Данный урок «Иван царевич и Серый волк» был проведен в 5 «А» классе. Материал урока опирается на знания, умения, полученные ранее. Это урок, который совмещает индивидуальную и групповую форму работы учащихся, проявление творческого потенциала и самовыражение через элементы театрализации, занимательность, яркость и познавательность материала. Учащиеся 5 классов очень активные ребята, с высокой работоспособностью, творческим потенциалом. Именно поэтому выбрана необычная форма. Урок строился так, чтобы он был продуктивным, интересным. Выбранная структура (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, актуализация знаний включает игровые моменты, литературная игра основана на обобщении знаний, проявление творческих способностей учащихся.
Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократичности, доброжелательности в общении , заинтересованности учащихся, так как снималась нерешительность при ответах. На мой взгляд, цели и задачи данного урока достигнуты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка сказки Иван царевич и Серый волк »
Разработка литературного чтения для 5 класса
Тема: Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
Цели:
образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся о народной сказке, раскрыть и закрепить ее особенности: характер сказочного повествования (зачин, троекратное повторение, концовка), ознакомить с содержанием сказки;
развивающая: Обогатить речь учащихся «Сказочным словарем», развить навыки выразительного чтения сказки, способствовать развитию логического мышления и нравственного воспитания;
воспитательная: Привить школьникам чувства уважения к русской народной сказке как сокровищнице народной мудрости.
Метод: Метод чтения и пересказывания. Репродуктивный.
Прием: Вступительное слово учителя, репродуктивная беседа, записи на доске, отгадывание кроссворда с ключевым словом «Сказка» и составление ассоциации с данным словом, игра – викторина «Хорошо знаю ли я сказки?» (просмотр и отгадывание названия сказок по видеокассете)
Наглядность: Книжная выставка «Русские народные сказки», иллюстрации, слайды к сказкам, раздаточный дидактический материал, крылатые выражения, плакат с кроссвордом.
Литература: Учебник «Чтение» за 5 класс.
Ход урока:
Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку.
Повторение.
Слово учителя: Что мы проходили на предыдущих занятиях, с каким новым словом мы познакомились?
Ученик: С фольклором.
Учитель: А что такое фольклор и что относится к нему?
Ученик: Фольклор – это устное народное творчество, в переводе с латинского языка означает «народная мудрость». А к фольклору относятся прибаутки, скороговорки, пословицы и поговорки, песенки, загадки и т.д.
Учитель: Как говорится в пословице «Думать хорошо, а отгадывать и того лучше» начнем мы наш урок с отгадывания загадок.
1
с
н
е
ж
и
н
к
а
2
к
о
т
3
з
а
п
а
х
4
з
а
я
ц
5
е
ж
и
к
6
ч
а
с
ы
Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.
Может быть черным и рыжим, пьет молоко, любит мясо, гуляет сам по себе.
Вокруг носа вьется, а в руки не дается.
Летом серый, зимой белый.
Чей домишко из иголок, на земле у старых елок.
Идут целые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте.
Учитель: Если вы внимательно посмотрите, то найдите ключевое слово.
Ученик: Говорит слово сказка.
Учитель: Ребята! Сегодня вы побываете в мире сказок. Тема нашего урока называется «Что за прелесть эти сказки!». И мы ознакомимся с содержанием русской народной сказки Иван-царевич и Серый волк. (Запись на доске темы урока). Сложенные народом в стародавние времена, они живут и по сей день. У каждого народа есть свои сказки. А что же такое сказка? Я хочу проверить ваше представление о сказке, составляя ассоциацию с ключевым словом сказка.
Фольклор Жанр уст.нар.творчества
Интер.рас. о необ., вымышл.соб. Осн.виды: волш., быт., о животн.
Любят дети Нравятся, когда нам чит.мамы и баб.
Запис.их стали около 200 лет наз.
Нач.так.: в некот.царстве, По содерж. интересны и увлекател.
в некот. госуд.давным-давно Чему-то учат, имеют больш.восп.знач.
жили-были Мы узнаем о жизни других народов
Бываютполож. и отриц.герои Добропобеждает зло
Велик.сказочники: А.С.Пушкин,
Г.Х.Андерсен Появ.очень давно, передав.из уст в уста
Народные и литературные
3.Новая тема
Учитель пересказывает I-II части сказки Иван-царевич и Серый волк.
После рассказа учителя ученики (в роли царя Берендея, троих сыновей, в том числе Ивана-царевича) они показывают инсценировку, выразительно читая первую часть сказки.
4.Закрепление
Блиц-опрос по первой части
Как звали царя? Сколько у него было сыновей?
Почему затосковал царь? Что случилось?
Как стерегли сад старший и средний сыновья?
Что удалось сделать Ивану-царевичу?
После блиц-опроса ученики выходят к доске и в роли главных героев (присоединяется царь Афрон и Серый волк) показывают инсценировку, выразительно читая вторую часть сказки.
Блиц-опрос по второй части
Что же случилось с Иваном-царевичем в самом начале пути?
Почему Серый волк решил во всем ему помогать?
Почему Ивана-царевича схватила стража царя Афрона?
Что сказал Афрон царевичу?
Что случилось, почему Иван-царевич не смог забрать коня златогривого?
Что потребовал царь Кусман?
Словарная работа
Записьсказочныхслов и выражений в тетрадяхиз I-II части
волшебный – сиқырлы
необыкновенные – таңқаларлық
жил-был – болыпты
царевич – ханзада
в путь-дорогу – жол сапарға
чудесная птица – ғажайып құс
терем – дом в виде башни
служить верой и правдой – служить добросовестно, честно
конь златогривый – с золотой гривой, алтын жалды ат
пригорюнился – стал грустным, печальным
долго ли, коротко ли – азды көпті уақыт өткен соң
5.Работа по таблице
Часть сказки
Имя персонажа сказки
Описание
Их действия
I
Берендей
царь, старый
велит найти вора, крадущего золотые яблоки
Старший сын
обманщик, ленивый
любит поспать на дежурстве
Средний сын
обманщик, ленивый
любит поспать на дежурстве
Иван-царевич
младший сын царя, ответственный
проследил вора
II
Серый волк
честный
хочет помочь царевичу
Царь Афрон
хитрый, жадный
думает только о своей выгоде
Царь Кусман
хитрый, жадный
думает только о своей выгоде
Вопросно-ответная беседа
Учитель: За что вы любите сказки?
Ученик: Прежде всего, за то, что в ней добро побеждает зло. Но еще и за то, что в ней много волшебного, чего не бывает в жизни, а герои ее – умные, добрые, смышленые люди, у которых много помощников в борьбе со злыми волшебниками. Кроме того, читая сказки других народов, дети знакомятся с их традициями, обычаями, бытом.
Учитель: Какие сказки народов вы читали?
Ученик:
Учитель: Какие бывают сказки?
Ученик: Волшебные, бытовые, о животных.
Учитель: Что удивительного в волшебных сказках? Приведите примеры.
Ученик: В них все необычно, преувеличено, герои действуют на земле, под землей, на небесах, борются с разными чудовищами (дракон-айдахар, людоед-жезтырнақ, ведьма-жалмауыз кемпір), им помогают чудесные предметы (ковры-самолеты, диво-зеркало).
Учитель: Какие животные становятся героями в сказках о животных?
Ученик: В них героями становятся волки, медведи, львы, лисицы, зайцы и другие звери.
Учитель: Как вы думаете, чему учат бытовые сказки?
Ученик: Учат не быть глупым, жадным, жестоким и трусом.
Учитель: Как вы думаете, к какому виду сказок относится сказка об Иване-царевиче и Сером волке?
Ученик: Волшебным.
Учитель: Кто из героев сказки вам понравился? Чему учит эта сказка?
Ученик:
6.Телевикторина «Мир сказок»
Учитель показывает эпизоды из сказок, а ученики отгадывают названия сказки.
7.Домашнее задание
Учитель задает домашнее задание: сочинить свою волшебную сказку, в которой герою помогали бы предметы, окружающей вас сегодня и нарисовать рисунки к любимой сказке.
8.Подведение итогов урока и комментирование оценок.