kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекст урока по литературе по творчеству И.А.Бунина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе»

Конспект урока литературы по теме:

" Всякая любовь – великое счастье».

(Лабораторно - творческое занятие по сборнику рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи» )


ТЕМА: " Всякая любовь – великое счастье»

(По сборнику рассказов Бунина «Тёмные аллеи»).

ЦЕЛЬ:

– методом лабораторно-творческого исследования, провести детей путём интерпретаторов, выявляя особенности языка и стиля Бунина в его вершинном творении о любви «Тёмные аллеи», рассмотреть черты традиции и новаторства, сопоставляя рассказы Бунина с произведениями Чехова, Тургенева, Льва Толстого;

– продолжить работу над развитием литературоведческих навыков и читательского мастерства,

– развивать умение говорить о любви и литературе языком прекрасной образности.,

МЕТОДЫ: Словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый.

ФОРМА: Лабораторно - творческое занятие РАССАДКА учащихся: по заранее определённым творческим микрогруппам

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, компьютер, экран, подготовленные учащимися и учителем слайды для презентации, интерактивный тренажёр «Слово Бунина», музыкальная запись авторской песни А.Б. Матюхина на слова Бунина «Похолодели лепестки раскрытых губ».

ЭПИГРАФ: ...«Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»(И.Бунин)


ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Звучит вальс («Похолодели лепестки раскрытых губ»)

Автор текста: И.Бунин

Автор музыки: Матюхин Александр Борисович

Исполняет: Матюхин Александр Борисович

Год написания: 2002 Жанр: Авторская песня


Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных -

И зал плывёт, плывёт в протяжных

Напевах счастья и тоски.


Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный -

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал.


2.Прослушав музыку , что вы можете сказать , предположить о чём сегодня пойдёт речь ?

- о чувствах , о любви , о взаимоотношениях .

Какие проблемы поднимает Иван Бунин в рассказе «Натали» ?

- взаимоотношения между девушкой и молодым человеком

- проблема совести и чести

- двойственность человеческой натуры

- дружба и предательство подруг

- проблема обретения человеческого счастья .

- проблема женской красоты

Постановка проблемного вопроса перед учащимися: как соединяет бунинское толкование любви «напев счастья и тоски и мираж хрустальный»?

Что хотел сказать И.Бунин этими словами ?

Ответ: Нельзя вести двойную жизнь , нужно быть открытым , честным , не играть с судьбами людей.

II. Ассоциативный ряд: учащимся предлагается зачитать те высказывания о любви из цикла «Темные аллеи», которые показались им особенно близкими словам эпиграфа. Их одноклассники пытаются вспомнить, какое произведение цитируется, о каких героях идет речь. Как бы вы ответили на вопрос эпиграфа? (Ребята приходят к выводу, что вопрос риторический, ведь не может быть несчастной любви, если это Любовь)

Интеллектуальная разминка (сопровождается презентацией слайдов):

Конкурс на лучшее знание текстов из сборника Бунина «Тёмные аллеи»
1. Узнайте представленные диалоги. Кому принадлежат следующие слова? .

а) - Ты никогда, никогда не забывал меня все эти годы?

- Забывал только так, как забываешь, что живешь, дышишь. И ты правду сказала: нет несчастной любви. (Виталий)


б) «Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» (Натали)

в) «Нет, мне этого не нужно , мне только стыдно будет перед вами , какая же барыня!» (Гаша)

г) «Я посижу с вами в саду , предсказания насчёт месяца , слава Богу , не сбылись , ночь будет прекрасная…(Соня).


Основная часть : Размышляем о прочитанном

Почему автор обратился к этой теме ?

Ответы детей

Работа над сборником «Тёмные аллеи» велась с 1937 по 1945 годы. Бунин писал свою книгу неделями, когда он буквально не отрывался от письменного стола с утра до вечера, запираясь в своей комнате. Несколько раз переписывал рассказ, подбирал имена героям, заглавиям.

Сборник открывается рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов.

Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (в сборник вошло 11 рассказов из 20 написанных: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Спят», «Муза», «Поздний час», «Руся», «В Париже», «Таня», «Натали», «Апрель»). Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В Советском Союзе рассказы впервые начали печатать с 1955 года.

Хорошо подготовленный ученик :

Обратимся к дневнику писателя: «Плохо мы живём в Грассе, очень плохо. Ну, картошку мёрзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом... Живём мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой – деньги Нобелевской премии давно уже прожиты».

Почти невероятно, что в этих условиях создавалась одна из лучших книг русской литературы. И о чём? О любви!

Русская классическая литература долгое время решала философско-нравственные проблемы, а любовь отступала на второй план. Л. Н. Толстой в 80-е годы пришёл к мысли, что любовь – это грех, это нечто постыдное. В «Крейцеровой сонате» он писал: «Предполагается в теории, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь ведь есть нечто мерзкое...»

Преклоняясь перед Толстым, Бунин всё же никогда не мог согласиться с его словами. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Давайте вспомним, как начинается рассказ? Как ведёт себя Мещерский, главный герой произведения?



1 группа – зачитывает описание Сони.

  • На каких деталях внешности Сони делает акцент автор и почему?

  • Какими штрихами дополняется портрет Сони?

2 группа - описания Натали.

  • Кто впервые нас знакомит с Натали (заочно)? На что обращает внимание Соня? Сочетание каких цветов в портрете Натали?

- Это Наташа Станкевич, моя подруга по гимназии, приехавшая погостить у меня. И вот это уж действительно красавица, не то что я. Представь себе: прелестная головка, так называемые “золотые” волосы и черные глаза. И даже не глаза, а черные солнца, выражаясь по – персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже черные, и удивительный золотистый цвет лица, плечей и всего прочего.

Автор очень тщательно прорисовывает портрет героини, обращает внимание на каждую деталь. Такое описание очень напоминает живописное.

  • Когда мы впервые встречаемся с героиней? Прочитайте это описание.

она вдруг вскочила из прихожей в столовую, глянула, - была еще не причесана и в одной легкой распашонке из чего-то оранжевого, - и, сверкнув этим оранжевым, золотистой яркостью волос и черными глазами, исчезла.

  • Можем ли мы ассоциативно провести аналогию с молнией и почему? (Сопоставление качеств героини (она здесь как молния) и чувств героя являют психологическую параллель с чувством любви: внезапность и кратковременность мига, острота ощущения, построенная на контрасте света – тьмы, воплощаются в постоянстве производимого впечатления. Натали в сцене бала “внезапно…быстрыми и легкими глиссардами летевшая” все ближе к герою, “на мгновение черные ресницы ее взмахнулись…чернота глаз сверкнула совсем близко…”, и сразу исчезает, “серебристо мелькнул подол платья”. В финальном монологе герой признается: “…я опять ослеплен вами…”).

Впечатление от внешнего облика Натали обогащается каждый раз нюансами. Неоднократно подчеркивается сочетание “золотых” волос Натали и ее черных глаз. Приведите примеры из текста.

Герой поражен блеском глаз, красотой героини, божественной красотой, он даже представить себе не может, что может прикоснуться к этой красоте, он рад возможности просто смотреть на нее, любоваться ею:

В том-то и была высшая радость, что я даже помыслить не смел о возможности поцеловать ее с теми же чувствами, с какими целовал вчера Соню)

Портрет Натали меняется на протяжении всего произведения, меняется в зависимости от того, как меняется отношение главного героя к Натали, как изменяется его внутреннее состояние, а также в зависимости от того, какие изменения происходят в душе самой героини. Можно даже сказать, что портрет принимает участие и построении произведения.

3 группа : Поведение Виталия Мещерского.

Внешне последовательная событийная канва эпизода распадается на пять частей:

  1. Беседа Мещерского с Натали.

  2. Разговор на балконе о первой любви.

  3. Чтение романа «Обрыв» .

  4. Любование Натали.

  5. Признание в любви.



Учитель : 3 глава является кульминационной , можно назвать «Зарождение любви».

Как себя ведёт Мещерский по отношению к Соне ?

Ответ : Она заканчивается словами: «Роза валялась на полу. Я спрятал её в стол, и к вечеру её тёмно-­красный бархат стал вялым и лиловым». Конец II гл. символизирует завершение плотского увлечения героя Соней и переход к новой, высшей фазе любви - любви небесной.

ОТВЕТ :

Уже в конце II гл. ощущается противоречие в мыслях героя, и, хотя он по-прежнему опьянён женскими прелестями рано созревшей Сони, он мучительно мечтает о Натали, осознавая, что «...даже помыслить не смел о возможности поцеловать её с теми же чувствами, с которыми целовал вчера Соню».


Что символизирует увядшая роза ?

ОТВЕТ : И увядшая роза, таким образом, метафорически выступает как символ сорванной "земной " любви, т.е. доступной физической близости, которая опьяняет и захватывает только вначале, а в итоге приводит к отрезвлению героя.


Какие чувства охватили сердце Виталия Мещерского ?


Ответ : Ужаснее всего было то, что, как мне казалось, начала не то страдать, не то негодовать, чувствовать, что что-то есть между мной и Соней тайное, Натали".

Какие стилистические фигуры использует автор ?

Ответ : Поразительно инверсионное построение фразы - имя героини помещено в конце предложения, а до него- перечисление однородных сказуемых, говорящих о чувствах Натали и усиливающих впечатление читателя.

Ответ :

Кроме того, чувства Натали мастерски переданы с помощью лексических повторов: «молчаливая», «становилась всё молчаливее».



Какой приём использует в описании портрета кузена Виталия Мещерского( Алексея Николаевича) ?

ОТВЕТ : В устах Натали носит гротескный характер и вызывает неприязнь.

Каким образом автор рисует зарождение чувств у Натали ?

Ответ : Томительного любовного влечения Мешерского к Натали: «...чтобы не видеть томительно влекущих к себе теннисных белых башмачков.», « изнемогая от неистовой любви, »

Разговор присутствующих персонажей о первой любви слишком очевиден и ещё раз доказывает явный контраст Сони и Натали, но отношению к первому чувству и любви вообще.

Какой приём использует Бунин говоря о состоянии героев( Натали и Виталия)?

Ответ : Автор дважды употребляет слово "cладко":"сладко дуло ...(Лексический повтор ) ветром", "сладко, молодо и вольно охватило какое-то беспричинное, на всё согласное счастье", показывая гармонию состояния природы и человека, показывая гармонию состояния природы и человека, которые слились воедино (параллелизм)



ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Лето любви» Режиссер Феликс Фальк Польша ,1994 .

ЛЕТО ЛЮБВИ – 7 .

Обратите внимание на поведение Мещерского ? Какое чувство он испытывает?

Ответ : Небесное» чувство – духовную близость.

На чьей стороне автор( авторская позиция) ?


ОТВЕТ : В любовании героем красотой Натали явно проступает автор: Бунин глазами Мещерского рассматривает героиню и любуется вместе с ним совершенством тела: " Я глядел на её руки, на колени под книгой, изнемогая от неистовой любви к ним и к звуку её голоса".



А какое чувство испытывает Натали ? Обратите внимание на природу?

ОТВЕТ : И - как фон и в то же время подтверждение внутреннего состояния героя - природный мир: «В разных местах предвечернего сада вскрикивали на лету иволги, против нас высоко висел, прижавшись к стволу сосны, одиноко росшей в аллее среди берёз, красновато-серый дятел...» Здесь описание дятла, прижавшегося к одиноко росшей сосне, выступает как проекция на будущее одиночество героя и героини.


Какой прием использует автор описании портрета Натали ?

Ответ :

Необычны метафоры Бунина при описании цвета волос Натали: « удивительный», «цвета спелой кукурузы». Героиня является полной противоположностью Соне и предстаёт перед читателем незащищённой к ранимой, но в то же время гордой и утончённой. Мещерского же, по мере того, как он догадывается об ответном чувстве, влечёт всё та же физиология - чувственное любование женским телом, такое поэтичное у Бунина.



Какая деталь говорит о невместимости чувств Сони к Виталию ?



ОТВЕТ : Метафора «засохшие серые червяки», говорит о несовместимости чувств Сони и возвышенных чувств Натали (о невозможности соединения «земной» и «небесной» любви) .

ВЫВОД : Опираясь на этот эпизод, можно сделать вывод, что здесь герои счастливы счастьем «ничего неделания», не задумываются о будущем, волей писателя являясь наделенными величайшим счастьем -любить.



Как сложилась дальнейшая судьба героев ?

ОТВЕТ : Натали выходит замуж за брата , кузена , однофамильца, а Виталий встречает Гашу , та имеет от него ребенка.

Найдите эпизод встреча после разлуки ( 7 гл)

Как ведет себя Мещерский ?

Ответ : В шестой и седьмой частях рассказа, где повествуется о дальнейшей жизни Мещерского, он только один раз вспоминает Соню, но не свое чувство к ней, а её насмешливые слова о любви «до фоба», и думает, что такая любовь существует, и именно она связывает его и Натали.

Как Виталий относится к своему ребенку ?

ОТВЕТ : Страшная жалость , нежность и только.

Как складывается дальнейшая жизнь героев? Что понимают они?


ОТВЕТ : Мещерский и Натали снова встречаются. Они понимают, что были всё-таки счастливы, несмотря на разлуку. «Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная музыка в мире не даёт счастья?» - спрашивает Натали.


Каков финал рассказа?

ОТВЕТ : ФИЛЬНЫЕ СТРОКИ …

СВЕЧА- СИМВОЛ ВЕРЫ , ДУХОВНЫЙ СВЕТ , ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША.

ОТВЕТ : «Теперь мы вместе и уже навсегда»,-говорит героиня любимому. Но счастье длится недолго. Несколько месяцев любви, а «в феврале она умерла от родов на Женевском озере».

Почему они не обрели счастье ?

ОТВЕТЫ : В своём цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» Бунин выясняет историю и природу любви во всех её поворотах. Название такое не случайное. Тёмные аллеи – это не только место, где бродят влюбленные, это и «тёмные закоулки» подсознания, во власти которого находится любовь. Часто эти аллеи мрачны и жестоки.

1 ГРУППА : СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ ? Какая она может быть ?

2 ГРУППА : ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ ?

3 ГРУППА: ВЫПИСАТЬ, КАКИЕ СИМВОЛЫ ИСПОЛЬЗУЕТ БУНИН В СВОЁМ РАССКАЗЕ ?

ОТВЕТ : Бунинская проза необычайно поэтична и интересна миром символов, отметим некоторые из них:

  • ночь (покров для чувства от любопытных глаз),

  • сад (душа дворянской усадьбы),

  • вода («текучее» счастье),

  • свет окон (тоска, слабый огонек надежды),

  • небо (макрокосмос),

  • человек (микрокосмос)

  • звезда (взгляд Вечности)...

  • Розы красные (пламенная любовь )



     — По мнению Бунина, «всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Согласны ли вы с автором? (дискуссия)


ВЫВОД : В своём цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» Бунин выясняет историю и природу любви во всех её поворотах. Название такое не случайное. Тёмные аллеи – это не только место, где бродят влюбленные, это и «тёмные закоулки» подсознания, во власти которого находится любовь. Часто эти аллеи мрачны и жестоки.



Домашнее задание : сочинение





































момент влюбленности в главного героя

• Почему на героине платье зеленого цвета? Что оно символизирует? Как в этом описании проявляется отношение автора к своей героине? (Она для него - небесная женщина. Зеленый цвет – символ божественного, неземного. Тому подтверждение мы находим чуть позже в тексте, когда герой во время грозы увидел, что все окна закрыты и “увидал это при том зелено-голубом озарении, в цвете, яркости которого было поистине что-то неземное…” Кроме того, зеленый цвет платья является своеобразным постоянным фоном при сопоставлении портретных характеристик героини, оттеняющим ее поразительную красоту. “До чего удивительно это зеленое при ваших глазах и волосах” - говорит рассказчик еще до драматического разрешения конфликта. Не случайным потому является появление героини в конце рассказа в платье именно этого цвета: “ …вся она была уже в полном расцвете молодой женской красоты, стройная, скромно нарядная, в платье из зеленой чесучи”).

встреча на балу

как высока она в бальной высокой прическе, в бальном белом платье и стройных золотых туфельках, кружившаяся несколько откинувшись, опустив глаза, положив на его плечо руку в белой перчатке до локтя таким изгибом, который делал похожей на шею лебедя.

  • Почему именно с образом лебедя ассоциирует Натали автор? (Традиционно этот образ ассоциируется с символом чистоты и непорочности)

встреча на похоронах мужа

впереди всех, в трауре, со свечой в руке, озарявшей ее щеку и золотистость волос, - и уже как от иконыне мог оторвать от нее глаз.  …И, подойдя, с ужасом восторга взглянул на иноческую стройность ее черного платья, делавшего ее особенно непорочной, на чистую, молодую красоту лица, ресниц и глаз…

Портрет героини в этом эпизоде не только помогает автору в создании образа Натали, цельного образа, но и предсказывает развязку событий. Черный цвет платья Натали, “ужас восторга” – все это еще и “ предвестники” трагического финала.

Меняется героиня, меняется и ее портрет (он не статичен, постоянно, на протяжении всего произведения находится в динамике). Автор находит нужные слова, нужные краски, чтобы показать это изменение.

  • Почему герой, повествователь, автор сравнивают образ Натали с иконописным? Найдите тому подтверждение в конце рассказа. Прочитайте эту строчку. (“Мне казалось, что святой стала та свеча у твоего лица”).

Последняя фраза как будто поднимает Натали на неземную высоту, когда герой “уже как от иконы не мог оторвать от нее глаз”. Характерная оценка автора выражена направлением света: не свеча – символ очищения освящает Натали, а Натали освящает свечу.

  • Как заканчивается рассказ? (В декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах).Почему именно так? (Святая красота, настоящая любовь не могут быть, по мысли Бунина, долгими, они мгновенны, как молния).

  • ОТВЕТ :

Начинается рассказ легко и непринуждённо. Мещерский в поисках «любви без романтики» готов завести роман с Соней и притвориться, что влюблён в Натали. И даже зловещее предзнаменование - крупная летучая мышь в его комнате - не заставляет его ни о чём задуматься.


  • Меняется ли поведение героя во второй части рассказа?

Мещерский по-прежнему беззаботен, хотя уже сразу, едва взглянув на Натали, понял, что «даже помыслить не смеет о возможности поцеловать её с такими же чувствами, с которыми целовал вчера Соню!»







5. В каком произведении по ходу событий предсказывалась трагедия?

«Впоследствии я не раз вспоминал, как некое зловещее предзнаменование, что, когда я вошел в свою комнату и чиркнул спичкой, чтобы зажечь свечу, на меня метнулась...)

(«... крупная летучая мышь.»)

Виталий Мещерский, герой рассказа «Натали», «ясно видел... похожую на
смерть хищную мордочку»

Какие еще были предзнаменования трагедии?

(Соня напророчила кузнецу «любовь до гроба», Натали читала «Обрыв» Гончарова, ее ждала пропасть прекрасной, но губительной любви.)

III Актуализация знаний

(Трём группам заранее предлагалось провести сравнительный анализ эпизодов рассказа. На данном занятии группы за ограниченное время представляют презентации с основными выводами по проведённой работе)

Первая группа ребят (средне-сильные учащиеся) нужно было исследовать путь писательского слова через созданные образы к нашему восприятию по плану.

1. Автор - герой - среда.

2. Автор - герой- семья.

3. Автор - герой - героиня.

4. Автор - герой - речевая структура.

5. Автор - герой - читатель.

(Текст исследования см. в приложении 1)

Вторая группа ребят (средне-слабые учащиеся) представила исследовательские выводы по итогам сопоставления рассказа И.Бунина «Поздний час» со стихотворением в прозе «Как хороши, как свежи были розы» И. Тургенева по следующему плану.

1. Психологизм.

2 . Жизнь и смерть.

3. Любовь. (Текст исследования см. в приложении 2)

Третья группа (сильные учащиеся) исследовала особенности взглядов на разные проявления любви Ивана Бунина в рассказе «Натали» по следующему плану.

1. Истоки соблазна.

2. Сладострастие.

3. Поклонение чистоте.

4. Раздвоение.

5. Грехопадение.

6. Судьба.

7. Мирское и божеское в любви.

IV. Делаем выводы об особенностях поэтики Бунина, раскрывшего так трогательно-лирично тему Любви в сборнике «Темные аллеи», используем методику «Мозгового штурма», помогающую составить опорную запись о стиле писателя.

  • Бунин часто прибегает к ретроспекции, его герои живут прошлым. В период любви ими все виделось, слышалось, обонялось и осязалось живее, а настоящее пусто, оно лишь обостряет светлую память. Герои часто показаны в движении, их путь – символ бесприютности и неприкаянности.

  • Бунинские средства изобразительности не спутаешь ни с чьими, они сияют, как бесчисленные звездные россыпи, на небесном полотне текста и, как созвездия, видимые в разных точках Земли, «восходят» в нескольких произведения сразу.

1). Проверяем чувство языка и стиля( с помощью интерактивной таблицы-тренажёра). Находим бунинское слово, доказываем свое мнение, называя вид изобразительно - выразительного средства. Примеры для рассмотрения:

неоднородных определений, «Поздний час»).

  • «И, пойдя, с ужасом ((6) восторга, радости, счастья) взглянул на иноческую стройность ее (смуглого тела, (7) черного платья, высокой фигуры)».

((6) - оксюморон, (7 - метонимия), «Натали»).

«...Дивно рисовались на (блестящей, свежей, (8) золотой) эмали заката серым (углом, (9) кораллом, крестом) сучья в инее».

((8) - эпитет, (9) - сравнение, выраженное формой творительного падежа, «Чистый понедельник»).

«Противоположные возвышенности ((10) отступали, отходили, отрьвались) от долины; и по низменности под ними пролегала древняя каменистая дорога».

(олицетворение, выраженное глаголом движения, «Ночлег»).


2)


Аукцион символов.

.Бунинская проза необычайно поэтична и интересна миром символов, отметим некоторые из них:

  • ночь (покров для чувства от любопытных глаз),

  • сад (душа дворянской усадьбы),

  • вода («текучее» счастье),

  • свет окон (тоска, слабый огонек надежды),

  • небо (макрокосмос),

  • человек (микрокосмос)

  • звезда (взгляд Вечности)...

  • Розы красные (пламенная любовь )

  • У Бунина органично сочетаются образы священного Писания, фольклора, житий, летописей, классической литературы и философии Запада, отечественной словесности. Его оригинальное соединение традиций и новаторства открыло новый этап развития русской прозы. (Например, в «Чистом понедельнике» цитируются строки из романа Толстого «Война и мир», есть реминисценции из «Повести о Петре и Феврании Муромских» Ермолая Еразма, обыгрываются образы пушкинской Шамаханской царицы и Девицы - Лебеди, упоминаются мифы старообрядцев о Петре I как Антихристе и обращение Юрия Долгорукого к Святославу Северскому; являются символами христианские праздники, храмы, даже имя княгини Елизаветы Федоровны, канонизированной мученицы. Герои побывали у могил Эртеля и Чехова, ищут дом Грибоедова, слушают лекцию Андрея Белого, читают книгу «Огненный ангел» Брюсова, а также модные сочинения западных декадентов, участвуют в капустнике с прославленными режиссерами и актерами, но героиня духовным наставником выбрала Льва Толстого, чей портрет висит у нее. Многие исследователи считают, что «Чистый понедельник» - зазеркалье рассказа Толстого «После бала»).

  • V. Бунинский стиль в «Темных аллеях» отличается:

  • лирическими монологами;

  • психологическими диалогами;

  • приемом градации в описании развития образа;

  • формой рассказа с обрамлением;

  • открытыми финалами.


V. Домашнее задание:

Проведем конкурс творческих миниатюр-стилизаций на тему любви по впечатлениям от прочитанных рассказов бунинского сборника «Тёмные аллеи».

(Работы победителей, представленные на следующем уроке, см. в приложении 4)



































ПРИЛОЖЕНИЯ
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Исследовательские выводы по итогам сопоставления рассказов «Дом с мезонином» Чехова и «Руся» Бунина. ( Первая группа )

1. Автор - герой - среда.Чехов объективно представляет отношение своего героя к актуальным общественным проблемам. Конфликт рассказа «Дом с мезонином» определяется столкновением точек зрения художника - пейзажиста, праздного поклонника прекрасного, и неонароднически настроенной барышни Лиды Волчаниновой, считавшей творца, который «в своих картинах не изображает народных нужд, пустым созерцателем.

В рассказе Бунина «Руся» герой отделен от социально - бытовой среды замкнутым пространством поезда. Он едет в вагоне первого класса, пьет кофе с коньяком, ложится под свежее глянцевитое полотно простынь, пользуется благами, данными определенным общественным положением, но, как и чеховский художник, бунинский пассажир страшно одинок. Его жена олицетворяет бескрылость мещанского существования, ему не с кем поделиться сокровенным. Герой ожил лишь когда «мысленно смотрел в то лето», в остальное время он отвечал сухо и грубо, потому что стыдился того, как нечаянно, размышляя вслух, раскрыл створки раковины чистой души, а услышал от своей светской дамы требование интригующего сюжета и небрежные вздохи. Ни Чехов, ни Бунин своим героям не дают имен, тем самым не ограничивая их мировосприятие социальной точкой зрения.

«Дом с мезонином» имеет подзаголовок «Рассказ художника», по ходу повествования неоднократно подчеркивается дар героя поддаваться чарам дивной панорамы и невинных девичьих прелестей, видеть наяву хорошие сны, утверждать: «Что непонятно, то и есть чудо». И пусть проект светлого будущего, где богатые и бедные «работают только три часа в день», изобретают машины, закаляют детей, а свободное время отдают наукам и искусствам, предстает чистой воды утопией, но такая вера в торжество духовной деятельности для нас гораздо привлекательнее суетных хлопот Лиды о «библиотечках, аптечках». Идеи этой девушки сами по себе и казались бы благородными, если бы не сопровождались патетическими речами о «святой задаче культурного человека». Даже заявление художника: «При таких условиях... я не хочу работать и не буду», - нам кажется более искренним и достойным уважения, чем произнесенные с досадой слова Лиды: «Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь!» - а тем более чем бесплодные рассуждения «тяжелого и ленивого малого» Белокурова о пессимизме и его вздохи: «Отстал я от хороших людей, ах как отстал! А все дела, дела! Дела!»

Герой Бунина тоже натура тонкая, отзывающаяся на проявление прекрасного. Хотя живописи училась Руся, любящего ее человека смело можно назвать художником (вспомним, как он говорит о «живописности, даже иконописности», девушки, передает краски и запахи того «удивительного лета», но, очнувшись от потока мыслей, отвечает жене односложно, «неприятно усмехаясь», вернувшись к привычной роли господина). Герои Чехова и Бунина противопоставлены бытовой среде в силу индивидуально - психологических особенностей. Оба не утонули в болоте пошлости, а, не имея сил бороться со средой, ушли в себя, в мир воспоминаний, грустят и скучают, томясь от духовного одиночества. Их сложный внутренний мир все-таки бесконечно испытывает суетные толчки водоворота мира общественного, но героям дано трансцендировать, уноситься в сферы, где царствует «вечное». Тогда один из них верит: «Обо мне тоже вспоминают, меня ждут, и ... мы встретимся», - а другой по - латински говорит сам себе: «Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!»

2. Автор - герой- семья.

Рассказ Чехова носит название «Дом с мезонином», похожий образ открывает воспоминания героя новеллы «Руся»: «В усадьбе любоваться горизонтом можно было только с мезонина. Дом, конечно, в русском дачном стиле и очень запущенный». Видимо, так писатели метафорично подчеркнули, что, «чужое гнездо» привлекает героев, обреченных на «бездомность». (В период основных событий художник жил в чужом имении, момент повествования застает его в дороге, он едет в Крым; бунинский герой в студенческие годы на каникулах был репетитором, о его родителях и доме не сказано ни слова, мы встречаемся с ним, уже женатым господином, в поезде Москва-Севастополь. Можно утверждать, что перед нами образы неприкаянных скитальцев.)

В какие же семьи попали герои, открыв мир усадеб, откуда «повеяло чем-то родным»? О Волчаниновых Белокуров говорит: «Интересная семья... Да, прекрасная, интеллигентная семья». Круг интересов и интеллигентность, бесспорно, замечательны, но так ли здесь прекрасны взаимоотношения? Мать и младшая дочь «обожали друг друга», потому, что это родственные души. Но Лида для них была «священной, немного загадочной особой, как для матросов адмирал, который все сидит у себя в каюте». Непонимание может породить поклонение, но не тепло отношений.

Портрет семьи в рассказе «Руся» набросан штрихами: отец «молчаливый и сухой», дочь ведет все хозяйство, сын - «простой и милый мальчик». Подробнее сказано лишь о матери, которая «страдала чем-то вроде черной меланхолии». Эта странная дама и Лида Волчанинова удивительно похожи: первая - «какая-то княжна с восточной кровью», вторая неожиданно сравнивается с девушкой - буряткой, ведь образованная барышня, как дикарка, презирает то, что не понимает, а именно: красоту и любовь. Мать Руси и сестра Мисюсь даже говорят одинаково - «неожиданно громко», словно подчеркивая свое право повелевать, в поведении обоих много фальши и театральности (стоит вспомнить диктовку о вороне и сыре из «Дома с мезонином» и сцену с пистолетом из «Руси»). Но самое страшное - их эгоизм в отношениях с родными людьми. Мать потребовала от Маруси: «Марья Викторовна, выбирайте: мать или он!». Лиза разбивает счастье младшей сестры, заставив ее уехать, принести в жертву едва затеплившуюся любовь.

Две женщины под видом мудрого наставничества добиваются повиновения близких. Они не в силах справиться с безумной ревностью, считая родных людей обязанными жить и думать по разработанному семейными «адмиралами» плану.

И Чехов, и Бунин видят трагедию общества в разрушении семей изнутри, когда чистая любовь приносится в жертву сумасбродству, и не важно, что стоит за требованием отказаться от личного счастья: социальная идея или расстроенные нервы.

3. Автор - герой - героиня.

Герои сопоставляемых рассказов умеют ценить прелести естества. Оба влюбляются в девушек юных, еще не утративших детской чистоты и непосредственности, жадно тянущихся к красоте и духовности.

Чеховскую Женю называют Мисюсь, а бунинская Марья Викторовна, Маруся, осталась в памяти героя Русей. Сколько света и тепла в наивных на первый взгляд прозвищах!

Мисюсь, глядевшая на мир большими удивленными глазами, привлекает художника, как холст, не тронутый красками. Она рассматривала с восхищением его этюды и интуитивно чувствовала, что в спорах с сестрой правда на стороне человека, «победившего ее (Мисюсь) сердце своим талантом».

Руся, «училась в Строгановском училище живописи», но готова была забросить искусство, самолюбиво ощутив, что не может передать «с натуры» все то, что видит и чувствует, а это для нее равносильно бездарности. Герой покорил ее серьезностью, тем, что читал «премудрые книги», а более тем, что был надежен и прост.

В обоих рассказах подчеркивается трепетная нежность молодого человека к девушке, почти ребенку. Художник замечал, как тонки и слабы руки Мисюсь, а бывший репетитор через годы как самый счастливый миг вспоминает случай, когда Руся «промочила в дождь ноги» и «он кинулся разувать и целовать ее мокрые и узкие ступни». Обе героини одеты по-деревенски просто: одна «носила желтый ситцевый сарафан и крестьянские чуньки на босу ногу», другая «ходила обыкновенно в светлой рубашке и темно-синей юбке». В таком виде они еще беззащитнее и восхитительнее. Девушки чувствовали страх перед будущим, где нет места их счастью. Мисюсь пугали падающие звезды, а Руся слово «ужас» ассоциирует со свернувшимся в лодке ужом. Обе «сжимаются» от холода не только из-за ночной сырости - они боялись одиночества. Руся, зная, что обречена принести свою любовь в жертву и держать на плечах обедневший родительский дом, призналась любимому: «Мама, говорит, что она не переживет моего замужества». Так героиня объясняет причину своей решительности и бросается в тайное озеро страсти, чтобы хоть ненадолго стать счастливой, быть женой.

Женя (уже не ребенок Мисюсь!) решается бросить вызов: «она не жила дома и была неизвестно где».

Чехов и Бунин подчеркивают, что их герои - мужчины могут быть самими собой, если рядом «маленькая королева», с которой вместе можно «владеть этими деревьями, полями, туманом», иначе их ждет чувство безнадежного одиночества и ощущение ненужности.

... Дачная девица...

... Мисюсь, где ты?...

4. Автор - герой - речевая структура.

В рассказе Чехова повествование ведется от первого лица. Перед нами речи философа, проповедующего учение о Человеке, сознающем себя выше «львов, тигров, звезд, выше всего в природе». Художник ощущает свою принадлежность к «вечному и общему и общему», страстно отстаивает идею избавления людей от животного страха. Но, увидев после жаркого спора спящую деревню и печальные глаза Мисюсь, он вдруг осознает, что самые высокие идеи мелочны на фоне Вечного: «И кабатчик, и конокрады спокойно спят, а мы, порядочные люди, раздражаем друг друга и спорим». Молчание героя и любование природой гораздо красноречивее его глубокомысленных высказываний. В такой момент за образом повествователя видна философски ироничная чеховская улыбка.

У Бунина сюжет излагается от третьего лица не только во фрагментах обрамления, где отчужденный взгляд повествователя объективен, но и в самом рассказе - воспоминании о «том лете». С одной стороны, подчеркнута отчужденность героя от себя былого, словно это было с кем-то иным, с другой стороны, бунинское

синкретическое мировосприятие, переливаясь в повествование, наделяет скромного молодого репетитора наблюдательностью и тонкими чувствами Поэта.

5. Автор - герой - читатель.

Чехов и Бунин в малой форме рассказа передают психологически сложный мир

человеческих» чувств на фоне природы, семейных отношений, социально- бытовой среды, что ранее делалось классиками отечественной литературы на полотне

романа. Чехов ставит во главу угла конфликт личности и общества, реалистически обнажая душу героя - художника, столкнувшегося с тем, что «человек по-прежнему остается самым хищным и нечистоплотным животным».

Бунинское видение проблемы иное: личность проверяется отношением к миру природы и способностью на страстное чувство. Его герой, опустошенный условностями общества, с завистью вспоминает пару журавлей и естество их отношений с окружающим миром.

Интересно, что и Чехов, и Бунин стремятся предостеречь читателей от душевного окостенения, обращаясь к теме трепетной и прекрасной любви.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Исследовательские выводы по итогам сопоставления рассказа И.Бунина «Поздний час» со стихотворением в прозе «Как хороши, как свежи были розы» И. Тургенева. (Вторая группа )

1. Психологизм.

Тургеневский цикл стихотворений в прозе имеет подзаголовок «Senilia» («Старческое»), а название бунинского рассказа «Поздний час» таит метафору пройденного жизненного пути. В обоих исследуемых текстах перед нами поток встревоженного воспоминаниями сознания героев, окидывающих прощальным взором бренную землю и перелистывающих напоследок книгу своего бытия, в которой осталось несколько тихих страниц. В тексте Тургенева рефрен «Как хороши, как свежи были розы» следует читать с различной интонацией, как бы передавая особенности разных голосов: первый раз - радость открытия юным сердцем поэзии и гармонии в мире, второй раз слышится грустный вздох умудренного опытом человека, третий раз ощущается трепетный восторг влюбленного, четвертый - веет смертью от прерывающегося кашлем старческого хрипа, пятый - будоражит свежая сила торжества новой юности и, наконец, эхом отдаются звучащие откуда-то сверху слова о краткости людской жизни и бесконечной смене поколений. Получаются своеобразные тонально-смысловые качели, ассоциирующиеся с цикличностью бытия.

(Выразительное чтение по цепочке разными учениками с элементами инсценирования)

У бунинского героя мысли о старости и даже смерти светлы, поскольку окрашены радостью свидания с Родиной. Здесь он был молод и влюблен полвека назад. Нет в живых его избранницы, родных, друзей, в знакомом доме живут чужие люди, но в самой атмосфере разлита бодрящая сила: тут иначе, чем на чужбине, светит «невысокая зеленая звезда, лучистая, как та, прежняя». Герой будто удостоился свидания с вечностью, потому смотрит на мир глазами философа и воспринимает действительность как тонкий лирик. Природа видится ему причудливыми узорами теней, которые меняют свои очертания, но не исчезают. А человеческое сердце - чаша. Переполнится она жизненными впечатлениями - окаменеет тело и станет покоиться у кладбищенской стены, но вьшлеснувшаяся душа улетит к небесным самоцветам...

2. Жизнь и смерть.

Это ключевые мотивы двух анализируемых лирико-философских шедевров.

В «Позднем часе» больше жизни: здесь шире пространственные рамки и ощущается движение (герой идет по городу юности и словно заново переживает все былое: когда-то он входил в ворота гимназии, бродил по городу с любимой, пробирался к ней в сад, «имел полную свободу разъезжать куда угодно», потом бывал и на Суэцком канале, и на Ниле, и на мостах Сены, но протекла жизнь, он вернулся в родные места, чтобы «уйти навсегда»). Тургеневская миниатюра создает эффект сжатости пространства: «Я сижу, забившись в угол». В темноте слышатся глухие скрипучие звуки приближения смерти и витают воспоминания, отпугивая зловещий взмах косы. Оба текста отражают последнюю яркую вспышку памяти, прокручивается киносъемка былого героев, у которых «все умерли» и последняя свеча догорает.

3. Любовь.

И все-таки читателю передается уверенность писателей в том, что любовь дороже жизни и сильнее смерти. В юности это чувство заставляет чаще биться сердце, а в «поздний час» заполняет все рамки мер и времени вечным очарованием светлой памяти. Оба текста - это художественно - философские исследования человеческой души в момент волнительного напряжения при подведении итогов пройденного пути. И Тургенев, и Бунин элегичны в рассуждениях о циклах земного бытия и необычайно лиричны, говоря о любви как движущей силе жизни.



























ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Исследовательские выводы по итогам сопоставления особенностей взглядов на разные проявления любви Льва Толстого в повести «Дьявол» и Ивана Бунина в рассказе «Натали». (Третья группа )

1. Истоки соблазна.

Герои повести Л.Толстого «Дьявол» и рассказа И.Бунина «Натали» от былых дворянских поколений унаследовали не только хлопоты по делам расстроенного хозяйства и благоустройства обедневшей усадьбы, но и пошлую идеологию, касающуюся вопросов отношений мужчины и женщины.

Поверенным чувств Евгения Иртенева оказывается дядюшка, «обрюзгший блудник и пьяница», отец и дед героя «отличались от других помещиков тем, что не заводили У СЕБЯ (! ) никогда никаких шашен с крепостными». Виталий Мещерский, приехав в имение Черкасова, узнает, что дядя «молодецки посматривает на Христю». В спальне старого улана он видит картину: «почерневший лаковый фон, на нем еле видные клубы смугло-дымчатых облаков и зеленовато- голубых деревьев, а на переднем плане блещет точно окаменевшим яичным белком голая дородная красавица». Вот такая метафора любви из наследия «отцов»: где-то в тумане скрылись следы романтики, а перед глазами - грубая плоть. Вступающие в жизнь юноши с воспитанием непроизвольно впитывают соблазн «нарушить свою чистоту», потому что мораль общества скорее на стороне разврата, нежели целомудрия. Мещерский решает: «Настало... время быть как все, ...искать любви без романтики». Иртенев, который «жил свою молодость, как живут все молодые, здоровые, неженатые люди», говорит себе, оправдываясь, что все это «не для разврата, а только для здоровья». Видя смущение молодых людей, читатель вряд ли сочтет их испорченными, скорее заблудшими, ослепленными (не случайно Соня подмечает, что у Виталия «глаза бегают», а Евгений страдал от близорукости, «которую он сам развил себе очками»). Но оба героя не имеют сил и воли бороться с искушением.

2. Сладострастие.

Иртенев постепенно подавил чувство стыда и сошелся со Степанидой, женой жившего в Москве кучера. Герой даже не разглядел с первого раза внешности молодой женщины, но ее образ, сотканный из блеска глаз, упоительного голоса, запаха «чего-то свежего и сильного» запечатлелся в его сознании, ассоциируясь со сладостью упоения телесного голода. Как он ни пытался принизить в собственных глазах смысл «сношений с бабой», без Степаниды ни о чем другом, кроме встречи, не мог думать и от предложения Данила привести «другую» «с отвращением отказался».

Очевидно, барская спесь мешала ему признать, что им овладела хоть и дьявольская, но все же любовь.

Виталий Мещерский сразу почувствовал магнетическую тягу к телу кузины, которая и сама была готова сразу начать роман. Герой ощущал себя «разбитым счастьем и усталостью» от «изнурительно страстных свиданий».

3. Обожание и поклонение чистоте.

Евгений Иртенев отверг настоятельные просьбы матери сделать супружество способом поправить финансовое положение. Он женился без всякого расчета на Лизе Анненской, влюбившись в ее «ясные, кроткие, доверчивые глаза», и обрел в семейной жизни не восторги страсти, а прелесть общения, оказавшись рядом с женщиной, обладавшей «ясновиденьем его души».

Виталий Мещерский полюбил Натали сразу и «до гроба», при каждой встрече вновь и вновь изумляясь ее красотой, боготворя недосягаемость, замирая от восторга.

4. Раздвоение.

Обратим внимание на цвета одежд героинь. Образы Лизы «в голубом платье и таких же лентах на голове», Натали в ее излюбленном зеленом, потом в белом и черном противостоят образам Степаниды и Сони, чьи одежды неизменно красных

тонов, так противостоит целомудрие пышущей страсти. Любовь, заполняющая душу, по мнению обоих писателей, неизмеримо выше зова тела (не даром во внешности Лизы подчеркивается: «была высокая, тонкая, длинная», а Натали, «находясь в полном расцвете молодой женской красоты», продолжает расти). Подвернувшую ногу Лизу Евгений «с гордой радостью донес до дому», не смыкал глаз у ее постели, когда она болела, переживал при родах; чувство к новорожденной дочери вызвало еще большую его любовь к жене. Отношение к Степаниде герой называл болезнью, проклятием, погибелью, «чувствовал себя мерзким, виноватым», втайне мечтая о ней. Подозрение, что рожденный Степанидой ребенок - его сын, Евгений отбросил как вздорное. Но не так легко ему было избавиться от вожделенного желания встречи с женщиной, увидев которую, он терял «волю над собой».

Мещерский мучается вопросами: «отчего же нельзя любить двух?» Но плотское

постепенно вытесняется духовным. Виталий представляет, что обнаженная Соня

прыгнет в воду, «совсем как лягушка», о Натали подобным образом он «даже

помыслить, не смел», позже, увидев ее танцующей на балу с мужем, Виталий

заворожённо смотрит на изгиб руки в белой перчатке, сравнивая его с шеей лебедя. Соня запомнилась Мищерскому с темно-красной бархатистой розой в волосах, но роза

упала на пол, и «к вечеру... темно-красный бархат стал белым и вялым». Расставшись с кузиной, герой не мучился воспоминаниями. Поклонение Натали стало для него смыслом всей жизни, он признается ей: «Мне казалось, что святой стала та свеча у твоего лица». Но Виталию недостаточно было платонической любви, потому он сошелся «с крестьянской сиротой Гашей», которая родила «черненького мальчика» и отказалась от венчания.

5. Грехопадение.

От природы в человеке гармонично соотносятся Тело и Душа. Страсть - это греховное порабощение духа плотно.

Говоря о героинях Толстого, отметим их отношение к семье. Лиза безгрешна, так как замужество сменило для нее восторги влюбленности милым кругом домашних забот, «ее силы душевные всегда были направлены на то, чтобы угадать то, что ОН любит, и потом делать это же самое». Степанида же одержима страстью: пока муж в городе, она «шалит» со стариком Данилой, потом с барином, затем с молодым конторщиком. Евгений называет ее чертом, но так он лишь оправдывает собственный плотский грех. Степанида. Как и он, во власти лукавого. Гордая женщин, почувствовав себя брошенной, вступает в противоборство, демонстрируя дьявольскую силу женской власти. Лев Толстой берет в качестве эпиграфа к повести слова из Евангелия: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Евгений сознает себя преступником, который побежден неведомой силой, но до конца не понимает, что согрешил и должен покаяться. О Боге герой вспоминает лишь всуе: «Боже мой, боже мой! Что же мне делать?» «Боже мой, второй раз ты спасаешь меня» (о случаях, помешавших его встрече со Степанидой). А без искреннего раскаяния неизбежна духовная смерть.

Бунин не акцентирует внимание читателей на греховности сближения Виталия и Натали, никогда не перестававших втайне любить друг друга. Но герой почему-то «поспешил отвести глаза» от угла с золотыми иконами, хотя и не ощущал тяжести вины перед Глашей, считая злым роком слова сироты: «Если влюбитесь в кого как следует и жениться задумаете, ни минутки не помедлю, утоплюсь вот вместе с ним [ребенком]». Виталий сокрушается о своей «конченной жизни», назьвает чувство к Гаше «страшной жалостью, нежностью, но и только», убеждает Натали: «Что до моей страшной вины перед вами, то я уверен, что она... заслуживала снисхождения». Мы понимаем, что герой действительно «всячески погиб», в чем и сам признается, ибо он не способен быть милосердным, беречь от своей страсти ни беззащитную Гашу, ни обожаемую Натали, «тайную жену», которая не может стать «явной для всех любовницей».

6. Судьба.

Повесть Льва Толстого имеет два варианта финала. Оба трагичны. В 1889 году автор пишет о самоубийстве героя, в 1909 меняет версию: Иртенев застрелил Степаниду. Интересно, что в обоих случаях Толстой спорит с мыслью о душевной болезни героя. Хотя Евгений не раз чувствовал себя «почти помешанным», этому не верят самые близкие люди: мать и чутко любящая Лиза. Автор, называя повесть «Дьявол», подчеркивает, что виной всему не Степанида, хотя Иртенев именно ее считает чертом, и не безумие, версия о котором - путь прикрыть бешенство необузданных страстей, а ставший идолом бесовский искус победы Тела над Духом. Евангелия гласит: «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя». Иртенев пытался бороться с соблазном, положив палец в огонь, подобно праведному старцу, о котором читал, но сам засмеялся над собой, ведь без Веры такое действие - вздор. Как говорил Виталий Мещерский, тоже признавший в себе состояние «душевнобольного человека», «привыкает кто-нибудь с годами к тому, что у него отрезали, например, руку или ногу»... Погубление души влечет и физическую смерть.

Бунин пытается объединить любовь Духа и любовь тела Виталия Мещерского,

но именно это ведет к смерти Натали: «В декабре она умерла на Женевском озере в

преждевременных родах». Герою, на наш взгляд, остается только понять, что Гаша -

это его «Агарь», не простая рабыня, а продолжательница рода. Это его путь к

покаянию.

7. Выводы.

Лев Толстой, говоря о любви, стоял за преодоление «мирского» ради «божеского». Вторым вариантом финала писатель дал душе героя, не знающей истинной Веры, путь к Воскресению через покаяние и страдание. Бунин видел «сверхгармонию» Любви в синтезе Духа и Тела. Как пишет А.Н. Архангельский, «Бунин вполне сознательно сплел воедино моралистическую традицию Толстого и эротическую традицию Мопассана». Но всякая страсть в сборнике рассказов «Темные аллеи» завершается не семейной идиллией, а разошедшимися судьбами или смертью, видно, грешному миру еще далеко до «сверхгармонии». А все-таки читателей не покидает светлое убеждение, что разлука, время, гибель человеческая не властны над любовью ...«Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»














ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

(Работы победителей конкурса творческих домашних работ)


«Девочка и Роза».

Девочка бежала по прекрасному саду. Для нее это было первое знакомство с

миром красоты. Росли яркие цветы, гордо высились стройные деревья, о чем-то

шептались у прибрежья камыши. Легкий ветерок целовал обнаженные руки и плечи

ребенка, слепило золото солнечного столба, пробивающегося сквозь кружево ветвей.

Клубы облаков стремились бережно запеленать мирную земную картину.

Вдруг девочка увидела необычно высокий и яркий цветок и со всех ног бросилась к нему, чтобы сделать эту прелесть своей новой игрушкой. Неразумная малышка! Не все так просто, как кажется...

Вот они рядом: благоухающая свежестью роза и очаровательный наивный ребенок.

Девочка потянулась к цветку, ее пальцы скользнули по стеблю, в ладошку впились острые шипы, но детское упрямство заставило руку, прежде чем оторваться, дернуть посильнее бархатные лепестки.

Взаимная боль! Ребенок с плачем убежал прочь, оставив увядать на дорожке смятый красный цветок, обрызганный непривычно алой росой...

Часто в жизни мы требуем, чтобы любовь и дружба служили удовлетворению наших желаний, не замечая, что с силой тянем к себе красоту живого и хрупкого, превращая данное свыше в пустую забаву. Нас ждет боль отчуждения и одиночества. Держим синицу в руках, а жить бывает невмочь без недосягаемо прекрасного.

(Самойлик Сергей)


Звезда.

Однажды ночью он вышел в сад, чтобы стряхнуть тяжести житейских мелочей.

Воздух был напоен нежно-влажным ароматом романтики. Он лежал на траве, мечтая

о серебряных звездах. Вдруг перед ним возник высокий силуэт стройной девушки

самоцветными глазами. Она назвала себя царицей звезд. Голос ее журчал, а лик

излучал сияние. Он спросил:

- Почему не сбывается мое желание, загаданное на падающую звезду?
Девушка тихо улыбнулась:

  • Мне нравится, что ты веришь в сказку. Если это в моих силах, обещаю
    исполнить твое желание.

  • Если ты позволишь мне вечно летать с тобой по небу, мое желание сбудется.
    Царица звезд тихо вздохнула.

-Как легко люди произносят слово «вечно»... Хоть я и волшебница, но есть вещи, которые не в силах соединить никто. Но все же попытайся оторваться от земли и догнать меня в вышине.

Она вспорхнула, осыпав его тысячами алмазных искр. Он, восторженный, обезумевший, почувствовал, что летит. Ему казалось, что он вот-вот коснется ее серебрящихся от луны волос, скользнет рукой по бледному шелку одежд, под которыми угадывалась невесомая прелесть зеркально-телесной фигуры. Он взмывал выше и выше, охлаждаемый свежими струями звездного дождя.

Вдруг все разом исчезло. Мечтателя будила жена, поливая водой и в чем-то неприятно - громко убеждая. Ей трудно было понять, почему ее такой домашний и тихий муж с недавних пор все грустит и вздыхает очарованно, глядя в небо, а потом,

изможденный, засыпает мертвым сном.

Лишь ошеломленной душе романтика было ведомо, как смигивает порой слезу

следящая за ним с высоты самая чистая и светлая Звезда.

(Денисенко Виталий)

Дуб и гусеница

Молодая гусеница полюбила старый могучий дуб и считала себя самой счастливой, прильнув к надёжному заскорузлому стволу. Она звала возлюбленного оторваться от земли и парить с ней в высоте на крыльях мечты.

Дубу были, несомненно, приятны прикосновения нежных бархатистых лапок гусеницы, но чтобы он, видавший виды старик, поверил в сказку? Смешно! Дуб скрипуче захохотал над мечтой гусеницы летать.

Болью сжалось маленькое сердце несчастной осмеянной влюблённой. Тельце гусеницы пронзила боль, липко-безжалостным коконом спеленала всё её существо. Но была в этом маленьком существе неразгаданная сила, рванувшая мёртвый кокон, прорезавшаяся радужными крыльями и поднявшая ввысь ту, которая любила и страдала.

Прекрасная бабочка скрылась высоко в небе, опровергая бескрылую мудрость тех, кто уверен, что рождённому ползать не дано летать.

А старый дуб, проклиная свой вековой опыт, замер, впервые увидев настоящее чудо .Ему казалось, что откуда-то сверху шепчет ему возлюбленная душевные строки поэта:

Так любовно мягкий ветер веет,

Как же нет любви?!

(Анна Губа)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературе

Автор: Насыбуллина Ильзира Ильгизовна

Дата: 31.12.2018

Номер свидетельства: 493444

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическая разработка урока литературы по теме А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания. Композиция произведения. для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieratury_po_tiemie_a_s_griboiedov_gorie_ot_"
    ["file_id"] => string(6) "374205"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482943492"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка урока литературы в 7 класс. Тема "Хокку""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokalitieraturyv7klasstiemakhokku"
    ["file_id"] => string(6) "273508"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452241766"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Разработка урока литературы "Стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotka_uroka_litieratury_stikhotvorieniie_a_s_pushkina_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "343331"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473620093"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Разработка урока литературы в 5 классе «Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_litieratury_v_5_klassie_sierghiei_iesienin_dietskiie_ghody_obra"
    ["file_id"] => string(6) "354216"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478008621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства