Привлечение учащихся к активной познавательной деятельности (разрешение проблемы, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды);
Воспитание субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе»
Урок литературы в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист"
«Человек сам создает себе судьбу или…»
Тип урока
Урок-размышление (проблемный).
Цели урока
Привлечение учащихся к активной познавательной деятельности (разрешение проблемы, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды);
Воспитание субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга;
Задачи
Выявить позицию учащихся к проблеме судьбы и синонимичных ей понятий.
На примере повести “Фаталист” М. Ю. Лермонтова ввести категории диалектики (необходимость, случайность), обогатить терминологический запас слов.
Создать условия для переосмысление прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.
Через творческое задание попытаться привести детей к долговременному планированию и созданию “образа Я”.
Оборудование урока:
понятие, связанные и нет судьбой; презентация.
Ход урока
Быть или не быть Вот в чем вопрос Достойно ли смериться под ударами судьбы Иль стоит оказать сопротивленье. (У. Шекспир.)
Написана тема урока и эпиграф.
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня у нас необычный день– мы встречаемся с вами в этом кабинете, хотя должны были о литературе говорить всего 45 минут.
– Вам не кажется это странным? (Ответы учащихся)
– А как вы думаете, почему так произошло? (Ответы)
– А может быть это судьба? Кстати, вы верите в судьбу? (Ответы)
– Вот сегодня мы как раз и поговорим об этом неоднозначном понятии, обращаясь к произведению Лермонтова «Герой нашего времени» (гл. «Фаталист»).
– Какого человека называют фаталистом? (Ответы учащихся)
Проверим по толковому словарю.( презентация)
-Обратимся к цитате Михайловой (чтение)
- Как вы понимаете смысл сказанного? Вы согласны с ее мнением? С чем не согласны?
- А сейчас мы обратимся к тексту (Задание № 1)
-Какие точки зрения по поводу значения судьбы в жизни человека представляет автор
(На столкновении двух точек зрения на судьбу: христианской, когда от человека ничего не зависит, все предопределено заранее и противоположной – человек сам создает себе судьбу.
- Какую точку зрения вы разделяете?
- О чем пойдет речь сегодня на уроке?
( о предопределении, случайности, судьбе, роке, фатальности, провидении, фортуне.
- А что им можно противопоставить? (Волю человека)
- Используя вышесказанное сформулируйте тему урока
Тема урока: «Человек сам создает себе судьбу или….»
-Что мы будем делать, чтобы решить озвученную проблему?
Постановка учебной задачи:
Работая с текстом, определить позицию автора по этому вопросу
Содержательно-операционный этап:
Для решения учебной задачи мы разделимся на 2 группы.
Задание №2
Работа с текстом - спор Печорина и Вулича (стр.338-340)
- О чем спорят герои Лермонтова?
-сформулируйте точку зрения Вулича и Печорина.
– Были ли у них какие-нибудь внутренние причины необходимости осуществления этого спора?
(Учащиеся приходят к выводу, что Вуличу необходимо было удостовериться: есть ли все-таки предопределение, или нет ? Здесь он бросает вызов судьбе, который, возможно, только сейчас ему представился, да еще и, и может быть, чтобы доказать и подсказать другим, результат эксперимента).
Так ..., причины Вулича мы рассмотрели... а пистолет... Были “у него” какие-нибудь внутренние причины осечься в самый “нужный”момент?
(Учащиеся цитируют слова Максима Максимовича о том, что “ ... эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь пальцем.”), т.е. это внешние, механические свойства, т.е. случайность.
– Так что же это было – судьба ? рок? или что-то другое?
Задание №3
Работа с текстом - проанализировать эпизод
– 1гр -Вулич и пьяный казак.
- Что руководило поведением Вулича? Казака?
- Случившееся было судьбой или случайностью?
–2 гр- Казак и Печорин.
- Что руководило поведением Печорна?
- Случившееся было судьбой, случайностью или расчетом?
- в первом случае (Вулич и казак) это была случайность, но рожденная необходимостями, исходя из которых смерть Вулича – единственный выход, т. е. как бы даже закономерно, что это произошло, т. к. Вулич был расслаблен, горд и не осознавал, что он один, ночью, в темном месте спрашивает что-то у незнакомого человека, а казак был пьян и просто испытывал потребность“натворить”, т. к. его же близкие знакомые подтверждают это: “как напьется чихиря, так и пошел крошить все, что попадется”, т. е. это его внутренняя потребность.
-Во втором случае (Печорин и казак) учащиеся приходят к выводу, что итог должен был получиться именно таким, т. к. Печорин очень точно проанализировал ситуацию, предпринял кое какие действия и лишь потом полез в окно, а казак, лежа на полу, тоже имел свою необходимость.
– Таким образом, мы приходим к выводу, какому? Кто-нибудь уже пришел к нему ? Что еще все-таки у нас утверждает М. Ю. Лермонтов своим произведением и повестью “Фаталист” в частности ?
(Вывод учащихся: наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас она зависит. Рассудок и желание видеть что-то в будущем– вот основные категории так называемой “судьбы”).
Рефлексия.
– От чего будет зависеть судьба?
– Что необходимо для этого сделать
– Что нужно для этого сейчас?
– Молодцы, я действительно верю, я надеюсь, что с сегодняшнего дня слова В.Соловьева станут для вас еще ближе и понятней: “Источник всех действий человека есть его воля”.
Вам понравилось на уроке ? Изобразите свое эмоциональное состояние на мордашках, лежащих на парте, чтобы у нас все же была оконченная часть тела, которую используют, начиная с сегодняшнего дня, мы будем строить свою судьбу.
Оценка.
Домашнее задание.
Напишите небольшое сочинение на тему: «Я через 15 лет».
У каждого человека есть такие черты характера, которые нужно совершенствовать, улучшать, а есть такие, которых нет, но очень бы хотелось, чтобы были. Поэтому вы дома составите план работы над своим “образом – Я”, чтобы добиться той судьбы, о которой вы мечтаете. В него войдут три столбца.
Самовоспитание
Самосовершенствование
Самостроительство
Черты характера
Развитие, действия
Каким я становлюсь
Благодарю всех за работу на уроке.
Оценки.
Приложение.
Работа 1 группы.Для четкой организации работы в группе выберите руководителя (координирует работу, следит за тем, чтобы обсуждение не отклонялось от темы, предоставляет слово, оценивает работу каждого в группе).
Задание 2
Работа с текстом - спору Печорина и Вулича.
- О чем спорят герои Лермонтова?
-сформулируйте точку зрения Вулича.
– Были ли у них какие-нибудь внутренние причины необходимости осуществления этого спора?
Задание 3
Работа с текстом - проанализировать эпизод
– 1гр -Вулич и пьяный казак.
- Что руководило поведением Вулича? Казака?
- Случившееся было судьбой или случайностью?
Обсуждение результатов. Оценка работы друг друга в группе. Решающее слово в оценке принадлежит руководителю группы. Оценку поставьте в оценочный лист. Критерии оценки:
выступление от группы:
5 баллов- выступление от группы(объяснение взаимосвязи событий, поступков героев, привлечение текста для аргументации своих выводов; свободное владение монологической речью. 3 балла – активно участвовал в обсуждении, выдвигал много предложений(объяснение взаимосвязи событий, поступков героев, привлекать текст для аргументации своих выводов; свободное владение монологической речь, но допустил в ответе неточности). 2 балл – собственных предложений не выдвигал, чаще участвовал в обсуждении предложений других.
0 баллов – не участвовал в работе группы.
Работа 2 группы.Для четкой организации работы в группе выберите руководителя (координирует работу, следит за тем, чтобы обсуждение не отклонялось от темы, предоставляет слово, оценивает работу каждого в группе).
Задание2
Работа с текстом - спору Печорина и Вулича
- О чем спорят герои Лермонтова?
-сформулируйте точку зрения Печорина.
– Были ли у них какие-нибудь внутренние причины необходимости осуществления этого спора?
Задание 3
Работа с текстом - проанализировать эпизод
– 1гр - Печорин и пьяный казак.
- Что руководило поведением Печорина?
- Случившееся было судьбой или случайностью?
Обсуждение результатов. Оценка работы друг друга в группе. Решающее слово в оценке принадлежит руководителю группы. Оценку поставьте в оценочный лист. Критерии оценки:
выступление от группы:
5 баллов- выступление от группы(объяснение взаимосвязи событий, поступков героев, привлечение текста для аргументации своих выводов; свободное владение монологической речью). 3 балла – активно участвовал в обсуждении, выдвигал много предложений(объяснение взаимосвязи событий, поступков героев, привлечение текста для аргументации своих выводов; свободное владение монологической речь, но допустил в ответе неточности). 2 балла – собственных предложений не выдвигал, чаще участвовал в обсуждении предложений других.
0 баллов – не участвовал в работе группы.
Оценочный лист к уроку.
1. Прочитайте цель урока ( через текст понять позицию автора). 2. Считаете ли вы, что цель урока нами достигнута? 3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
Оценку поставьте в графе “самооценка”:
а) все понял, могу этот материал объяснить другому (5 баллов) б) все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла) в) для полного понимания мне нужно обратиться к материалу урока еще раз (3 балла) г) я ничего не понял (2 балла).