Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению по теме "Слоги"»
Задачи:
познакомить учащихся с понятием «слог»,
учить определять количество слогов в слове;
рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;
развивать речевые умения, внимание;
воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
Проверь–ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, азбука, тетрадка? (садитесь) Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок.
Сообщение темы.
Открываем маршрутный лист и посмотрим с чем мы уже познакомились?!
-Итак, как мы общаемся? С помощью чего мы передаем информацию?
-Какая бывает речь?
-На доске текст. К какому виду речи он относится?
-Сегодня я вам читала стихотворение. Какая это речь?
- Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений)
А из чего состоит предложение? (из слов) Послушайте стихотворение.
Дружат гласная с согласной, Составляя вместе слог. «Ма» и «ша», запомни «Маша», К нам явилась на урок.
Если слоги встанут рядом, Получаются слова. «Ты» и «ква», А вместе «тыква». «Со» и «ва» - читай: «сова».
- Ребята, как вы думаете с чем будет связана сегодня наша тема? (со слогами) Сегодня у нас тема «Слоги»
Работа по теме.
Откройте учебник «Букварь» на странице 15. Давайте рассмотрим картинку.
-Что изображено на картинке? Составьте предложение по картинке из 3 слов. (Дети зовут маму. Дети нарвали цветы. Поспели желтые груши…)
-Первый ряд покажите, как дети зовут маму? Для того, чтобы нам позвать кого-то мы делим слово на части, которые называются слоги.
-А теперь посмотрим сколько слогов в слове «мама». Поставим руку под подбородок и шепотом произнесем слово «мама». Сколько раз дотронетесь рукой подбородка-столько и слогов в слове.
-Второй ряд, сколько раз дотронулись рукой подбородка? Значит сколько слогов в слове мама?
-Третий ряд, какой первый слог в слове мама? А второй?
-Найдите такие слова на картине, в которых тоже 2 слога. (груша, песок, дети, цветы…)
Физминутка для глаз. Нарисуйте глазами большой круг. Нарисуем квадрат. Похлопайте часто глазками. Закройте глаза и немного потрите их пальчиком круговыми движениями. Поставьте палец на вытянутой руке, приближая пальчик к носу - следите за ним. Теперь закройте глаза, опустите руки вниз, сделайте глубокий вдох ртом и медленно выдыхаем носом. Открываем глаза и продолжаем работу.
-Обратите внимание на схемы, изображённые внизу. Они поделены чертой. Как вы думаете для чего? Эти палочки разделяют слова на слоги. Сейчас рассмотрим слово мама на схеме. В слове 4 буквы - это 4 клеточки, палочкой разделим на 2 слога.
Смотрим в учебник.
-Как называется первый предмет? Подставьте руку и произнесите слово. (ро-за) Сколько в нем слогов?(2)
Второй предмет?(совок) Сколько слогов?(2)
Следующий предмет? (береза) Уже сколько слогов? (3) А следующее слово? (мяч) Сколько слогов в этом слове? (1) Следущее слово?(куличик) Сколько слогов в слове «куличик»?(3).
-Итак, следующее задание выполняется в паре. Вспомни, как зовут твоего соседа. Повернись лицом к нему и произнеси его имя. Сколько слогов в его имени? Спрашиваю по паре.
Читаем стихотворение. Как вы поняли стихотворение? Если произнести отдельно слог, не всегда можно понять что хочет сказать человек.
-Сколько слогов в слове «лимон»?(2)
Подвижная физминутка. Встаем и повторяем за движениями на экране.
Закрываем букварь, убираем на край стола. Открываем спутник букваря на странице 15. Я читаю стихотворение.
-В чем смысл стихотворения? У нас есть незнакомое слово «прыть» -это быстрота, подвижность, т.е. слушатели поторопились и не поняли, что хочет донести им рассказчик. Он им первый слог, а они уже начали его обсуждать, он им только второй слог- они уже и про него говорят. А оказалось, что слово состоит из 3 слогов «Вор-кот-ня». И первый слог «вор» и второй «кот» имеют свое значение, а в соединении получилось другое слово. Воркотня – это звуки, произносящие голубями. Голуби таким способом передают информацию друг другу.
Дома прочитаете это стихотворение.
Закрываем спутник букваря. Открываем рабочие тетради на странице . Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Назови нарисованные предметы. Раздели схемы слов, обозначающие название этих предметов на слоги. Первое слово вписываем буквы в клеточки. Сколько слогов в слове? (2) Разделим палочкой схему на 2 слога.
-Второе слово? (ключи) Вписываем в схему. Сколько слогов? (2)
-Третье слово самостоятельно: каждый у себя в тетради.
Переходим ко второму заданию. В этом задании уже схемы разделены на части, т.е на слоги. Только схемы перепутались местами. Нам надо соединить подходящую схему, обозначающую название предметов.
-Первое слово «кран». Сколько слогов? К какой схеме он относится? Вписываем это слово во вторую схему. Соединяем стрелочкой картинку со схемой.
-Какой предмет на второй картинке? (лупа) Сколько слогов? К какой схеме он относится? Вписываем это слово в первую схему. Не забываем соединять стрелочкой картинку со схемой.
-Третье слово самостоятельно.
Задание под номером 3 – выполнить дома.
Итог урока. Рефлексия.
Что вы узнали сегодня на уроке?
С чем вы познакомились до этого урока?
Какое домашнее задание? (прочитать стихотворение в спутнике букваря на странице 15-16; страница задание 3 в рабочей тетради.)