна Раскольников принимает такое решение: «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты»?

 

 

 

№ 14 (ч. I, гл. 3 – 4)

1. Что узнал Раскольников из письма матери о жизни сестры?

2. Что общего увидел герой романа в судьбе Сони Мармеладовой и своей сестры Дуни?

3. Проследите по внутренним монологам (ч. I, гл. 2 и ч. I, гл. 4), какие чувства испытывает  Раскольников после чтения письма матери и посещения Мармеладовых?

 

№ 15( ч. I, гл. 6)

1. Передайте содержание разговора студента и офицера.

2. Почему Раскольникова заинтересовали слова студента: «Не загладится  ли крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения»?

3. Почему Ф.М. Достоевский  вложил в уста незнакомого студента слова, совпавшие с идеей Раскольникова?

 

№ 16 (ч. I, гл. 2; ч. II, гл. 7)

1. Расскажите, что вы узнали о судьбе Екатерины Ивановны из исповеди Мармеладова? Чем навеян 1-й сон Раскольникова?

2. О каких светлых минутах своей жизни поведала Екатерина Ивановна  Поле? Какие свойства её характера раскрываются в этих воспоминаниях?

3. Почему вслед за этим рассказом Екатерины Ивановны Раскольников вносит в дом раздавленного Мармеладова?

 

 

№ 17 (ч. V, гл. 2, 3, 4)

  Перескажите эпизод «Екатерина Ивановна на поминках мужа»

2. Почему Екатерина Ивановна оказывается с детьми на улице? Какова связь 1-го сна Раскольникова с предсмертным воплем Екатерины Ивановны: «Уездили клячу!»?

3. Какова роль Екатерины Ивановны в романе? Прокомментируйте слова Раскольникова, сказанные Соне: «Лужину ли жить и делать пакости или умирать Екатерине Ивановне?

Кому из них умереть?»

№ 18 (ч. I, гл. 3, 4)

1. Что узнал Раскольников о Лужине из письма матери? Почему Лужин  решил жениться на бесприданнице?

2. Почему прочитав письмо Лужина, Раскольников окончательно решил: «Не бывать этому браку, пока я жив, и к чёрту господина Лужина!».

3. Почему так ненавистен Лужин Раскольникову?

 

№ 19 (ч. IV, гл. 2, 3)

1. Перескажите, как ведёт себя Лужин в сцене объяснения с Дуней? О чём он размышляет после разрыва с ней.

2. Какое обвинение бросает Лужин в лицо невинной Соне? Как и почему выступает Раскольников в роли деятельного адвоката Сони?

3. Раскольников, ненавидя Лужина, в то же время заявляет, что взгляды Лужина близки его теории. Докажите или опровергните это утверждение.

 

№ 20 (ч. I, гл. 3; ч.IV, гл. 1, 2, 3)

1.Что узнал Раскольников о Свидригайлове из письма матери? Перескажите.

2. Что добавила к характеристике  Свидригайлова его первая встреча с Раскольниковым?

3. Проанализируйте исповедь Свидригайлова. Докажите, что  слова Свидригайлова «всё дозволено» и «всяк в этой жизни о себе помышляет» характиризуют его самого.

 

№ 21 ( ч. IV, гл. 5; ч.VI, гл. 2)

1. С какой целью беседует Порфирий Петрович с Раскольниковым о статье «О преступлении». Какие права , по мнению Раскольникова-автора, даны сильной личности?

2. В чём Порфирий Петрович видит причину преступления Раскольникова: в его бедственном положении или в желании власти?

3. В чём смысл словесного поединка между Раскольниковым и Порфирием Петровичем? Кто оказался победителем и почему?

 

 

№ 22 ( ч. III, гл. 5)

1. В чём суть идеи Раскольникова о делании людей на обыкновенных и необыкновенных?

2. Как поступки Раскольникова развенчивают его идею о делании людей на обыкновенных и необыкновенных?

3. На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?

№ 23 (ч. V, гл. 4)

1. Почему Раскольников со своими страданиями пошёл к Соне и доверил ей свою страшную тайну?

2. Почему, узнав, что Раскольников убил старуху-процентщицу и Елизавету, Соня испытала к нему не отвращение, а сострадание. Как вы понимаете её слова, сказанные Раскольникову: «Нет, нет тебя несчастнее теперь в целом свете».

3. Проанализируйте сцену признания Раскольникова Соне. Почему в этой сцене Соне оказывается сильнее Раскольникова и одерживает нравственную победу?

 

Подготовила учитель высшей

квалификационной категории

ОШ № 26 г. Керчи

Иваненко Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы – задания по изучению творчества Ф .М. Достоевского по роману «Преступление и наказание» »

Вопросы – задания, направленные на мотивацию изучения творчества Ф.М. Достоевского по роману «Преступление и наказание»



1

1. Что представляла собой общественная и литературная жизнь России 40-х годов XIX века?

2. Каковы были литературные увлечения Достоевского? Кто из писателей ему наиболее близок?

2

1. Что сближает роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые» с первой его повестью «Бедные люди»?

2. В какой статье и как оценил Добролюбов произведение Достоевского «Униженные и оскорблённые»?

3

1. Что представляла собой общественная жизнь России в период создания романа «Преступление и наказание»?

2. Какова творческая история замысла романа «Преступление и наказание»?



4

1. В чём заключается внутренний раскол писателя в 70-е годы?

2. Почему 60 ― 70-е годы в творчестве Достоевского можно назвать временем великих романов? Какие проблемы, волновавшие писателей того времени, связывают их?

5

Перескажите один из следующих отрывков:

«Отвратительный и грустный колорит дня» (ч. 1, гл. 1)

«Великолепная панорама Петербурга» (ч. II, гл. 2)

«Вечерний Петербург» (ч. II, гл.6)

«Вид из окна комнаты Раскольникова» (ч. V, гл. 5)

2. Подготовьте сообщение на тему : «Петербургские пейзажи» в романе «Преступление и наказание».



6

1. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются на улицах города в «Преступлении и наказании». Какое впечатление они произвели на вас?

2. Как относятся люди друг к другу? Приведите конкретные примеры из текста.

3. Как чувствует себя человек романа «Преступление и наказание» на улице, дома, среди людей? Попробуйте обрисовать словесно.



7

1. Вспомните портретную характеристику Раскольникова и описание его каморки. Рассмотрите иллюстрацию Д.А. Шмаринова «Раскольников в каморке». Как данный рисунок передаёт бедность героя, его одиночество и обречённость? Совпадают ли представления писателя и художника?

2. «На фоне рассветного Петербурга в своей коморке лежит Раскольников после убийства процентщицы и Елизаветы». Таким предстает перед нами герой романа на рисунке художника И.С. Глазунова «Раскольников в каморке». Рассмотрите данную иллюстрацию. Найдите в тексте страницы, созвучные этой картине.



8

1. Каково служебное положение героев «Преступления и наказания»? Выберите из текста.

2. Почему в романе почти все герои «бывшие»? Докажите текстом.

3. Почему, будучи активно деятельным по натуре и жизненной позиции, Раскольников не только нигде не служит, но и не делает никаких попыток заработать деньги, как это делает его друг Разумихин?



9

1. Каковы ваши первые впечатления о Раскольникове? Дайте портретную характеристику героя.

2. Каково социальное положение Раскольникова? Найдите детали, указывающие на безысходную нищету героя.

3. Соответствует ли внешний облик, его материальное положение душевному состоянию героя? В чём причина его душевного разлада?



10 (ч. I, гл. 4)

1. Проанализируйте отрывок от слов: «…приключение, которое привлекло к себе внимание…» до слов: «…что, коль и Дунечка как-нибудь…».

2. На какие размышления наводит Раскольникова встреча с пьяной девочкой?

3. Какие свойства характера Раскольникова раскрывает данный эпизод этой главы?



11

1. Подберите из текста материал о жизни детей в Петербурге Достоевского. Почему на страницах романа постоянно льются детские слёзы?

2. Почему именно Раскольникова Достоевский сталкивает с миром детских страданий? Как в этих сценах раскрывается характер Раскольникова?



12

1. Пронаблюдайте за отношением Мармеладова к себе и к людям, к Соне, к детям, к Катерине Ивановне, к Раскольникову , к окружающим в трактире.

2. Какие черты характера Мармеладова обнаруживается в его взаимоотношения с людьми, в превратностях его судьбы?

3. Как в судьбе Мармеладова и его семьи получает дальнейшее развитие тема Петербурга как символа жизни «ненормальной и неблагополучной»?



13

1. Передайте содержание 1-го сна Раскольникова. Почему Достоевский называет этот сон «страшным»?

2. Почему после этого страшного сна Раскольников сразу же вспоминает о задуманном убийстве? Найдите монологи – рассуждения Раскольникова о предстоящем убийстве. Прокомментируйте их. Почему под влиянием сна Раскольников принимает такое решение: «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты»?







14 (ч. I, гл. 3 – 4)

1. Что узнал Раскольников из письма матери о жизни сестры?

2. Что общего увидел герой романа в судьбе Сони Мармеладовой и своей сестры Дуни?

3. Проследите по внутренним монологам (ч. I, гл. 2 и ч. I, гл. 4), какие чувства испытывает Раскольников после чтения письма матери и посещения Мармеладовых?



15( ч. I, гл. 6)

1. Передайте содержание разговора студента и офицера.

2. Почему Раскольникова заинтересовали слова студента: «Не загладится ли крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения»?

3. Почему Ф.М. Достоевский вложил в уста незнакомого студента слова, совпавшие с идеей Раскольникова?



16 (ч. I, гл. 2; ч. II, гл. 7)

1. Расскажите, что вы узнали о судьбе Екатерины Ивановны из исповеди Мармеладова? Чем навеян 1-й сон Раскольникова?

2. О каких светлых минутах своей жизни поведала Екатерина Ивановна Поле? Какие свойства её характера раскрываются в этих воспоминаниях?

3. Почему вслед за этим рассказом Екатерины Ивановны Раскольников вносит в дом раздавленного Мармеладова?





17 (ч. V, гл. 2, 3, 4)

Перескажите эпизод «Екатерина Ивановна на поминках мужа»

2. Почему Екатерина Ивановна оказывается с детьми на улице? Какова связь 1-го сна Раскольникова с предсмертным воплем Екатерины Ивановны: «Уездили клячу!»?

3. Какова роль Екатерины Ивановны в романе? Прокомментируйте слова Раскольникова, сказанные Соне: «Лужину ли жить и делать пакости или умирать Екатерине Ивановне?

Кому из них умереть?»

18 (ч. I, гл. 3, 4)

1. Что узнал Раскольников о Лужине из письма матери? Почему Лужин решил жениться на бесприданнице?

2. Почему прочитав письмо Лужина, Раскольников окончательно решил: «Не бывать этому браку, пока я жив, и к чёрту господина Лужина!».

3. Почему так ненавистен Лужин Раскольникову?



19 (ч. IV, гл. 2, 3)

1. Перескажите, как ведёт себя Лужин в сцене объяснения с Дуней? О чём он размышляет после разрыва с ней.

2. Какое обвинение бросает Лужин в лицо невинной Соне? Как и почему выступает Раскольников в роли деятельного адвоката Сони?

3. Раскольников, ненавидя Лужина, в то же время заявляет, что взгляды Лужина близки его теории. Докажите или опровергните это утверждение.



20 (ч. I, гл. 3; ч.IV, гл. 1, 2, 3)

1.Что узнал Раскольников о Свидригайлове из письма матери? Перескажите.

2. Что добавила к характеристике Свидригайлова его первая встреча с Раскольниковым?

3. Проанализируйте исповедь Свидригайлова. Докажите, что слова Свидригайлова «всё дозволено» и «всяк в этой жизни о себе помышляет» характиризуют его самого.



21 ( ч. IV, гл. 5; ч.VI, гл. 2)

1. С какой целью беседует Порфирий Петрович с Раскольниковым о статье «О преступлении». Какие права , по мнению Раскольникова-автора, даны сильной личности?

2. В чём Порфирий Петрович видит причину преступления Раскольникова: в его бедственном положении или в желании власти?

3. В чём смысл словесного поединка между Раскольниковым и Порфирием Петровичем? Кто оказался победителем и почему?





22 ( ч. III, гл. 5)

1. В чём суть идеи Раскольникова о делании людей на обыкновенных и необыкновенных?

2. Как поступки Раскольникова развенчивают его идею о делании людей на обыкновенных и необыкновенных?

3. На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?

23 (ч. V, гл. 4)

1. Почему Раскольников со своими страданиями пошёл к Соне и доверил ей свою страшную тайну?

2. Почему, узнав, что Раскольников убил старуху-процентщицу и Елизавету, Соня испытала к нему не отвращение, а сострадание. Как вы понимаете её слова, сказанные Раскольникову: «Нет, нет тебя несчастнее теперь в целом свете».

3. Проанализируйте сцену признания Раскольникова Соне. Почему в этой сцене Соне оказывается сильнее Раскольникова и одерживает нравственную победу?



Подготовила учитель высшей

квалификационной категории

ОШ № 26 г. Керчи

Иваненко Л.А.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Иваненко Любовь Алексеевна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Тестовые задания для проведения дифференцированного зачета по литературе. "
    ["seo_title"] => string(87) "tiestovyie-zadaniia-dlia-proviedieniia-diffierientsirovannogho-zachieta-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "101907"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402466135"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Мальчик у Христа на ёлке- разработка урока "
    ["seo_title"] => string(45) "mal-chik-u-khrista-na-iolkie-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "164719"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691464"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Мальчик у Христа на ёлке- презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(52) "mal-chik-u-khrista-na-iolkie-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "164722"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422691807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства