kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе для 9 класса "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе в 9 классе»

Тема: «Я вас любил…». ( Адресаты любовной лирики Пушкина).

Цели урока:

1) изучение любовной лирики Пушкина, раскрытие ее духовного потенциала;

2) развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся;

3) чтение стихотворений, обучение исполнительному анализу стихотворения.

Оформление:

Презентации учащихся, портрет А.С.Пушкина и адресатов любовной лирики: А.Керн, Е.Бакунина, М. Раевская, Е.Воронцова, А. Оленина, Н.Гончарова; толкование слова «любовь» (словарь Ожегова, толкование А.С.Пушкина).


Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, тема сегодняшнего урока «Я вас любил…», на котором мы поговорим о любовной лирике А.С.Пушкина. Осмыслим, что значила для поэта любовь к женщине. Будем продолжать учиться анализировать поэтический текст, развивать умение выразительно читать. Эпиграфом к уроку будут служить слова «Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны…», которые принадлежат А.С.Пушкину. Но давайте определимся, а что такое любовь?

(Высказывания учеников).

В словаре Ожегова даётся такое определение: Любовь – чувство самоотверженной сердечной привязанности. А Пушкин сказал, что Любовь – это прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами.

Благодаря этому мы имеем возможность наслаждаться шедеврами любовной лирики, которые создал великий поэт.

Кому же посвящал свои стихи А.С.Пушкин? Итак, перевернём страницы прошлого и вспомним первую любовь…


2. Выступления учащихся.


1. Е. Бакунина. (1795 - 1869 гг)


Период южной ссылки.

2. Мария Николаевна Раевская.


За другой поэтической легендой отправимся в Одессу.

3. Е.К. Воронцова.

4. Амалия Ризнич (1803 – 1825)


Южную ссылку сменяет заточение в имении Михайловское. Что там ждёт поэта. Мы отправляемся с вами в Тригорское.

5. А.П. Керн. (1800-1879)


1826 год. Ссылка закончилась. И мы с вами вслед за Пушкиным отправляемся в Петербург.

6. Анна Алексеевна Оленина (1808-1888)

7. Н.Н.Гончарова(1812- 1863)


3. Беседа по вопросам:

- Что такое любовь?


- Каким вы увидели Пушкина в любви?

Любовь в творчестве и в жизни Пушкина — огромная тема, и сочинения поэта говорят открытому сердцу читателя больше любых аналитических разборов. Любовное чувство понималось Пушкиным как счастливый дар человека, как могучая сила, наполняющая смыслом дни существования. Снова и снова обращается он к этой теме, создавая глубочайшие по мысли и несравненные по красоте произведения в стихах и в прозе.

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя «страстям мятежным». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многозначительные опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо все, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность.

Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.


- Можно написать стихи о любви, если сам никогда не любил?


- Одинаково любит Пушкин в разные годы своей жизни?

В юношеских стихах воспевается наслаждение, упоение страстной любовью. Позднее появляется целомудренность, благоговение перед возлюбленной. Поздней лирикой он воспевает Женщину, сравнивая её с Мадонной.


- Чему учат стихи Пушкина? Актуальны ли они в наши дни?

Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже безответная, неразделимая, - огромное счастье, облагораживающее человека.

Любовь — одна из проблем, волнующих каждого человека в течение всей его жизни и, особенно, в пору молодости.

Бережно относиться к любимому человеку. Не хвастаться своей любовью. Не ставить в неудобное положение предмет своей любви, оберегать его от насмешек посторонних и самому не

давать для этого повода.


Вывод записать.

1) Любовь – источник поэзии.

Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло

2) Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений.

В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину Любовное чувство понималось Пушкиным как счастливый дар человека, как могучая сила, наполняющая смыслом дни существования.


4. Работа над созданием сборника любовной лирики Пушкина А.С..


5. Домашнее задание.

1) Выучить стихотворение наизусть.

2) Создать титульный листок к книге.

3) Написать пояснительную записку.




1. Е. Бакунина. (1795 - 1869 гг)

Бакунина Екатерина Павловна (в замужестве Полторацкая) - первая юношеская любовь А.С. Пушкина; к ней обращены многие стихи и элегии поэта в 1815-1817 годы.

Старшая сестра его лицейского товарища Александра Бакунина, она не раз приезжала в лицей повидать брата, гуляла по аллеям парка, бывала на лицейских праздниках. На одном из балов в Лицее Пушкин был поражен красотой сестры своего товарища Екатерины Бакуниной. И в жизнь юного лицеиста вошла любовь. «Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи», — вспоминал один из однокашников Пушкина.

Пушкин увлекался Екатериной и был в нее страстно влюблен, но любовь была безответной, дама не отвечала на ухаживания поэта. Екатерина Павловна была девушкой достаточно строгой, серьезной и абсолютно чуждой игривого кокетства».

Бакуниной было тогда 20 лет, а Пушкину – 16. Это была чистая и стыдливая юношеская любовь. О ней Пушкин сделал в ноябрьские дни 1815 года в своем лицейском дневнике взволнованную запись:

“Я счастлив был! Нет я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не было видно! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука! Но я счастлив был 5 минут”.

Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд элегий, которые носят печать глубокой меланхолии.

Осенью Бакунины переехали в Петербург, и Пушкин, судя по стихам, долгое время был совершенно безутешен. Но молодость брала свое, каждый день приносил новые впечатления, начались первые литературные успехи и даже настоящие триумфы, каким оказалось публичное чтение на экзамене в присутствии стареющего Державина. Сердечная рана затянулась…

На протяжении всего 1816 года А.С. Пушкин отдавал Катеньке всё поэтическое вдохновение, весь пыл своего Сердца - 22 стихотворения с “бакунинским” мотивом - своего рода энциклопедия юной любви. (“Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался...”, “Разлука”, “Осеннее утро”, “Желание”, “Окно”, «К живописцу».)

Дитя Харит и вображенья,

В порыве пламенной души,

Небрежной кистью наслажденья

Мне друга сердца напиши;


Красу невинности небесной,

Надежды милые черты,

Улыбку душеньки прелестной

И взоры самой красоты.


Вкруг тонкого Гебеи стана

Венерин пояс обвяжи.

Сокрытой прелестью Альбана

Мою царицу окружи.


Представь мечту любви стыдливой,

И той, которою дышу,

Рукой любовника счастливой

Внизу я имя подпишу.


Это стихотворение — первый опыт молодого Пушкина в жанре любовной лирики. Оно написано в конце 1815 или в самом начале 1816 года.

Стихи легкие, свободно льющиеся. Очень поразило: Пушкину 16 лет, а так талантливо написано стихотворение, и такие познания в области мифологии, живописи.


Хариты – греч. богини красоты, радости, олицетворение женской прелести.

Гебея – греч. богиня юности, дочь Зевса и Геры.

Венера – греческой богиней любви.

Венерин пояс – волшебный пояс, делающий того, кто его одевает неотразимым.

Альбан – Франческо Альбани, модный в России в начале XIX века итальянский художник.

Чувства поэта были глубокими. Поэт страдал, не зная надежды, тосковал, мучился. Но в этом стихотворении мы видим красоту и благородство, искренность и великодушие. И даже неразделённое чувство не озлобляет, а учит уметь любить и тогда, когда мы не любимы. Ведь любовь – единственное в мире чудо, это те высокие минуты в жизни поэта, когда силы души сосредоточены на одном чувстве, и перо не отстаёт от учащённого сердцебиения:

И потом Пушкин не забывал её, до конца жизни помнил о первой любви.





2. Анна Алексеевна Оленина (1808-1888)

Дочь президента Петербергской Академии Художеств, Алексея Оленина. Возлюбленная Пушкина в 1828 -1829 гг. Музыкант и певица. Автор неизданных до сих пор дневников и мемуаров о Пушкине. Обладала незаурядным умом и блестящим талантом рассказчика.


С семьей Олениных Александр Пушкин был близок с 1819 года, когда Анне Олениной было 11 лет. Дом Олениных был в свое время своеобразным центром литературной и художественной жизни Петербурга и его посещали Карамзин, Брюллов, Батюшков, Глинка и другие представители творческой элиты. Прервалась дружба с семьёй Олениных из-за Южной ссылки.

В 1827 году Пушкин вновь стал бывать в гостиной Олениных и поразился переменами в Аннет, ей уже было девятнадцать, от той юной двенадцатилетней девочки осталась только живость в движениях, в остальном Аннет преобразилась в истинную красавицу. При дворе слыла одной из первых красавиц. Была она небольшого роста, миниатюрна, с золотисто-русыми кудрями и необыкновенно живыми глазами.

Увлечение Пушкина оказалось не шуточным, он стал думать о сватовстве и браке. В своих рукописях легким росчерком рисует ее профиль, а под ним однажды появилась запись по-французски: «Аннет Оленина» — «Аннет Пушкина», потом густо зачеркнул ее.

В 1828 году весной он почти ежедневно встречался с ней в Летнем саду, куда ходил гулять вместе с Вяземским и Плетневым. Если вдруг она не приходила, он был очень удручен.

Пушкин был очень рад, когда его пригласили Оленины в своё имение Приютино. Комары мучили всех в Приютино, Вяземский приходил в неистовство, Мицкевич говорил, что это кровавый день, и только Пушкин, весь расчесанный, в волдырях, восклицал нежно:—«Сладко!»

Юной красавице, безусловно, льстили ухаживания поэта. Она вела.«Дневник»-«журнал», где в романтической форме описала знакомство с Пушкиным, назвав его «самым интересным человеком своего времени».

В 1829 году Пушкин просит руки Анны Олениной, но неожиданно получает категорический отказ со стороны матери. Родителей Олениной не устраивал брак с мятежным поэтом. Пушкин искренне переживал отказ.

Пушкин посвятил ей десять стихотворений ("Её глаза", "Пустое Вы сердечным ты: "Я Вас любил" ,"Не пой красавица при мне" многих строф "Онегина") - больше, чем любой другой своей музе. Некоторые стихи вписаны им собственноручно в ее альбом. А она? Понимала и боготворила его талант. Боялась поднять на него глаза во время первого танца; потом встречалась и флиртовала с ним. Но против воли родителей пойти не могла.

Только представьте, не будь Олениной, мы никогда не смогли бы произнести едва ли не лучшие пушкинские строки:

Я вас любил: любовь еще быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь самого поэта:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Однако чувство отвергнутой любви остается высоким.

Он использует глагол в форме прошедшего времени («любил»), чтобы показать, что любовь прошла, ее больше не вернуть. Однако его любовь чиста и бескорыстна. В своей любви автор великодушен: «Но пусть она вас больше не тревожит».

Какие средства художественной выразительности использует автор в этом стихотворении? В создании эмоциональной напряженности большую роль играет трехкратное повторение словосочетания «Я вас любил…»,

В стихотворении автор использует прием аллитерации. В первой части стихотворения повторяется согласный звук «л», придающий нежность и печальность:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

А во второй части мягкий «л» меняется на сильный, резкий звук «р», символизирующий разрыв:

…То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно…

Гармоничность и музыкальность стихотворению придают пятистопный ямб.

Стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…» - яркий психологический эскиз состояния поэта. Пушкинская лирика пронизана оптимизмом, верой в жизнь, в духовные возможности человека, в его способность любить и дарить любовь.






3. Анна Петровна Керн (1800-1879) ( в девичестве Полторацка)

Первая встреча Пушкина с Анной Керн произошла в 1819 году в Петербурге в салоне Олениных

своих общих знакомых. Потом Пушкину рассказывали, что она очень любезно о нем отзывалась, а особенно хвалила его стихи. Он заинтригован. Он пишет одному своему другу, очень близко знакомому с Керн: «Объясни мне, милый, что такое А.П.Керн, которая написала много нежностей обо мне своей кузине? Говорят, она премиленькая…». Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием.

Следующая встреча поэта с Анной Петровной произошла лишь через несколько лет, в усадьбе Тригорское, куда Керн приехала отдохнуть к своим родственникам. А Пушкин там вообще был частым гостем, поскольку Тригорское находилось в двух шагах от Михайловского, где поэт томился в ссылке. Керн произвела на него неизгладимое впечатление. Как он написал в письме, «недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поет».

Анна Керн была женщиной прелестной. Ее профиль поражает изяществом, женственностью линий, действительно передавая ощущение некоей поэтической грезы. Она была к тому же умна и достаточно образованна, прекрасно владела французским языком. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, михайловской ссылки появление Керн вызвало "пробуждение" в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти любви. В Тригорском - Михайловском у неё произошёл бурный, хотя и кратковременный роман с Пушкиным.

Этой встрече мы, собственно, и обязаны появлению на свет стихотворения «Я помню чудное мгновение».

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись долго дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.


Одно из самых прекрасных стихотворений любовной лирики. Итак, искреннее чувство Пушкина превратило А.П.Керн в "гений чистой красоты".

В его основу положены реальные факты биографии Пушкина.

В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.

Дальше описывается следующий этап в жизни поэта - его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл.

В дальнейшем поэт вновь встречает любовь своей молодости, о чем повествуют заключительные строфы стихотворения. Пушкин пробуждается, возрождается. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить.

Ритм у стихотворения четкий, композиция очень музыкальная.





4. Н.Н. ГОНЧАРОВА (1812- 1863)


Свежее прелестное лицо, как будто нарисованное кистью талантливого художника: огромные карие глаза, изящный носик, бледное лицо и каштановые шикарные локоны… «Моя мадонна» – так называл диву Александр Сергеевич Пушкин

… В шестнадцать лет Натали впервые стала разъезжать по светским мероприятиям. На одном из них познакомилась с Пушкиным. Александр Сергеевич полюбил ее сразу: застенчивое, меланхолическое выражение лица, порядочность и интеллигентность, изящную походку и поворот головы… В скором времени русский классик признается, что Натали Гончарова – его сто тринадцатая и последняя любовь. Он ждал ее два с половиной года…

Мать дочери страх перед Богом, фанатичное следование религиозной морали, поэтому винить Натали Гончарову в измене Пушкину – бесполезно. Она была чиста, как слеза. « Союз двух сердец – это величайшее счастье на земле» – так писала Натали в своём дневнике.

Именно такую женщину полюбил Александр Сергеевич, навсегда позабыв о холостяцкой, кочевой жизни в Москве и Петербурге. Поэт, наконец, созрел для брака, которого он добивался столько лет! «А душу твою люблю ещё более твоего лица» – так он писал Наталье.

В 1829 году поэт делает Наташе предложение, но свадьба отменяется.

Но, тем не менее, весной 1830 года Александр Сергеевич делает повторное предложение, и в этот раз добивается своего: Наташа уговаривает свою строгую мать в положительном решении на счёт свадьбы дочери с поэтом. 18 февраля 1831 года состоялась свадьба первой романтической красавицы России с первым романтическим поэтом России.

…Церковь Вознесения у Никитинских ворот. Господи, какая прекрасная пара! Натали в шикарном белом платье с длинным шлейфом. Александр не отводит взгляда от прелестной невесты… Священник читает молитву, молодые обмениваются кольцами… Вдруг кольцо Пушкина падает и катится вдоль по ковру. Поэт наклоняется, чтобы его поднять. В минуту свеча в его руке гаснет, а с аналоя, который он задел, падает крест и Евангелие. Наталья бледна: это дурной знак. Их союз будет роковым. Но тогда она откинула в сторону свои опасения, с тех пор перестав верить приметам…

…Это была неземная любовь. Пушкин боготворил свою жену, которая была на тринадцать лет его младше. Когда Пушкину доводилось уезжать на службу, он мигом начинал писать письма своей Натали. Он не мог без неё ни дня. «Прощай, моя красавица, мой кумир, прекрасное моё сокровище, когда же я опять тебя увижу…». И в каждом письме безграничная любовь, поклонение, тоска и забота, и ни грамма подозрения в неверности! Союз, заключённый на небесах… «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом» – писал он Наталье Ивановне.

1837 году, увидев умирающего Натали упала Александру на грудь. Она обезумела от ужаса, у Наташи был страшный шок, в последствие которого всю оставшуюся жизнь её мучили судороги в ногах.

Пушкин просил ходить по нему в трауре два года. Натали соблюдала его семь лет…

Накануне женитьбы в 1830 году Пушкин написал стихотворение "Мадонна", которое посвятил Н.Н.Гончаровой.

30 апреля Пушкин посылает своей невесте письмо, в котором говорит о картине итальянского художника Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля: "…часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды…" Описание этой картины и дано в этом стихотворении. Но дело не только во внешнем сходстве.

Наталья в глазах Пушкина обладала такой же ангельской святостью, была земным образцом "чистейшей прелести."


МАДОННА

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.


В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель-

Она с величием, он с разумом в очах-

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.


Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал. Тебя. Моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.


С самых первых строк мы погружаемся в атмосферу божественности и святости.

Невероятной нежностью и мягкостью сияет образ женщины, ставшей символом целомудрия и величия.

Автор особенно подчеркивает чистоту и невинность своей мадонны. "Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, чистейшей прелести чистейший образец."

Поражает лексика стихотворения: ни одного лишнего или малоговорящего слова. Со свойственной Пушкину простотой выражаются глубочайшие чувства любви и восторга к своей мадонне. Употребление слов высокого стиля (обитель, пречистая, божественный спаситель, взирали, творец, ниспослал). Использование описательных слов в превосходной степени (пречистая, чистейший) органично вплетаются в ткань стихотворения, придавая ему торжественность и плавность. Стихотворение написано в форме сонета.








5. Амалия Ризнич (1803 – 1825)

Одесская знакомая Пушкина, жена крупного банкира Ивана Ризнича.

Ризнич была итальянка - полунемка, с небольшой примесью еврейской крови. Это смешение дало замечательный тип красоты. По свидетельству современников, Амалия была высокой, очень красивой брюнеткой. "Особенно привлекательны ее пламенные очи, шея удивительной формы и белизны, и черная коса, больше двух аршин длинною.."

Одевалась она в наряд полуамазонки и носила черную мужскую шляпу. Вокруг нее вечно вился рой поклонников. Дом Ризничей был открытым домом. Празднества, балы, приемы следовали один за другим. На одном из таких приемов Пушкин увидел несравненную Амалию и без памяти влюбился.

Ей, как всякой кокетливой женщине, нравилось мучить поэта недомолвками, улыбками, странными взглядами.

Впрочем этот роман, мучительно - нежный, озаренный вспышками ревности и взаимных объяснений, кончился почти не начавшись. Амалия, всерьез подумав над всем, решительно прекратила отношения... Пушкин мучительно искал встреч. И еще долго профиль прелестной итальянки преследовал карандашно - тонкими очертаниями, ум и воображение поэта, скользя по страницам его черновых тетрадей.

Пушкин был ревнив от природы, но никогда муки ревности не были столь мучительны, как в пору его романа с Амалией Ризнич. Брат поэта рассказывает, что однажды он "в бешенстве ревности пробежал пять верст с обнаженной головой, под палящим солнцем". Эти муки Пушкин описал в элегии "Простишь ли мне ревнивые мечты",

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокой!

Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой

Твои глаза не следуют за мной.

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор -

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?..

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?..

Но я любим... Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Тебе смешны мучения мои;

Но я любим, тебя я понимаю.

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

1823 г.


Это стихотворение отличается поэтической зрелостью, подлинностью. Начинается оно с темы вины Простишь ли мне ревнивые мечты, но далее эта тема исчезает совершенно, зато появляется тема ревности, причем с упреками: Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,. Концовка - оправдание и мольба – звучит напряжением голоса: Мой милый друг, не мучь меня, молю…

В этом стихотворении чувствуется непосредственность, живость любовных переживаний. Кроме того, любовной лирике этого периода присущ особый психологизм, причем ярко выраженный. Стихотворение пронизано жаркими признаниями в любви, и вместе с тем в нем автор глубоко анализирует свои переживания.

В Одессе написаны и другие стихотворения, посвященные Ризнич - "Ночь", "Надеждой сладостной младенчески дыша".


6. Мария Николаевна Раевская.


Одна из замечательных женщин своего времени. Пушкин был дружен с ее семьей и знал ее еще девочкой, задумчивой и мечтательной. Ее своеобразная прелесть, тонкое обаяние внушили Пушкину особое, сокровенное чувство.
Мария Волконская первая из жен ссыльных декабристов последовала за мужем в Сибирь,  превратив свою жизнь в подвиг.

6 мая 1820 года Пушкин покидает Петербург и едет на юг, в ссылку, которую оформляют как перевод по службе. В Екатеринославе, искупавшись в холодном Днепре, Пушкин заболел лихорадкой. Больного, в бреду застает Николай Раевский, который с сыном Николаем (младшим) и двумя дочерьми – Марией и Софией – ехал на Кавказ. Он предложил Пушкину отправиться вместе с ними в Крым. Так счастливо начинается южная ссылка.

Во время этого путешествия юная Мария Раевская очаровала Пушкина своей детской непосредственностью. Она озарила своим дивным светом жизнь поэта и многие его строки...
Само чувство вспыхнувшей в сердце поэта любви сложно и противоречиво. Путешествие увлекло Пушкина. Он увидел степь, море, потом Кавказские горы. Александр Сергеевич был окружен дружеской заботой. Молодой поэт, одинокий, заброшенный далеко от родных и друзей, сердечно

привязался ко всему “милому семейству” Раевских.

В последний раз Пушкин видел Марию Николаевну в 1826 году, перед ее отъездом в Сибирь, куда она последовала за своим мужем, декабристом С. Волконским, и где провела почти 30 лет.

Существует предположение, что той, с которой писан “Татьяны милой идеал” в романе «Евгений Онегин», является М.Н. Раевская. Пушкинисты считают, что Мария Николаевна Раевская, натура яркая, незаурядная, стала адресатом кавказских стихотворений Пушкина “Не пой, красавица, при мне” и “На холмах Грузии лежит ночная мгла ”


На холмах Грузии лежит ночная

мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя

светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья

моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит –

оттого,

Что не любить оно не может.




















7. Воронцова Елизавета Ксаверьевна.


Елизавета Воронцова – знакомая поэта, которая почти до тридцатилетнего возраста жила в деревне под строгим присмотром матери. Воронцова поздно вышла в свет, но не смотря на это она жена генерал-губернатора Новоросийского края и наместника Бессарабии, генерал -фельдмаршала, участника войны 1812 года.

В то время А.С.Пушкин был в Одессе, он отбывал там ссылку. Тогда в этом городе блистали красавицы Амалия Ризнич, графиня Воронцова и многие другие…

Ей шёл 31-й год, но вряд ли кто-нибудь дал бы ей эти года. Хороша, моложава, утончена. Известен случай, когда сам Император Николай I, не смог устоять перед ее красотой и наивностью, но… привыкший добиваться любой женщины и не терпевший отказа, как и многие другие, остался с носом. Естественно, любвеобильный Пушкин, в свою очередь, не мог пропустить такой красавицы мимо себя и предпринимал неоднократные попытки добиться ее, но все было тщетно. Однако эта неудача, не помешало поэту посвятить ей множество стихотворений различной тематике.

С именем Воронцовой связывают такие стихи Пушкина, как «Желание славы», «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…», «Сожжённое письмо», «Талисман», «Прощание» и некоторые другие.


Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди..

День прощания. Царица не может опустится до слёз, она дарит ему талисман – сердоликовый перстень с загадочной древнееврейской надписью, вырезанной на камне. Он клянётся не расставаться с ним никогда, и исполняет клятву. До самого конца своих дней не расстаётся Пушкин с перстнем. И на дуэль он отправляется с талисманом. С уже мёртвой руки поэта его снимет Жуковский. Себе Элиза оставляет такой же перстень.


















- Каким вы увидели Пушкина в любви?


Любовь в творчестве и в жизни Пушкина — огромная тема, и сочинения поэта говорят открытому сердцу читателя больше любых аналитических разборов. Любовное чувство понималось Пушкиным как счастливый дар человека, как могучая сила, наполняющая смыслом дни существования. Снова и снова обращается он к этой теме, создавая глубочайшие по мысли и несравненные по красоте произведения в стихах и в прозе.

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя «страстям мятежным». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многозначительные опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо все, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность.

Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.



- Одинаково ли Пушкин воспринимает любовь в разные годы своей жизни?


В юношеских стихах воспевается наслаждение, упоение страстной любовью. Позднее появляется целомудренность, благоговение перед возлюбленной. Поздней лирикой он воспевает Женщину, сравнивая её с Мадонной.


- Чему учат стихи Пушкина? Актуальны ли они в наши дни?


Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже безответная, неразделимая, - огромное счастье, облагораживающее человека.


Любовь — одна из проблем, волнующих каждого человека в течение всей его жизни и особенно в пору молодости.


Бережно относиться к любимому человеку. Не хвастаться своей любовью. Не ставить в неудобное положение предмет своей любви, оберегать его от насмешек посторонних и самому не

давать для этого повода.













Салтыковская средняя общеобразовательная школа






«Я вас любил…»

(Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина).



Урок литературы в 9 классе.





























Провела учитель

русского языка и литературы

Гаврюшина О.Н..







2021 – 2022 уч. год.





















































































































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока по литературе в 9 классе

Автор: Гаврюшина Ольга Николаевна

Дата: 31.07.2023

Номер свидетельства: 635206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка урока литературы в 7 класс. Тема "Хокку""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokalitieraturyv7klasstiemakhokku"
    ["file_id"] => string(6) "273508"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452241766"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Разработка урока литературы в 5 классе «Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_litieratury_v_5_klassie_sierghiei_iesienin_dietskiie_ghody_obra"
    ["file_id"] => string(6) "354216"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478008621"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическая разработка урока литературы по теме А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания. Композиция произведения. для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieratury_po_tiemie_a_s_griboiedov_gorie_ot_"
    ["file_id"] => string(6) "374205"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482943492"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическая разработка урока литературы по произведению "Евгений Онегин" с использованием современных образовательных технологий"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_literatury_po_proizvedeniiu_evgenii_onegin_s_isp"
    ["file_id"] => string(6) "656866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1727293936"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства