«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха».
«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха».
Разработка конспекта урока в 11 классе, на тему «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха».
Цель: дать учащимся общее представление о поэзии « Серебряного века», определить основные принципы поэзии модернизма, показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, компьютер, проектор,презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Серебряный век» как культурно-историческая эпоха». »
Тема:«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха»
Цель: дать учащимся общее представление о поэзии « Серебряного века», определить основные принципы поэзии модернизма, показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, компьютер, проектор,презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.
Ребята, сегодня мы начнем разговор о серебряном веке. Записываем в тетрадях число и тему урока:«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха . Ваша задача на уроке – в ходе объяснения нового материала конспектировать лекцию.
2. Объяснение нового материала
Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Так был назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
Для того, чтобы приступить к изучению материалов, давайте вспомним, в какую эпоху зарождался Серебряный век русской поэзии.
(Во второй половине 19 века было отменено крепостное право, начался подъем революционного движения, активизировались различные политические силы, было совершено несколько террористических актов против представителей правящих классов, в том числе и против членов императорской семьи).
( Создание бензинового двигателя, первые попытки полета человека, кинематограф, фотография, идет серьезное исследование Арктики, происхлдит прорыв в химии – создается таблица периодческих элементов Менделеева).
Литература рубежа эпох - очень сложное явление. С одной стороны, продолжал развиваться критический реализм (Бунин, Куприн, Вересаев, Аверченко и др.) С другой стороны, в 90-х годах 19 века в России появилось новое литературное направление – модернизм, представленный такими течениями, как символизм, акмеизм и футуризм. Давайте с вами вспомним что же такое реализм?
(Ответы детей)
«Реализм»–это направление в искусстве, ставящее целью правдивое
воспроизведение действительности в её типических чертах.
Посмотрите на экран перед вами понятие модернизм познакомьтесь с ним.
Некоторые ученые считают что в первые название серебряный век было предложено философом Н.Бердяевым,другие ученые называют Николая Оцупа - ученик Гумилева “Серебряный век русской поэзии”(1933). Также называют Анну Ахматову. Анна Ахматова писала поэму « Без Героя» . Это произведение воспроизводит эпоху серебряного века. Там есть такие строчки:
И серебряный месяц ярко,
Над серебряным веком стыл.
Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Если был золотой век , значит должен быть и серебряный. Во времена античности был период, когда писатели начали экспериментировать с темой, формой произведения. И этот период назвали серебряным веком. Наш серебряный век — это тоже время экспериментов. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков,отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи,музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин,Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин,С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но,пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.
Вывод:
На рубеже веков в России сложилась очень сложная политическая и социо-культурная обстановка, которая стимулировала поиск новых знаний по всем направлениям человеческой жизнедеятельности. Старые нормы и правила подвергались ревизии, и, соответственно, русская литература не могла оставаться в стороне от всеобщего обновления и поиска новых путей, методов и проблем.
Сейчас мы с вами познакомимся с литературными течениями , которые существовали в эпоху серебряного века
Просмотр презентации.
Символизм
Символизм как литературное течение сформировался в самом начале 900х г. В чистом виде просуществовал 10 лет. Центральным понятием является — символ. Символ -есть выражения безграничной стороны мысли.
Символ-это окно в вечность.
Сейчас мы с вами сделаем анализ стихотворения В.Брюсова « Творчество»
-Какие выразительные средства использует Брюсов в своем стихотворении?
(В.Брюсова использовал в своем стихотворении такие выразительных средства, как цветопись и звукопись. )
-Какие цвета присутствуют в тексте?
(В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость. )
-Какие сонорные часто повторяются в стихотворении?
( Часто повторяются такие сонорные как: «л», «р», «м» и «н»)
-Для чего автор употребляет эти сонорные?
( Они создают ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!)
-Посмотрите как стихотворение построено?
(Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках.)
Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности.
Акмеизм
1910г. стал кризисом символизма, многие считали, что символизм себя уже изжил. В газетах появляются статьи быть или не быть русскому символизму. В этой атмосфере рождается новое литературное объединение, которое назовут «цех поэтов». Цех поэтов во-первых будущие акмеисты были увлечены средневековьем и прочитали, что все ремесленники объединялись в цеха. Над ними стояли синдики т.е. главный мастер. У него было 2 обязанности :1) обучал подмастерьев мастерству, передавал опыт,2) организовывал работу. По аналогии решили назвать свое объединение цех поэтов. Они считали , что можно научить писать стихи. Все отношения в цехе поэтов строились на основе иерархии. Гумилев, Городецкий — синдики. Ахматова — секретарь рассылала приглашения. Вечера проходили на квартире Гумилева. Из одной комнаты выносили мебель. По центру ставили кресло и два по бокам. Центральное кресло покрывали красным или багровым ковром, по бокам- синим, зеленым. Далее шло пустое пространство, затем стулья деревянные наконец мягкие сидения где сидели приглашенные гости. Стихи читали подмастерья , а синдики давали советы.
Проанализируем стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи».
-О чем это стихотворение?
(«Песня последней встречи» — это стихотворение, безусловно, о разлуке.)
-В какой момент изображена лирическая героиня?
( Лирическая героиня изображена в момент, когда она уходит от любимого после объяснения с ним.)
Ахматовскую лирику критики не случайно сравнивали с прозаическими произведениями — новеллой, повестью, романом. Справедливость этих сравнений «Песня последней встречи» демонстрирует наглядно. Из всего повествования, хронологически нарушенного, последовательность событий все же восстанавливается. (А ведь сюжетность — это отличительная черта прозы.) То, что героиня уже покинула дом, где, собственно, все и произошло: мы узнаем уже в последней строфе: Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. , -Какое душевное состояние у героине?
(Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки...) Казалось бы, удивительно то, что находясь в том состоянии, когда «беспомощно» холодеет грудь, героиня идет «легким» шагом. Но это вполне объяснимо: испытав стресс, человек, как правило, спешит покинуть то место, где негативные переживания были получены, как говорится, «ноги сами несут». Здесь как раз тот случай. Далее неожиданно врывается в повествование деталь. Эта деталь — перчатка, которую лирическая героиня одевает не нату руку, что так же свидетельствует о крайнем смятении и полном отсутствии внимания к чему-либо, кроме собственных переживаний: Я на правую руку надела Перчатку с левой руки... Из следующей второй строфы можно сделать вывод о том, что отношения героев были довольно и длительными, и дом, который в данный момент покидает героиня ей очень хорошо знаком:
-Найдите строки где это видно? (Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три!...)
- В какое время года происходят события? (Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! IIя тоже. Умру с тобой...») В конце стихотворения Ахматова говорит о том, что героиня, бросив прощальный взгляд на «темный дом», видит свечи в спальне, которые горят «равнодушно-желтым огнем».
-Что символизирует желтый цвет?
(Желтый цвет традиционно символизирует разлуку)
Здесь же цветовое определение усилено наречием «равнодушно», что дает право сделать вывод о том, что герой, оставшийся за кадром, там, в доме, не испытывает переживания в той же степени, что и героиня. Футуризм
Футуризм возник впервые в Италии. В 1909 году Филиппо Маринетти издал манифест футуризма. Маринетти прославлял скорость, новые города (залитые электрическим светом, с высокими домами, города в которых царствуют автомобили). Маринетти призывал отказаться от синтаксиса и пунктуации, отменить орфографию. Он говорил , что достаточно только использовать глаголы и существительные. Говорил о том . Что гоночный автомобиль прекраснее античной статуе. Маринетти мог с любовью изображать завод из трубы которого идет черный дым. В России футуризм возникает в 1910-1911гг.
( Кузнечик успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил»)
Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину .
- О ком говорится во второй части стихотворения?
(Героиней второй части стихотворения является зинзивер)
-Вы знаете что такое зинзивер?
(Зинзивер- крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком.) Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!».Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую. Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.
-Какой художественный прием использует Хлебников в своем стихотворении? (Хлебников использует звукопись . Поэт сам указывал на то, что в этом стихотворении в четырёх строчках "звуки у, к, л, р повторяются пять раз каждый помимо его желания" .
3. Рефлексия
-Почувствовали ли вы, что русский модернизм отличается от классической поэзии?
-Назовите основные течения модернизма?
-Какое из течений вам наиболее близко, аргументируйте свою точку зрения.