Урок по литературе сосавила преподаватель КГКП" Боровской профессионально технический коллкдж" Карплюк Л.Ф.
Итак в эфире телепередача «Пусть говорят» и с вами я ваш преподаватель литературы Карплюк Л.Ф. Эпиграфом урока мы взяли слова«Бойся равнодушных. именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства». К этим словам мы обратимся с вами в конце урока. Обратите на них внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературе »
Сабақтың тақырыбы
Тема урока
Острота конфликта в драме «Гроза». Обличение «самодурства», грубой силы и невежества.
Сабақтың мақсаты:
Цели урока:
Білімділік:
Обучающая
бобщение и систематизация изученного материала.
Дамытушылық:
Развивающая:
Развитие умений обобщать, делать выводы.
Тәрбиелік:
Воспитательная:
Вырабатывать непримиримое отношение к деспотизму, грубости, самодурству.
Сабақтың көрнекілігі:
Оборудование урока:
Видеофильм, опорные схемы, вещи для инсценировки.
Основные понятия и
термины
Ханжество, самодурство, благочестие, конфликт.
Сабақ әдіетері
Методы обучения и формы
организации познавательной
деятельности
Урок с элементами телепередачи «Пусть говорят»
Әдебиет
Источники информации
Школьные и внешкольные
В.В.Савельева «Русская классическая литература и современность», статьи Н.Добролюбова и Д. Писарева, материалы интернета.
Сабақтың барысы:
Ход урока:
І. Ұйымдастыру.
Орг. момент
Проверка наличия учащихся на уроке
Проверка наличия принадлежностей
ІІ Үй тапсырмасын тексеру
Проверка домашнего задания.
1.Фронтальный опрос в форме игры «Аукцион» (кто лучше)
При ответах раздаются фишки,
-зеленая-уд
-синяя- хор.
красная- отл.
Вопросы:
- Когда и где родился А.Н.Островский?
-Вспомните первое название пьесы Островского.
-В каких журналах печатался Островский?
-Как первоначально называлась пьеса Островского «Свои люди сочтемся»? ---Сколько лет он работал над этой пьесой?
-В каком журнале была напечатана драма «Гроза»?
-Какой театр называют «театром Островского»?
- Председателем какого общества единогласно был избран А.Н.Островский?
- Почему цензор не давал разрешения на постановку пьесы Островского «Гроза»?
-Назовите персонажей пьесы «Гроза» представителей «темного царства»
-С каким образом сравнивается образ Катерины? Для чего это делает автор?
2. Подведение итогов игры.
ІІІ. Жана сабақты түсиндіру:
Объяснение нового материала. (сопровождается показом презентации)
А теперь мы перейдем к новой теме урока «Острота конфликта в драме «Гроза». Обличение «самодурства», грубой силы и невежества.». (слайд 1)
Конфликт. Что означает это слово?
(студенты высказывают свою точку зрения, делается обобщение )
Новую тему попробуем провести в форме известной передачи «Пусть говорят». Пусть сегодня на уроке говорят сами герои драмы, и помогут нам разобраться, между кем возник конфликт? В чем его острота? Кто виновен в гибели Катерины? Мы постараемся обличить самодурство и дать оценку произошедшей драме.
Итак в эфире телепередача «Пусть говорят» и с вами я ваш преподаватель литературы Карплюк Л.Ф. Эпиграфом урока мы взяли слова«Бойся равнодушных... именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства». К этим словам мы обратимся с вами в конце урока. Обратите на них внимание.
Мы будем говорить о невыдуманных историях, а в частности, о самоубийстве Катерины Кабановой, произошедшем в городе Калинове. Молодая женщина, выйдя замуж, попадает под деспотизм свекрови. Муж сам боится властолюбивой матушки и не может защитить жену. Катерина полюбила Бориса и втайне с ним встречается. Но Борис не может тоже защитить свою возлюбленную и не может взять ее с собой. Он уезжает, а Катерина от отчаяния бросается в омут. Как же это произошло? Кто подтолкнул к омуту молодую, полную жизни женщину. Попробуем разобраться.
К нам пришел Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка. Он хочет рассказать о нравах этого города. (слайд3)
Скажите, вы сказали как-то, что в вашем городе жестокие нравы. Почему? В чем это проявлялось?
Кулигин: В этом городе основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинствагорода Калинова. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже я осознаю власть денег, мечтаю о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами. Преподаватель: Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха самые богатые люди города. Это можно сказать «элита» Вашего города Как же они относятся ко всем их окружающим людям?
Кулигин: О, они угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться. Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него – червяк: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Одним словом, «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Преподаватель: Так ли это? Давайте спросим у самого Дикого.
(Выходит Дикой) (слайд 4)
Преподаватель.: Вы слышали, очевидно, в чем вас обвиняют. Так ли это?
Дикой: Бред дикий! Кто их угнетает. Не путайся они у меня под ногами я бы и слова им не сказал. Вот возьми племянника Бориса. Я ему говорю, где бы я ни шел, он тут как тут. Займись делом, говорю, а он мне дерзит.
Преподаватель: Так ли это? Давайте посмотрим. Внимание на экран. (фрагмент фильма)
Так почему же вы набросились на Бориса. Ведь он вам племянник.
Дикой: А какой там племянник. Если он меня будет почитать, я ему должен буду и его сестре дать какой-нибудь капитал, так бабка завещала. А я не дам ничего. У меня свои дети есть.
Ведущий: Никто лучше не скажет о герое, чем он сам о себе. Как Дикой разоблачает сам себя?
Дикой: ( из пьесы отрывок читают по ролям)
Ведущий: Кто по-вашему заслуживает уважения в вашем городе- Калинове?
Дикой: Конечно сударыня Кабанова. Одна она меня понять может, одна она «меня разговорить может».
Ведущий: В чем же она вас «разговорить» могла? Может потому что сродни духовной с вами была?
К нам на ток-шоу пришла Варвара-дочь ее. После самоубийства Катерины, она сбежала с женихом. Но согласилась прийти к нам.
(выходит Варвара)
Скажите, вы тесно общались с Катериной, вы догадались о ее чувствах, сами устроили свидание Катерины с Борисом. Что вы нам скажите о Катерине.
Какие у Вас были отношения с покойной?
Варя: Очень близкие. Я была в курсе всех ее дел, она советовалась со мной.
Преподаватель:Что вы можете сказать о личности погибшей?
Варя: Странная она была! Не похожа на других. Уж очень совестливая. Врать не умела, потому и мужу и свекрови всё рассказывала. В бога очень верила и решительная была. Как-то в детстве ее обидели чем-то, она и убежала на Волгу, села в лодку и всю ночь «каталась». На следующий день верст за десять нашли. Я ее все с птицей сравнивала — с такой большой белой птицей. Как-то она сказала мне: «От чего люди не летают так, как птицы: Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась и полетела». Но вольная птица попала в железную клетку. И билась, и тосковала, пока не освободилась. Теперь ее душа свободна.
Преподаватель: Как Вы думаете, мог бы быть для Кати другой выход?
Варвара: Я думаю, что да! Промолчала бы, хотя с ее характером не избежать ей было смерти. Вот ее слова: «Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».
Преподаватель: Спасибо.
Кулигин: Я же вам говорил: «Жестокие нравы царят в нашем городе, жестокие! Стяжательство, зависть, духовное обеднение прочно укоренилось здесь. В мещанстве вы ничего грубости да бедности, нагольной не увидите. Вот какой у нас городишко! У всех ворота заперты и собаки спущены. И не от воров они запираются, а чтоб люди не ведали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что за этими запорами разврата темного да пьянства! И все шито и крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! А у потерпевшей характер был свободолюбивый, независимый, вот и не вытерпела она. Просьба учесть эти обстоятельства в ходе расследования».
Дикой: Что это вы тут сидите рядите? Кто позволил? Кто волю давал? Я в городе голова, у меня деньги, я и судья! Захочу — помилую, захочу — раздавлю. А Кулигин этот ваш — грубиян. Державиным каким-то шантажировал. Да за это его к городничему! А то и в Сибирь. Всех в Сибирь! Ишь ты, демократию развели! А Кабаниха — кума моя. Не тронь!
Преподаватель: Муж, говорят и жена- одна сатана. Давайте послушаем Тихона-мужа Катерины
(выходит Тихон)
Пытались ли вы защищать от нападок своей матери жену?
Тихон: Да заездили они меня совсем, не чаял вырваться. До защиты ли мне?
Преподаватель: Значит, нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять ее в поездку?
Тихон: «Ты ещё навязываешься»
Преподаватель: Чем вы занимались в отъезде?
Тихон: Всю дорогу гулял и в Москве гулял, так «чтобы уж на целый год отгуляться! Ни разу про дом-то и не вспомнил».
Преподаватель: Что такое «гулял»?
Тихон: Да пил, конечно!
Следователь: Что вы ответили Кулигину, когда он советовал вам простить жену?
Тихон: «Да пойми ты, Кулигин, я то бы ничего, а маменька-то, разве с ней сговоришься? Где уж мне своей волей жить!»
Преподаватель: Били ли вы свою жену?
Тихон: По приезде побил немного, да и то маменька приказала.
Преподаватель: Итак, Тихон Кабанов, вы не были опорой для жены. Это бесхарактерный человек, пьяница, во всем слушался маменьку. Могла ли Катерина любить такого человека? Она старалась изо всех сил, но сам Тихон оттолкнул ее. И это послужило одной из причин гибели молодой женщины.
Преподаватель: Всю жизнь существует конфликт детей и отцов, снох и свекровок. Свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова согласилась приехать на нашу передачу. Марфа Игнатьевна, почему Вы старались унизить Катерину при людях?
Кабанова: Чтоб не зазнавалась. Я люблю, чтобы все мне в доме подчинялись, боялись. А молодые много воли взяли, старых порядков не знают совсем, старших не почитают.
Преподаватель: Почему Вы постоянно донимали ее бранью, упреками?
Кабанова: За непослушание, непочтительность. Гордая она была больно, независимая. А я хозяйка дома — все мне должны повиноваться. Мои деньги — и воля, и законы мои.
Преподаватель: Почему Вы не пустили сына вытаскивать Катерину?
Кабанова: Вот еще! Из-за нее да себя губить, стоит ли она этого. Сказала только: «Прокляну, по миру пойдешь, вытащут: взглянешь».
Преподаватель: И он безвольный человек, конечно же Вас послушался. А что же любимый человек Борис. Где же был он? Почему, как Кулигин не сбежал со своей любимой, не встал на ее защиту?
(Выходит Борис.)
Преподаватель (Борису):Мы знаем, что Катерина имела с Вами тайную связь. Что Вы можете сказать о Ваших отношениях с Катериной Кабановой?
Борис: Я любил Катю. Мы встречались с ней всего десять деньков, когда Тихон Иванович уехал в Москву по делам маменьки. Потом всё кончилось.
Преподаватель: Кто дал Вам знать об отъезде мужа Катерины?
Борис: Варвара Ивановна, она всё и устроила.
Преподаватель: Что Вам сказала Катя, когда Вы впервые встретились?
Борис: Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски.
Преподаватель: Где Вы встречались?
Борис: В овраге за садом.
Преподаватель: Кто еще знал о Ваших встречах?
Борис: Никто кроме Вари и Кудряша. И никто бы не узнал про нашу любовь с Катей, если бы она сама не рассказала.
Преподаватель: Катя просила Вас взять ее с собой в Сибирь. Почему Вы ей отказали?
Борис: Не по своей воле я в Сибирь-то ехал: дядя посылал.
Преподаватель: Таким образом, получается, что Вы бросили свою возлюбленную на произвол судьбы. Итак, господа, еще одна причина гибели Катерины — это трусость, безволие ее возлюбленного.
Что об этом скажет Литературовед-критик Добролюбов?
Добролюбов:
Катерина — это «русский сильный характер», поражающий «своей противоположностью всяким самодурным началам». С точки зрения окружающих, она «странная, сумасбродная, «мудреная» какая-то, потому что «она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей». Она правдива: ничего не умеет и не считает нужным скрывать, она не может терпеть «напраслину», смело возражая свекрови. Она не приемлет двойного стандарта поведения: «что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю». Она решительна и горда, еще с детства не терпит обиды, и поэтому, если не захочет жить в доме мужа, «коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой», «…хоть ты меня режь!»
Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу. «Конец драмы кажется мне «отрадным» именно в силу того, что появилась героиня, способная на протест, на «восстание против угнетения и произвола старших». «Грустным» и «горьким» показывает критик такое освобождение, но оно лучшее, что находит героиня в такой жизни, «где живые завидуют умершим».
Преподаватель: Что скажут студенты?
Студент: Добролюбов закрывает глаза на то, что Катерина по сути своей противоречива и Островский первоначально даёт нам такое представление о ней. Мы же можем посмотреть на Катерину с другой стороны: как на изменницу, самоубийцу и клятвопреступницу. Однозначно неправильно было со стороны великого критика называть Катерину “борцом”, если она и борец, то боролась лишь сама с собой, с внутренним искушением (и, кстати, борьбу сдала), а не с тем, чему можно было противиться: с самодурством свекрови, с её морально устаревшими устоями, с обществом, которое вполне можно назвать пошлым мирком обывателей.
Но мы можем также пойти по другому пути, взглянуть на Катерину, как на наивную и религиозную девушку Катю, заблудшую, обессиленную внутренней борьбой, любовью к недостойному этого человеку, самодурству свекрови, девушку, чьи детские мечты и наивные христианские идеалы рухнули после замужества. С этой позиции и смотрит на неё Добролюбов. Пусть она действует совершенно непоследовательно, так сказать, повинуясь женской логике, пусть она медленно входит в это серое общество, свыкаясь со “свинцовыми мерзостями дикой русской жизни” (как много лет позже напишет в “Детстве” Максим Горький), но Катерина, в отличие от Ларисы из “Бесприданницы” не желает себя оправдать, она согрешила и кается в этом, судорожно ищет выход из по определению небезвыходной ситуации, натыкается на издевательства Кабанихи и не находит для себя никакого более уместного выхода, кроме самоубийства. Возможно, вышеизложенные мотивы и побудили Н.А.Добролюбова назвать Катерину “лучом света в тёмном царстве”. «Тёмное царство”, кстати говоря, название более ранней статьи критика, где он показывает серое общество скупых, бессердечных и не умеющих прощать обывателей, и не видит в нём никакого “луча”. Но, увлёкшись оправданиями поступков Катерины и жалостью к ней, критик не видит, по нашему мнению, более яркого и прямого “луча” – часового мастера-самоучку Кулигина, а ведь он личность гораздо более непротиворечивая и цельная, чем Катерина. Он желает обустроить Калинов, помочь его жителям и опять, как Катерина, натыкается на сопротивление архаичных, но высокопоставленных самодуров.
Преподаватель: Давайте заслушаем еще мнение
Литературный критик: Итак, перед нами предстала страшная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом в наших городах. Что мы видим? Невежество, стяжательство, грубость серость, дикое ханжество, деспотизм. В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить, право жить по своим убеждениям и понятиям — ничего этого нет. И жить в этом обществе душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, любящей, такой как у Кати? Смириться? «Лучше могила» — говорит Катерина. Лучше смерть, чем рабство. Такому сердцу душно и томно жить в этом обществе. И для такого характера один выход — смерть. И вина — тому — жестокие нравы, царящие в купеческих семьях, городах!
Преподаватель: Хочу закончить свое выступление, обратившись к эпиграфу урока.
«Бойся равнодушных... именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства». На этот раз с их согласия, в результате их бездействия произошло самоубийство. Погиб человек, который не поддался насилию и угнетению.
Гибель Катерины показала их бессилие, нежелание и неумение бороться. Все они виноваты в смерти Кати, и эта смерть пробудила в них чувство протеста. (Варвара ушла из дома, Тихон не станет подчиняться маменьке, Кулигины станут смелее).
Протест их слаб, но «темное царство» уже не так всемогуще.
Островский показал слабых людей, которые не смогли бороться за свою судьбу, а значит, не достойны лучшей жизни.
«Раз в борьбу не вступил с подлецом, палачом, значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем» (В.Высоцкий). А быть в жизни ни при чем — это страшно.
IV.Бекіту:
Закрепление:
Работа с группой:
Каково ваше отношение к поступку Катерины с позиций нашего времени?
3. Изменится ли город Калинов после гибели Катерины?
4. Винит ли Катерина кого-нибудь в своей смерти?
Нет. Считает себя виновной. Религиозность, предрассудки, природа, романтика, воспитание, замкнутый образ жизни: дом, вышивание, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами.
5. В начале урока я раздала вам опорные листы с текстом различных черт характера.