kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первые главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» как камертон всего романа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок призван, во–первых, преодолеть затруднения школьников в восприятии структуры романа, его композиции, образных связей, во – вторых, осмыслить авторскую этическую концепцию бытия. Цели и задачи урока обусловили выбор проблемного пути анализа произведения, основных методов и приёмов его изучения: стилистический и композиционный анализ, комментарий нетекстовыми материалами. Большой объём материала реализуется через активизацию деятельности учащихся, индивидуальные задания, схематическим изображением композиционного приёма.

 Первый урок в системе изучения романа «Мастер и Маргарита» имеет большое значение. Использование метода « погружения в текст» дает возможность повысить интерес к произведению, выявить композиционный приём «роман в романе», определить основные смысловые центры и слои повествования.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первые главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» как камертон всего романа »

Первые главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» как камертон всего романа


Пояснительная записка


Главной целью изучения романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» на уроках литературы считаю создание учениками собственной интерпретации этого произведения, не противоречащей авторской концепции.

Данный урок призван, во–первых, преодолеть затруднения школьников в восприятии структуры романа, его композиции, образных связей, во – вторых, осмыслить авторскую этическую концепцию бытия. Цели и задачи урока обусловили выбор проблемного пути анализа произведения, основных методов и приёмов его изучения: стилистический и композиционный анализ, комментарий нетекстовыми материалами. Большой объём материала реализуется через активизацию деятельности учащихся, индивидуальные задания, схематическим изображением композиционного приёма.

Первый урок в системе изучения романа «Мастер и Маргарита» имеет большое значение. Использование метода « погружения в текст» дает возможность повысить интерес к произведению, выявить композиционный приём «роман в романе», определить основные смысловые центры и слои повествования.

Методы: метод творческого чтения, эвристический, репродуктивный, исследовательский.

Тип урока: углубленная работа над текстом.



Тема: «Первые главы романа «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М.А.Булгакова


Вид урока: Исследование первых трёх глав романа с целью выявления художественных средств, структурных и композиционных особенностей, помогающих автору обратиться к вечной проблеме «жертва и предательство» через параллельное изображение Москвы 20-х голов и Ершалаим 29 года.


Цели:

  1. Познакомиться с первыми главами романа

  2. Повторение изученного материала (биография писателя, история создания романа).

  3. Воспитание интереса учеников к роману т творчеству М.А.Булгакова



Оборудование:


  1. Портрет М.А.Булгакова, цитаты, помогающие более полно составить представление об идее написания романа

  2. Портреты героев романа

  3. Схема композиционного единства первых трёх глав

  4. Фрагменты из фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита»

  5. Телевизор и DVD



Эпиграфы:

«Я дал «вход» в воображаемый Ершалаим и «выход» из него»

М.А.Булгаков


«Я покажу Вам Москву 20 –х годов, которую знаю в совершенстве…»

М.А.Булгаков



Ход урока:

1. Подготовка к восприятию произведения

1. Орг. момент урока.

- Мы продолжаем знакомство с творчеством выдающегося писателя М.А.Булгакова и его романа «Мастер и Маргарита», одним из самых загадочных произведений литературы.

- На предыдущем уроке мы познакомились с творчеством М. А. Булгакова. Сегодня мы подошли к прочтению и пониманию романа, который, я надеюсь, откроет нам немало тайн.


- Какие факты из биографии писателя вам запомнилось? Расскажите об основных фактах биографии писателя?


- Расскажите об истории создания романа.

(Писал с 1928 по 1940 год (до самой смерти),8 редакций, появился роман в журнале «Москва» в №11 за 1966г., №1 за 1967г. в урезанном виде).


- А сегодня мы на уроке открываем первые страницы романа «Мастер и Маргарита».


- Поделитесь впечатлением о прочитанном.


- Давайте послушаем музыку к фильму «Мастер и Маргарита» режиссёра А. Бортко, музыку к нему написал И. Корнелюк. Эта музыка поможет нам понять настроиться на восприятие материала, поможет понять его.


( На экране появляется заставка фильма А.Бортко, звучит сопровождающая его музыка).


Определение темы урока:

Тема урока звучит так: «Первые главы романа «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М.А.Булгакова».


- Толковый словарь определяет слово КАМЕРТОН так: инструмент, используемый при настройке большого оркестра перед выступлением.


- Так и эти главы помогут нам прийти к прочтению и пониманию всего романа


Постановка задач урока:


Определить:

1. Систему образов первых 3 глав романа.

2. Временное и географическое пространство, особенность композиционного приёма.

3. Основные тематические слои в структуре романа.



- О встрече с предполагаемым необычным и загадочным нас предупреждает эпиграф романа.


- Прочитайте его.


…Так кто же ты наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…

«Фауст» Гёте


- Зло и благо…Звучит спорно. Необходимо Вечное зло для установления, существования на земле добра и вечной справедливости. Так ли это? Почему Булгаков выбирает именно эти слова?

(Вероятно,он даёт нам возможность заглянуть в содержание романа, настраивает)


- Обратимся к названию романа (ученики отвечают, что в название вынесены имена главных героев).


- Удивительно, что в 1-х главах они никак не упоминаются, почему, как вы думаете? (ученики определили, что первые главы готовят сцену для появления главных персонажей, готовят их блестящее появление).


2. Основная часть урока


(На экране телевизора возникает сцена появления Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах).


- Обратимся к началу романа (читает ученица):

… «Однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах появились 2 человека…».

- Именно так начинается роман. Кто эти люди?

- Берлиоз

- Иванушка Бездомный

( ученики читают в тексте про этих персонажей)


- Но не все так просто. Какие странности возникли в это время на Патриарших?


( ученики читают и выделяют основные:

- одновременная икота литераторов

- отсутствие в жаркое время отдыхающих « под липами»

- появление «прозрачного человека в клетчатом пиджаке»

- чувство необоснованного страха, появившегося у Берлиоза



- Какова тема их беседы?

( используя текст, ученики определяют тему беседы – поэма Бездомного об Иисусе Христе)


- Но автор уже готовит нас к тому, что данная беседа закончится необычно:

Звукопись – «…предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы…»

Многократные «чертыхания» литераторов


- «Никогда не разговаривайте с неизвестными» не случайно предостерегает нас автор в названии 1 главы. Эта житейская мудрость той эпохи, эпохи шпиономании.

( на экране телевизора появляется фрагмент фильма с первым появлением Воланда).


–Однако незнакомец все же появляется.


- Кто же этот он? Хотя он себя никак не представил, визитную карточку с буквой «В» показал лишь время спустя, но описание подсказывает нам, что это ну, не совсем иностранец, консультант и маг.



- Каковы ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ?

(W, Червленое золото, треугольник – символ святой троицы, обладание человеческими душами, вверх – добро, вниз – зло)

( ученики читают описание незнакомца).


Почему эти трое встретились именно в Москве и на Патриарших?


- Что заставило мага Воланда прибыть в Москву 20-х годов?

(это давно их город, их ведомство.Храм Христа Спасителя уже разрушили, признавшись в полном безверии, нормами жизни стали: предательство, доносительство, распущенность.


- Патриаршие пруды – это центр Москвы, давно пользующийся дурной славой, а гладь пруда – это то же зеркало, с которым связано много поверий.


- Как произошла встреча? (ученики читают это место из текста)


- Провокационный вопрос Воланда становится стержневым вопросом романа, вопрос, на который и отвечает роман:

«…Если Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?...)


- Как на этот вопрос отвечают герои романа?

(- Сам ЧЕЛОВЕК и управляет,- поспешил сердито ответить Иван.


- Каким образом опровергает эту мысль Воланд?


- Получается так, что Воланд и есть то зло, которое должно совершить добро? Делает то, что не может делать Бог. Бог должен прощать людей, а сатана, устанавливая справедливость, наказывать».

-Стараясь запутать и сбить с толку литераторов, Воланд демонстрирует свою силу, какую? Именно здесь под липами мы узнаём, что случится вскоре с героями.

( ученики читают в тексте про предсказания Воланда).

- Всё более включаясь в беседу литераторов, Воланд продолжает настаивать: «Иисус существовал…». Намекая, что беседа не закончена он произносит знаковые слова: «Сегодня на патриарших будет интересная история…», и приводит доказательство:


«Всё просто, в белом плаще…» - слова, заканчивающие1 главу и начинающие вторую «Понтий Пилат».


- Эта фраза вводит нас в следующую главу «Понтий Пилат»

( ученики читают текст)


- Обратите внимание на дату событий в Ершалаиме.

(14 числа весеннего месяца нисана)


- Булгаков вводит нас в Ершалаим 29 года, на это указывают слова Иешуа Пилату: «1900 лет пройдёт, прежде чем выяснится, насколько они врали, записывая за мной…»

- Кто является повествователем данной главы?


- Кто ее герои?

(Иешуа- арамейское «господь», Га-Ноцри- из назарета, родного города Иисуса Христа, Ершалаим- Иерусалим).

      Второй участник этой сцены: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий, багровый и т. д. Человек не боится крови: он, обладающий «кавалерийской походкой», — бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копье». Но, вероятно, он не только по отношению к врагам в бою такой. Сам готов повторять о себе то, что говорят о нем другие, «свирепое чудовище».

      Но сейчас он страдает от головной боли. И о его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета — глазам. (Напомним ученикам, какую огромную роль в произведении может играть художественная деталь.) Попросим проследить по тексту, как меняются его глаза: «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…» «Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестанта»… «Он смотрел мутными глазами на арестованного»… Именно то, что Иешуа догадался о его страданиях и освободил прокуратора от них, заставит Понтия Пилата отнестись к арестованному не так, как, вероятно, он относился к подобным людям раньше. Но стоящий перед ним человек заинтересовал его еще и речами.

     - Боится ли арестант Понтия Пилата? 

(Он боится опять пережить физическую боль (вспомним, как по приказу прокуратора Крысобой бил его). Но непоколебим останется тогда, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его).

    -  Какой факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает то, что он умеет убеждать людей? 

(Это история Левия Матвея. «Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня… однако, послушав меня, он стал смягчаться… наконец бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мною путешествовать… Он сказал, что деньги ему отныне стали ненавистны»).

      На вопрос Пилата, правда ли, что он, Иешуа Га-Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечает: «…говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Слово произнесено. «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?»

      Иешуа заявляет, что истина прежде всего в том, что у Пилата болит голова. Оказывается, он может избавить владыку от этой боли. И тот продолжает с «бродягой» разговор об истине.

 - Как развивает это понятие Иешуа? 

(Для него истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «…согласись, что перерезать волосок», на котором висит жизнь, «уж наверное может лишь тот, кто подвесил». Для Иешуа истина и в том, что «злых людей нет на свете». И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы. Знаменательно, что Иешуа говорит об этом «мечтательно». Он к истине этой готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни).

      «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека… Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон».

-Какое решение в пользу Иешуа принимает Понтий Пилат после этой части разговора?

(Объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора. Почему? Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов).

      Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся ее потерять.

- В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он будет вынужден отказаться от своего первоначального решения? Проследим это по тексту.

Заметим попутно, что и секретарь, ведущий записи по ходу допроса, сочувствует Иешуа. Сейчас он «неожиданно» с сожалением ответит отрицательно на вопрос Пилата: «Все о нем?» — и подаст ему другой кусок пергамента. «Что еще там?» — спросил Пилат и нахмурился. Прочитав поданное, он еще более изменился в лице. Темная ли кровь прилила к шее и лицу, или случилось что-либо другое, но только кожа его утратила желтизну, побурела, а глаза как будто провалились.

      Опять-таки виновата была, вероятно, кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением. Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо нее появилась другая. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой… (Отметим, что таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из-за уважения. А тогда из-за чего?) И со слухом совершилось что-то странное — как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянувший слова: «Закон об оскорблении величества»…

     - Что же прочитал Понтий Пилат в этом пергаменте?

(Иешуа несколько позже произнесет это вслух, и окажется, что разговор об истине еще не закончен. «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть»).

     - Принимает ли Понтий такую истину? Нет.

«Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!..»

  - Что же случилось с прокуратором? Почему он, несколько минут назад подсказывающий Иешуа спасительный ответ: «Ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. Или… не… говорил? 

(Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагалось на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту», — почему сейчас Пилат утвердит смертный приговор?)

     - Будучи смелым воином на поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое место — «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Кажется, Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он сейчас предаст Иешуа.

      Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно: Иуда не страдает нравственно, продав Иешуа. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Именно поэтому, понимая, что вынужден будет вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная — только нравственная. «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!..» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть — и с кем?! — бессмертии, причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску».

      И после того как Синедрион подтвердил свое решение относительно казни Иешуа и освобождения Вар-раввана, «все та же непонятная тоска… пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.

      Пилат прогнал эту мысль, и она улетела в одно мгновение, как и прилетела. Она улетела, а тоска осталась необъясненной, ибо не могла же ее объяснить мелькнувшая как молния и тут же погасшая какая-то короткая другая мысль: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

- Почему же возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас?

(Человек совестливый не может жить с камнем на душе. И уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем ни ночью. Он попытается как-то смягчить «приговор» себе; он даже пригрозит Каифу: «Побереги себя, первосвященник… Не будет тебе… отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему… пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью»).


- Временное пространство выстроилось параллельно: преданный Иешуа приговорен к казни, Понтий Пилат навсегда потерял покой, минуты жизни Берлиоза сочтены, а Иванушка недалёк от «дома скорби».


- На уроках, посвященных ершалаимским событиям, мы вернёмся к сцене допроса, но наша сегодняшняя задача выявить композиционную особенность и «войти» в роман.


- В этой главе автор поднимает вечные проблемы, которые существуют в настоящем как и много лет назад. Какие это проблемы? Назовите их.

 Что такое истина?
      Человек и власть.
      Внутренняя свобода и несвобода человека.
      Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
      Верность и предательство.
      Милосердие и всепрощение.


- Глава заканчивается словами: «Было около 10 часов утра…»

- 3 глава романа «Седьмое доказательство» начинается такими словами. Мы видим своеобразный логический мостик, который помогает нам переходить из одной главы в другую.


- Мы видим единство этих глав (демонстрация схемы)



1 глава 2 глава 3 глава

«Никогда не разговаривайте Понтий Пилат Седьмое доказательство

с неизвестными»


( В с р е ч а н а ( Е Р Ш А Л А И М ) П а т р и а р ш и х п р у д а х )


1929 год 29 год

Май 14 числа нисана

в белом плаще… в белом плаще …было около …было около 10

10 часов утра часов утра

Бездомный Понтий Пилат Воланд

Берлиоз Иешуа Чел.в клетчатом пиджаке

Иуда

- Обратимся к одному из эпиграфов нашего урока:


- «Я дал «вход» в воображаемый Ершалаим и «выход» из него»

М.А.Булгаков


- Композиционный ход «роман в романе» позволяет вести 2 сюжетные линии, показать зеркальность 2 городов: Москва и Ершалаим, определить вечную проблему: жертва и предательство.


- Композиционная особенность романа помогает нам увидеть 3 основных смысловых слоя повествования:

- современный

- библейский

- мистический


- Связующим звеном 1 и 3 глав, доказывая композиционное единство, выступает и продолжение вопроса Воланда: «А дьявола тоже нет?», он буквально умоляет Берлиоза поверить в существование 2 сил, но тот попадает под трамвай, согласно предсказанию Князя Тьмы.


Заключение


- Закончилась глава, завершающая композиционное единство 3-х первых глав романа, которые являются камертоном всего произведения, подготавливающим нас к прочтению всего произведения.


- Последующая погоня Иванушки за «иностранцем» приведёт нас на новые страницы романа, в арбатские переулки, Москву 20-х годов.


- Итак, подводя итог урока, вернёмся к поставленным задачам:

- Определили систему образов героев первых 3-х глав

- Установили временное и географическое пространство романа, его композиционную особенность

- Выяснили 3 основные художественные слоя в структуре романа


Учитель выставляет оценки за урок, аргументируя их.

Домашнее задание: Выбрать материал, касающийся общей атмосферы жизни 20 - 30-х годов, ответить на обобщающий вопрос: «В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?»;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Первые главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» как камертон всего романа

Автор: Проценко Елена Васильевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства