Разработка урока литературного чтения во 2 классе по учебнику Е.Матвеевой. Развивающая система Д.Эльконина - В.Давыдова. Конспект урока с использованием ИКТ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы с использованием ИКТ»
Технологическая карта урока
по литературному чтению во 2 классе.
Тема: А.К.Дитрих «Говорила туча туче».
Выполнила
Францева
Татьяна Михайловна
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ Лицей «Содружество»
Орджоникидзевского района
городского округа
город Уфа
Республики Башкортостан
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тип урока: решение частных задач.
Тема урока: А.К.Дитрих «Говорила туча туче».
Цель урока: учить учащихся видеть слово не только красивым, добрым, но и обидным, невежливым; через анализ выразительных средств авторского произведения, создающих образ героя и его характер, убедить учащихся, что речь – показатель культуры человека; учить учащихся уладить спорную ситуацию, отстаивая свою точку зрения культурно, уважая в диалоге мнение собеседника.
Задачи урока:
1) Личностные: учить учащихся принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним; учить учащихся этикетным нормам поведения в коллективе, группе; в процессе анализа художественного произведения, учить распознавать эмоции и чувства персонажей произведения; формировать желание учащихся быть активными участниками общеклассного обсуждения.
2) Метапредметные:
а) регулятивные - учить учащихся принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; учить планировать и распределять роли в групповой работе при решении учебного задания творческого и поискового характера; оценивать свои умения и умения товарищей по предложенным критериям;
б) познавательные: учить преобразовывать информацию в виде схемы; строить сообщение в устной форме с опорой на схему; находить в предложенных для работы материалах ответ на заданный вопрос; воспринимать смысл предъявляемого текста; уметь анализировать выразительные средства авторского произведения; делать умозаключения и выводы;
в) коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; учиться работать в группе.
3) Предметные: на примере авторского произведения А. К. Дитрих «Говорила туча туче» учить учащихся чутко реагировать на оттенки употребляемых слов, способных обижать и примирять собеседников; через анализ выразительных средств авторского произведения, создающих образ героя и его характер, убедить учащихся, что речь – показатель культуры человека; учить учащихся использовать метафору (без названия термина), создавать образ героя произведения, раскрывать особенности его характера, определять настроение героев произведения; при чтении произведения учить подбору соответствующей интонации чтения и темп; учить умению критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Оборудование:
Матвеева В.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы: В 2-х кн. Книга 1. Каким бывает слово? – 13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013 – 16-с.: ил.
Матвеева В.И. Тетрадь№1 по литературному чтению для 2 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012 – 10-е изд. – 64 с.: ил.-
Маркеры, ножницы, клей, листы с текстом, листы со схемой текста-рассуждения.
Интерактивная доска с программой Smart Notebook 10.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Актуализа-ция знаний учащихся.
Вступительное слово учителя:
- Известно, что язык является главным средством общения людей. Мы прочли много произведений о слове,
из какого произведения эти строки, объясните их значение:
«Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно». (Демонстрационный материал. Лист 1)
- Как называется второй раздел учебника, с произведениями которого вы знакомитесь?
Ученики отвечают на поставленный вопрос:
- Это строки из произведения В. В. Суслова «Как работает слово».
Одно и то же слово может по-разному воздействовать на человека.
- Второй раздел учебника называется «Волшебные превращения слов».
(Демонстрационный материал.
Лист 2)
Коммуникативные УУД:
умение давать ответы на вопросы учителя с опорой на уже имеющиеся знания о слове и его воздействии на слушателей.
Личностные УУД:
1) активно участвовать в общеклассном обсуждении;
2) принимать различные точки зрения, терпимо относиться к ним.
2. Целепола-гание.
Учитель:
- Можете ли вы утверждать, что уже все знаете о возможностях слова?
Фиксация имеющихся знаний учащихся о слове:
- Сегодня вас ждут новые открытия о возможностях слова, творческие задания и знакомство со стихотворением Дитрих А.К. «Говорила туча туче…»
Общеклассное обсуждение.
Ответы на вопросы учителя.
Ученики могут рассказать о том, что слово имеет свое значение и оно бывает не только прямым, но и переносным; также важно ударение, которое может поменять смысл слова;
при произнесении важен тон, который эмоционально окрашивает слово, при этом слово может приобретать разные оттенки.
Регулятивные УУД:
1) при помощи учителя ставить учебную задачу урока;
2) определять тему урока, цель, намечать план учебных действий.
Личностные УУД:
1) воспринимать речь учителя и учащихся;
2) проявлять внимание и желание узнать больше;
3) проявлять терпение и доброжелательность с участникам диалога.
3. Работа с текстом
(представ-ление текста в виде схемы)
- Каким было ваше домашнее задание?
- Какова главная мысль текста?
- Что значит спорить грамотно?
- Автор учебника называет данный текст рассуждением. Вы согласны с этим? Как можно это доказать?
- Работая в группах, заполните схему текста-рассуждения.
- Вспомните правила работы в группе.
Проверка результатов работы групп.
- Так как же поступить, если в ходе спора не удалось убедить собеседника в своей правоте?
- На уроке вам представится возможность грамотно поспорить, отстаивая свою точку зрения.
- На стр.53-54 учебника нужно было прочитать текст и определить главную мысль текста.
- В тексте говорится о том, что надо уметь спорить грамотно.
- Надо уметь выслушать собеседника.
Убеждать в своей правоте культурно.
Ученики вспоминают, что на одном из уроков составляли схему текста-рассуждения. (Демонстрационный материал. Лист 3)
Каждой группе выданы схема текста-рассуждения, текст, с которым ученики познакомились дома, ножницы, для вырезания нужных предложений из данного текста, клей-карандаш для вклеивания. (Приложение 1,2)
Ученики называют правила работы в группе:
Распределить роли.
Работая, не мешать шумом другим группам.
Начало групповой работы.
По завершении работы, каждая группа выбирает представителя, который у доски защищает продукт совместного труда.
(Фото урока. Лист 1)
В ходе обсуждения, ученики заполняют схему текста-рассуждения на демонстрационном экране с учетом замечаний работы в группах.
(Демонстрационный материал.
Лист 4)
Ученики формулируют вывод:
- Убеждать в своей правоте надо культурно. Нужно учиться спорить грамотно. Позволяй собеседнику остаться при своем мнении: «Не сердись!»
Познавательные УУД: 1) умение представлять информацию в виде схемы;
2) умение находить в материалах ответ на заданный вопрос;
3) воспринимать смысл предъявляемого текста.
Регулятивные установочно-целевые УУД:
умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
планировать совместную деятельность.
Коммуникативные УУД:
1) умение работать в группе, определять свою роль в групповой работе;
2) обсуждая работу групп, формулировать собственное мнение и позицию;
3) умение строить понятные для партнера высказывания.
Личностные УУД:
Принимать позицию другого, мотивировать и отстаивать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
по итогам работы формулировать вывод.
Коммуникативные УУД:
умение договориться с собеседником.
- Пользуясь составленной моделью. Расскажите об умении спорить.
(Демонстрационный материал.
Лист 5)
Ученики, пользуясь составленной моделью, рассказывают о споре и об умении спорить.
Познавательные УУД: строить устные ответы с опорой на схему; грамотно излагать свои мысли в устной форме.
4.Физми-
нутка
Спорят заяц и медведь,
Что им есть и, где присесть,
Где им спать и, как играть,
Где попрыгать, поскакать.
Лес гудит, как улей пчел!
Звери воют, звери спорят
И волнуются и ноют.
- Эй, ребята, помогите,
Спор звериный рассудите!
А ребята им в ответ:
- Друга чтоб не потерять,
Его надо… (уважать)! (Движения учеников соответствуют действиям героев стихотворения).
5. Анализ авторского произведения.
Подготовка к анализу нового произведения.
Учитель знакомит учеников с биографической справкой о писателе, произведение которого они будут анализировать. (Демонстрационный материал. Лист 6)
- Александр Кириллович Дитрих - детский писатель. Родился в 1926 г. в Москве. Работал в Редакции детского вещания на Всесоюзном радио. Был редактором многих популярных передач. Член Союза Писателей СССР с 1975 г. Фантастические и сказочные произведения Дитриха в увлекательной форме знакомят юных читателей со сведениями из области физики, химии, геологии, палеонтологии, техники, истории.
Чтение учителем стихотворения А.К. Дитрих «Говорила туча туче…»
(Приложение 3)
Ответьте на вопросы к произведению:
1.Что такое спор?
После высказываний учеников учитель предлагает:
- Прочитайте определение слова спор в толковом словаре Ожегова С.И. (Демонстрационный материал.
Лист 7)
СПОР –
Словесное состязание, обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает свое мнение.
Разногласие, разрешаемое судом.
2.- О чем спорят тучи?
3. -Какое настроение вызывает это стихотворение?
4. - Какими словами пользуются тучи в споре? Прочитайте.
5. Какие сравнения использует автор для создания портрета героев?
Прочитайте.
6. - Какую ситуацию напоминает этот спор?
Докажите свою правоту словами из стихотворения.
Учитель подводит учеников к выводу.
7.- Как автору удалось создать портреты туч?
8. - Итак, как могут работать слова?
9. - Можно ли по речи определить насколько человек культурный?
10.-Прочитайте стихотворение вслух по цепочке.
11. - Как можно было бы примирить тучи? Кто может выступить в роли судьи туч? Какие слова могут помочь в создании образа «примирителя»?
- В каких жизненных ситуациях пригодиться умение договариваться?
Общеклассное обсуждение юмористического игрового произведения Дитрих А.К. «Говорила туча туче…»
Ученики слушают выразительное чтение произведения учителем.
Ученики отвечают на вопросы к стихотворению:
1.Спор –это…
2.– Тучи не уступают друг другу дорогу.
3.- Несмотря на то, что описывается грозный спор туч, это стихотворение вызывает улыбку.
4.- Тучи угрожают друг другу, используют в диалоге обидные слова.
5.- Автор сравнивает тучи с быками.
«Почернели обе тучи,
Лбы – что каменные кручи.
И, как в поле два быка,
Сшиблись в небе облака ».
6.- Этот спор больше напоминает военные действия. Автор использует слова: налечу, сокрушу, сверни-ка, разнесу, уступи, не пугай, буду биться, почернели, мечут.
7.- Автор, описывая события, использует в стихотворении слова, которые не только по смыслу, но и по своей форме (приказывают подчиниться) не оставляют сомнения в недоброжелательном отношении героев друг к другу. Меткое сравнение с быками дает понять читателям всю серьезность и непримиримость ситуации. Это помогло автору создать портреты героев произведения.
Но главные герои всего лишь тучи, поэтому описываемые события похожи на забавную игру и
заставляют нас улыбаться.
8.- Вывод: при помощи слова можно создать образ героя, в этом помогают сравнения. Догадаться о характере героя помогают слова, которые герой говорит.
9. - По диалогу, который ведут тучи, по словам, которые они употребляют, можно понять, что они не умеют общаться, не знают вежливых слов.
Читают стихотворение.
Общеклассное обсуждение вариантов концовки стихотворения. В роли «примирителя» может выступить солнце (ветер). (Обсуждение интонации, форм употребляемых слов, их смысловой нагрузки, оттенков).
Ответы учеников.
Познавательные УУД:
1) умение анализировать выразительные средства авторского произведения;
2) под руководством учителя умение делать выводы и умозаключения.
3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
1) воспринимать смысл предъявляемого текста;
2) умение определять настроение героев произведения;
3) умение подбирать интонацию чтения и темп.
Личностные УУД:
1) умение различать и анализировать эмоции и чувства персонажей произведения;
2) умение принимать различные точки зрения во время общеклассного обсуждения, терпимо относиться к ним.
3)умение определиться с нравственной позицией.
Познавательные УУД: умение использовать функциональные возможности слова (создание образа героя произведения, раскрытие его характера)
Коммуникативные УУД:
умение применять новые знания функциональных возможностей слова, выполняя творческое задание.
Личностные УУД:
умение оценивать ситуацию с точки зрения правил поведения и этики.
Познавательные УУД:
умение соотнести полученные знания с практикой, жизненной ситуацией.
6.Физми-нутка
«Повтори за мной» (Ученики повторяют движения за учителем).
7.Чтение по ролям.
(Подготов-ка к инсценированию произведе-ния).
Подготовка к чтению по ролям.
1.- Сколько ролей в стихотворении?
2.- Какие выразительные средства помогут раскрыть образы туч?
3.- Прочитайте памятку в группах перед подготовкой к инсценировке стихотворения. (Приложение 5)
Выступления групп.
Оценка чтения по критериям.
Ученики отвечают на вопросы:
1.- В стихотворении главные герои – две тучи, автор. Можно добавить образы деревьев, которые помогут создавать чувство тревоги во время спора, и солнца, для примирительной концовки.
2.Ученики вычитывают пункты памятки «Правила выразительного чтения стихотворения» № 3-5. «Тетрадь №1 по литературному чтению» стр.21 (Приложение 4).
Ученики распределяют роли в группе, готовят чтение произведения по ролям. (Фото урока. Лист 2.)
Общеклассное обсуждение работы групп.
Ученики предлагают критерии для оценивания:
Передача настроения героев.
Работа голоса (сила, громкость, интонация, темп, ритм).
Создание образа героев.
Познавательные УУД:
для создания образа героев произведения умение подбирать интонацию чтения и темп.
Регулятивные установочно-целевые УУД: умение планировать ход решения задания творческого характера.
Личностные УУД: умение принимать этикетные нормы поведения, работая в группе.
Регулятивные контрольно-оценочные УУД:
умение критического оценивания своего интонирования и чтения (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
8. Итоговая рефлексия.
Учитель:
- О каких возможностях слова мы сегодня говорили на уроке?
- Какое открытие о слове вы сегодня сделали на уроке?
Фиксация имеющихся знаний учащихся о слове:
- Какая работа на уроке вызвала наибольший интерес? Чем она понравилась?
- Какое задание было самым трудным?
В чем причина этих затруднений?
Ученики отвечают на вопросы:
- Очень часто в диалоге между людьми создаются спорные ситуации, при помощи слов мы можем выразить свою точку зрения так, чтобы не обидеть человека, не потерять друга.
- Для создания образа героя произведения помогают необычные сравнения. Оттенки слова помогают создавать характер героя произведения.
Регулятивные установочно-целевые УУД:
умение сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Регулятивные контрольно-оценочные УУД:
1) владение начальными формами рефлексии;
2) умение оценивать свою деятельность на уроке, планирование дальнейшей работы над темой.
Познавательные УУД: умение рассуждать о функциональных возможности слова.
9. Оценка
Учитель:
- Сегодня несколько заданий вы выполнили в группах. По каким критериям можно оценить работу групп?
-Оцените работу группы.
- Что можно посоветовать тем ребятам, которым не удалось работать в группах дружно?
Ученики предлагают критерии оценивания:
1. Умение договориться в группе.
2. Умение распределить роли в группе.
3. Слаженность работы всех членов группы.
Оценка каждой группой своей работы на «линеечках». (Приложение 6)
- Главный совет – уважать своего товарища. Все имеют право голоса, надо учиться слушать товарища.
Регулятивные УУД: оценивание своих умений и умений товарищей по предложенным критериям.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог.
10. Домашнее задание
Разноуровневое задание:
Выучить стихотворение и инсценировать в группе.
(Фото класса. Лист 3)
Написать сочинение-продолжение о том, как тучи помирились.
Ученики выбирают задание для домашней работы.
Регулятивные контрольно-оценочные УУД:
умение оценивать собственные учебные возможности.
Познавательные УУД:
умение использовать функциональных возможностей слова в творческой работе.
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
2. Воронцов А.Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова// Пособие для учитель 1 класса. – М., ОИРО, 2010.-168с.
3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М. : Издатель Рассказов А.И. 2002. – 303с.: ил.
4. Дусавицкий А.К. и др. Урок в развивающем обучении// Пособие для учителя. – М., Вита-Пресс. 2010. -288с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений – 4-е изд., дополненное – М.: Азбуковник, 1999 – 944 стр.
6. Матвеева Е.Н. Методика обучения литературному чтению в начальной школе. 2 класс (Система Д. Б. Эльконина-
В. В. Давыдова): Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 144 с.
7. Матвеева В.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы: В 2-х кн. Книга 1. Каким бывает слово? – 13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013 – 16-с.: ил.
8. Матвеева В.И. Тетрадь№1 по литературному чтению для 2 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012 – 10-е изд. – 64 с.: ил.-