kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественный мир романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Художественный мир романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Анализ художественного текста – это особый, эмоциональный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные возможности, позволяющие сделать это понятие объектом и способом изучения литературоведческих понятий.
  Научить ученика воспринимать мудрость жизни, заложенную в художественном слове, - главная задача учителя-словесника.
  Михаил Булгаков – это даже в богатейшей русской литературе явление особенное, которое постигается постепенно, и до конечного варианта постижения ещё очень далеко. Созданный им художественный мир не просто неповторим, он таинственен и притягателен.
         
Цель урока: обучение учащихся  целостному анализу художественного                         
                     текста как  способу познания произведения.
Задачи урока: 
-сформировать понятие об особом булгаковском мире  в романе – удивительном переплетении реальности и фантастики, исторической конкретики и фантасмагории вечности;
-показать многозначность художественного слова и подтекст этого произведения и учить определять «что есть что», что относится к вечным ценностям, а что преходяще, мелко;
- развивать умения учащихся свободно излагать свои мысли, логично раскрывать убеждения, прививать культуру мышления и полемики;
- воспитывать художественный вкус, эстетические переживания и умение наслаждаться чтением;
Оборудование: портрет писателя,
                           выставка «Художественный мир М. Булгакова»,
                           тексты романа, 
                           схема-кластер,
                           разноуровневые задания
Методы и приёмы: слово учителя, сообщение учащегося, ролевая игра, дискуссия, комментированное чтение, составление схемы-кластера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественный мир романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» »

Район Магжана Жумабаева

Булаевская школа – гимназия имени Батыр Баяна











Русская литература

Художественный мир романа

М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

11 класс








Учитель русского языка и литературы

Альдикенова Шолпан Соконовна













Булаево 2012


Художественный мир романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Анализ художественного текста – это особый, эмоциональный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные возможности, позволяющие сделать это понятие объектом и способом изучения литературоведческих понятий.

Научить ученика воспринимать мудрость жизни, заложенную в художественном слове, - главная задача учителя-словесника.

Михаил Булгаков – это даже в богатейшей русской литературе явление особенное, которое постигается постепенно, и до конечного варианта постижения ещё очень далеко. Созданный им художественный мир не просто неповторим, он таинственен и притягателен.

Цель урока: обучение учащихся целостному анализу художественного

текста как способу познания произведения.

Задачи урока:

-сформировать понятие об особом булгаковском мире в романе – удивительном переплетении реальности и фантастики, исторической конкретики и фантасмагории вечности;

-показать многозначность художественного слова и подтекст этого произведения и учить определять «что есть что», что относится к вечным ценностям, а что преходяще, мелко;

- развивать умения учащихся свободно излагать свои мысли, логично раскрывать убеждения, прививать культуру мышления и полемики;

- воспитывать художественный вкус, эстетические переживания и умение наслаждаться чтением;

Оборудование: портрет писателя,

выставка «Художественный мир М. Булгакова»,

тексты романа,

схема-кластер,

разноуровневые задания

Методы и приёмы: слово учителя, сообщение учащегося, ролевая игра, дискуссия, комментированное чтение, составление схемы-кластера.


«Рукописи не горят»

Воланд из романа

«Мастер и Маргарита»

Ход урока:

I. Оргмомент

II. «Ролевая игра» (приём используется с целью пробуждения интереса к теме урока).

Класс делится на группы, которые условно названы «Оптимисты», «Пессимисты», «Реалисты», а из числа не прочитавших роман формируются «Наблюдатели»

Важно не сводить впечатления только к «положительным», не создавать иллюзию, что все прочитали роман и все от него в восторге. Роман не всем «по зубам». Вопросы учителя не должны ориентироваться на определённый ответ, а должны предоставить возможность свободно выразить свои ощущения от прочитанного, либо понять, почему не читается тем, кто не одолел первых страниц.

- Как вы читали роман «Мастер и Маргарита»? Каковы были ваши самые первые впечатления после прочтения?

(Палитра ответов может быть самой разнообразной: «читала взахлёб», «начал читать с неохотой, затем разошёлся», «читал с трудом, помня о долге», «не смогла продвинуться дальше первой страницы»).

- Какие эпизоды показались вам драматическими и даже трагическими?

- Вы прочитали эпиграф к роману? Что он выражает?

(Эпиграф представляет одну из проблем романа – проблему добра и зла. Также он вводит читателя в атмосферу необычного, в атмосферу фантастических приключений).

III. Сообщение учащегося «Жизнь, творчество, личность М.Булгакова» (кратко)

IV.Дискуссия – анализ художественного произведения

– Что интересного в названии 1 главы? Как это подтверждается? («Первая странность этого майского вечера»)

- Почему писатель особое внимание уделяет реакции Берлиоза на появление «прозрачного господина престранного вида»?

(Берлиоз предчувствует что-то опасное, начало того ужасного, что с ним случится).

V. Комментирование эпизода появления Воланда от слов «И вот как раз в то время, когда Михаил…» до слов «словом – иностранец».

(Не умея объяснить, кто такой Воланд, Берлиоз утешился выводом, что он иностранец. Фраза писателя «приходится признать, что не одна из этих сводок не годится» не просто обличает, она звучит даже балагурно. Это «деталь» 30-х годов, когда по никуда не годным сводкам решали судьбы людей. А сочетание балагурства с драмой – один из удивительных фабульных приёмов Булгакова, определяющий стиль романа)

- Что особенного вы заметили в поведении Воланда, когда он включился в разговор об Иисусе?

(Он действительно не равнодушен, за внешней сдержанностью скрываются острое внимание и заинтересованность предметом разговора).

- Существует общепринятое представление о Дьяволе, Сатане. Разделяет ли его автор романа?

(В дальнейшем, рассматривая образ Воланда, школьники обнаружат, что при некотором сходстве с Мефистофелем, он совершенно иное явление. Воланд не похож на врага рода человеческого: он наказывает грешников здесь же, на земле, за совершённое зло; жертвами подручных князя тьмы и его самого становятся Степа Лиходеев, Варенуха, Римский и многие другие персонажи книги. Наиболее ярко проявляет себя нечистая сила в сцене бала в квартире № 50: отравители, доносчики, предатели, безумцы, развратники всех мастей дефилируют перед Маргаритой.

Столкновение с нечистой силой, пожалуй, можно назвать столкновением с самим собой. Власть её проявляется лишь там, где уступает и отступает человеческое). В такой трактовке образа зла заключена великая прозорливость Булгакова, он изобразил в романе особый мир – порядок без милосердия, силу без доброты, жестокость без справедливости. Писатель вскрывает глубинную, сатанинскую природу сталинской власти, основанной на антигуманных принципах).

- В чём художественная уникальность романа «Мастер и Маргарита»?

(«Рукописи не горят…». С этой верой в неиссякаемую силу искусства жил писатель Михаил Булгаков, создавая своё изумительное неувядающее произведение. Роман стал классикой мировой литературы, выдержал многомиллионные тиражи у нас и за рубежом. Переведён на многие языки мира. Триумфальное шествие бессмертной сатирической фантасмагории с гениальной вставкой-новеллой о Христе и Пилате продолжается - это «роман в романе»).

VI. Разноуровневые задания.

Задания 1 уровня:

- Как вы думаете, о чём этот роман? Основная тема, идея романа «Мастер и Маргарита».

- Главные герои романа «Мастер и Маргарита».

- В чём смысл евангельской истории, воспроизведённой автором в романе?

Задание 2 уровня:

1). Особенности композиции романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

2). Проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита». Кто одинок в романе и почему?

3). Письменное задание по группам:

«Изображение мира искусства в романе» (острой и беспощадной критике подвергаются в романе нравы, царящие в мире искусства. Писатели, призванные размышлять о самом высоком в жизни – о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и т.д. Никто из них никогда не размышляет о литературе).

«Общая атмосфера жизни 30-х годов» (внутренней свободы и несвободы человека).

Задания 3 уровня:

- Критерии истины в романе. Кто из героев романа смог понять истину?

- Как соотносятся в романе «слово» и «дело»?

- Каковы особенности построения художественного мира романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

- О каких «вечных законах» человеческого бытия говорит автор в романе «Мастер и Маргарита»

- Постройте схему-кластер «Вечные ценности».




Вечные ценности



добро зло

истина А НЕ вера

верность предательство


Главная идея романа – это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро – его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.

VII. Заключение. Итоги.

Д/з: подготовиться и написать эссе (тему формулирует сам учащийся).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Художественный мир романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Альдикенова Шолпан Соконовна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства