kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы в 5 классе «Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 5 классе. Разработка соответствует ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА»

Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Садитесь. Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием (Может быть, это нам не надо, это как-то не совсем вписывается. Может, на этом уроке без проверки Д. З.). Вы получили задание написать синквейн по прочитанному нами стихотворению Блока. Сейчас я попрошу некоторых из вас (по усмотрению учителя) прочитать свои работы.

(Чтение 3-4 работ и обсуждение их по примерной схеме: Оцените работу товарища.

  • Отражает ли первая строка синквейна тему стихотворения?

  • Переданы ли прилагательными ее существенные признаки?

  • Отражена ли в 4 строке основная мысль? Чувствуется ли отношение автора к изображаемому?

(критерии тоже можно вывести на СЛАЙД)(5МИНУТ)

Учитель: Хорошо, молодцы! Продолжаем с вами погружение в мир литературы. Посмотрите на доску, я подобрала эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их. Предположите, творчеству какого поэта будет посвящен наш урок, и какова основная тема его стихотворений?

(СЛАЙД: ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

С. А Есенин

Люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу…

С. Есенин.

Ответ: О творчестве С. Есенина. (Темы его стихотворений: любовь к Родине и родной природе)

Учитель: Верно. Тема нашего урока: «Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…» (СЛАЙД). Запишите тему. (И понравившийся эпиграф по выбору)

Подумайте и скажите, какие цели мы перед собой поставим на этом уроке? После обсуждения СЛАЙД: Цели урока

  • Познакомиться с личностью поэта.

  • Уяснить, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина

  • Понять идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

  • Выявить, при помощи каких художественных средств создается в нем образ малой Родины.

Итак, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта С. А. Есенина. Знакомо ли вам это имя? Знаете ли вы его стихотворения?

(Ответы детей) (5 минут)

Хорошо. Сейчас мы с вами попытаемся погрузиться в мир детства поэта. (Биография с МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ)

В этом имени — слово “есень”.
Осень, ясень, осенний цвет. 
Что-то есть в нем от русских песен :
Поднебесье, тихие веси, 
Сень березы и синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты... 
Только скажут: 
Сергей Есенин — 
Всей России встают черты. (СЛАЙД, ПОРТРЕТ ЕСЕНИНА)

Родина Сергея Есенина - село Константиново, которое раскинулось по правому, высокому холмистому берегу Оки. Когда-то на месте крестьянской избы, что стоит в Константинове, возвышался на пригорке ветхий двухэтажный дом, построенный дедом поэта - Никитой Осиповичем Есениным (СЛАЙД). В нём и родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года. По-матерински заботилась о внуке бабушка Наталья «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», — признавался поэт. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд. Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять». По настоянию деда будущий поэт рано начал одолевать грамоту по церковным книгам. «Читать начал с 5 лет», - отмечал С. А. Есенин. В девять лет Есенин переступил школьный порог сел за парту земского четырехклассного Константиновского училища. Здесь начал учиться Есенин. Окончил школу с похвальным листом. Красота родной природы и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица, песни Кольцова и стихи Лермонтова, частушки и книги — все это способствовало раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте. Любуясь картинами родной природы, он стремился передать свое восхищение в своих стихах. . Село Константиново, где прошли годы детства, юности и ранней зрелости поэта с 1910-1918 годы, сейчас Государственный музей-заповедник, В 1965 г. дом родителей поэта стал мемориальным домом-музеем С. А. Есенина. В уютной бревенчатой избе воссоздана атмосфера быта того времени. В избе все расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича. (ВОТ ТУТ МУЗЫКУ НАДО ВЫКЛЮЧИТЬ)

В семье Есениных в 1911 г. родилась дочь Александра. Будущий поэт находился тогда довольно далеко от родного дома: он учился в Спас-Клепиках. С огромной нежностью относился к сестре Сергей Есенин, по-отечески заботился о ней, гордился ее успехами, звал ласково Шура, Шуренок. Каждый приезд Сергея домой был праздником для всей семьи, и в особенности для маленькой Шуры. Вечерами все собирались вместе и пели старинные протяжные народные песни. В сентябре 1925 г. Есениным написаны четыре лирических стихотворения, посвященные им «Сестре Шуре». Строки их полны глубокого светлого чувства братской любви и восхищения молодостью, чистотой души.


Сегодня у нас сегодня есть возможность также услышать одно из них. (ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИО)

Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Стихотворение проникнуто грустью, волнением, ностальгией).

Какова его тема?

(воспоминание о Родине)

Какие чувства охватывают героя при воспоминании о Родине? Найдите в тексте слова, которыми сам герой характеризует свое состояние.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь —

Ведь моя отрада —

Что вовек я любил не один

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Потому так и сердцу не жёстко

Учитель: Верно, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к родному дому.

О чем просит лирический герой? (Лирический герой просит сестру Шуру спеть песню, которую напевала их мать).

С кем в его сознании связан образ родного края? Подтвердите строчками стихотворения.

Ответ: Образ родного края в сознании поэта связан матерью Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Лишь немного глаза прикрою —

Вижу вновь дорогие черты.

Так приятно и так легко мне

Видеть мать.

Учитель: Да, ребята, благотворное влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать. Татьяна Федоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен (и шуточных, и игровых, и обрядовых, и лирических). Отсюда и возникло название стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…».

С какими еще дорогими сердцу образами связан для поэта образ родной стороны и как он говорит об этом в стихотворении, обращенной к сестре?



И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

Видеть мать и тоскующих кур

Учитель: Верно, обратимся к последним двум четверостишиям. Какой образ, символ России, встречается во многих стихах Есенина, в том числе и в этом? (Берёза)

Какое средство выразительности использует поэт при создании образа берёзы в этом стихотворении? (олицетворение). Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы безошибочно узнаем его стихи.

- Какие еще художественные средства использует Есенин, рисуя словами картину родительского дома? Давайте выделим их.

(Дети находят)



Учитель: стихотворения Есенина отличаются необыкновенной плавностью, напевностью. Многие из них, в том числе и это, положены на музыку. Как поэт добивается «песенности» своего стихотворения?

(Ребята говорят, что напевность, плавность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов).

Учитель: Запись в тетради: повтор (лексический повтор)– повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой.

  1. Первичное закрепление


- Обобщим сказанное. Какие же черты, свойственные всему творчеству Есенина, проявляются в данном стихотворении? Назовите особенности есенинской лирики. Пожалуйста, ….. (и кто-то один подводит итог). Остальные слушайте внимательно и попытайтесь выделить особенности лирики Есенина (что выделено, они сами это должны уловить и записать кратко, можно в итоге слайд сделать)
В стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде» присутствуют черты, свойственные всему творчеству С.А.Есенина. Стихотворение проникнуто любовью к Родине. Константиново стало для поэта воплощением всего родного, вобрав в себя и красоты природы, и воспоминания о близких людях, и атмосферу деревенской жизни. Своё трепетное отношение и восхищение Есенин передает тем, что одушевляет/одухотворяет природу, наделяет живые и неживые объекты человеческими качествами. Стихотворения поэта очень мелодичны

Учитель: верно, итак, какие основные черты лирики поэта удалось выделить?, ….Прочитай, что у тебя получилось? (СЛАЙД ВЫВОДЫ). Выводы записываются)


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Молодцы. Теперь запишем домашнее задание. Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру на тему «Это все мне родное и близкое…», где вы можете рассказать о своих родных, дорогих сердцу местах, о близких людях .Постарайтесь передать свои чувства, эмоции. (Объем работы 10-15 предложений). По желанию можете найти и прочитать в классе другие стихотворения поэта, обращенные к сестре (СЛАЙД).


Урок окончен. Спасибо за работу. Было легко и интересно







Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую.  С. А Есенин  Люблю тебя, Родина кроткая! А за что – разгадать не могу…  С. Есенин.

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

С. А Есенин

Люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу…

С. Есенин.

Тема урока  «Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Тема урока

«Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Цели урока

Цели урока

  • Познакомиться с личностью поэта.
  • Уяснить, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина
  • Понять идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…»
  • Выявить, при помощи каких художественных средств создается в нем образ малой Родины.
Сергей Александрович Есенин 1895-1925

Сергей

Александрович

Есенин

1895-1925

Константиново – родина поэта

Константиново – родина поэта

Родные и близкие Сергея Есенина Дед Федор Андреевич Титов Родители Есенин и его мама Татьяна Федоровна Титова

Родные и близкие Сергея Есенина

Дед Федор

Андреевич Титов

Родители

Есенин и его мама Татьяна Федоровна Титова

Школа, которую Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом

Школа, которую Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом

Сергей Есенин в детстве отличался тем, что мог видеть красоту

Сергей Есенин в детстве отличался тем, что мог видеть красоту

На родине С. Есенина

На родине С. Есенина

Лексический повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой.

Лексический повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой.

Особенности лирики С.Есенина:

Особенности лирики С.Есенина:

  • Стихотворения проникнуты любовью к Родине.
  • Константиново стало для поэта воплощением всего родного.
  • Есенин одухотворяет природу, наделяет живые и неживые объекты человеческими качествами.
  • Стихотворения поэта очень мелодичны
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Написать сочинение-миниатюру на тему «Это все мне родное и близкое…», где вы можете рассказать о своих родных, дорогих сердцу местах, о близких людях. Постарайтесь передать свои чувства, эмоции.
  • По желанию можете найти и прочитать в классе другие стихотворения поэта, обращенные к сестре.
Отражает ли первая строка синквейна тему стихотворения? Переданы ли прилагательными ее существенные признаки? Отражена ли в 4 строке основная мысль? Чувствуется ли отношение автора к изображаемому?
  • Отражает ли первая строка синквейна тему стихотворения?
  • Переданы ли прилагательными ее существенные признаки?
  • Отражена ли в 4 строке основная мысль? Чувствуется ли отношение автора к изображаемому?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Веретенникова Елена Владимировна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354216


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства