Просмотр содержимого документа
«разработка урока по теме "Серебряный век" (11 класс)»
Урок литературы в 11 классе
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Цель: ввести учащихся в необыкновенный мир поэзии Серебряного века.
Задачи: Образовательные
Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.
Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.
Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.
Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.
Развивающие
Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.
Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - …».
Воспитательные
Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.
Воспитывать внимание к поэтическому слову.
Приемы, которые использует учитель
- составление ассоциативной цепочки
- составление таблицы
- выразительное чтение
- сопоставление музыкального произведения и стихотворений
- презентация
- слово учителя
- сообщение ученика
1.Слово учителя.
Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.
Я произношу слова: «Серебряный век…»
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …»
Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.
Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.
В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ – ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Слайд 2
Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.
Слайд 3
Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».
Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе:«Серебряный век робко начинался в 90-х годах(ХIХ века)… 1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его».
Татьяна Бек уверена, что «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»
2.Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
2. Выступление подготовленных учеников:
1.Историческая справка (ученик 1)
Слайд 4
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи
Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.
3. Слово учителя
Ощущение кризиса было всеобщим. В начале ХХ века ещё творили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин.
Авторский взгляд повернулся к человеку в целом и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам.
Слайд 6
Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:
МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)
Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.
Слайд 7
Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.
Слайд 8
Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством
Слайд 9
2)ДЕКАДЕНСТВО(упадок)
Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Константин Бальмонт написал:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Моё единое отечество –
Моя пустынная душа.
3) Работа по слайду № 10
2. Искусствоведческая справка
Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
На фоне музыки «Вокализ» Рохманинова ученик представляет полотна, ставшие символом эпохи.
Слайд №11
М.Врубель «Демон поверженный» (ученик 2)
А.Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобдадающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля.
…Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное…
Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.
Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.
Слайд №12
В.Борисов-Мусатов «Призраки» (ученик 3)
В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи,то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…
Слайд №13
К.Петров-Водкин «Купание красного коня» (ученик 4)
Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.
Вывод: важнейшее свойство эпохи – лирическое изображение всех видов искусства.
В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.
Анализ поэтических текстов. Коллективная работа
Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.
Слайд №14
На фоне музыки «Поэта экстаза» А.Скрябина читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого ученика).
Автор
Поэтическая
Я-концепция
В. Соловьев
М. Лохвицкая
К. Бальмонт
В. Ходасевич
Слайд №15
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)
Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы с сами
Тот путь, что боги очертили нам.
Все, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.
Слайд №16 Образец заполнения карточки
Слайд №17
Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869-1905)
В кудрях каштановых моих
Есть много прядей золотистых-
Видений девственных и чистых
В моих мечтаньях огневых.
Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи беспросветной,-
Мне мил и солнца луч приветный,
И шорох тайн манит меня.
И суждено мне до конца
Стремиться вверх, скользя над бездной,
В тумане свет провидя звездный
Из звезд сплетенного венца.
Слайд №18
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
Я в этот мир мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час!
Слайд №19
Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)
Я угасну… Я угасну…
Все равно… Умру, уйду.
Я скитаюсь здесь напрасно.
Путь далек мне. Я пойду.
Небо низко. Ветер злобен.
Травы вялы. Пал туман.
Призрак счастья тускл и дробен.
Жизнь – томительный обман.
Вы – останьтесь. Вам за мною
Не идти. Туман – глубок.
Я уйду, закроюсь мглою…
Путь неведом и далек..
После анализа стихотворений, выявления Я-концепции автора, в тетрадях должна быть заполнена таблица следующим образом:
автор, годы жизни
поэтическая Я-концепция
В.Соловьёв
(1853-1900)
«…Мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам»,
«… в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам»
М.Лохвицкая
(1869-1905)
«Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи…»
«Мне мил и солнца луч…
И шорох тайн манит меня»
«…Суждено мне до конца стремиться вверх…»
К.Бальмонт
(1867-1942)
«Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин»
«Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто»
В.Ходасевич
(1886-1939)
«Я скитаюсь здесь напрасно
Путь далёк мне…»
5. Вывод по уроку.
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.
6. Домашнее задание: прочитать статью Брюсова «О свободе слова»
object(ArrayObject)#855 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(279) ""Активация ученической деятельности с помощью нетрадиционных видов урока в программе изучения?русского языка и литературы?в средних и старших классах""
["seo_title"] => string(185) "aktivatsiia-uchienichieskoi-dieiatiel-nosti-s-pomoshch-iu-nietraditsionnykh-vidov-uroka-v-proghrammie-izuchieniiadwaegrusskogho-iazyka-i-litieraturydwaegv-sriednikh-i-starshikh-klassakh"
["file_id"] => string(6) "256837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1448213159"
}
}