Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Садитесь. Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием (Может быть, это нам не надо, это как-то не совсем вписывается. Может, на этом уроке без проверки Д. З.). Вы получили задание написать синквейн по прочитанному нами стихотворению Блока. Сейчас я попрошу некоторых из вас (по усмотрению учителя) прочитать свои работы.
(Чтение 3-4 работ и обсуждение их по примерной схеме: Оцените работу товарища.
Отражает ли первая строка синквейна тему стихотворения?
Переданы ли прилагательными ее существенные признаки?
Отражена ли в 4 строке основная мысль? Чувствуется ли отношение автора к изображаемому?
(критерии тоже можно вывести на СЛАЙД)(5МИНУТ)
Учитель: Хорошо, молодцы! Продолжаем с вами погружение в мир литературы. Посмотрите на доску, я подобрала эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их. Предположите, творчеству какого поэта будет посвящен наш урок, и какова основная тема его стихотворений?
(СЛАЙД: ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
С. А Есенин
Люблю тебя, Родина кроткая!
А за что – разгадать не могу…
С. Есенин.
Ответ: О творчестве С. Есенина. (Темы его стихотворений: любовь к Родине и родной природе)
Учитель: Верно. Тема нашего урока: «Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…» (СЛАЙД). Запишите тему. (И понравившийся эпиграф по выбору)
Подумайте и скажите, какие цели мы перед собой поставим на этом уроке? После обсуждения СЛАЙД: Цели урока
Познакомиться с личностью поэта.
Уяснить, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина
Понять идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…»
Выявить, при помощи каких художественных средств создается в нем образ малой Родины.
Итак, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта С. А. Есенина. Знакомо ли вам это имя? Знаете ли вы его стихотворения?
(Ответы детей) (5 минут)
Хорошо. Сейчас мы с вами попытаемся погрузиться в мир детства поэта. (Биография с МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ)
В этом имени — слово “есень”.
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен :
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты...
Только скажут:
Сергей Есенин —
Всей России встают черты. (СЛАЙД, ПОРТРЕТ ЕСЕНИНА)
Родина Сергея Есенина - село Константиново, которое раскинулось по правому, высокому холмистому берегу Оки. Когда-то на месте крестьянской избы, что стоит в Константинове, возвышался на пригорке ветхий двухэтажный дом, построенный дедом поэта - Никитой Осиповичем Есениным (СЛАЙД). В нём и родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года. По-матерински заботилась о внуке бабушка Наталья «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», — признавался поэт. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд. Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять». По настоянию деда будущий поэт рано начал одолевать грамоту по церковным книгам. «Читать начал с 5 лет», - отмечал С. А. Есенин. В девять лет Есенин переступил школьный порог сел за парту земского четырехклассного Константиновского училища. Здесь начал учиться Есенин. Окончил школу с похвальным листом. Красота родной природы и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица, песни Кольцова и стихи Лермонтова, частушки и книги — все это способствовало раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте. Любуясь картинами родной природы, он стремился передать свое восхищение в своих стихах. . Село Константиново, где прошли годы детства, юности и ранней зрелости поэта с 1910-1918 годы, сейчас Государственный музей-заповедник, В 1965 г. дом родителей поэта стал мемориальным домом-музеем С. А. Есенина. В уютной бревенчатой избе воссоздана атмосфера быта того времени. В избе все расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича. (ВОТ ТУТ МУЗЫКУ НАДО ВЫКЛЮЧИТЬ)
В семье Есениных в 1911 г. родилась дочь Александра. Будущий поэт находился тогда довольно далеко от родного дома: он учился в Спас-Клепиках. С огромной нежностью относился к сестре Сергей Есенин, по-отечески заботился о ней, гордился ее успехами, звал ласково Шура, Шуренок. Каждый приезд Сергея домой был праздником для всей семьи, и в особенности для маленькой Шуры. Вечерами все собирались вместе и пели старинные протяжные народные песни. В сентябре 1925 г. Есениным написаны четыре лирических стихотворения, посвященные им «Сестре Шуре». Строки их полны глубокого светлого чувства братской любви и восхищения молодостью, чистотой души.
Сегодня у нас сегодня есть возможность также услышать одно из них. (ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИО)
Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Стихотворение проникнуто грустью, волнением, ностальгией).
Какова его тема?
(воспоминание о Родине)
Какие чувства охватывают героя при воспоминании о Родине? Найдите в тексте слова, которыми сам герой характеризует свое состояние.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь —
Ведь моя отрада —
Что вовек я любил не один
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Потому так и сердцу не жёстко
Учитель: Верно, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к родному дому.
О чем просит лирический герой? (Лирический герой просит сестру Шуру спеть песню, которую напевала их мать).
С кем в его сознании связан образ родного края? Подтвердите строчками стихотворения.
Ответ: Образ родного края в сознании поэта связан матерью Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Лишь немного глаза прикрою —
Вижу вновь дорогие черты.
Так приятно и так легко мне
Видеть мать.
Учитель: Да, ребята, благотворное влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать. Татьяна Федоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен (и шуточных, и игровых, и обрядовых, и лирических). Отсюда и возникло название стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…».
С какими еще дорогими сердцу образами связан для поэта образ родной стороны и как он говорит об этом в стихотворении, обращенной к сестре?
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
Видеть мать и тоскующих кур
Учитель: Верно, обратимся к последним двум четверостишиям. Какой образ, символ России, встречается во многих стихах Есенина, в том числе и в этом? (Берёза)
Какое средство выразительности использует поэт при создании образа берёзы в этом стихотворении? (олицетворение). Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы безошибочно узнаем его стихи.
- Какие еще художественные средства использует Есенин, рисуя словами картину родительского дома? Давайте выделим их.
(Дети находят)
Учитель: стихотворения Есенина отличаются необыкновенной плавностью, напевностью. Многие из них, в том числе и это, положены на музыку. Как поэт добивается «песенности» своего стихотворения?
(Ребята говорят, что напевность, плавность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов).
Учитель: Запись в тетради: повтор (лексический повтор)– повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой.
Первичное закрепление
- Обобщим сказанное. Какие же черты, свойственные всему творчеству Есенина, проявляются в данном стихотворении? Назовите особенности есенинской лирики. Пожалуйста, ….. (и кто-то один подводит итог). Остальные слушайте внимательно и попытайтесь выделить особенности лирики Есенина (что выделено, они сами это должны уловить и записать кратко, можно в итоге слайд сделать)
В стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде» присутствуют черты, свойственные всему творчеству С.А.Есенина. Стихотворение проникнуто любовью к Родине. Константиново стало для поэта воплощением всего родного, вобрав в себя и красоты природы, и воспоминания о близких людях, и атмосферу деревенской жизни. Своё трепетное отношение и восхищение Есенин передает тем, что одушевляет/одухотворяет природу, наделяет живые и неживые объекты человеческими качествами. Стихотворения поэта очень мелодичны
Учитель: верно, итак, какие основные черты лирики поэта удалось выделить?, ….Прочитай, что у тебя получилось? (СЛАЙД ВЫВОДЫ). Выводы записываются)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Молодцы. Теперь запишем домашнее задание. Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру на тему «Это все мне родное и близкое…», где вы можете рассказать о своих родных, дорогих сердцу местах, о близких людях .Постарайтесь передать свои чувства, эмоции. (Объем работы 10-15 предложений). По желанию можете найти и прочитать в классе другие стихотворения поэта, обращенные к сестре (СЛАЙД).
Урок окончен. Спасибо за работу. Было легко и интересно