МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОЛИМПИЙСКИЙ УРОК
«О спорт! Ты – мир!»
(урок физической культуры в 6 классе)
Подготовила и провела учитель
высшей квалификационной категории
Распопова Л.В.
Олимпийский урок
Тема: «О спорт! Ты – мир!»
Цель: познакомить обучающихся с понятием олимпизма, историей и символикой олимпийских игр.
Задачи:
- популяризовать олимпийское движение;
- расширить кругозор по теме «Олимпийских игры»;
- пропагандировать занятия спортом и физической культурой, физическое развитие школьников;
- воспитывать стремление к ведению здорового образа жизни. Оборудование: флаг МОК, олимпийские кольца, высказывания («Быстрее! Выше! Сильнее!», «От школьных рекордов – к олимпийской медали!», «Олимпийцы среди нас»), фотографии Пьера де Кубертена, олимпийских чемпионов.
Ход урока:
Вступление учителя. В 2014 году в России состоятся Олимпийские Игры. Это грандиозное событие не только для нашей страны, но и для всего мира. Истории этого праздника спорта, его героям мы и посвящаем наш олимпийский урок «О спорт! Ты – мир!».
Ученик 1.Как рождался всемирный праздник.
Родиной олимпийских игр является Древняя Греция – святилище Олимпа, расположенной в западной части Пелопонесского острова. У подножия горы Кронос, в долине руки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных игр. Придумал и организовал первые Олимпийские игры знаменитейший Геракл, сын Зевса, - тот самый, который совершил свои 12 легендарных подвигов.
Ученик 2
В старину в античном мире
Двадцать пять веков назад
Города не знали мира,
Шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны.
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны.
Ученик 3 Олимпийцы готовы к состязаниям.
Выступать на Играх считалось большой честью. Каждый атлет должен был готовиться 10 месяцев дома и ещё месяц тренироваться в Олимпии. За будущими олимпийцами внимательно следили элланодики- судьи и распорядители Игр. Они отвечали за подготовку спортсменов, награждали победителей и даже налагали штрафы на провинившихся.
В программе Игр помимо бега самым популярным состязанием было пятиборье-пентатлон. В него входили бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба. Так что участник таких соревнований должен был иметь весьма разностороннюю подготовку.
Ученик 4 Олимпионики.
Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное - честно. Победители, олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своём родном городе, но и во всем греческом мире.
Ученик 5 Пьер де Кубертен.
На долгие века были забыты Олимпийские Игры, но в 19 веке появился человек, который решил возродить этот вид международных соревнований.
Это был Пьер де Кубертен. Именно он разработал основы так называемой Олимпийской хартии.
Олимпизм – это философия жизни, возвышающая и объединяющая в единое целое достоинства тела, воли и разума. Цель олимпизма – поставить спорт на службу гармоничному развитию человека.
Олимпийское движение охватывает 5 континентов. Его символ – пять переплетённых колец.
Занятия спортом являются одним из прав человека и ничто не должно мешать человеку в достижении спортивных рекордов.
Ученик 7 На нашей улице праздник.
В 1974 году на Венской сессии Международного олимпийского комитета было принято решение предоставить право проведения Игр 22 Олимпиады столице нашего государства Москве.
Учитель. У олимпийцев есть девиз: «Ситиус, альтиус, фортиус», что означает « Быстрее, выше, сильнее», который очень точно выражает устремление современного олимпизма.
Ученик 8. Олимпийский флаг, огонь, клятва.
Идея олимпийского флага, как и многое другое в олимпийском движении, была предложена Пьером де Кубертеном. МОК утвердил её в 1913 году. Флаг решено было поднять на Играх 1916 года.
А флаг-то и в самом деле прекрасен: на белом атласном полотнище размером 2 на 3 метра олимпийский символ – 5 олимпийских разноцветных колец. Белое поле флага дополняет идею дружбы всех без исключения наций Земли.
Эстафета олимпийских факелов, первый из которых вспыхивает в Олимпии, впервые состоялась в 1936 году.
Эта честь предоставляется лучшему спортсмену той страны, в которой проводятся Олимпийские игры. У нас, на Играх в Москве, огонь зажёг Сергей Белов, знаменитый баскетболист, чемпион мира, олимпийский чемпион.
Олимпийская клятва в наши дни звучит так: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».
Ученик 9.Талисманы и награды Олимпийских игр.
До сих пор мы говорили о торжественных и строгих традициях Олимпиад. Но есть в проведении Олимпийских игр и традиция трогательная, добрая, чуть смешная. Речь идет о талисмане Олимпиады, который впервые появился на Играх в Мехико. Талисманом стал ягуар – одно из любимых животных в Мексике. Новый олимпийский обычай всем сразу понравился. Через 4 года в Мюнхене появилась такса Вальди, в Монреале талисманом стал традиционный житель канадских лесов – бобр, в Лос-Анжелесе – орленок, в Сеуле – тигрёнок Ходори. Символом Игр в Москве стал симпатичный медвежонок Миша, нарисованный московским художником Виктором Александровичем Чижиковым.
Об олимпийских медалях, конечно знает всякий. Их вручают в каждом номере программы – победителю и призерам: золотую, серебряную и бронзовую. За 3место медаль действительно бронзовая, за 2 место – действительно серебряная. А вот за 1 место… тоже серебряная, но покрытая толстым слоем золота, не менее 6 граммов.
Учитель. Завершим наш олимпийский урок соревнованием, которое проверит не только ваши знания, но и физическую подготовку.
(Создаются 2 команды по 5 обучающихся, которые придумывают для команды название и девиз. Роль жюри могут выполнять более старшие обучающиеся)
Тур 1 «Колесо истории»
(3 человека из команды письменно отвечают на вопросы, а остальные – записывают на доске олимпийские виды спорта)
Вопросы для 1 команды:
- Кто такие олимпионики?
- Какие виды спорта входили в пентатлон?(Бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба)
- Чем награждались олимпионики?(Оливковой ветвью или лавровым венком)
- В чем заключается заслуга Пьера де Кубертена?
- В каком году состоялись Московские Олимпийские игры?
Вопросы для 2 команды:
- Что такое олимпизм?
-Что представляет собой олимпийский флаг?
- Какие животные были символами Олимпийских игр?
-Через какие промежутки времени проводятся Олимпийские игры? (Через 4 года. Есть летние и зимние Игры, поэтому мы их наблюдаем через 2 года)
- Какие виды спорта входят в программу зимних и летних Игр?
Тур 2 «Быстрее, выше, сильнее» (Участники команд выполняют несложные физические упражнения)
1.Отжимание от стула.
2. Поднимание гантелей.
3. Прыжки на прыгалке, например за 1 минуту.
Тур 3 «Имена» (3 человека из команды письменно отвечают на вопросы, а остальные – записывают на доске названия спортивных снарядов, принадлежностей для занятий спортом)
Вопросы для 1 команды:
1.Какая выдающаяся гимнастка завоевала на олимпиадах 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые медали? (Лариса Латынина)
2. Какой величайший спортсмен XX столетия в плавании на Олимпиаде в Мюнхене получил 7 золотых медалей? (М.Спитц)
3. XVII летние Игры называют Олимпиадой тяжелой атлетики, но есть и другое название «Олимпиада...» (Юрия Власова)
Вопросы для 2 команды:
1. Лидия Скобликова завоевала на IX Олимпийских играх золотые медали на всех четырех дистанциях в …(скоростном беге на коньках).
2. Советскую спортсменку, победительницу двух Олимпиад, называли «чудо с косичками». Это – (Ольга Корбут).
3. Сократ был победителем на Олимпиаде в панкратионе (соединены элементы борьбы и кулачного боя). В чём состязался на Олимпиаде оратор Демосфен? (В ораторском искусстве)
Жюри подводит итоги, участники олимпийского урока просматривают ролики о будущей олимпиаде, строительстве олимпийских объектов. Затем, награждаются команды – участники.
Учитель.
«О спорт! Ты наслаждение! Ты верный неизменный спутник жизни», – так начинается произведение Пьера де Кубертена. Пусть не каждый из вас станет спортсменом, но занятия физкультурой укрепят и надолго сохранят ваше здоровье. Олимпийские принципы призывают нас заботиться о своем здоровье. Какие правила при этом необходимо выполнять? О них очень хорошо сказал в своей книге основатель олимпийского движения:
1. Чистый воздух и солнечный свет.
2. Употребление только свежих, полезных и жизненно важных продуктов. 3. Умеренность в питании.
4.Ежедневные пешие прогулки, невзирая на погоду.
5.Регулярные физические нагрузки.
6. Соблюдение режима труда и отдыха, глубокий, продолжительный сон.
7. Единство тела, разума и духа.
Будьте здоровы и сильны! Стремитесь к Олимпийским вершинам!
Литература:
1. Олимпиады. спорт. Здоровье / Ред. - сост. Л.И. Жук - Мн.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2003 г., стр. 117-123.
2. С. Пич, Э. Миллард, перевод с англ. Н.В. Белоусовой, «Греки. Иллюстрированная мировая история», Москва «Росмэн», 1997 г., стр.58-59.)
3. Лотыше И.П. География Краснодарского края. - Краснодар: Кубанский учебник; ГУП «Печатный двор Кубани», 1999 г , стр.102-105.
4. Маслов В.И. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Спорт. - М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2001.