Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Уроки анализа текста
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Уроки анализа текста
В разработке представлены 6 уроков по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита",изучаемом в 11 классе. Выделены 3 направления работы над текстом романа: "ершалаимские главы", "сатирические главы,или Москва 30-х годов", " судьба творческого человека и история любви на страницах романа". Из множества возможных вариантов проведения занятий выбрана форма беседы по тексту. Указаны эпизоды и даны вопросы для обсуждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Уроки анализа текста»
Система уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Автор работал над ним с 1928 по1940 годы, сделал 8 редакций. Произведение вызывало и вызывает острую полемику, различные трактовки.
Система уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» включает в себя 7 занятий:
1 урок. Урок-пролог к изучению романа: история создания, жанр и композиция, система образов
2-3 уроки «Ершалаимские главы». Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри.
3-4 уроки «Яд сатирического дара»(За что Булгаков в лице Воланда карает героев?)
5-6 уроки. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, чистой любви?»( Образы Мастера и Маргариты)
7 урок. Урок –зачет по роману «Мастер и Маргарита»
Цель: сформировать у учащихся представление о нравственных вопросах, поднимаемых автором в произведении; показать различие художественного произведения и богословского; закрепить навыки анализа художественного текста.
Вступительное слово учителя:
Нам, не знающим Библии, кажется, что ершалаимские главы – парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и о казни Иисуса. Но давайте сопоставим евангельскую основу с текстом романа. ( Сообщение ученика «Евангельская основа романа»)
Евангелие
Текст романа
Возраст
Происхождение
Ученики
Популярность
Судьба Иуды
Иисусу 33 года
Иисус - сын Бога и Девы Марии
У Иисуса – 12 апостолов
Иисус известен
Повесился
Иешуа 27 лет
Мать Иешуа – женщина сомнительного
Происхождения, а сам он бродячий философ
Только Левий Матвей
Иешуа в Ершалаиме никто не знал
Убит по приказанию Понтия Пилата
Писатель переосмыслил библейские тексты, модифицирует библейский сюжет. Почему?
( Для автора важнее не отражение религиозного, а нравственно-этические проблемы)
Воланд спрашивает Мастера: «О чем роман?» Что слышит в ответ? Обязательно найдется ученик, который вспомнит реплику Мастера: «Роман о Понтии Пилате». Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га-Ноцри. Почему? Давайте обратимся к тексту романа.
Работа с текстом романа
Глава 2.
Кто такой Понтий Пилат?( Наместник римского императора в Ершалаиме, пятый прокуратор Иудеи. «Человек, в лице которого говорит римская власть»-сам о себе)
Какой он?( авторская характеристика,самохарактеристика).( Он умен, не чужд человеческих чувств,живого сострадания. Он – олицетворение всемогущей власти. Он жестокий человек. «Свирепое чудовище»-оценка самого себя)
Кто такой Иешуа? Каков он? ( Человек безродный, бездомный, бродячий филосософ. Олицетворение открытости, доброты, доверчивости и беззащитности)
Какой вопрос в их споре главный? ( Что такое истина?)
( Просмотр видеофрагмента)
Какова истина Иешуа? («Злых людей нет на свете. Есть насчастные, несчастливые люди»)
Каким видится Иешуа сам Понтий Пилат? ( Тоже добрый,но несчастливый человек. Жизнь его скудна6 он потерял веру в истину)
Что значит для Иешуа царство истины? Почему?( Это время, когда не будет власти. «Всякая власть является насилием над людьми)
К какому решению приходит Понтий Пилат?(Состава преступления не находит)
В какой момент его пронзает страх? ( Когда речь заходит о верховной власти)
Как он пытается склонить Иешуа на компромисс?( Старается незаметно подсказать спасительные ответы: «Ты говорил или НЕ говорил?)
( Чтение диалога Понтия Пилата с Каифой,когда тот должен назвать имя помилованного накануне Пасхи человека)
Каково душевное состояние Понтия Пилата, когда он понимает, что все кончено,когда Каиф называет Вар-Раввана? (Гнев, бессилие, тоска)
Глава 4.
Оглашение решения. Почему Понтий Пилат не хочет видеть осужденных?( Его мучит совесть)
Что лежит в основе его предательства?( Трусость. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков,»-слышит во сне Пилат слова Иешуа. Вероятно, и писатель был уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен препятствовать ему,но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру)
Как наказан Понтий Пилат за трусость, предательство?( Муками совести)
Глава 26.
Как проявляется душевное смятение Понтия Пилата?
Как пытается Пилат искупить свой грех? (Освободит Иешуа от мук; по его приказу умрет предатель Иуда)
Искупил ли?( Нет прощения предательству)
Как собака чувствует то, что происходит с Пилатом?(«Пес сразу же понял, что хозяина постигла беда»)
Какая беда?( Осуждение невинного; осуждение ТАКОГО человека)
Какого ТАКОГО?(Милосердного,гуманного Пророка)
Муки совести так сильны, что Понтий Пилат проклянет свое бессмертие. Так решается в романе одна из центральных тем – тема совести. Назовите другие важнейшие философские и нравственные вопросы, поставленные в главах об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате.
Учащиеся называют:
Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.
Человек и вера.
Д.З. Как решается в «московских главах» какая-либо из этих проблем?
Уроки 4-5. «Яд сатирического дара»
Цель: рассмотреть ключевые сцены, в которых автор представляет сатирические картины жизни московских обывателей; закрепить навыки анализа художественного текста
Ориентировочная беседа
Вспомните, какие проблемы попадали в область сатирического осмеяния в литературе 30-х годов ХХ века?
Какой предстает Москва на страницах романа. Какие персонажи создают общую картину?
Кто появляется в Москве и берет на себя миссию наказывать пороки?
Главный вопрос нашего урока- кого и за что наказывает Воланд?
Воланд и его свита.
А) сообщение учащегося о связи образа Воланда с литературными предшественниками и его отличии от них.
Б) мнение различных критиков об образе Воланда. Выберите ту точку зрения, которая вам кажется более убедительной.
В. Лакшин : «Воланд – палач порока, карающий меч в руках правосудия»
Л. Яновская : «Воланд не столько карающая зло сила,сколько сила,разоблачающая зло. Воланд способен различать то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно»
Итак, Воланд вобрал в себя многие черты других духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Асмодея. Более всего он связан с Мефистофелем Гете. Их духовное родство закреплено уже самим эпиграфом романа. Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский герой не сеет зла беспричинно.
Работа с текстом.
Каков он, Воланд, и его свита в романе? (всеведущи,всемогущи, не лишены обаяния. Например, Кот Бегемот-тщесталвный, озорной, бесцеремонный и жеманный одновременно)
Почему же этот дьявол не вызывает резкой антипатии?( Обратимся к эпиграфу. Зло в руках Воланда- кара господня, возмездие за грехи, торжество справедливого правосудия)
За что Булгаков в лице Воланда карает героев?
А) Как и чем живет литературная Москва?
О чем они говорят? (гл.5. «В доме Грибоедова»-чтение отрывков либо просмотр видеофрагментов. Говорят обо всем, кроме литературы. Это склока. Уроквень разговора- дележка, зависть, бездуховность. Авторская оценка картины: « Словом, АД»)
Обратим внимание на меню.( обращаемся к тексту). Почему Булгаков смакует это? (Подчеркивает лишь один мир героев- материальность, плотские увлечения и потребности)
Читаем отрывок из гл.13 «Я впервые попал…»-Как дополняет наше представление о литературном мире Москвы рассказ Мастера? Что вызвало ужас Мастера? Статьи в газете. О чем они?
Так за что же Воланд покарал литературный мир Москвы в лице Берлиоза?(За полное равнодушие к тому делу,которому они служат. Это не мастера. За глумление над настоящим искусством. За попрание гуманизма. За самодовольную трезвость ума.)
Почему Берлиоз именно так поплатился?(Берлиоз является идейным вдохновителем ариманов, латунских, лавровичей. Именно под его идейным руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая присущие ей высокие нравственные идеалы. Булгаковский афоризм6»Каждому будет дано по его вере»)
Б) Почему оказывается в сумасшедшем доме Иван Бездомный? (Пишет плохие стихи)
Какие это- плохие? – работа с эпизодом из гл.6. «Поэт Рюхин навещает Ивана Бездомного»
В) За какие грехи и как наказан директор Варьете Степа Лиходеев?( гл. 7. «Степа просыпается». Он наказан за то,что бездельник, пьяница и развратник)
Г) Какими мы видим чиновников вне сферы искусства и литературы?
Н.И. Босой- председатель жилищного товарищества. (гл.15) – взяточник
А. Семплеяров уличен в неверности жене и любовнице
4.Анализ главы 12 «Сеанс черной магии»
Какие важнейшие вопросы решают Воланд и его свита, предлагая в Варьете сеанс черной магии? ( Изменились ли люди? Изменились ли горожане внутренне?)
Как бы вы ответили на этот вопрос, пронаблюдав за поведением людей во время раздачи французской обуви,одежды и парфюмерии, во время «денежного дождя»?
Ответ автора – МИР НЕ ИЗМЕНИЛСЯ.
Итак,всего на 3 дня Воланд со свитой появляется в Москве – и мир предстает перед нами в своей наготе. Воланд высмеивает, уничтожает все то, что отступилось от добра, развратилось, утратило высокие идеалы.
5.Философия бытовых сцен романа.
Какие размышления вызывают следующие бытовые сцены романа:
Гл.4. Иван Бездомный бежит за котом (Сцена о нашем сознании. Мы уже ничему не удивляемся-разучились)
Гл. 17. Костюм подписывает документы.(Философия бюрократизма: заниматься только внешней стороной вопроса)
Бегемот и Коровьев в «Грибоедове» ( Полный абсурд сознания и жизни: все доказывается не результатами творчества, а удостоверением)
6.Можно ли считать, что порок наказан?
Эпилог романа. Эпилог романа не дает повода для оптимизма. Перемены - мнимые. Степа
Лиходеев управляет теперь не Варьете в Москве, а гастрономом в Ростове. Алоизий Мога-
рыч въезжает в чужуюквартиру и занимает место финдиректора Варьете Римского.
Д.З. что же может противостоять Злу? Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей? Каково отношение к ним автора? Какова из роль в романе?
Уроки 5-6.»Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»
Цель: познакомить учащихся со взглядом писателя на место художника и его творчества в обществе; рассмотреть развитие любовной линии в романе и показать авторское отношение к понятиям красоты,любви,верности.
Чтение учителем начала 19 главы.
Давайте определим тему и цель урока вместе.
Образ Мастера.
К Ивану Бездомному в палату в психиатрической больнице приходит Мастер. ( гл.13). Какую деталь в портрете героя подчеркивает автор? ( Встревоженные,беспокойные глаза)
Что кроется за этой деталью?(Душевное смятение, неспокой, драма)
В чем суть драмы Мастера?
Смысл слова МАСТЕР у Булгакова? (Для Булгакова мастерство – творчество. Мастер становится Мастером,когда творит свое собственное представление о мире)
А кого еще мы встречали из тех,кто сам творил? (Иешуа.)
Мастер творит сам и поэтому становится Пророком: «О как я угадал..»(гл.13). как понять эту фразу? (Мастер предугадал и только потом услышал слово Воланда)
Что еще роднит Мастера и Иешуа,кроме того что они Пророки? (Человечность. Вспомните эпизод из гл.13:»Она несла в руках отвратительные желтые цветы…» Мастера поразила не столько красота женщины,сколько одиночество в ее глазах…)
О какой жизненной драме свидетельствует одиночество в глазах Маргариты?
За что судьба в лице Воланда наградила Маргариту Вечной любовью?(За стремление любить, за жажду вечной, верной, настоящей любви, за способность любить,за силу любви. « Я погибаю из-за любви»(гл.19), за подвиг самопожертвования: во имя любви заложила душу дьяволу)
Глава 23. «Бал у Сатаны» ( Маргарита награждена за то,что гордая женщина, за высокое сострадание9 просит помиловать Фриду), за самоуважение,за мужество, с которым вынесла свою судьбу)
Глава 29. Почему Мастер заслужил покой и не заслужил свет?( Проблемный вопрос. Варианты ответа: Мастер совершил самый страшный грех- отчаялся и сжег рукопись, к счастью,рукописи не горят. Он отказался от вечного служения Истине, в то время как Иешуа за истину пошел на Голгофу.
Почему последняя глава названа «Прощение и вечный приют»? (вечный приют в мире покоя для Мастера и Маргариты. Прощение – для Понтия Пилата)
Какие идеалы, связанные с темой творчества и темой Маргариты, утверждает автор?(С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь)