Разработка открытого урока по литературе в 8 классе на тему «Размышления о гуманности, чести и достоинстве в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина ».
Разработка открытого урока по литературе в 8 классе на тему «Размышления о гуманности, чести и достоинстве в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина ».
Разработка открытого урока по литературе в 8 классе на тему «Размышления о гуманности, чести и достоинстве в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина ».
Цель:
-проанализировать главы повести «Капитанская дочка»,определить нравственные принципы главных героев;
-развивать аналитическое мышление учащихся, умение составлять характеристику литературного героя;
-формировать активную гражданскую позицию в жизни, прививать чувство патриотизма.
-
-Читая книгу, страница за страницей, мы проживаем вместе с героями произведения целую жизнь, где также, как и герои повести, совершая поступки, движемся, идем по жизненному пути. Путь сложный, непредсказуемый, и нужно его пройти так, чтобы потом можно было сказать: «Я его прошел с честью и достоинством».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературе в 8 классе на тему «Размышления о гуманности, чести и достоинстве в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина ».»
Разработка открытого урока по литературе в 8 классе на тему « Размышления о гуманности, чести и достоинстве в повести «Капитанская дочка»А.С. Пушкина ».
Подготовила:
Шарова Л.Б.,
учитель
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №33» г. Энгельса
Александр Сергеевич Пушкин
«Капитанская дочка»
Размышления о гуманности, чести и достоинстве.
Цель:
-проанализировать главы повести «Капитанская дочка»,определить нравственные принципы главных героев;
-развивать аналитическое мышление учащихся, умение составлять характеристику литературного героя;
-формировать активную гражданскую позицию в жизни, прививать чувство патриотизма.
Эпиграф:
Не сильные лучшие,
а честные.
Честь и собственное достоинство - сильнее всего.
Ф. М. Достоевский
Читая книгу, страница за страницей, мы проживаем вместе с героями произведения целую жизнь, где также, как и герои повести, совершая поступки, движемся, идем по жизненному пути. Путь сложный, непредсказуемый, и нужно его пройти так, чтобы потом можно было сказать: «Я его прошел с честью и достоинством».
Главные герои
Емельян Пугачев
Петр Гринев
Алексей Швабрин
Марья Миронова
Опрос домашнего задания:
Презентация творческой работы «Герб семьи Гриневых»
Написать мини-сочинение «Мое представление о семье».
Диагностическая карта
Ф.И.О.
Отношение к родителям
Петр Андреевич Гринев
Отношение к крепостным
Отношение к друзьям
Отношение к самому себе
1.Какое напутствие дал отец Петруше перед расставанием?
2.Какой опрометчивый поступок совершает Гринев Петр Андреевич?
3. Умеет ли
анализировать
свои поступки Гринев?
4. Глава «Вожатый». Почему Гринев
отдает незнакомому
мужику
заячий тулуп?
Не нарушает ли он
статуса дворянина?
«Его благородие мне жалует шубу со своего плеча...».
5. Глава «Поединок».
Из-за чего состоялась
дуэль между Гриневым
и Швабриным?
Кто вызывает восхищение,
а кто презрение?
Дворянская честь
Кодекс
нравственности
Гринева
Честь офицера
Честь семьи
Человеческое достоинство
Честь девушки
6. Глава «Приступ». Каков композиционный план этой главы?
7.Какие качества характера проявляет Петр Андреевич перед казнью?
8. «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Почему Пугачев не повесил Гринева за эти слова? Какие качества характера помогли ему?
9.Глава «Осада города». О чем просит Марья Ивановна Петра Андреевича?
10.На какой поступок решается Гринев ради любимой девушки? (Глава «Мятежная слобода»)
11. Как отнесся Петруша к калмыцкой сказке, рассказанной Пугачевым?
В наше время, к сожалению, вечные ценности стали менее значимыми и даже могут вызвать насмешку или иронию, на место любви к ближнему приходит душевная черствость. В стране растет количество негативных поступков, совершаемых молодыми людьми. Понятия чести и достоинства далеки и чужды, несоотносимые для современной молодежи. Верно ли такое утверждение?
Оптимисты
Пессимисты
Реалисты
Вывод:
остаться человеком, сохранить верность любви и память о близких, не ожесточиться, не сломаться, не потерять свою дорогу – главная задача жизни. Чувство долга, честь, гуманность- вот те моральные качества характера, которые помогут решить эту задачу.
1.Приготовить презентацию «История пребывания Пугачева в Уральске».
2. Сравнить отношение к Пугачеву разных людей: коменданта, Ивана Игнатьича, отца Герасима, разных казаков и других.