kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-размышление (проблемный).

Цели урока

  • Привлечение учащихся к активной познавательной деятельности (разрешение проблемы, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды);
  • Воспитание субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе»





Урок литературы в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист"

«Человек сам создает себе судьбу или…»

Тип урока

Урок-размышление (проблемный).

Цели урока

  • Привлечение учащихся к активной познавательной деятельности (разрешение проблемы, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды);

  • Воспитание субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга;

Задачи

  • Выявить позицию учащихся к проблеме судьбы и синонимичных ей понятий.

  • На примере повести “Фаталист” М. Ю. Лермонтова ввести категории диалектики (необходимость, случайность), обогатить терминологический запас слов.

  • Создать условия для переосмысление прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.

  • Через творческое задание попытаться привести детей к долговременному планированию и созданию “образа Я”.

Оборудование урока:

понятие, связанные и нет судьбой; презентация.



Ход урока

Быть или не быть
Вот в чем вопрос
Достойно ли смериться под
ударами судьбы
Иль стоит оказать сопротивленье.

(У. Шекспир.)

Написана тема урока и эпиграф.

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный день– мы встречаемся с вами в этом кабинете, хотя должны были о литературе говорить всего 45 минут.

– Вам не кажется это странным? (Ответы учащихся)

– А как вы думаете, почему так произошло? (Ответы)

– А может быть это судьба? Кстати, вы верите в судьбу? (Ответы)

– Вот сегодня мы как раз и поговорим об этом неоднозначном понятии, обращаясь к произведению Лермонтова «Герой нашего времени» (гл. «Фаталист»).

– Какого человека называют фаталистом? (Ответы учащихся)

Проверим по толковому словарю.( презентация)

-Обратимся к цитате Михайловой (чтение)

- Как вы понимаете смысл сказанного? Вы согласны с ее мнением? С чем не согласны?

- А сейчас мы обратимся к тексту (Задание № 1)

-Какие точки зрения по поводу значения судьбы в жизни человека представляет автор

(На столкновении двух точек зрения на судьбу: христианской, когда от человека ничего не зависит, все предопределено заранее и противоположной – человек сам создает себе судьбу.

- Какую точку зрения вы разделяете?

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

( о предопределении, случайности, судьбе, роке, фатальности, провидении, фортуне.

- А что им можно противопоставить? (Волю человека)

- Используя вышесказанное сформулируйте тему урока

Тема урока: «Человек сам создает себе судьбу или….»

-Что мы будем делать, чтобы решить озвученную проблему?

Постановка учебной задачи:

    1. Работая с текстом, определить позицию автора по этому вопросу



Содержательно-операционный этап:

Для решения учебной задачи мы разделимся на 2 группы.

Задание №2

Работа с текстом - спор Печорина и Вулича (стр.338-340)

- О чем спорят герои Лермонтова?

-сформулируйте точку зрения Вулича и Печорина.

– Были ли у них какие-нибудь внутренние причины необходимости осуществления этого спора?

(Учащиеся приходят к выводу, что Вуличу необходимо было удостовериться: есть ли все-таки предопределение, или нет ? Здесь он бросает вызов судьбе, который, возможно, только сейчас ему представился, да еще и, и может быть, чтобы доказать и подсказать другим, результат эксперимента).

Так ..., причины Вулича мы рассмотрели... а пистолет... Были “у него” какие-нибудь внутренние причины осечься в самый “нужный”момент?

(Учащиеся цитируют слова Максима Максимовича о том, что “ ... эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь пальцем.”), т.е. это внешние, механические свойства, т.е. случайность.

– Так что же это было – судьба ? рок? или что-то другое?

Задание №3

Работа с текстом - проанализировать эпизод

– 1гр -Вулич и пьяный казак.

- Что руководило поведением Вулича? Казака?

- Случившееся было судьбой или случайностью?

–2 гр- Казак и Печорин.

- Что руководило поведением Печорна?

- Случившееся было судьбой, случайностью или расчетом?

- в первом случае (Вулич и казак) это была случайность, но рожденная необходимостями, исходя из которых смерть Вулича – единственный выход, т. е. как бы даже закономерно, что это произошло, т. к. Вулич был расслаблен, горд и не осознавал, что он один, ночью, в темном месте спрашивает что-то у незнакомого человека, а казак был пьян и просто испытывал потребность“натворить”, т. к. его же близкие знакомые подтверждают это: “как напьется чихиря, так и пошел крошить все, что попадется”, т. е. это его внутренняя потребность.

-Во втором случае (Печорин и казак) учащиеся приходят к выводу, что итог должен был получиться именно таким, т. к. Печорин очень точно проанализировал ситуацию, предпринял кое какие действия и лишь потом полез в окно, а казак, лежа на полу, тоже имел свою необходимость.

– Таким образом, мы приходим к выводу, какому? Кто-нибудь уже пришел к нему ? Что еще все-таки у нас утверждает М. Ю. Лермонтов своим произведением и повестью “Фаталист” в частности ?

(Вывод учащихся: наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас она зависит. Рассудок и желание видеть что-то в будущем– вот основные категории так называемой “судьбы”).

Рефлексия.

– От чего будет зависеть судьба?

– Что необходимо для этого сделать

– Что нужно для этого сейчас?

– Молодцы, я действительно верю, я надеюсь, что с сегодняшнего дня слова В.Соловьева станут для вас еще ближе и понятней: “Источник всех действий человека есть его воля”.

Вам понравилось на уроке ? Изобразите свое эмоциональное состояние на мордашках, лежащих на парте, чтобы у нас все же была оконченная часть тела, которую используют, начиная с сегодняшнего дня, мы будем строить свою судьбу.

Оценка.



Домашнее задание.

    1. Напишите небольшое сочинение на тему: «Я через 15 лет».

    2. У каждого человека есть такие черты характера, которые нужно совершенствовать, улучшать, а есть такие, которых нет, но очень бы хотелось, чтобы были. Поэтому вы дома составите план работы над своим “образом – Я”, чтобы добиться той судьбы, о которой вы мечтаете. В него войдут три столбца.

Самовоспитание

Самосовершенствование

Самостроительство

Черты характера

Развитие, действия

Каким я становлюсь

Благодарю всех за работу на уроке.

Оценки.


Приложение.

Работа 1 группы. Для четкой организации работы в группе выберите руководителя (координирует работу, следит за тем, чтобы обсуждение не отклонялось от темы, предоставляет слово, оценивает работу каждого в группе).

Задание 2

Работа с текстом - спору Печорина и Вулича.

- О чем спорят герои Лермонтова?

-сформулируйте точку зрения Вулича.

– Были ли у них какие-нибудь внутренние причины необходимости осуществления этого спора?



Задание 3

Работа с текстом - проанализировать эпизод

– 1гр -Вулич и пьяный казак.

- Что руководило поведением Вулича? Казака?

- Случившееся было судьбой или случайностью?

Обсуждение результатов. Оценка работы друг друга в группе. Решающее слово в оценке принадлежит руководителю группы. Оценку поставьте в оценочный лист. Критерии оценки:

выступление от группы:

5 баллов- выступление от группы(объяснение взаимосвязи событий, поступков героев, привлечение текста для аргументации своих выводов; свободное владение монологической речью.
3 балла – активно участвовал в обсуждении, выдвигал много предложений(объяснение взаимосвязи событий, поступков героев, привлекать текст для аргументации своих выводов; свободное владение монологической речь, но допустил в ответе неточности).
2 балл – собственных предложений не выдвигал, чаще участвовал в обсуждении предложений других.

0 баллов – не участвовал в работе группы.

Работа 2 группы. Для четкой организации работы в группе выберите руководителя (координирует работу, следит за тем, чтобы обсуждение не отклонялось от темы, предоставляет слово, оценивает работу каждого в группе).

Задание2

Работа с текстом - спору Печорина и Вулича

- О чем спорят герои Лермонтова?

-сформулируйте точку зрения Печорина.

– Были ли у них какие-нибудь внутренние причины необходимости осуществления этого спора?

Задание 3

Работа с текстом - проанализировать эпизод

– 1гр - Печорин и пьяный казак.

- Что руководило поведением Печорина?

- Случившееся было судьбой или случайностью?

Обсуждение результатов. Оценка работы друг друга в группе. Решающее слово в оценке принадлежит руководителю группы. Оценку поставьте в оценочный лист. Критерии оценки:

выступление от группы:

5 баллов- выступление от группы(объяснение взаимосвязи событий, поступков героев, привлечение текста для аргументации своих выводов; свободное владение монологической речью).
3 балла – активно участвовал в обсуждении, выдвигал много предложений(объяснение взаимосвязи событий, поступков героев, привлечение текста для аргументации своих выводов; свободное владение монологической речь, но допустил в ответе неточности).

2 балла – собственных предложений не выдвигал, чаще участвовал в обсуждении предложений других.

0 баллов – не участвовал в работе группы.


Оценочный лист к уроку.

1. Прочитайте цель урока ( через текст понять позицию автора).
2. Считаете ли вы, что цель урока нами достигнута?
3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?

Оценку поставьте в графе “самооценка”:

а) все понял, могу этот материал объяснить другому (5 баллов)
б) все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла)
в) для полного понимания мне нужно обратиться к материалу урока еще раз (3 балла)
г) я ничего не понял (2 балла).

Оценочный лист

Фамилия, имя, отчество

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Оценка работы в группе

самооценка

итог

оценка

 








 

 

 

 

18-25 баллов – «5».

11-17 баллов - «4».

6-10 баллов - «3»

1-5 баллов - вернуться к материалу еще раз




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературе

Автор: Бронникова Лилия Вакильевна

Дата: 26.02.2022

Номер свидетельства: 601305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическая разработка урока литературы по теме А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания. Композиция произведения. для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieratury_po_tiemie_a_s_griboiedov_gorie_ot_"
    ["file_id"] => string(6) "374205"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482943492"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка урока литературы в 7 класс. Тема "Хокку""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokalitieraturyv7klasstiemakhokku"
    ["file_id"] => string(6) "273508"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452241766"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Разработка урока литературы "Стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotka_uroka_litieratury_stikhotvorieniie_a_s_pushkina_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "343331"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473620093"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Разработка урока литературы в 5 классе «Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_litieratury_v_5_klassie_sierghiei_iesienin_dietskiie_ghody_obra"
    ["file_id"] => string(6) "354216"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478008621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства