Тема: Наше Отечество.
К.Ушинский «Наше Отечество». В. Песков «Отечество».
Сравнение текстов о Родине
Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, электронное приложение.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Родина
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
3. Александрова
- Прочитайте способом «птичий базар».
- Прочитайте, разделяя слова на слоги.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте с замедлением.
- Прочитайте с интонацией восхищения.
III. Актуализация знаний
- Ребята, прочитайте стихотворения о Родине.
- Подберите слова, близкие по значению к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна.)
- Почему мы так называем нашу Родину? (Ответы детей.)
- К этому вопросу мы еще вернемся в конце урока, тогда и проверим, правы ли вы были. Сегодня мы продолжаем изучать новый раздел учебника. Кто запомнил его название? («О Родине, о подвигах, о славе».)
- Посмотрите, какие произведения авторы учебника поместили в него. (Стихи и рассказы поэтов и писателей о Родине. Картины известных художников.)
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Определите тему и цели урока:
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Вы согласны?
Вслух дети читают задания и разгадывают их.
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Березка)
Издалека долго
Течет река (Волга)
В летний зной хорошо напиться из него водицы (Родник)
Самые маленькие в семье (Дети)
Что выше леса,
Краше солнца,
Без огня горит? (Солнце)
Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. (Мама)
Учитель. Какое слово вы разгадали?
- Родина
- Работа по теме урока
Знакомство с произведением К.Ушинского «Наше Отечество»
- Прочитайте имя писателя, чье произведение мы будем изучать.
- Что вы помните о нем? Какие его произведения мы читали? (Чтение те- ста учителем.)
- Ваши впечатления?
- О какой Родине говорит нам автор?
- - Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?
- - Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия.)
- Какой вы представляете себе свою Родину?
Просмотр презентации
- - Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
- Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Своя сторона не бывает холодна.
- Народной стороне и камешек знаком.
VI. Физкультминутка
VII. Творческое применение и добывание знаний
Знакомство с произведением В. Пескова «Отечество»
Василий Песков - автор рубрик газеты «Комсомольская правда» «Таежный тупик» и «Окно в природу». Очерки, написанные им, легли в основу книг с одноименным названием.
Все произведения Василия Пескова полны лиризма, поэтичны. На страницах своих книг автор талантливо раскрывает характеры и судьбы людей.
(Чтение текста хорошо читающими учащимися.)
- Перечитайте оба произведения.
(Дети перечитывают тексты вслух.)
- Что значит для вас слово Отечество?
- Прочитайте последний абзац текста К. Ушинского. Как вы понимаете эти строки?
- Обсудите в паре последнюю строчку текста В. Пескова. Объясните ее смысл.
VIII. Рефлексия
- Выберите любое начало предложения и продолжите его.
- Сегодня на уроке я узнал...
- На этом уроке я похвалил бы себя за...
- После урока мне захотелось...
- Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
- Почему мы называем Отечеством Россию? («Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».)
- Какие чувства вызывают и воспитывают в читателе прочитанные на уроке произведения?
Домашнее задание
Читать произведения о Родине. Подготовить выразительное чтение одного из них.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока»
Литературное чтение, 4 класс
Тема: Наше Отечество.
К.Ушинский «Наше Отечество». В. Песков «Отечество».
Сравнение текстов о Родине
Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, электронное приложение.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
Родина
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
3. Александрова
- Прочитайте способом «птичий базар».
- Прочитайте, разделяя слова на слоги.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте с замедлением.
- Прочитайте с интонацией восхищения.
III. Актуализация знаний
- Подберите слова, близкие по значению к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна.)
- Почему мы так называем нашу Родину? (Ответы детей.)
- К этому вопросу мы еще вернемся в конце урока, тогда и проверим, правы ли вы были. Сегодня мы продолжаем изучать новый раздел учебника. Кто запомнил его название? («О Родине, о подвигах, о славе».)
- Посмотрите, какие произведения авторы учебника поместили в него. (Стихи и рассказы поэтов и писателей о Родине. Картины известных художников.)
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Определите тему и цели урока:
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Вы согласны?
Вслух дети читают задания и разгадывают их.
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Березка)
Издалека долго
Течет река (Волга)
В летний зной хорошо напиться из него водицы (Родник)
Самые маленькие в семье (Дети)
Что выше леса,
Краше солнца,
Без огня горит? (Солнце)
Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. (Мама)
Учитель. Какое слово вы разгадали?
- Родина
Работа по теме урока
Знакомство с произведением К.Ушинского «Наше Отечество»
Прочитайте имя писателя, чье произведение мы будем изучать.
Что вы помните о нем? Какие его произведения мы читали? (Чтение те- ста учителем.)
Ваши впечатления?
О какой Родине говорит нам автор?
- Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?
- Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия.)
Какой вы представляете себе свою Родину?
Просмотр презентации
- Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Своя сторона не бывает холодна.
Народной стороне и камешек знаком.
Физкультминутка
Творческое применение и добывание знаний
Знакомство с произведением В. Пескова «Отечество»
Василий Песков - автор рубрик газеты «Комсомольская правда» «Таежный тупик» и «Окно в природу». Очерки, написанные им, легли в основу книг с одноименным названием.
Все произведения Василия Пескова полны лиризма, поэтичны. На страницах своих книг автор талантливо раскрывает характеры и судьбы людей.
(Чтение текста хорошо читающими учащимися.)
(Дети перечитывают тексты вслух.)
Что значит для вас слово Отечество?
Прочитайте последний абзац текста К. Ушинского. Как вы понимаете эти строки?
Обсудите в паре последнюю строчку текста В. Пескова. Объясните ее смысл.
Рефлексия
Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
Подведение итогов урока
Почему мы называем Отечеством Россию? («Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».)
Какие чувства вызывают и воспитывают в читателе прочитанные на уроке произведения?
Домашнее задание
Читать произведения о Родине. Подготовить выразительное чтение одного из них.
Просмотр содержимого презентации
«Россия- моя Родина»
Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина- край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный и др.
«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.»
«Человек без родины, что соловей без песни.»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке»
«Родина – мать, умей за неё постоять.»
« Всякому мила своя сторона.»
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха.»
Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых
Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни,
Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.
- Если долго-долго-долго
- В самолёте нам лететь.
- Если долго-долго-долго
- На Россию нам смотреть,
- То увидим мы тогда
- И леса, и города,
- Океанские просторы,
- Ленты рек, озёра, горы…
- Мы увидим даль без края,
- Тундру, где звенит весна,
- И поймёшь тогда, какая
- Наша родина большая,
- Необъятная страна.
Кедры, пихты, сосняки.
Лось рогатый у реки.
Куропатка бьёт крылом,
По реке плывёт паром.
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
Это – озеро Байкал
В окруженье диких скал.
Вдали вулкан дымится. Здесь Родины граница,
Над сопками туман. Здесь Тихий океан.